Четвертый блок заданий

Вопросы и практические задания

К Итоговому междисциплинарному экзамену

Для специалистов

Экзамен включает вопросы и задания из следующих дисциплин:

- «Экономическая теория»;

- «Основы менеджмента»;

- «Маркетинг»;

- «Управление персоналом».

Экзаменационный билет состоит из трех вопросов (заданий) теоретического характера и одного практического задания:

1 оценочное задание – раскрытие содержания теоретического вопроса/термина;

2 оценочное задание – раскрытие содержания теоретического вопроса (характеристика процесса);

3 оценочное задание – раскрытие содержания теоретического вопроса (формулировка и доказательство);

4 оценочное задание – практическое задание (решение задачи).

Дисциплина «Экономическая теория»

Первый блок заданий

1. Раскройте сущность понятий «микроэкономика» и «макроэкономика». В чем их различие.

2. Раскройте сущность понятий «спрос» и «закон спроса». Представьте графическое изображение кривой спроса.

3. Раскройте сущность понятий «предложение» и «закон предложения». Представьте графическое изображение кривой предложения.

4. Раскройте сущность понятий «цена спроса», «величина спроса», «цена предложения», «величина предложения».

5. Дайте определение понятию «совокупный спрос». Представьте графическое изображение кривой совокупного спроса.

6. Дайте определение понятию «совокупное предложение». Представьте графическое изображение кривой совокупного предложения.

Второй блок заданий

1. Какие неценовые факторы воздействуют на спрос? Опишите механизм влияния каждого из них.

2. Какие неценовые факторы воздействуют на предложение? Опишите механизм влияния каждого из них.

3. Представьте методы расчета валового внутреннего продукта.

4. Какие неценовые факторы воздействуют на совокупный спрос? Опишите механизм влияния каждого из них.

5. Какие существуют теоретические подходы к обоснованию вида кривой совокупного спроса?

6. В чем заключается специфика кривой совокупного предложения? Дайте характеристику кейнсианского, классического и промежуточного её участков.

Третий блок заданий

1. Почему закон спроса может быть представлен кривой спроса, имеющей отрицательный наклон?

2. Как вы можете прокомментировать график, на котором кривая предложения изображена с положительным наклоном?

3. Почему следует различать собственно спрос и величину спроса?

4. Докажите, что в валовом внутреннем продукте не учитываются все внешние и внутренние факторы экономической деятельности общества.

5. В чем заключается проблема двойного счета при исчислении произведенного общественного продукта?

6. В чем заключается отличие совокупного спроса от спроса, рассматриваемого в курсе микроэкономики.

Четвертый блок заданий

1. Задача.

В ходе опроса покупателей были выяснены максимальные цены, по которым готовы приобрести новый товар. Ответы сведены в таблицу:

Цена, ден.ед.
Число ответов

Постройте кривую рыночного спроса. Выполняется ли для данного рынка закон спроса?

2. Задача.

На местном рынке предложение учебников по экономической теории обеспечивается пятью магазинами, которые предлагают следующие цены.

Магазин А B C D E
Цена, руб.
Предложение, шт.

Определите рыночное предложение. Выполняется ли для данного рынка закон предложения?

3. Задача.

Номинальный ВВП вырос за год на 5 %, а уровень инфляции за этот год составил 10 %. Найти процентное изменение реального ВВП.

4. Задача.

Исходные данные для решения задачи помещены в таблице, где показана последовательность производственного процесса изготовления конечного продукта «шерстяного костюма».

Таблица

N п/п Стадии экономического (производственного) процесса Выручка от продажи, ден. ед. Стоимость промежуточного продукта, ден. ед. Добавленная стоимость, ден. ед.
1. Фирма 1. Сырье    
2. Фирма 2. Пряжа    
3. Фирма 3. Шерстяная ткань    
4. Фирма 4. Шерстяной костюм    

Рассчитайте стоимость промежуточного продукта и добавленную стоимость на каждой стадии изготовления конечного продукта и заполните таблицу. Определите величину ВНП по добавленной стоимости.

5. Задача.

В таблице представлены данные, характеризующие совокупное предложение:

Уровень цен Произведенный ВНП в реальном выражении

Определить, в каких пределах изменяется объем реального ВНП и уровень цен на кейнсианском, промежуточном и классическом участках кривой AS?

6. Задача.

Краткосрочная кривая AS горизонтальна. Уравнение кривой совокупного спроса в экономике Спортландии первоначально имело вид: Y = 2400 – 200P. При этом экономика находилась в состоянии полной занятости. Потенциальный ВВП Спортландии был равен 2000. Накануне выборов правительство существенно увеличило объем трансфертов. В результате уравнение кривой AD приняло вид: Y = 2500 – 200P.

Вычислите координаты точек краткосрочного и долгосрочного равновесия экономики Спортландии.

Дисциплина «Основы менеджмента»

Первый блок заданий

1. Раскройте сущность понятия «менеджмент».

2. Раскройте сущность требований к профессиональной компетентности менеджера.

3. Раскройте сущность понятий «полномочия» и «ответственность».

4. Раскройте сущность понятия «власть».

5. Раскройте сущность понятия «управленческое решение».

6. Раскройте сущность понятия «стратегическое планирование».

Второй блок заданий

1. Дайте характеристику функциям менеджмента.

2. Дайте характеристику методам менеджмента.

3. Поясните, что означает процессный подход в менеджменте.

4. Поясните, что означает системный подход в менеджменте.

5. Раскройте содержание основных теорий лидерства.

6. Дайте характеристику коммуникационному процессу в организации.

Третий блок заданий

1. Раскройте сущность различных стилей руководства, а также поясните при каких условиях осуществляется их выбор.

2. Поясните, каким образом осуществляется процесс разработки управленческих решений.

3. Поясните каким образом осуществляется управление конфликтами в организации.

4. Поясните, каким образом осуществляется самоменеджмент.

5. Поясните, каким образом осуществляется контроль в менеджменте.

6. Поясните, каким образом осуществляется бизнес-планирование.

Четвертый блок заданий

1. Задача.

Поясните, в чем различие между результативностью и эффективностью менеджмента? Какие пути бы предложили Вы, будучи менеджером, для повышения эффективности своей деятельности?

2. Задача.

Проведите анализ внешних и внутренних факторов Выбранной Вами организации.

3. Задача.

Проведите анализ основных положений школы человеческих отношений и предложите пути их применения в выбранной Вами компании.

4. Задача.

Для выбранной Вами компании обоснуйте и разработайте ее организационную структуру.

5. Задача.

Для выбранной Вами компании разработайте внутрикорпоративные принципы менеджмента.

6. Задача.

Для выбранной Вами компании предложите пути проявления социальной ответственности.

Наши рекомендации