Изложение изученного материала

В обзоре не следует стремиться к тому, чтобы изложить весь про­читанный материал, перечисляя одну за другой все прочитанные ста­тьи и книги. Необходимо раскрыть существо вопроса, выделить глав­ные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными за­дачами и вопросами плана курсового проекта.

Обзор должен носить не хронологический, а проблемный харак­тер, раскрывать состояние вопроса по различным литературным ис­точникам. Излагать свои мысли следует простым литературным язы­ком, используя общедоступные для понимания термины. Повторное употребление того или иного слова, желательно через 50–100 слов.

В содержании курсового проекта необходимо представить свое соб­ственное понимание и осмысление проблемы на основе изучения ли­тературы, оценки тех или иных аспектов педагогических теорий и кон­цепций со ссылкой на их авторов, доказательства каких-либо поло­жений с привлечением цитат. Ссылка на автора и его работу очень важна, однако цитирование не должно превращаться в самоцель, заг­лушать собственную мысль автора курсового проекта. В конце цитаты следует указать источник высказывания.

При ссылке на суждения цитируемых авторов и при выражении отношения к ним со стороны автора работы И.В. Усачева, И.И. Иль­ясов [12] предлагают использовать следующие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсужда­ет, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, позволяет, полага­ет, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, при­нимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделя­ет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает пробле­му, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссыла­ется, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.

Оформление курсового проекта

Оформление курсового проекта начинается с компо­новки подготовленных текстов по пунктам, в соответствии с пример­ной структурой работы. Следует внимательно прочитать разделы ра­боты, отредактировать, написать выводы к каждому пункту основ­ной части работы, в которых излагается сущность вопроса, обобща­ются результаты проделанного анализа.

Затем пишется заключение по всей работе, то есть, подводится итог теоретического и практического исследования, и только после этого приступают к написанию введения. Затем составляется выверенный список литературы и список приложений, уточняется соответствие но­меров литературных источников, на которые имеются ссылки, в основ­ном тексте работы и в списке литературы. После окончания компонов­ки работы делается оглавление и оформляется титульный лист.

Курсовой проект после его завершения представляется студентом ру­ководителю, который оценивает ее по пятибалльной системе. Курсовой проект про­ходит публичную защиту в сроки, установленные кафедрой.

Защита курсового проекта

Примерный порядок защиты курсового проекта выг­лядит следующим образом.

Студент делает краткое сообщение (не более 7 минут), в кото­ром излагаются мотивы выбора темы проекта, его актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, дает­ся характеристика теоретической и практической части исследования, используемых методов, полученных результатов и их практической ценности, демонстрируется наглядный материал.

По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Они мо­гут быть заданы любым присутствующим на защите.

Поскольку устная речь требует мгновенного понимания в про­цессе ее восприятия, то получает и своеобразное лексико-грамматическое оформление: она должна быть, прежде всего, правильной с точ­ки зрения законов и норм языка, яркой и образной по форме, внут­ренне эмоциональной, отличаться большим разнообразием языковых средств.

Правила устной речи требуют, чтобы фразы и предложения были немногословны и хорошо интонированы. Необходимо верно расста­вить логические и психологические паузы, продумать выразительность речи. Особую актуальность приобретает проблема произношения слов, дикции. Хорошая дикция – необходимый элемент устной речи.

Постоянная обращенность к аудитории накладывает своеобраз­ный отпечаток и на синтаксис устной речи: выступающий чаще ис­пользует различные типы простых предложений.

Целесообразно написать полный текст выступления. Полное от­сутствие письменной основы речи даже у опытного оратора вызывает излишнее волнение, которое может отрицательно сказаться на каче­стве выступления.

1. Пишите так, как вы говорите, а не так как вы пишете.

2. Составьте каждый абзац из 3–5 предложений. Если абзацы бу­дут длиннее, при чтении вы можете потерять то место, на кото­ром остановились.

3. При написании чаще используйте глаголы в активной форме, чем в пассивной, а так же местоимения первого и второго лица («Мы предполагаем...», «Вы знаете...» и др.).

4. Количество слов в предложении не должно превышать 20. Ауди­тории трудно будет слушать вас, если предложения будут более длинными.

5. Напечатайте речь через два интервала или аккуратно и ясно на­пишите.

6. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение.

7. Оставьте справа и слева широкие поля для пометок.

После того как текст речи готов, полезно рассказать его вслух. Важно научиться произносить речь при минимальном использовании написанного текста. Необходимо уточнить время звучания, ориенти­руясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100–200 слов в минуту).

Во время репетиции обратите внимание на технику произношения, дикцию, темп, громкость голоса. Важно уметь слышать себя и слушать, чтобы иметь возможность корректировать свою речь. Последите за позой, жестами, мимикой. Все это должно усиливать впечатление от речи, помочь донести до слушателей ваши мысли и чувства.

Наши рекомендации