Погодина, С.В. Программа «Шаг в искусство» как одна из моделей художественного развития детей раннего и дошкольного возраста / С.В. Погодина // Дошкольное воспитание. €

Ключевые слова: Детское художественное творчество, образовательная модель, педагогический процесс, механизмы творческого развития, формы организации педагогического процесса, образовательные комплексы.

Основные идеи статьи(краткая аннотация):

Сегодня объективные факторы культурного, политического и экономического развития государства ставят педагогическое сообщество перед необходимостью изменения содержания художественного образования дошкольников.

Происходящие процессы реорганизации в системе дошкольного образования .....

ТЕМА IV.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Задание 1. Дайте определение понятию:

«Психолого-педагогическое сопровождение познавательногоразвития детей – это ___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Обоснуйте принципы психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей

· признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка;

· приоритет интересов, возможностей и способностей сопровождаемого;

· приоритет личностного развития сопровождаемого;

· определение индивидуальной развивающей траектории;

· педагогическое партнерство;

· единство отношения к ребенку со стороны всех участников сопровождения, постоянный информационный обмен между ними;

· мультидисциплинарность сопровождения (комплексный подход);

· системность и непрерывность сопровождения;

· рекомендательный характер советов сопровождающего.

Задание 3. Определите условия и пути эффективного познавательного развития детей

ТЕМА V.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СФЕРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Задание 1. Охарактеризуйте компоненты профессиональной компетентности педагога в сфере познавательного развития дошкольников
Ценностно-мотивационная составляющая   осознание педагогом теоретических основ, позволяющих свободно ориентироваться в вопросах познавательного развития детей; овладение основными подходами профессионально-педагогической деятельности в области познавательного развития
Концептуально-теоретическая (содержательная) составляющая   наличие рефлексивной культуры, рефлексия (осмысление) собственной педагогической деятельности
Научно-методическая (интегративная) составляющая   определение круга норм, социальных процессов и ценностных установок психолого-педагогической работы в сфере познавательного развития детей, свободное и самостоятельное осуществление профессиональной деятельности в соответствии с собственно выстроенной психолого-педагогической стратегией
Рефлексивно-оценочная составляющая   способность сочетать теорию, практику, методологические и методические составляющие при решении проблем познавательного развития дошкольников, способность связывать специфическое, уникальное
Проективно-технологическая составляющая   умение эффективно использовать средства межличностной коммуникации, адекватных способов обращения с детьми и другими субъектами образования, культура речи
Операционально-деятельностная (инструментальная) составляющая   понимание социальной, культурной и организационной среды, в которой осуществляется процесс развития познавательной сферы дошкольников
Эмоционально-коммуникативная составляющая   создание соответствующих прогнозированию операциональных форм технологической организации деятельности детей, умение проектировать результаты познавательного развития детей
Контекстуальная составляющая   постоянное стремление к обладанию, обновлению и использованию в конкретных условиях такими базовыми общепедагогическими умениями, как: гностические, аналитико-диагностические, конструктивные; креативные; оценочные; информационные, организаторские, когнитивные (познавательные)

Задание 2. Определите функции взаимодействия педагога с детьми в процессе познавательного развития





1. Побуждающая функция – ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Стимулирующая функция – __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Аппелирующая функция – ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Организующая функция – ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Направляющая функция – ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Активизирующая функция – __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Сформулируйте основные требования к профессиональной компетентности педагога в сфере познавательного развития дошкольников


Список литературы

1. Башаева, Т.В. Готовим ребёнка к школе. Развиваем познавательные способности / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 165 с.

2. Вакуленко Л.С. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников / Л.С. Вакуленко. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 192 с.

3. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер и др. – М.: Педагогика, 1986. – 244 с.

4. Гончарова, К. К вопросу о познавательном интересе дошкольников / К. Гончарова // Феномен дошкольного детства: материалы I Всероссийской студенческой олимпиады по дошкольной педагогике и психологии (27 апреля 2010г.). – Челябинск: Издательство Челябинского Государственного педагогического университета, 2015. – 152 с.

5. Гудкова, Е.С. Познавательный интерес в системе общего психического развития дошкольников / Е.С. Гудкова // Дошкольник на современном этапе : материалы региональной студенческой научной конференции (Тольятти, 28 марта – 1 апреля 2011 года). – Тольятти: ТГУ, 2011. – Выпуск IV. – С. 49-53.

6. Дерягина Л.Б. Дошкольникам о науках / Л.Б. Дерягина. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 160 с.

7. Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н.В. Исакова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.-2015.-168с.

8. Краснова, С.В. Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей седьмого года жизни (на материале математики) / С.В. Краснова // Дошкольник на современном этапе: материалы региональной студенческой научной конференции (Тольятти, 28 марта – 1 апреля 2011 года). – Тольятти: ТГУ, 2011. – Выпуск IV. – С. 72-75.

9. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4 - 7 лет / Е.Е. Крашенников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.

10. Крашенинников, Е.Е., Холодова, О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез. – 2012. – 246 с.

11. Крашенников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет / Е.Е. Крашенников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.

12. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 18-33.

13. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста / О.Э. Литвинова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 256 с.

14. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / Е.В. Лосева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 133 с.

15. Лосева, Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / Е.В. Лосева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 133 с.

16. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 26-29.

17. Матуняк, Н.А. К вопросу формирования интереса у старших дошкольников в процессе познания социальной действительности / Н.А. Матуняк, О.В. Дыбина: сб. Актуальные проблемы дошкольного образования / сост. И.В. Груздова, И.В. Руденко, О.А. Еник. – Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», 2015. – С. 28-31.

18. Матуняк, Н.А. Развитие познавательной активности детей раннего и старшего дошкольного возраста / Н.А. Матуняк // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. – 2009. – выпуск 7. – С. 131-140.

19. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н.В. Микляева. – М.: Сфера, 2015. – 208 с.

20. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников / Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.

21. Михеева, Е.В., Сытенко, Е.К. Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры / Е.В. Михеева, Е.К. Сытенко // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 60-67.

22. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): учебно-методическое пособие / З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Т.А. Ивченко, Т.А. Березина, Н.О. Никонова; ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 304 с.

23. Поддьяков, А.Н. Исследовательская активность ребенка / А.Н. Поддьяков // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2004. – № 2. – С. 10-20.

24. Рыжова, Л.В.Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Конспекты занятий. – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160с.

25. Сучкова И.М., Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333 с.

26. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199 с.

27. Трясорукова, Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Т.П. Трясорукова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 147 с.

28. Формирование мотивации к познанию и обучению в системе «детский сад-школа». Сборник методических материалов / под ред. Гирба Е.Ю. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 152 с.

29. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2009. – 238 с.

30. Щукина, Г.И. Активность познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.

31. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2008. – 173 с.

Наши рекомендации