Понятие опрос, его цели и способы проведения

Опрос покупателей - метод получения первичной информации, применяется в социальных исследованиях. Цель опроса покупателей - получение информации об их объективных или субъективных мнениях, фиксирующихся со слов опрашиваемого покупателя. Вся совокупность опросов разбивается, в зависимости от контакта с респондентом, на личные и дистанционные опросы. К личным опросам относятся опросы по месту жительства, уличный или магазинный опрос, опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test). К дистанционным опросам относятся анкеты на само заполнение, интернет- и телефонный опрос.

Опрос покупателей проводятся с целью выяснения их лояльности, а так же их мнения относительно конкретного товара, группы товаров, торговой сети, компании-производителя и т.д. При проведении опросов покупатели разделяются по половому признак и по возрастным, социальным и иным категориям. Опрос может производиться как компетентными работниками самой компании, так и специалистами, занимающимися социологическими исследованиями.

Анкета опроса покупателей является одним из распространённых способов маркетингового исследования, необходимого для изучения спроса на отдельный товар или на группу товаров, для изучения степени лояльности покупателя относительно компании-производителя и т.д. Такая анкета является эффективным и удобным инструментом для изучения покупательского спроса на новую продукцию, при выяснении необходимости внесения изменений в линейку товаров. Проведение опроса покупателей возлагается на проинструктированных компанией-заказчиком работников торговой точки, в которой проводится опрос, или же представителями заказчика. Опрос может производиться в супер- и гипермаркетах, в крупных и мелких торговых точках, в специализированных и мелкооптовых магазинах. Наибольший интерес для компании представляет мнение покупателя о его удовлетворенности качеством предлагаемого товара, ассортиментом товаров компании, выясняются его предпочтения, пожелания и т.д. Опрос покупателей магазина может выглядеть как индивидуальное интервью с покупателем, так же покупателя могут попросить заполнить анкету или опросный лист, выданный на входе в магазин, или попросить заполнить анкету в отведенной точке. Опросы могут проводиться статистическими компаниями по телефону путем выбора респондентов по возрастным группам и социальной принадлежности.

Мной был проведено анонимное анкетирование с целью выявить, какая категория людей более часто совершает покупки, и какие товары они предпочитают

Мною было опрошено 50 человек. Опрашиваемым покупателям я предлагал ответить на несколько вопросов, выбрав вариант ответа. Все данные я обработал и для наглядности создал диаграммы.

В результате из 50 человек на первый вопрос 36(54%) ответило, что у них есть дети и 14 – нет. (Приложение 2)

Большинство опрашиваемых на 2 вопрос ответило, что они покупают в магазине Десяточка всего раз в 2-3 дня, их число составило 23 (46%), каждый день – 15 (30%) и раз в неделю -12 (24%).(Приложение 3)

По 3 вопросу видно, что 29(58%) выбирают по качеству не задумываясь о цене, 11 (22%) выбирают по ассортименту и всего 10(20%) смотрят и принимают во внимание цену. (Приложение 4)

4 вопрос показывает, что максимум внимания покупатели уделяют марке товара, которую они знают, этот вариант ответа выбрало 24 опрашиваемых (48%) на комплектацию смотрят 13(26%) и на внешний вид обращают внимание 13 человек (26%).(Приложение 5)

На ходу и чётка зная что они хотят покупают 33 человека (66%) и всего лишь 7 человек(14%) покупают быстро и импульсно (на ходу), то что понравится, вдумчиво выбирают и ищут подходящее в данный момент варианты только 10 респондентов(20%).(Приложение 6)

Последний вопрос показал что 39 (78%) не доверяет новинкам и предпочитает покупать знакомые товары и марки и только 22%(11) любят экспериментировать и покупать новые товары. (Приложение 7)

Для большей наглядности мною была составлена диаграмма результатов

Кроме опросов покупателей в реальных торговых точках, многие Интернет-магазины и фирмы, торгующие своими товарами через интернет-сайты, предлагают потенциальным покупателям собственные опросные листы. В них они обычно просят указать наименование организации, род её деятельности, предлагают высказать свое мнение относительно предлагаемого товара и его производителя, ассортимента, предлагают оценить деятельность компании и т.д. Собственно, участие потребителя в опросе - дело добровольное, покупатели опрос которых проводится, могут быть согласны или не согласны с задаваемыми вопросами, что требует от проводящих его специалистов терпения, такта и определенной выдержки.

Горячие кнопки

Мотивы могут быть более или менее значимыми, однако тенденции развития рынка легче отслеживать, если знать "горячие кнопки" покупателей. "Горячие кнопки" - это мотивы, значение которых растет и которые оказывают на рынок все более серьезное влияние. О чем говорят покупатели? Как меняются стимулы для принятия решения о покупке и схемы потребления?

В области розничной торговли продуктами питания существуют следующие "горячие кнопки":

· свежесть и "натуральность" продукта. Продуктовые магазины торгуют свежим салатом, готовыми нарезанными овощами и предпринимают усилия, направленные на повышение качества и ассортимента свежих овощей;

· здоровое питание. Важнейшим фактором здорового питания считается низкое содержание жира в продуктах, но растет озабоченность потребителей содержанием в продуктах нитратов, сахара, а также высокой степенью переработки продуктов. Это сказывается на предложении большинства видов продуктов;

· национальные традиции. Растущий интерес к национальным блюдам и приправам, и в частности к блюдам азиатской, средиземноморской и карибской кухни, привел к "взрыву" в области предложения новых продуктов. Такие бренды часто возникают в этнических районах, затем продвигаются в магазины, торгующие натуральными продуктами и деликатесами, и наконец выходят на массовые рынки;

· потребление деликатесов. Успех предприятия "Азбука вкуса", схожих предприятий розничной торговли отражает рост потребления деликатесных продуктов, эта тенденция уже способствовала широкому распространению различных приспособлений для приготовления деликатесов;

· проблема организации питания. В большинстве семей взрослые заняты на работе и найти время для приготовления пищи трудно. Для решения этой проблемы были разработаны наборы продуктов, которые могут подаваться в качестве обеда. Появилось множество готовых продуктов, продаваемых "на вынос" продуктовыми магазинами и ресторанами.

Заключение

Изучение покупательского поведения на рынке - ключ к успеху предприятия и расширения границ рынка. Если ранее, на рынке существовало понятие личного общения практически с каждым покупателем, то теперь, в эпоху потребления изучение покупательского поведения и предпочтений происходит опосредованно.

В маркетинговых исследованиях изучают не каждого потребителя по отдельности, а выделяют потребительский рынок, который включает в себя индивидуумов, приобретающих товары и услуги для личного использования. Однако если рассматривать обобщенно всех потребителей, вовлеченных в рыночные отношения, то особой информативности подобные исследования не принесут. Поэтому были созданы следующие группы покупателей:

1. отдельные индивиды;

2. семейные структуры и домашние хозяйства;

3. субъекты, приобретающие продукцию для использования в производстве;

4. различные посреднические организации, занимающиеся дальнейшей перепродажей товаров;

5. государственные организации, закупающие товары для внутреннего использования.

Модель покупательского поведения допускает создание двух глобальных групп потребителей: предприятия, покупающие товары для производственных нужд и потребители, удовлетворяющие личные нужды.

При создании товара или услуги необходимо представлять себе весь процесс того, как потребитель сформирует свою потребность в товаре, будет изучать информацию и примет решение о покупке. Ни одна деталь не может быть упущена, чтобы преуспеть среди других фирм. И чем более детально и ответственно специалист по маркетингу отнесется к данному вопросу, тем больше вероятности стать лидером и попасть в цель.

Отсюда уже следует:

Составление развернутого портрета потребителя,

Изучение потребителей продукции/услуг заказчика;

Определение социально-демографических, психографических, поведенческих характеристик и медиапредпочтений потребителей, клиентов;

Оценка объемов и частоты покупок;

Предпочтения в отношении места покупки, традиционные места совершения покупок; особенности поведения потребителей в зависимости от времени и места покупок.

Для того, чтобы максимально соответствовать запросам потребителей необходимо проводить:

· . Сегментирование рынка - изучение рынка, выделение и описание наиболее привлекательных сегментов потребителей, клиентов для продвижения продукции; оценка удовлетворенности потребителей, клиентов товаром/услугой заказчика; поиск возможностей для привлечения новых потребителей.

· . Анализ моделей покупательского поведения - изучение процесса и мотивов принятия решения о покупке; выявление факторов оказывающих влияние на потребителей при выборе товаров; набор стимулов, под влиянием которых принимается решение о покупке.

· . Анализ ценовых ожиданий потребителей - определение ценовых диапазонов, приемлемых для покупателя, клиента; анализ эластичности спроса от цены.

Список источников

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Коммерческая деятельность - Половцева Ф.П.

3. Азоев Г.Л. Маркетинговые исследования: учеб пособие / Г. Л. Азоев, Е.А.Михайлова. - М.: ЗАО Финстатинформ, 2012.

4. учебник. Голубков Е.П.

5. Дубровин И.А. Поведение потребителей: Учебник для вузов / Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, - 2012.

6. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер - М.: Издательство АСТ, 2009.

Приложения:

Приложение 1

1.Есть ли у Вас дети/внуки (до 12 лет).

  • Да.
  • нет

2.Частота покупки

  • каждый день
  • раз в 2-3 дня
  • раз в неделю

3.Чувствительность к цене

  • продукт выбирается по качеству. Цена не играет значение.
  • продукт выбирается поассортименту. Цена изучается и примается к сведению.
  • при выборе продукта основное внимание обращается на цену.

4.Критерий выбора продукта. На что обращается максимум внимания.

  • на марку, которую знаю/доверяю
  • на внешний вид
  • на комплектацию

5.Принцип покупки

  • покупаю быстро и импульсно (на ходу), то что понравится
  • покупаю быстро и импульсно (на ходу), т.к. четко знаю, что хочу
  • вдумчиво выбираю и ищу подходящее в данный момент вариант

6.Отношение к новинкам

  • покупаю один и тот же привычный продукт
  • люблю экспериментировать и покупать новые продукты

Приложение 2

Понятие опрос, его цели и способы проведения - student2.ru

Приложение 3

Понятие опрос, его цели и способы проведения - student2.ru

Приложение 4

Понятие опрос, его цели и способы проведения - student2.ru

Приложение 5

Понятие опрос, его цели и способы проведения - student2.ru

Приложение 5

Понятие опрос, его цели и способы проведения - student2.ru

Приложение 6

Понятие опрос, его цели и способы проведения - student2.ru

Наши рекомендации