Экскурсионный менеджмент»

Тема курсовой работы должна быть актуальной, достаточно конкретной, иметь прикладное значение и соответствовать современному уровню развития экскурсионного менеджмента с учетом российской и зарубежной практики.

Тематика курсовых работ по дисциплине» Экскурсионный менеджмент» формируется по основным разделам учебной дисциплины (обязательное условие):

Разделы тематики Перечень объектов, по которым формируются темы курсовой работы
История экскурсионного дела Возникновение экскурсионного дела и его становление. Задачи изучения экскурсионного дела. Взаимодействие экскурсионного дела с педагогикой, музееведением, краеведением и туризмом.
Туристско-экскурсионные организации и фирмы Общий обзор, характеристика и место экскурсионного менеджмента в решении общегосударственной задачи по развитию туризма в республике. Маркетинг рынка экскурсионных услуг. Создание туристско-экскурсионных предприятий, их правовые основы, необходимые документы.
Правила обеспечения безопасности туристов и экскурсантов Права и обязанности сотрудников, вовлеченных в оказание туристско-экскурсионных услуг. Права и обязанности туристов и экскурсантов.
Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию Организация экскурсионного обслуживания. Виды и формы экскурсионного обслуживания. Дифференциация экскурсантов и ее принципы.
Педагогические аспекты в экскурсии Педагогическое руководство группой экскурсоводом. Педагогическая техника, ее основные элементы. Сочетание задач обучения и воспитания.
Организация и содержание работы экскурсовода Экскурсовод — центральное звено в развитии экскурсионного обслуживания. Требования, предъявляемые к экскурсоводу. Организация работы экскурсовода.
Подготовка туристско-экскурсионных услуг Основные этапы подготовки экскурсии, их последовательность. Организация предварительной работы и непосредственная разработка самой экскурсии. Разработка туристско-экскурсионных туров. Организация экскурсий.
Методика и техника проведения экскурсии Понятие «методический прием». Назначение методических приемов. Классификация методических приемов. Виды приемов показа и рассказа. Навыки использования техники ведения экскурсии. Установление необходимого порядка в группе. Техника использования наглядных пособий.
Личность экскурсовода Понятие «профессиональное мастерство экскурсовода». Практические умения и навыки экскурсовода. Гармоническое развитие и особенности личности. Становление личности экскурсовода. Темперамент экскурсовода. Эмоции и чувства экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода. Этика и эстетика экскурсовода. Манера и грамотность речи. Жесты экскурсовода. Техника речи экскурсовода. Внеречевые средства общения. Внешний облик экскурсовода. Работа экскурсовода над собой.
Культура и качество экскурсионного обслуживания Понятие «качество экскурсионного обслуживания». Контроль за качеством экскурсии, система и формы контроля, оценка качества новой экскурсии, заключение о качестве индивидуального текста экскурсии. Повышение эффективности экскурсионной деятельности.


Маркетинг»

При выборе темы должны учитываться научные интересы и прак­тические возможности использования информации организации, по материалам которой будет подготавливаться курсовая работа. Целесообразно учитывать инте­ресы этой организации, а также перспективу написания дипломной работы и пос­ледующего трудоустройства. Во всех случаях тема курсовой работы должна быть актуальной, достаточно конкретной, иметь прикладное значение и соответствовать современному уровню развития маркетинга с учетом отечественной практики и основному профилю специ­ализации студента.

Необходимо уделить значительное внимание практической направленности курсовой работы. Главная цель практической части - разработать конкретные ме­роприятия для решения проблемы, выявленной в теоретической части. Данная часть работы должна содержать анализ, соответствующие выводы и рекоменда­ции по конкретной практической ситуации. Проведение анализа и выработка ре­комендаций осуществляются путем практического приложения теоретических основ, изложенных в работе. Исследование желательно проводить на примере ка- кого-либо реально действующего предприятия (отрасли, рынка). В этом случае практическую часть необходимо начинать с краткой технико-экономической ха­рактеристики предприятия, которая включает в себя:

• название предприятия и его месторасположение;

• краткое описание деятельности организации;

• технико-экономические показатели работы предприятия за 3 года с крат­ким анализом.

Далее следует рассмотреть опыт маркетинговой деятельности предприятия. Для этого анализируются:

• организационная структура управления маркетингом, связь функций отде­ла маркетинга с задачами других подразделений предприятия;

• проводимые на предприятии маркетинговые исследования;

• результаты реализации продукции (товара или услуги);

• целевой рынок и потребители;

• рекламная политика предприятия;

• ценовая стратегия и т. д.

Кроме того, следует уделить огромное внимание анализу рыночных возмож­ностей предприятия и угроз со стороны рыночной среды, оценке эффективности затрат на маркетинг.

Все имеющиеся данные необходимо подвергнуть предварительной провер­ке и сортировке, чтобы, с одной стороны, на их основе можно было делать досто­верные и обоснованные выводы, с другой стороны, чтобы не обрабатывать не­нужную, не касающуюся данной темы информацию. Обработку полученной ин­формации необходимо производить с помощью современных методов экономи­ческого, социологического и математического анализов. В случае необходимости следует использовать соответствующее программное обеспечение.

В завершение студент должен сделать собственный вывод о состоянии пред­мета исследования в туристическом предприятии.

Завершающей частью курсовой работы является предложение мер по усо­вершенствованию системы управления маркетингом на предприятии с учетом выводов, сделанных на основе анализа теории и практической ситуации. Также необходимо провести оценку целесообразности предлагаемых решений. Студент должен выбрать критерий эффективности, на основании которого он сможет сде­лать вывод о том, что данное предложение улучшает деятельность предприятия.

Для определения экономической эффективности должна быть выбрана сле­дующая методика:

• расчет затрат на научные исследования и их влияние на реальные процес­сы производства;

• определение перспективы научно-теоретического и практического разви­тия организации;

• оценка эффективности труда управленческих работников по реализации научных рекомендаций;

• обоснование расширения объемов внедрения.

Характеризуется степень внедрения данных предложений на исследуемом предприятии, а также возможность и перспективы их использова­ния на других туристских предприятиях в отраслевом или региональном ас­пектах.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Маркетинг» формируется по основным разделам учебной дисциплины (обязательное условие):

Разделы тематики Перечень объектов, по которым формируются темы курсовой работы
Современная концепция маркетинга   Сущность и назначение маркетинга. Принципы маркетинга. Функции и цели маркетинга. Место маркетинговых служб в организационной структуре предприятий индустрии туризма.
Концепция маркетинга   Аналитическая функция. Функция планирования. Производственно-сбытовая функция. Контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности. Виды концепций. Концепции маркетинга. Концепция совершенствования товара. Концепция совершенствования производства. Концепция интенсификации коммерческих усилий.
Маркетинговые исследования   Процесс маркетинговых исследований. Комплексное исследование товарных рынков. Макросреда и микросреда. Оценка состояния спроса. Потребители как объект изучения. Сегментация рынка. Международные сегментации. Стратегический анализ. Цепочка ценностей. Информационное обеспечение маркетинговых исследований. Метод кабинетных исследований. Метод полевых исследований. Анализ зарубежного рынка и внешней среды маркетинга. Политическая среда. Правовая среда. Экономическая среда. Социально-культурная среда. Маркетинговые исследования, проводимые туристическими компаниями.
Комплекс маркетинга   Особенности комплекса маркетинга. Товарная политика. Товарная инновация. Модели разработки торговой марки. Международная защита товарных знаков. Коммуникационная политика в маркетинге. Реклама в международном маркетинге. Особенности сбытовой политики. Ценовая политика в маркетинге.
Стратегии и программа маркетинга   Принципы разработки и виды стратегий. Стратегия портфеля фирмы (проникновение на новые рынки, географическое расширение, развитие товарного рынка, стратегия диверсификации). Конфронтационные стратегии (фронтальные атаки, фланговый охват, окружение, обход). Кооперационные стратегии. Инновационные стратегии. Стратегия масштаба расширения деятельности. Стратегия охвата рынка. Товарные стратегии (дифференциация, интеграция, диверсификация, узкая товарная специализация). Матрица возможностей «товар-рынок». Ассортиментные стратегии (горизонтальная, концентрическая, конгломерентная). Стратегия по отношению к характеру потребительского спроса. Программа маркетинга.
Маркетинг услуг   Услуга и ее характеристика. Особенности маркетинга услуг. Отличие услуг от материального товара. Природа услуги. Сложность стандартизации и контроля качества услуги. Структура каналов распределения. Функции маркетинга услуг.
Прямой маркетинг   Особенности прямого маркетинга. Личная продажа. Телемаркетинг. Прямая почтовая рассылка. Продажа по каталогам. Продажи по телевидению. Сетевой маркетинг. Использование прямого маркетинга предприятиями индустрии туризма.

Менеджмент»

Курсовая работа является одним из этапов подготовки специалистов. Цель курсовой работы – привить студентам навыки самостоятельного анализа состояния менеджмента предприятий, анализа и оценки эффективности проводимых управленческих изменений в условиях рыночной экономики, углубить теоретические знания по дисциплине, а также развить у студентов исследовательские навыки и творческую инициативу.

Написание курсовой работы является одним из этапов подготовки студентов к сдаче экзамена по курсу, а в дальнейшем – к написанию и защите дипломной работы.

Информационной базой для выполнения курсовой работы служит отчетность предприятий по производству и услугам, которую студент самостоятельно получает от предприятия – объекта анализа. Выбор объекта исследования студент осуществляет самостоятельно, руководствуясь своим опытом, знаниями, возможностями получения необходимой информации и т.д. В качестве объекта исследования может быть выбрано предприятие, с деятельностью которого будут связаны дальнейшие учебные разработки (курсовые проекты (работы) по другим дисциплинам, дипломная работа). В целях сохранения коммерческой тайны объект исследования может иметь условное название. Теоретической базой служат научная и учебная литература, публикации в периодических изданиях.

· Кроме обязательных разделов анализа и оценки управленческой деятельности предприятий, студент выполняет также индивидуальное задание. Примеры индивидуальных заданий:

· развитие научных подходов к управлению организациями;

· концепция формирования производственной (сервисной) стратегии ее структурных элементов;

· использование методов принятия решения в различных условиях хозяйственной деятельности на предприятиях;

· производственные и организационные структуры и их выбор применительно к конкретной ситуации;

· стратегическое и оперативное планирование в деятельности предприятия;

· процессы обеспечения материальных потребностей и методы управления запасами в производстве и сервисе.

Индивидуальные задания определяются совместно с руководителем и могут совпадать с одним из разделов основной части курсовой работы.

Общие требования к выполнению курсовой работы

Тема курсовой работы должна быть актуальной в научно-теоретическом и практическом плане. Кроме того, по просьбе студентам или по предложению руководителя за ним может быть закреплена индивидуальная тема курсовой работы, не вошедшая в рекомендуемый перечень. В этом случае она согласовывается с руководителем и утверждается.

Студент должен обосновать значимость выбранной темы, самостоятельно составить план курсовой работы, согласовать его с руководителем и подобрать литературу по рассматриваемой проблеме. В процессе работы студент имеет возможность получать консультации руководителя.

В курсовой работе должны быть представлены результаты самостоятельной научно-исследовательской работы студента. Выполнение курсовой работы требует от студента творческого умения использовать широкий круг общих и специальных источников, нормативных актов, подбирать и обобщать данные, делать авторские выводы.

Все использованные при написании курсовой работы источники должны быть указаны в списке литературы, помещенном в конце работы.

Важным требованием к содержанию курсовой работы является логическая последовательность изложения содержащегося в ней материала, точность определений, формулировок и терминов, обоснованность выводов и соблюдение норм научной этики.

Разделы тематики Перечень объектов, по которым формируются темы курсовой работы
История управленческой мысли Менеджмент как наука управления; школы менеджмента.
Теория и методология менеджмента Субъекты менеджмента; личность менеджера, профессия и трудовая карьера менеджера; организация труда руководителя; объекты менеджмента; методы менеджмента; стиль управления и стиль руководства; лидерство, власть, влияние; функция менеджмента; общие и предметные; технологические функции менеджмента; социально – психологические функции; принципы управление коммуникация в менеджмента; организационные средства обработки и информации; управления по целям; управление по результатам; системный подход в менеджменте; стратегия развития предприятия.
Менеджмент в предпринимательской деятельности Менеджмент в малом и среднем бизнесе; предпринимательская стратегия в менеджменте; предпринимательство и инновации; управление предпринимательской деятельностью; структура организации; среда организации

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Пример оформления титульного листа

Наши рекомендации