Тема 4: Личностный и возрастной аспекты одарённости

Вопросы:

1.Взаимосвязь индивидуального и возрастного в проявлениях одаренности

2.Личностные проблемы одаренных детей

3.Проблемы прогнозирования развития

Литература:

Голубев а Э. А. Способности и индивидуальность.-М., 2003.

Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.

-М., 2001.

Кадыров Б.Р. Способности и склонности: Психофизиологические ис­следования. - Ташкент, 2000.

Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьни­ков. -М., 1968.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.; Воронеж, 2007.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., 2005.

1.Некоторые дети развиваются гораздо быстрее других и уже в школьные годы проявляют необыкновенные умственные спо­собности. Одаренный ребенок — это ребенок, который имеет не­что большее, чем другие дети. Он более любопытный, более под­вижный, острее жаждущий приключений, более самостоятельный, веселый, может легче устанавливать отношения и т. д. (Э. Лан­дау). К одаренным относят умных, понятливых, сообразительных детей (Е. С. Белова).

Обстоятельное научное изучение детской одаренности (в пер­вые десятилетия XX в.) началось именно с исследования умствен­ного развития. В этом русле в 20-е гг. выполнены первые отече­ственные научные работы (А. П. Болтунов, А. А. Люблинский, А. И. Макарова и др.). Признаки одаренности в годы школьного детства наблюдаются (по Н. С. Лейтесу):

§ в повышенной восприимчивости к учению;

§ более быстром темпе продвижения;

§ более выраженных творческих проявлениях .

Е. С. Белова считает, что «отождествление одаренности с вы­соким уровнем развития мышления искусственно и неправомер­но». Интеллект не существует сам по себе, а успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, ин­тересов, потребностей, воли, упорства и многого другого, что отно­сится к личностным особенностям человека. Одаренность — это«особый склад личности». «Сильное стремление к познанию спо­собствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи. Ребенок развивается с опережением. Эти особенности вы­деляются как показатели детской одаренности». В по­добных случаях можно говорить о сильно выраженной познава­тельной потребности (потребности в новых знаниях, способах или условиях действий), побуждающей ребенка к активному поиску новых впечатлений, информации, что сопровождается положитель­ными эмоциями (радость познания). Эта потребность «ненасыщаема» (Е. С. Белова): чем больше ребенок знает — тем больше хочет узнавать. У одаренного ребенка познавательная потреб­ность может преобладать над другими потребностями: ради но­вой книги, занятия, дающего возможность узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от сладостей, прогулки и сна. Благодаря собственной активности ребенок открывает много ин­тересного. Если взрослые не всегда могут объяснять, показывать, учить детей, то ребята сами дополняют недостающую информа­цию бурной фантазией и воображением.

Психолог B.C. Юркевич утверждает: необычно развит не сам по себе ум человека, а одарена его личность. В силу этого он выделяет особенности человека, наделенного развитыми способ­ностями:

Тема 4: Личностный и возрастной аспекты одарённости - student2.ru он другой и по характеру, и по восприятию мира;

Тема 4: Личностный и возрастной аспекты одарённости - student2.ru по-другому строит отношения с окружающими;

Тема 4: Личностный и возрастной аспекты одарённости - student2.ru по-другому трудится.

Одаренные дети опережают в своем развитии сверстников, необычайно легко усваивают человеческий опыт — это способ­ные дети. Однако есть другая одаренность, гораздо более труд­ная для родителей, — одаренность нестандартным видением, не­шаблонным мышлением, восприятием, деятельностью. При этом способности к усвоению могут быть не такими выдающимися и окружающие не могут вовремя определить этот дар. У творчес­ки одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, чем у «нормальных» детей, из-за чего у него часто возникают трудности в общении с родителями, воспитателями, учителями. Одаренные дети — особый мир детства.

Исследователь детской одаренности Н. С. Лейтес, изучив осо­бенности жизни и деятельности одаренных детей, пришел к выво­ду, что детская одаренность проявляется в склонности к труду, в острой потребности таких детей заниматься определенным ви­дом деятельности.

Ранние признаки одаренности могут оказаться только чем-то временным, преходящим. Первостепенное значение имеет своеоб­разие ума. У каждого ребенка — свое сочетание признаков ум­ственного своеобразия. Индивидуальные различия не сводятся к разному темпу умственного развития. Возможно, дети, которые не проявляют необычных успехов, могут заявить о своих особых способностях на последующих возрастных этапах. Одаренным может оказаться и тот, от кого этого совсем не ожидали. Иногда какое-нибудь обстоятельство может содействовать развивающей­ся личности или, наоборот, мешать раскрытию умственных воз­можностей. Н. G. Лейтесввел понятие возрастной одаренно­сти, обозначая предпосылки подъема интеллекта, обусловленные свойствами детских возрастов. Значение этого понятия в том, что незаурядные умственные проявления ребенка зависимы от специ­фических возможностей детства. Характеризуется ребенок (или подросток), чьи умственные достоинства еще не указывают доста­точно определенно на их уровень и своеобразие в будущем. Про­явившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития, так как многое будет зависеть от правильного самоопределения. Возрастные периоды представляют собой необходимые стадии развития каждого ребенка: младший школьный возраст (6 — 10 лет); подростковый, или средний школьный возраст (10 — 15 лет); ран­няя юность, или старший школьный возраст (15 — 17 лет). Указан­ные хронологические границы приблизительны, в определенной мере условны. Принятые наименования периодов указывают, преж­де всего, на этапы обучения и умственного развития. Возрастные черты касаются не только умственных свойств, но и эмоционально-волевой сферы, мотивов и т. д.



Возраст Признак одаренности
Раннее детство (1—3 года) Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, уме­ние следить за событиями; большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия
Дошкольный период (4 — 7 лет) Отличная память, интуитивные скачки (перескакива­ние через «этажи», яркое воображение). Нечеткость в разграничении реальности и фантазии; преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координа­ция, предпочтение общества старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость. Превосходное владение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего. Острое реагирование на несправедливость.
Школьный период (8-17 лет) Успех во многих начинаниях, высокие результаты. Потребность в коллекционирования, классификации, принятие сложных и долгосрочных заданий. Великолепное чувство юмора. Развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение зада­нии. Владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.
Взрослый период (после 18 лет) Легкость усвоения новых идей и знании, комбинирова­ние знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действии, социальных ситуациях. Отличная развитость навыков общения, открытость, дружелюбие, умение ценить юмор. Живое и непосред­ственное воображение. Открытое выражение своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергич­ность, склонность к риску. Нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий. Независимость в суждениях и поведении

В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и нега­тивным воздействиям (А. И. Доровской). В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одарен­ных детей, их личностном развитии и воспитании.

В современных теоретических концепциях одаренность рас­сматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом. Наряду с высоким уровнем развития интел­лекта важным фактором считается творчество. Раскрытие ода­ренности во многом зависит от социального окружения и обуче­ния, но при этом признается влияние внутренних условий — природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).

Более выраженные творческие проявления наряду с более высо­кой восприимчивостью к учению в настоящее время признаются основными показателями одаренности ребенка (Е. С. Белова).

С. А. Леднева представляет детскую одаренность как «некий интеллектуальный творческий потенциал, в той или иной степени присутствующий в каждом ребенке». У одаренных детей уровень способностей значительно отличается от среднего. Оценка одаренности не должна основываться только на тестировании: ее степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспита­ния при выполнении содержательной деятельности. Ранняя спе­циализация не должна быть преждевременной или чрезмерной. Одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. Главная педагогическая задача в этот период сме­щается с развития общих способностей к поиску адекватного спо­соба реализации личности в определенных видах деятельности.

Наши рекомендации