Типы данных. Воспроизводимость данных эмпирического исследования.

Для того чтобы составить достаточно полную картину исследуемых качеств личности, необходимо собрать три типа данных по интересующей нас характеристике: L-, Q- и Т-данные.

L-данные (life - жизнь) - это данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни. Наиболее часто в психодиагностической практике для получения этого типа данных используются экспертные оценки.

Для повышения надежности L-данныхразработаны специальные требования к процессу получения экспертных оценок:

- оцениваемая характеристика должна определяться в терминах наблюдаемого поведения;

- эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого достаточно длительный промежуток времени;

- необходимо иметь не менее 10 экспертов на одного оце­ниваемого;

- ранжирование испытуемых должно производиться эксперта­ми только по одной характеристике за один раз;

- следует использовать экспертов различных психологических типов и разных модальностей отношения (позитивное, индифферeнтнoe, негативное) к оцениваемому человеку и т.п.

Q-данные (question - вопрос). Этот тип данных получается с помощью опросников и других методов самооценок. Основные причины искажения Q-данных носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения могут быть обусловлены низким интеллектуальным и культур­ным уровнем испытуемых, использованием неверных эталонов, отсутствием навыков самонаблюдения и специальных знаний. Различная мотивация испытуемых может явиться источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности, либо в сторону подчеркивания своих дефектов (агровация).

Т-данные (test - тест) - это данные, получаемые с помо­щью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура.

Эмпирическая загруженность теории.

Схема Хольцкампа

Загруженность теорий Подлинная (не редуцируемая) Неподлинная (редуцируемая)
  Настоящая или собственно загруженность (после реализации опытов) Значительный успех реализации опытов благодаря свойствам изучаемого предмета   Незначительный успех опытов из-за недостатотчности средств операционализации или влияние неконтролируемых факторов  
Ненастоящая загруженность (без реализации опытов) Принципиальнаянереализуемость опытов, обусловленная своеобразием высказывания первого порядка Фактическаянереализуемость опытов для проверки общего высказывания, которые в принципе могут быть проверены  


37. Психологическое измерение. Виды шкал.
Измерения в психологии — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами.
Классификация шкал измерения (С. Стивенс).
А)неметрические измерительные шкалы
Номинативная шкала , или шкала наименований - это шкала, классифицирующая по названию (лат. nomen - имя, название). В её основе лежит процедура, обычно не ассоциируемая с измерением. Пользуясь определённым правилом, объекты группируются по различным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Затем каждому объекту присваивается соответствующее обозначение.
Порядковая шкала, или ранговая шкала - это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше» (в соответствии с возрастанием или убыванием значений общего для этих объектов признака). Как следует из названия, измерение в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства. Если в шкале наименований было безразлично, в каком порядке мы расположим классификационные ячейки, то в порядковой шкале они образуют последовательность от ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большое значение» (или наоборот). Ячейки теперь уместнее называть классами, поскольку по отношению к классам употребимы определения «низкий», «средний» и «высокий» класс (ранг), или 1-й, 2-й, 3-й класс, и т.д.
Каждому объекту приписывается число, которое называется ранг, а процесс измерения по этой шкале – ранжирование.
В порядковой шкале должно быть не менее трех классов например «положительная реакция - нейтральная реакция - отрицательная реакция» или «подходит для занятия вакантной должности - подходит с оговорками - не подходит» и т. п.
Б)метрические измерительные шкалы.
Интервальная шкала – произвольно выбирается нулевая точка (не значит, что свойство полностью отсутствует) и единица измерения; это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. Она дополняет идею ранжирования принципом равных интервалов между ранжируемыми явлениями.
Шкала равных отношений или абсолютная шкала – характеризуется тем, что нулевая точка зафиксирована и обозначает полное отсутствие признака; это шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.





Наши рекомендации