Исследований конкурентоспособности товаров предприятия
Производством минеральных питьевых вод в Беларуси занимаются 47 производителей. Основные игроки на отечественном рынке минеральной воды хорошо известны и популярны среди потребителей: «Дарида», Минский завод безалкогольных напитков («Минская»), «Фрост». Конкурируя на магазинных полках и витринах киосков между собой, эти бренды-лидеры параллельно теснят на рынке менее раскрученные торговые марки, в первую очередь отечественные. Доля же импортной минеральной воды ничтожна, потому три основных «минеральных» бренда отбирают потребительскую аудиторию у менее крупных и удачливых производителей, продукция которых уже сегодня представлена довольно фрагментарно, особенно в Минске.
Целью исследования стало получение актуальной количественной и качественной маркетинговой информации о рынке напитков для определения перспективности бизнеса и коммерческой целесообразности инвестиций в развитие отрасли.
Основная проблема исследования – не лояльность потребителей к сладкогазированным напиткам данного предприятия и снижение объемов потребления продукции. Цель исследования – выявление конкурентной позиции ООО «Ста интернешнл» при помощи опроса респондентов.
Предприятие выпускает сладкогазированную, минеральную и питьевую воды. Выбираем минеральную воду для конкурентоспособности товаров, т.к. минеральная вода у предприятия была первым выпускаемым продуктом, и спрос на нее со временем начал уменьшаться. Но сейчас предприятие стремиться завоевать рынок питьевой воды, т.к. это действительно перспективный рынок на данный момент.
Конкурентоспособность товара – относительный показатель, тесно к конкретному рынку, она может быть обнаружена только в результате сравнения товаров конкурирующих на рынке.
ЗДЕСЬ ОПИШИ ОПРОС (сколько респондентов, что им нравится,чему отдают предпочтение и важные проценты)
Оценка конкурентоспособности товара методом интегрального показателя:
Эталон: Дарида, Фрост.
База сравнения: Горецкая
Таблица 4.1 группировка параметров
Группа параметров | вес |
Сапостовительные: 1.каллорийность 2.% газированности 3.мягкость воды 4.натуральность | 0,2 0,22 0,15 0,43 |
Экономические: 1.цена продажи 2.себестимость | 0,6 0,4 |
Таблица 4.2 Определение весомости сопоставительных параметров
Эксперты | ||||
Сумма среднее | 0,1 (0,01) 0,1 (0,01) 0,2 (0,04) 0,2 (0,04) 0,4 (0,16) 0,4 (0,16) 0,2 (0,04) 0,1 (0,01) 1,7 0,2 | 0,3 (0,09) 0,2 (0,04) 0,1 (0,01) 0,2 (0,04) 0,3 (0,09) 0,2 (0,04) 0,3 (0,09) 0,4 (0,16) 0,3 (0,09) 0,3 (0,09) 2,2 0,22 | 0,1 (0,01) 0,2 (0,04) 0,3 (0,09) 0,3 (0,09) 0,1 (0,01) 0,1 (0,01) 0,1 (0,01) 0,1 (0,01) 0,1 (0,01) 1,5 0,15 | 0,5 (0,25) 0,5 (0,25) 0,4 (0,16) 0,5 (0,25) 0,4 (0,16) 0,3 (0,09) 0,3 (0,09) 0,5 (0,25) 0,4 (0,16) 0,5 (0,25) 4,3 0,43 |
Проверим данные на закон нормального распределения:
(4.1)
НАПИШИ РАСШИФРОВКУ
(4.2)
НАПИШИ РАСШИФРОВКУ
Cледовательно таблица 2 соответствует закону нормального распределения. Цифровой материал может применяться в следующих расчетах
Таблица 4.3 определение весомости экономических показателей
параметры | эталон | доли |
сумма | 0,6 0,4 |
Таблица 4.4 Расчет сводных и индексных конкурентоспособности товаров
параметры | вес | Горецкая | конкуренты | Ед.индекс | Взвешаная оценка | |||
дарида | фрост | дарида | фрост | дарида | фрост | |||
Сапоставительные: 1.каллорийность | 0,2 | 1,02 | 0,204 | 0,2 | ||||
2.% газированности | 0,22 | 3,9 | 3,8 | 3,7 | 0,94 | 0,22 | 0,206 | |
3.мягкость воды | 0,15 | 4,3 | 3,9 | 0,94 | 0,9 | 0,141 | 0,135 | |
4.натуральность | 0,43 | 4,7 | 4,2 | 4,1 | 0,9 | 0,87 | 0,387 | 0,374 |
Сводные | - | - | - | - | - | - | 0,952 | 0,915 |
Экономические: | ||||||||
5.цена | 0,6 | 0,81 | 0,9 | 0,486 | 0,54 | |||
6.себестоимость | 0,4 | 0,7 | 0,8 | 0,28 | 0,32 | |||
Сводные | - | - | - | - | - | - | 0,766 | 0,86 |
, (4.3)
Где ДОПИШИ РАСШИФРОВКУ
(4.4)
= 1,24 (4.5)
=1,06 (4.6)
При К 1, значит товар превосходит образец
Следовательно можно сделать вывод: в ходе проведения оценки конкурентоспособности минеральной воды мы пришли к тому, что минеральная вода компании «Дарида» самый конкурентоспособный товар и превосходит образец, так же минеральная вода «Фрост» превосходит образец.
Чтобы повысить конкурентоспособность минеральной воды «Горецкая» можно предложить следующие мероприятия:
1.улучшить участия в выставках, ярмарках
2.провести акцию «Минеральная вода+»
3.улучшить качество минеральной воды
4.проводить дегустации
Таким образом, чтобы реализовать поставленные цели и задачи, а в конечном итоге, предприятию необходимо вести кропотливую работу, проводя постоянный мониторинг состояния рынка (и на его основе осуществлять мероприятия товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики), что позволит своевременно организовать выпуск наиболее востребованной, конкурентоспособной, а также безопасной для здоровья людей продукции. Также необходимо направить свои силы на сегмент рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинговые исследования — это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем. Маркетинговое исследование подразумевает комплексный подход к вопросу изучения различных аспектов маркетинговой деятельности. Оно не исчерпывается только получением информации, а содержит в себе анализ данных. Исследование рынка должно дать ответы на вопросы, что потребители хотят, в чём нуждаются, чему доверяют.
Рынок напитков является одним из важнейшим сегментом продовольственного рынка страны как по емкости, так и по числу участников. Роль его определяется не только объемами производства и потребления данной группы продуктов в стране.
Для того чтобы маркетинг мог эффективно функционировать, требуется наличие достоверной информации для проведения маркетинговых исследований, создание единого информационного пространства, развитие инфраструктуры маркетинга, повышение уровня знаний руководителей и специалистов предприятия в данной области.
Таким образом, в современных условиях развития рынка потребительских товаров, когда предложение превышает спрос, ужесточается конкуренция и возрастают требования покупателей, предприятиям для удержания конкурентного преимущества необходимо расширять рынки, снижать себестоимость и повышать конкурентоспособность производимой продукции, совершенствуя при этом маркетинговую деятельность, приспосабливая товарный ассортимент и маркетинговые программы к нуждам и предпочтениям отдельных потребителей.
Тенденции развития предприятий сладкогазированных напитков будут направлены на обеспечение производства продукции для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и увеличения поставок на экспорт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулич, И.Л. Маркетинг: учеб.пособие / И.Л Акулич. - Минск, 2009. 420 с.
2. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб.пособие / И.К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
3. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2003. - 496 с.
4. Дурович, А.П. Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Кн. 2. Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации / А.П. Дурович. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 400 с.
5. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб.пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 439 с.
6. Корельский В. Ф., Гаврилов Р. В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000.
7. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 4-е издание.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 1200 с.
8. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 4-е издание.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2002. – 768 с.
9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006.
10. Рогач П.И., Сосновский В.М. Размещение производительных сил. –Мн.: Экоперспектива, 2000г. –244с.
11. Рынки продуктов и с/х сырья / Под ред. З.М. Ильиной. – Мн.: Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. – 320 с.
12. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования / Г.А. Черчель. - СПб: Питер, 2000. - 752 с.
13. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб.пособие / И.К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
14. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Национальный статистиче-ский комитет Республики Беларусь; редкол.: И.С. Кангро (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2012. – 402 с.
15. Регионы Республики Беларусь: стат. сб.: в 2 т. / редкол.: В.И. Зиновский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2012. – Т. 1: Социально-экономические показатели. – 703 с.
16. Регионы Республики Беларусь: стат. сб.: в 2 т. / редкол.: В.И. Зиновский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2012. – Т. 2: Основные социально-экономические показатели городов и районов. – 309 с.
17. Розничная и оптовая торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; редкол.: И.С. Кангро (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2012. – 156 с.
18 Регионы Республики Беларусь: стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, – Минск, 2011. – 810 с.
19. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Национальный статистиче-ский комитет Республики Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2012. – 354 с.
20. Статистический ежегодник Республики Беларусь: стат. сб. / Национальный ста-тистический комитет Республики Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2012. – 716 с.
21.Цены на потребительском рынке в Республике Беларусь: стат. сб. / Националь-ный статистический комитет Республики Беларусь; редкол.: Е.И. Кухаревич (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2012. – 201 с.
22. Цены производителей в Республике Беларусь: стат. сб. / Национальный стати-стический комитет Республики Беларусь; редкол.: Е.И. Кухаревич (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2012. – 178 с.
23.Шкардун, В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология, практика: монография / В.Д. Шкардун. – М.: Дело. 2005. – 376 с.