Организация маркетинга

4. В какой степени высшее руководство контролирует и координирует деятельность по основным направлениям маркетинга?

0: деятельность не контролируется, и возникают конфликты между различными направлениями маркетинга;

1: в ограниченной степени, уровень контроля и координации является в основном неудовлетворительным;

2: в большой степени; в результате различные функциональные области хорошо работают вместе.

5. Какова связь управления маркетинга с управлением финансами, производством, НИОКР, кадрами?

0: слабая, с частыми жалобами на то, что маркетинг нереалистичен в своих требованиях;

1: удовлетворительная, хотя существует ощущение, что каждый отдел действует, в первую очередь, в своих собственных интересах;

2: очень хорошая; отделы хорошо работают вместе в интересах компании как единого целого.

6. Как организован процесс развития нового продукта?

О: плохо:

1: формально этот процесс существует, но не отлажен достаточно хорошо;

2: процесс хорошо структурирован, профессионально управляется и дает хорошие результаты.

Информационное обеспечение

7. Как часто компания проводит исследование рынка, изучает заказчиков, каналы сбыта и конкурентов?

0: редко;

1: от случая к случаю;

2: регулярно, на основе структурного подхода.

8. В какой степени руководство осведомлено о потенциале и прибыльности различных рыночных сегментов?

0: совсем не осведомлено;

1: в некоторой степени;

2: очень хорошо.

9. Проводится ли анализ эффективности издержек для различных уровней и типов затрат маркетинга?

0: нет;

1: анализ частичный, нерегулярный;

2: достаточно подробный анализ.

Стратегическая перспектива

10. Насколько формализован процесс планирования маркетинга?

0: планирование маркетинга не формализовано;

1: разрабатывается ежегодный план по маркетингу;

2: компания разрабатывает подробный ежегодный план по маркетингу, а также долгосрочный план, который ежегодно корректируется.

11. Насколько хорошо разработана текущая стратегия маркетинга?

0: текущая стратегия неясна;

1: текущая стратегия ясна, но во многом является продолжением предыдущей стратегии;

2: текущая стратегия ясна, хорошо аргументирована и разработана.

12. В какой степени при планировании учитывается элемент случайности?

0: совсем не учитывается;

1: отчасти учитывается при разработке плана, но отсутствует в формальном плане;

2: делаются серьезные усилия определить наиболее важные случайные факторы, и по ним составляются соответствующие планы.

Операционная эффективность

13. Насколько хорошо высшее руководство анализирует выполнение плана маркетинга?

0: плохо;

1: относительно хорошо;

2: максимально успешно.

14. Насколько согласовано управление маркетингом с имеющимися ресурсами?

0: не согласовано; ресурсная база неадекватна постав ленным целям;

1: в ограниченной степени; имеющиеся ресурсы адекватны, но редко используются оптимальным образом;

2: имеющиеся ресурсы адекватны и используются максимально эффективно.

15. Насколько быстро и эффективно управление реагирует на неожиданное изменение рыночной ситуации?

0: плохо; используется устаревшая информация о рынке, и управление медленно реагирует на нее;

1: в ограниченной степени; информация о рынке вполне своевременна, но управление реагирует на нее не всегда достаточно быстро;

2: существует высокоэффективная информационная система, и управление реагирует быстро и эффективно.

Мера эффективности маркетинга оценивается по следующей шкале:

от 0 до 5 — маркетинг отсутствует;

от 6 до 10 — маркетинг слабый;

от 11 до 15 — маркетинг не плохой;

от 16 до 20 — маркетинг хороший;

от 21 до 25 маркетинг очень хороший;

от 26 до З0 — маркетинг превосходный.

При подробном аудите маркетинга с помощью опросных листов выполняется оценка следующих основных факторов [6].

Полный аудит маркетинга

Аудит окружения маркетинга

Макроокружение (политическое, законодательное, налоговое)

1. Какие изменения, способные повлиять на стратегию и тактику маркетинга, могут произойти во внутреннем и международном законодательстве?

2. Действия каких административных органов (местных, национальных, международных) должны отслеживаться при выработке стратегии и тактики маркетинга?

3. Какие изменения, способные повлиять на планирование маркетинга, могут произойти в законодательстве по вопросам безопасности товара, доступности товара, маркировки, упаковки, контроля рекламы и ценообразования, контроля за загрязнением окружающей среды, а также трудовом законодательстве?

4. Какие изменения могут произойти в прямом и непрямом налогообложении?

5. Как изменится уровень политического риска — повысится или понизится?

6. Как будут развиваться связи с другими странами, регионами, торговыми блоками и какое воздействие они могут оказать на маркетинг?

7. Какие изменения могут произойти в профсоюзной практике в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе?

8. Какие изменения возможны в политике национализации или приватизации?

Наши рекомендации