Тема5. Методы диагностики одаренности
Вопросы:
1.Психодиагностика применительно к одарённости.Одарённость и тестирование.
2.Методические подходы к выявлению разныхвидов одарённости:
-психомоторная одарённость и методы её диагностики;
-интеллектуальная одарённость и методы её диагностики;
-академическая одарённость и методы её диагностики;
- творческая одарённость и методы её диагностики;
-одарённость в сфере общения и методы её диагностики.
3.Факторы, влияющие на качество психодиагностического обследования.
4.Неформализованные методы диагностики.
5.Психологический тренинг для выявления «скрытой» одарённости.
Литература:
Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. - М., 2004.
Савенков А.И. Детская одаренность: Теоретические основы развития. -М., 2006.
Способности и интересы / Под ред. Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого. - М., 2002. Савенков К.Р. Детская одаренность в детском саду и школе.-М.2000.
1. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как одаренного или неодаренного значит искусственно вмешаться в его судьбу.Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека.Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Принципы выявления одаренных детей:
1) комплексный характер оценивання разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюденне за поведеннем данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в.тех сферах деятельности которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам.
4) использование треннинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические«преграды» ;
5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности
6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
7) преимущественная опора опора валидные методы диагностики:
-наблюдение;
-беседа;
-эксперимент;
-анализ продуктов деятельности.
2.Так же, как и в типологии одаренности, в определении методических подходов к выявлению разных видов одаренности существуют разногласия.
Одни психологи пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности личности (математика, музыка, живопись и т.д.). В соответствии с этим дифференцируют математическую, музыкальную и другие виды одаренности, не анализируя всю систему способностей личности в целом. Для диагностики этих «профессиональных» видов одаренности используются либо специализированные тесты, либо некоторые системы заданий, разработанных педагогами-практиками, много лет работающими в этой области.
Другие психологи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с конкретными областями науки, искусства, с различными формами профессиональной деятельности.
Психомоторная одарённость
Повышенная двигательная активность, динамичность, овладение сложными координированными движениями, настойчивость, азартность в достижении цели, желаемого качества движения, ловкость, точность, пластичность и т.д.- все это характеристики психомоторной одаренности.
Все эти качества присущи людям, которые хорошо физически развиты, имеют повышенный интерес к двигательной активности. У таких людей высокая способность произвольного управления движением, саморегуляцией ими.
Психологи отмечают и такую особенность: моторно одаренные не «осваивают» отдельные элементы движения, а, осуществив обобщение, быстро учатся новому движению в целом.
Характерной особенностью является наличие у одаренных людей внутреннего высокого эталона, с которым они сравнивают свои результаты деятельности
Психомоторная одаренность тесно связана со скоростью, точностью, ловкостью движений, кинестезически-моторной и зрительно-моторной координацией и т.д..
Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяют оценивать различные параметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции.
Среди наиболее известных зарубежных психомоторных тестов выделяют следующие:
Тест Пуардьесостоит из 11 субтестов и предназначен для оценки перцептивно-двигательных способностей. Оцениваются такие параметры двигательного развития, как направленность реакций, перцептивно-двигательная координация.
Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда включает два типа заданий, для выполнения которых необходимы специальная доска с отверстиями, небольшие стержни, металлические колечки, пинцет, шурупы и отвертка. В первой части теста испытуемый должен с помощью пинцета поместить стержни в отверстия доски, а затем надеть на каждый из них колечки. При проведении второй части теста испытуемого просят помещать в отверстия с резьбой небольшие шурупы и завинчивать их с помощью отвертки.
Тест на основные двигательные навыки Д.Арнхейма и У.Синклераможет проводиться с детьми от 4 до 12 лет. Он направлен на оценку способностей ребенка координировать работу глаз и рук, контролировать или регулировать движения разной амплитуды.
Тест на зрительно-двигательную координацию К.Берри не требует специальной аппаратуры, для его выполнения необходимы только бумага и карандаш. Ребенка просят воспроизвести 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает.
При диагностике психомоторных способностей широко используются также тест ловкости пальцевО’Коннора, миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости Стромберга и др.
Проблема выявления и оценки психомоторных способностей интенсивно разрабатывается в спортивной психологии, а также в связи с задачами профотбора.
Интеллектуальная одарённость
Индивидуальные тесты на интеллект:
Шкала интеллекта Станфорд-Бине, разработанная Л.Терменом,М. Меррил, предназначена для тестирования детей начиная с 2-летнего возраста. Современные тесты направлены на получение единого показателя, характеризующего общее интеллектуальное развитие индивидуума.
Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования детей и взрослых. Они включают вербальные и невербальные субтесты (вербальную шкалу и шкалу действий).
Интеллектуальный тест Слоссона, предназначенный для измерения интеллекта детей и взрослых, дает одну обобщенную оценку интеллектуального развития на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях и памяти.
Кауфмановская оценочная батарея тестов предназначена для тестирования детей от 2,5 до 12,5 лет. Она дает две глобальные оценки – умственных процессов и достижений. Этот тест рекомендуется применять для раннего первичного выявления детей с необычайно высокими способностями в мышлении.
Шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 лет. Дается обобщенная оценка ( общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, а также памяти).
Групповые тесты на интеллект:
Тест «Прогрессивные матрицы» был разработан в Великобритании в 1936 году Дж.Равеном совместно с Л.Пенроузом. тест предназначен для оценки уровня развития общего интеллекта. В качестве материала в тесте используются геометрические фигуры, выполненные в форме композиций с пропущенными элементами. Испытуемый должен найти недостающий элемент среди 6-8 предложенных вариантов.
В настоящее время сконструированы три основных варианта теста:
1. более легкая форма (цветные прогрессивные матрицы);
2. черно-белый вариант теста (стандартные прогрессивные матрицы);
3. специальный вариант теста (продвинутые прогрессивные матрицы).
Отис-Ленновский тест школьных способностей дает одну обобщенную оценку (индекс школьных способностей), получаемую при использовании вербальных, количественных и образных заданий. Применяется для выявления общих интеллектуальных способностей.
Тест когнитивных уменийдает одну обобщенную оценку (индекс когнитивных умений) и четыре субоценки: последовательность, аналогии, память и вербальные суждения. При идентификации одаренности этот тест используют как показатель общих интеллектуальных способностей, характеризующихся повышенным вниманием к уровню развития абстрактного мышления.
«Независимый от культуры» интеллектуальный тест Кеттела может быть использован как общий тест для выявления способностей людей с культурными ограничениями, а также в программах, для усвоения которых важное значение имеет уровень развития абстрактного мышления.
Академическая одарённость определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами используютстандартизированные тесты достижений.
Социальная одарённость
Рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используются многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенности социального развития:
Шкалы социальной компетенции;
Шкалы социальной зрелости;
Тесты на выявление лидерских способностей.