Тесты для самоконтроля. 1. К движущим силам, вызывающим изменения в от­расли, относятся:

1. К движущим силам, вызывающим изменения в от­расли, относятся:

а) технологические изменения;

б) маркетинговые инновации;

в) вход или выход главных фирм отрасли;

г) все вышеперечисленное.

2. К движущим силам, вызывающим изменения в от­расли, относятся:

а) увеличение глобализации отрасли;

б) изменения в стоимости и эффективности производ­ства отраслевого продукта;

в) переход потребителей к дифференцированным това­рам от стандартных;

г) все вышеперечисленное.

3. Основные направления отраслевого анализа вклю­чают:

а) анализ конкурентной структуры отрасли; оценку ин­тенсивности конкуренции и степени монополизации от­раслевого рынка; построение конкурентной карты рынка; анализ стратегических групп конкурентов;

б) общий обзор ситуации в отрасли; анализ движущих сил, вызывающих изменения в отрасли; выявление клю­чевых факторов успеха отрасли;

в) анализ способности поставщиков отрасли торго­ваться; анализ способности потребителей отрасли тор­говаться; анализ интенсивности соперничества между имеющимися в отрасли конкурентами; анализ угрозы по­явления в отрасли новых фирм; анализ угрозы появления товаров и услуг-заменителей;

г) анализ возможностей и угроз внешней среды, анализ сильных и слабых сторон организации.

4. Под ... факторами успеха понимается набор факто­ров-детерминантов успеха данной отрасли.

5. К ключевым факторам успеха отрасли относится:

а) наличие развитой специализированной отраслевой инфраструктуры;

б) изменения в стоимости и эффективности производ­ства отраслевого продукта;

в) переход потребителей к дифференцированным това­рам от стандартных;

г) все вышеперечисленное.

6. К ключевым факторам успеха отрасли, связанным с производством, относится:

а) высокая производительность труда;

б) гибкость производства при изменении моделей и размеров;

в) удобный и доступный сервис и техническое обслу­живание;

г) все вышеперечисленное.

7. Высокая фондоотдача относится к ключевым фак­торам успеха отрасли, связанным с:

а) производством;

б) маркетингом;

в)технологией;

г) квалификацией.

8. Способность к инновациям в производственных процессах относится к ключевым факторам успеха от­расли, связанным с:

а) производством;

б) маркетингом;

в)технологией;

г) квалификацией.

9. Точное удовлетворение потребительских запросов относится к ключевым факторам успеха отрасли, свя­занным с:

а) распределением;

б) маркетингом;

в)технологией;

г) квалификацией.

10. Наличие собственной торговой сети отраслевых компаний относится к ключевым факторам успеха от­расли, связанным с:

а) распределением;

б) маркетингом;

в)технологией;

г) квалификацией.

11. К факторам, определяющим остроту конкурент­ной борьбы на отраслевом рынке, относится:

а) число фирм на отраслевом рынке;

б) размер отраслевого рынка;

в) темпы роста отраслевого рынка;

г) все вышеперечисленное.

12. К факторам, определяющим остроту конкурент­ной борьбы на отраслевом рынке, относится:

а) наличие излишних производственных мощностей на отраслевых предприятиях;

б) барьеры входа и выхода из отрасли;

в) уровень стандартизации отраслевого продукта;

г) все вышеперечисленное.

13. К направлениям конкурентного анализа отно­сится:

а) анализ конкурентной структуры отрасли;

б) оценка интенсивности конкуренции и степени мо­нополизации отраслевого рынка;

в) выявление ключевых факторов успеха отрасли;

г) все вышеперечисленное.

14.К направлениям конкурентного анализа относится:

а) построение конкурентной карты рынка;

б) анализ стратегических групп конкурентов;

в) выявление ключевых факторов успеха отрасли;

г) анализ движущих сил, вызывающих изменения в от­расли.

15.Оценка конкурентной структуры отрасли преду­сматривает анализ следующих конкурентных сил, выде­ленных М. Портером:

а) анализ конкурентной структуры отрасли; оценку ин­тенсивности конкуренции и степени монополизации от­раслевого рынка; построение конкурентной карты рынка; анализ стратегических групп конкурентов;

б) общий обзор ситуации в отрасли; ананиз движущих сил, вызывающих изменения в отрасли; выявление клю­чевых факторов успеха отрасли;

в) анализ способности поставщиков отрасли торго­ваться; анализ способности потребителей отрасли тор­говаться; анализ интенсивности соперничества между имеющимися в отрасли конкурентами; анализ угрозы по­явления в отрасли новых фирм; анализ угрозы появления товаров и услуг-заменителей;

г) анализ возможностей и угроз внешней среды, анализ сильных и слабых сторон организации.

16.М. Портер выделил 5 сил, определяющих конкурент­ную структуру отрасли. Анализ конкурентной силы «Угроза появления новых конкурентов» предусматривает:

а) анализ отраслевых барьеров «входа-выхода» и источ­ников возникновения новых фирм;

б) анализ появления товаров-заменителей и источни­ков возникновения новых фирм;

в) анализ интенсивности конкуренции на отраслевом рынке;

г) все вышеперечисленное.

7. Зак. 691

17. Для оценки степени монополизации отраслевого рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации CR;

б) индекс Херфиндаля—Хиршмана (IHH);

в) коэффициент энтропии;

г) все вышеперечисленное.

18. Для оценки степени монополизации отраслевого рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент относительной концентрации;

б) коэффициент Розенблюта (Холла—Тайдмана);

в) коэффициент корреляции;

г) все вышеперечисленное.

19. Коэффициент концентрации отраслевого рынка:

а) определяется отношением реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) за соответствую­щий период;

б) характеризует равномерность распределения рыноч­ных долей фирм-операторов анализируемого рынка;

в) характеризует соотношение числа лидеров рынка и контролируемой ими доли рынка;

г) представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному ло­гарифму обратной ей величины.

20. Индекс Херфиндаля—Хиршмана:

а) определяется отношением реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) за соответствую­щий период;

б) характеризует равномерность распределения рыноч­ных долей фирм-операторов анализируемого рынка;

в) характеризует соотношение числа лидеров рынка и контролируемой ими доли рынка;

г) представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному ло­гарифму обратной ей величины.

21. Коэффициент относительной концентрации:

а) определяется отношением реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) за соответствую­щий период;

б) характеризует равномерность распределения рыноч­ных долей фирм-операторов анализируемого рынка;

в) характеризует соотношение числа лидеров рынка и контролируемой ими доли рынка;

г) представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному ло­гарифму обратной ей величины.

22. Коэффициент энтропии:

а) определяется отношением реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) за соответствую­щий период;

б) характеризует равномерность распределения рыноч­ных долей фирм-операторов анализируемого рынка;

в) характеризует соотношение числа лидеров рынка и контролируемой ими доли рынка;

г) представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному ло­гарифму обратной ей величины.

23. Пороговое значение индекса Херфиндаля—Хиршмана при оценке степени монополизации рынка составляет:

а) 0,75;

б)0,30;

в) 0,20;

г) 0,18.

24. Построение конкурентной карты рынка включает следующие этапы:

а) формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли;

б) формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли;

в) представление конкурентной карты рынка в матрич­ной форме;

г) все вышеперечисленное.

25. Стратегическая группа конкурентов представ­ляет собой:

а) объединение отраслевых фирм, имеющих похожие корпоративные стратегии;

б) объединение фирм с похожими стратегическими ха­рактеристиками и конкурирующими на одной и той же ресурсной и товарной базе;

в) объединение стратегических конкурентов товарного рынка.

26. Барьерами, отделяющими одну стратегическую группу от другой, являются:

а) размер предприятий, дифференциация товаров, спе­циализированная рабочая сила;

б) уникальные технологии, география сбыта товаров, число целевых рыночных сегментов; t

в) используемые каналы сбыта, уровень вертикальной интеграции, качество товаров;

г) уровень используемых цен, возможности в области НИ ОКР, позиции в области издержек, характер сервис­ного обслуживания;

д) все вышеперечисленное.

27. Конкурентная карта рынка представляет собой матрицу двух пар характеристик:

а) темп роста рынка, конкурентоспособность фирм;

б) товар, рынок;

в) рыночная доля фирм, темп роста рыночной доли;

г) лидеры рынка, аутсайдеры рынка.

28. Установите порядок выполнения этапов при по­строении карты стратегической группировки конкурен­тов:

1. Выявляются конкурентные характеристики, которые выступают в качестве барьеров, отделяющих одну страте­гическую группу от другой.

2. Классифицируются предприятия в соответствии с выделенными конкурентными характеристиками.

3. Предприятия с похожими значениями конкурентных характеристик объединяются в стратегические группы.

4. На карте стратегической группировки каждая группа изображается геометрической фигурой, размер которой прямо пропорционален объему продаж данной стратеги­ческой группы.

29. Построение карт стратегической группировки производится с учетом следующих требований:

а) переменные, используемые для построения карты, должны отражать существенные отличия конкурентов;

б) переменные карты стратегической группировки должны носить дискретный характер;

в) выделенные для построения карты переменные, ха­рактеризующие барьеры отделения одной стратегической группы от другой, не должны коррелировать между со­бой;

г) при выделении более двух барьеров, отделяющих стратегические группы, строится несколько карт страте­гической группировки;

д) все вышеперечисленное.

30. Какие из утверждений верны:

а) предприятия одной стратегической группы являются очевидными соперниками и непосредственно конкури­руют друг с другом;

б) предприятия из расположенных далеко друг от друга на стратегической карте стратегических групп вряд ли во­обще могут конкурировать;

в) чем ближе на стратегической карте расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конку­рентное соперничество;

г) различные стратегические группы конкурентов опи­раются на разные конкурентные преимущества, имеют раз­личную потенциальную прибыльность, испытывают раз­личную степень угрозы со стороны товаров-заменителей;

д) все вышеперечисленное верно.

31. Замените многоточие подходящим по контексту словом:

«Конкурентная ... — это законный способ сбора и ана­лиза информации, позволяющей судить о возможностях, намерениях, уязвимости бизнес-конкурентов. Информа­ция собирается с использованием открытых источников и исследований, подготовленных с соблюдением этических норм».

32. К законным методам конкурентной разведки от­носятся:

а) негласный контроль за деловой корреспонденцией;

б) засылка агентов на фирму или в окружение ведущих специалистов;

в) подкуп сотрудников закрытых подразделений кон­курента;

г) получение информации в органах госстатистики;

д) изучение товарных образцов и рекламных материа­лов конкурентов.

33. Замените многоточие подходящим по контексту словом:

«... — исследование технологии, технологических про­цессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конку­рентов в целях повышения эффективности собственной фирмы».

34. Объектами конкурентной разведки являются:

а) конкуренты;

б) конкурентная среда;

в) технологическая среда;

г) потребители;

д) все вышеперечисленное.

35. Установите порядок этапов бенчмаркинга.

1. Выявление партнеров по анализу превосходства, т.е. поиск лучших предприятий, которые по возможности должны иметь высокую степень сопоставимости с соб­ственной компанией.

2. Сбор информации. Этот этап включает не только сбор качественных данных, но и изучение (описание) со­держания труда, процессов и факторов, которые объяс­няют продуктивность работы предприятия.

3. Определение объекта анализа превосходства. В зави­симости от целей исследования объектом анализа могут быть предприятие в целом, его отдельные подразделения, товары и др.

4. Анализ информации и поиск возможностей улучше­ния деятельности предприятия, укрепления его конку­рентных позиций.

Практические задания

Задание 1

Представьте общий обзор ситуации в отрасли. В каче­стве объекта исследования может выступать отрасль, к ко­торой относится выбранное студентом для анализа пред­приятие.

В ходе индивидуальной работы над заданием необхо­димо:

• выполнить исторический анализ развития анализи­руемой отрасли;

■ представить краткую характеристику отрасли: эко­номическую значимость отрасли, ее товарную но­менклатуру, организационную структуру управления отраслью, преобладающие формы специализации, развитие специализированной инфраструктуры от­расли, динамику числа предприятий в отрасли, от­раслевую структуру предприятий отрасли по различ­ным признакам их деления;

• оценить текущее состояние отрасли: динамику основ­ных экономических показателей отрасли, ее геогра­фические особенности, экспортно-импортный потен­циал отрасли, характер инвестиционной деятельности, состояние научно-технической сферы отрасли, анализ агрегированных финансовых показателей;

• выявить современные тенденции развития отрасли и представить возможные пути ее дальнейшего раз­вития.

Представленный план проведения общего обзора си­туации в отрасли является достаточно развернутым, поэ­тому детальность освещения конкретных его пунктов бу­дет определяться собранным студентом информационным материалом по анализируемой отрасли.

Информационной базой для проведения анализа мо­гут служить данные отраслевых журналов, специализиро­ванных интернет-сайтов, корпоративных сайтов ведущих предприятий отрасли, аналитические обзоры, проводи­мые на предприятии, выбранном студентом для выпол­нения индивидуальных практических заданий по данной дисциплине.

Задание 2

Проанализируйте конкурентную структуру отрасли. В качестве объекта исследования может выступать от­расль, к которой относится выбранное студентом для ана­лиза предприятие.

Основные задачи, которые необходимо решить:

• изучение структурных компонентов модели пяти конкурентных сил М. Портера;

• исследование конкурентной структуры конкретной отрасли;

• выявление характера влияния конкурентных сил на потенциал прибыльности и привлекательности от­расли.

Задание 3

Объемы реализации услуг на рынке в базовом периоде по вариантам

Определить степень монополизации и уровень интен­сивности конкуренции на рынке в базовом и отчетном пе­риоде на основе исходных данных в таблицах 8.1— 8.3, по вариантам.

Тесты для самоконтроля. 1. К движущим силам, вызывающим изменения в от­расли, относятся: - student2.ru

Тесты для самоконтроля. 1. К движущим силам, вызывающим изменения в от­расли, относятся: - student2.ru

Тесты для самоконтроля. 1. К движущим силам, вызывающим изменения в от­расли, относятся: - student2.ru

Подробный пример выполнения данного задания пред­ставлен при изложении теоретического материала темы 7 учебника.

Тесты для самоконтроля. 1. К движущим силам, вызывающим изменения в от­расли, относятся: - student2.ru

Раздел IV

Наши рекомендации