Сегментация покупателей

Теоретические основы сегментации рынков широко представлены в литературе по маркетингу и в данном по­собии не рассматриваются. Рассмотрим один из практи­ческих методов сегментации, который включает семь эта­пов. Для использования этого метода полезно провести маркетинговое исследование и на основе его результатов провести сегментацию. Но даже, если такое исследование не проводится, этот метод можно применить, используя свой опыт работы на рынке, наблюдения, интуицию, сове­ты специалистов предприятия Применение этого метода способствует разработке успешных стратегий маркетинга и помогает установить «ключевые» характеристики товара, т. е. те, которые определяют успех товара на выбранном рынке. Чтобы было понятнее, что представляет собой этот метод, используем единый пример. В качестве примера рассмотрим работу магазина мужской одежды и, соответ­ственно, рынок мужской одежды.

Этап 1. Опрелеление границ рынка товара

Прежде всего, необходимо решить, на каком широком рынке товара будет работать предприятие. Название этого рынка можно включить в описание миссии и целей пред­приятия. Если предприятие уже работает на каком-либо рынке, его можно взять в качестве отправной точки для дальнейшего анализа.

Для описания рынка товара недостаточно указать толь­ко товар, который на нем продается. (О том, как правиль­но обозначать рынки, подробнее говорится в подразде­ле 4.1.) Полное и точное название рынка должно включать четыре признака:

1. Тип товара (услуги), который предлагается на этом рынке.

2. Потребности, для удовлетворения которых покупате­ли приобретают данный тип товара.

3. Тип потребителей. Под этим понимается определен­ный тип потребителей, для которых предназначен данный товар. Если товар продается посредникам, их нельзя рассматривать как потребителей.

4. Географический район. Под этим понимается терри­тория, на которой предприятие собирается продавать товары и конкурировать.

Пример.Предприятие содержит магазин мужской одеж­ды. Рассмотрим, какие рынки оно может выбрать для даль­нейшей работы.

Вариант 1. Костюмы для мужчин с низким доходом в данном районе города.

Сегментация покупателей - student2.ru Это узкий подход. Предприятие рассматривает узкий вид товара (только костюмы) и узкую группу покупателей (только мужчины с низким доходом). Он ограничивает возможности предприятия. Хотя и при таком подходе мо­гут быть возможности для роста. Предприятие может уве­личить объем продажи прежних товаров прежнему типу покупателей. В нашем примере это означает, что предпри­ятие будет стимулировать своих покупателей покупать ко­стюмы больше и менять их чаще, привлекать покупателей конкурирующих марок, привлекать людей того же типа, которые еще не покупали данный товар. Предприятие мо­жет выбрать такой узкий рынок по следующим причинам:

—он еще не насыщен или растет;

—у предприятия на этом рынке большая доля и сильная конкурентная позиция;

—у предприятия недостаточно ресурсов для того, чтобы расширить рынок;

—в цели предприятия не входит расширение сферы деятельности.

При более широком подходе предприятие может рас­смотреть возможность расширения каждого параметра рынка (тип товара, потребности, потребители, географи­ческий район).

Вариант 2. Все виды одежды для жителей области.

Здесь расширен тип товара и потребности: не только костюмы, но и рабочая, спортивная, домашняя одежда; тип потребителей: не только мужчины, а все люди, увели­чена и географическая территория: вместо района — вся область. Такой широкий рынок предоставляет, конечно, гораздо больше возможностей, но у нашего предприятия недостаточно ресурсов, чтобы стать серьезным конкурен­том на таком широком рынке. Устанавливать границы рынка предприятию целесообразно, опираясь на свои сильные стороны и возможности на рынке и избегая опас­ностей на рынке и своих слабых сторон. В нашем примере предприятие решило выбрать следующий рынок:

Выбранный вариант. Выходная одежда для мужчин города.

Таким образом, предприятие решило расширить тип то­вара (не только костюмы, но и другие виды выходной одежды), расширить тип потребителей (мужчины с разным доходом) и географическую территорию (не один район города, а весь город).

Этап 2. Установление потребностей покупателей

Для проведения сегментации необходимо составить пе­речень всех возможных потребностей, которые могут быть у нынешних или у потенциальных покупателей на выбран­ном рынке. Список должен быть достаточно большим, что­бы можно было провести сегментацию. Чем больше по­требностей будет названо, тем больше различий среди покупателей можно заметить. Чтобы составить такой спи­сок, необходимо проанализировать, для чего люди покупа­ют существующие товары на выбранном рынке, и как они совершают покупки. Это можно сделать, например, мето­дом «мозговой атаки», в ходе обсуждения со специалиста­ми предприятия.

Пример.У покупателей мужской одежды могут быть следующие потребности: тепло, физический комфорт, эко­номия денег, соблюдение этических норм и традиций, ува­жение окружающих, одобрение окружающих, поддержание своего статуса в обществе, стремление не выделяться среди людей, желание обратить на себя внимание, самоуверен­ность, самоутверждение, самовыражение, эстетическая по­требность.

На этом этапе необходимо обращать внимание именно на потребности покупателей, а не на характеристики това­ра. Это два разных понятия. Потребности связаны с чувства­ми и ощущениями человека, а не с конкретными товарами. Например, экономия денег — это потребность человека, а характеристики товара, которые ее могут удовлетворить — дешевый, экономичный в эксплуатации.

Этап 3. Вылеление сегментов рынка

Потребности и предпочтения некоторых людей на выб­ранном рынке отличаются от потребностей других людей. На основе этой идеи выделяют первый однородный сег­мент покупателей. В него включают схожих людей, потреб­ности которых можно удовлетворить одним комплексом маркетинга. Перечисляются потребности именно этого типа покупателей (графа 1 в табл. 12.6). Выявляются другие

Сегментация покупателей - student2.ru Таблица 12.6 Сегментация рынка мужской одежды (пример)

Сегментация покупателей - student2.ru

характеристики этих людей: демографические, экономи­ческие, психографические, поведенческие (графа 2). По­требителей, которые не подходят к первому сегменту, необ­ходимо объединить в другом сегменте. Единственного «правильного» подхода здесь нет. Необходимо использовать знание рынка и наблюдения за покупателями.

Подобным образом можно выделить и другие сегменты.

Этап 4. Выявление отличительных потребностей

Просмотрите списки потребностей каждого выделенно­го сегмента. Некоторые потребности имеются у всех поку­пателей выбранного рынка, у всех сегментов.

Пример.На рынке мужской одежды общими для всех покупателей являются потребность в тепле и соблюдение этических норм.

Общие потребности указывают на «ключевые» характе­ристики товара, которые нужно обеспечить любому покупа­телю на этом рынке. В нашем примере одежда, предлагаемая каждому покупателю, должна быть теплой, гигиеничной и соответствовать общепринятым нормам. Но для сегмента­ции покупателей необходимо выявить не общие, а отличи­тельные потребности, т. е. те, которыми покупатели одного сегмента на данном рынке отличаются от других сегментов. Отличительные потребности определяют выбор покупате­лем конкретной разновидности или марки товара. Чтобы их установить, необходимо из перечня потребностей (гра­фа 1) исключить общие потребности. В табл. 12.6 отличи­тельные потребности выделены курсивом.

Этап 5. Полбор названий лля сегментов

Анализируются отличительные потребности каждого сегмента (графа 1) и описание покупателей (графа 2). На основе этих сведений о покупателях подбирается краткое название каждому сегменту (графа 3). Это «прозвище» по­купателей должно точно отражать особенности данного типа людей.

Этап 6. Повторный анализ сегментов

Необходимо пересмотреть выделенные сегменты еще раз; проанализировать, почему покупатели на выбранном рынке ведут себя определенным образом; выяснить, что еще известно о каждом сегменте. В результате может вы­явиться необходимость провести сегментацию по-другому. Покупатели в одном первоначально выделенном сегменте могут иметь схожие, но все-таки отличающиеся потребно­сти. Значит, их можно дополнительно разделить на два сег­мента и дать новые названия.

Сегментация покупателей - student2.ru Пример.На предыдущих этапах «Грубые парни» рас­сматривались как единый сегмент. Но после некоторого размышления было замечено, что среди них есть различия Часть этого сегмента — это люди среднего возраста, кото­рые по-прежнему предпочитают одежду спортивного типа, но по сравнению с молодежью имеют более высокий доход и хотят показать свой более высокий статус. Выделим их в отдельный сегмент — «Спортивные мужчины».

В других случаях может быть рассмотрена возможность, наоборот, объединить два первоначальных сегмента в один, присоединить часть одного сегмента к другому и т д. Иног­да подобные обстоятельства могут быть замечены только на шестом этапе.

Этап 7. Оиенка размеров сегмента

Предприятие должно искать прибыльные возможности. Мы пока не оценивали возможный объем продажи, а гото­вили основу для планирования комплексов маркетинга. Чтобы оценить экономическую привлекательность выде­ленных сегментов для предприятия, нужно определить их размеры, т. е. примерное число покупателей каждого типа. Для этого могут понадобиться рыночные исследования, вторичная и первичная информация. Примерный ход это­го этапа может быть, например, таким:

1. Находят статистические данные о численности и структуре населения в интересующем предприятие географическом регионе. Но у нас выделены не про­сто демографические группы людей, а типы людей. Таких данных в статистике, как правило, нет Чтобы их получить, выполняют пункт 2.

2. С помощью маркетингового исследования (наблюде­ние, опрос покупателей, экспертный опрос) опреде­ляют процент людей, вообще нуждающихся в данном товаре и удельный вес покупателей каждого типа сре­ди них После этого удобно представить сегментируе­мый рынок в виде сетки по образу табл. 12.7

3. Объединяют результаты исследования покупателей со статистическими данными и определяют примерную численность покупателей в каждом сегменте.

Таблица 12.7 Структура рынка мужской одежды (пример)

Сегментация покупателей - student2.ru

Пример. Сегмент «Молодые консерваторы»: возраст 17— 25 лет. Зная статистические данные о численности населе­ния этого возраста и процент «консерваторов» среди них, рассчитывают примерную численность этого сегмента на выбранном рынке.

Когда выполнены все этапы, можно увидеть, по край­ней мере, основные особенности разных сегментов, кото­рые можно взять за основу при разработке соответствую­щих комплексов маркетинга (товар, цена, обслуживание, меры по стимулированию и др.). Чтобы предлагаемые сег­ментам комплексы маркетинга понравились им, нужно в каждом случае учитывать особенности этих сегментов (табл. 12.8).

Таблица 12 8 Предлагаемые комплексы маркетинга (фрагмент)

Сегментация покупателей - student2.ru

В заключение этого раздела несколько замечаний по практическому проведению сегментации рынка.

Замечание 1. Сегментировать можно потребителей и по­купателей. Эти понятия не всегда совпадают. Потребите­ли — те, кто имеет потребности и потребляют товар, а по­купатели — те, кто покупает товар. Например, человек покупает одежду для своих детей. Он — покупатель, дети — потребители. Соответственно, по отношению к разным ти Сегментация покупателей - student2.ru пам потребителей можно видоизменять только товар (услу­гу): разным потребителям — разные модификации товара. Если рассматривается сегментация покупателей, то можно видоизменять не только товар, но и другие компоненты комплекса маркетинга (цену, способы и места продажи, методы информирования и стимулирования покупателей).

Замечание 2. При сегментации покупателей возможны два разных подхода. Можно разделить весь рынок на сег­менты и затем выбирать из них один или несколько сег­ментов для обслуживания. А можно не делить весь рынок, а из общей массы покупателей выделить один или несколь­ко сегментов, не рассматривая и не сегментируя остальных.

Замечание 3. Сегментация — процесс творческий, один и тот же рынок можно сегментировать по-разному. Но не­обходимо, чтобы сегментация рынка была обоснована ло,-гически, подкреплена статистической и маркетинговой информацией и там, где возможно — расчетами.

В процессе выбора целевого рынка кроме сегментации покупателей возникает необходимость выбора сегментов для работы предприятия. Выбор сегментов может произво­диться по разным критериям. В табл. 12.9 рассматривается пример анализа, на основе которого можно сделать такой выбор. В отличие от предыдущего примера, в котором сегментация проводилась по психографическому признаку, здесь покупатели распределялись на основе поведенческого критерия, по особенностям поведения при покупке. В ка­честве примера рассматривается рынок мороженого [7].

Общая сумма процентных величин, указанных в столб­це «Размер группы», не равна 100, поскольку один и тот же потребитель мороженого может иметь два (или даже три) одинаково значимых для него мотива выбора. В этом слу­чае выделить основной мотив выбора невозможно. При использовании данного способа сегментирования рынка невозможно провести абсолютно четкие границы между сегментами.

Также по выделенным сегментам можно провести ана­лиз предпочитаемых ими марок или сортов товаров и сте­пень насыщенности рынка в этих сегментах. Данные для ана­лиза могут быть организованы по примеру табл. 12.10.

Таблица 12.9 Группы покупателей мороженого, выделенные по основному критерию выбора товара

Сегментация покупателей - student2.ru

Сегментация покупателей - student2.ru

Таблица 12 10

Предложение товаров на рынке, ориентированное на выделенные сегменты (фрагмент примера)

Сегментация покупателей - student2.ru

Наши рекомендации