Написание теоретической части исследования

После завершения сбора материалов по теме можно пере­ходить к написанию работы. Типичная ошибка студента – попытка написать работу «с ходу», разложив на столе перед собой несколько книг и переписывая из них отрывки текста. Даже курсовая работа, выполненная путём компиляции и списывания отдельных фраг­ментов первоисточников, оценивается как недостаточно самостоятельная и творче­ская. При таком подходе студент не проявляет тех умений, которые необходимы для научной реферативной работы – анализа, систематизации и обобще­ния собран­ных материалов. А на эти критерии ориентируются рецензент и аттестационная комиссия при оценке работы.

Курсовая и дипломная работа должны быть на­писаны грамотно, соответст­вовать нормам литературного и профессионального языка, и выдержана в научном стиле. На это важно обратить особое внимание при использовании материала учеб­ников, научно-популярных книг и статей, ко­торые обычно пишутся в ином жанре.

Для правильного оформления научно-исследовательской работы необходимо освоить фразеологию научного языка. С этой целью студенту рекомендуется обра­щаться к стандартным словосочетаниям и выражениям, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Научный текст характеризуется наличием специ­альной терминологии, которая обеспечивает возможность в краткой форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов. В научных текстах рекомендуется применять стандартные слова и словосочетания, выполняющие роль средств связи между предложениями. Пример таких лексиче­ских средств, стандартных выражений, наиболее распространенных в научных тек­стах представлен в Приложении 4.

Теоретический обзор литературы по теме исследования должен отражать умение студента анализи­ровать и систематизировать источники информации, кри­тически их оце­нивать, давать сравнительную характеристику различных подходов к решению поставленной проблемы, способность выделять существенное в ранее проведен­ных исследованиях.

Логика обзора литературы может быть основана на:

· переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов. Например, если тема работы – «Проблема посттравматического стресса», то целесообразно в первом разделе описать общие подходы к изу­чению стресса, а затем перейти к специфике посттравматического стресса;

· хронологии исследований в этой области. Например, «проблема стресса впер­вые стала изучаться ...»; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало...; «В конце 80-х годов глав­ной темой исследований было...»;

· подходах к исследованию проблемы. Например: «При рассмотрении про­блемы мотивации в бихевиоризме внимание обращалось, прежде всего, на...»; «В психоанализе главный ак­цент в изучении мотивации был сделан на..; «Представи­тели когнитивной психологии анализировали ...»;

· изучении логических аспектов динамики психических явлений. Например, мо­гут рассматриваться предпосылки формирования самооценки, факторы, ее опре­деляющие, поведение человека с разными типами самооцен­ки, след­ствия неадекватной самооценки;

· изучении отдельных сторон проблемы. Логика рассмотрения проблемы мо­жет заключаться, например, в описании понятия стрес­са; причин стресса; последствий стресса.

Все рассмотренные типы логики построения теоретичес­кой части могут оп­ределенным образом сочетаться в зави­симости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения, и анализа материала публи­каций.

Важно в теоретической части работы рассмотреть все про­блемы, непосред­ственно связанные с изучаемой темой. На­пример, если тема работы «Влияние ус­пехов в учебной деятель­ности на формирование самооценки младших школьни­ков», то целесообразно рассмотреть особенности его учебной деятель­ности, про­блему самооценки, её специфику в младшем школьном возрасте и попытаться найти в литературе не­которые данные, на основании которых можно выдвинуть предположение о влиянии успехов в учебной деятельности на самооценку млад­шего школьника. При этом предполагается, что этот вопрос полностью не иссле­до­ван. В противном случае проводимая научная работа оказывается неактуальной. Должна быть указана специ­фика работы, ее новизна.

Начинать каждый параграф полезно с вводного предложе­ния. Формы его по­строения могут быть разными. Например, «Проблема посттравматического стресса рассматривалась в работах многих психологов», «Рассмотрим основные пробле­мы самооценки», «При изучении проблемы личности выде­ляют следующие основные понятия» и т.п.

Текст каждого раздела не должен представлять набор выписок из прочи­тан­ных источников. Необходимо, во-первых, упорядочить их содержание определен­ным логическим образом. Во-вторых, нужно стремиться пересказывать их содер­жание более или менее близко к тексту оригинала, стараясь передать, прежде всего, идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформули­рования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несу­ществен­ных для вашей работы фрагментов, слов, выражений. При этом в тексте должно быть отражено, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь, т.е. со­держание работы не должно быть безличным. Например:

ü Как показано в работах А.Р. Лурия, эйдетическая память является...

ü Пси­хологические проблемы учебной деятельности рас­сматривалась в ра­ботах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Элько­нина, В.В. Давыдова....

ü М.И. Лисина считает, что...,

ü Исследования Г.В. Залевского показали, что ригидность ...

Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источ­ников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авто­ров, а также при выражении к ним своего отношения можно использовать следую­щие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мне­ние, добавляет, доказы­вает, допускает, задает вопрос, излага­ет, констатирует, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отве­чает, отмечает, отстаивает, опреде­ляет, повторяет, поддерживает, под­твер­ждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, пред­полагает, представ­ляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышля­ет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, упоминает, утвер­ждает, уточ­няет.

Для оформления обзора литературы по теме исследования рекомендуется использовать стандартные словосочетания и выражения, которые разъясняют внутреннюю последовательность изложения текста. Например, следующие слово­сочетания можно использовать для переходов авторской мысли, а также для струк­турирования текста:

ü Авторы по-разному (одинаково) определяют…

ü Рассмотрим один из возможных вариантов…

ü В работе показано (выделено, предложено, описано, обосновано)…

ü В большинстве работ… рассматриваются общие условия…

ü Оба автора обращают внимание на то, что…

ü В работе (кого-либо) этой проблеме уделяется большое (незначитель­ное) внимание.

Следующий список стандартных словосочетаний поможет студенту придать логичность обсуждению вопросов, поможет сформулировать обобщения, подвести некоторые итоги обсуждаемых вопросов:

ü Рассматриваемая научная работа ценна тем, что…

ü Идея автора является обоснованной (убедительной, соответствующей ра­нее установленным фактам)…

ü Приводя аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных мо­ментов…

ü Автор приходит к выводам, которые не всегда подтверждаются факти­ческим материалом…

ü Исследователь детально проанализировал все возможные свойства (кри­терии, данные).

Написание теоретической (реферативной) части работы невозможно без ци­тирования литературы и оформления ссылок на её использование. Цитирование должно быть объективным. Как избыточное, так и недостаточное цитирование снижает уровень научной работы. Ссылки выполняют в тексте работы две важные функ­ции. Во-первых, это проявление уважения к авторскому пра­ву. Ссылки указы­вают, кому принадлежит та или иная мысль, классификация, определение, ориги­нальная точка зрения, подход к изучению проблемы, кто проводил исследования, кто обнаружил определенные научные факты. Во-вторых, ссылки дают читателю ориентир – у каких авторов, и в ка­ких источниках может быть найдена дополни­тельная ин­формация по излагаемому вопросу, по упоминаемым идеям и исследо­ваниям.Ссылки в тексте делаются только на те источники, которые указаны в спи­ске литературы в конце работы.

Необходимо соблюдать определенные правила цитирова­ния.

Текст цитаты заключается в кавычки («...») и приводится без каких-либо из­менений, в той форме, в которой он представлен в источнике. Использует­ся такой способ цитирования в тех случаях, когда необходимо обратить внимание читателя на конкретную формулировку той или иной мысли, привести определение понятия, которое даёт цитируемый автор. Такие цитаты не следует делать слишком длин­ными.

Возможны два варианта оформления цитат. В первом случае цитата начина­ется с прописной буквы, если цитируе­мый текст идёт после двоеточия. Например: А.В. Брушлинский отмечал: «Мышление берёт своё начало в проблемной ситуации, а возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу» [11, с. 86]. После кавычки, завершающей воспроизведение авторской мысли, в скобках указывается номер источника литературы (номер, под которым этот ис­точник значится в списке литературных источников). После запятой указывается страница, на кото­рой данная мысль изложена в тексте оригинала.

Необходимо обратить внимание на то, что в тексте работы при упоминании какого-либо автора необходимо указать сначала его инициалы, затем фамилию (например, «как считал Л.С. Выготский…»; «по мнению П.Я. Гальперина…). В списке литературы, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы ав­тора (Выготский Л.С., Гальперин П.Я.) и т.д.

Второй вариант оформления цитаты начинается со строчной (малень­кой) бу­квы в том случае, если цитата вводится в авторское предложение и органически входит в его состав. Пример 1: В.Н. Дружинин указывал на то, что «творчество есть выход за пределы заданного» [27, с. 163] . Пример 2: По справедливому заме­чанию А.Ф. Эсаулова, «особенно не разработанной, выступающей в виде проблемы проблем, является прежде всего сам подход к задаче или её постановке [65, с.8]. Пример 3: А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как «предмет, который отвечает определенной потребности и обладает побудительной и направляющей деятель­ность функцией» [64, с. 24].

Допускается пропуск слов, предложений при цитировании, который обозна­чается многоточием. Например, в источнике литературы написано: «Интеллекту­альная активность рождается не вопреки внешней детерминации и не из нее, а как раскрытие глубинных потенций личности, как внутренне детерминированное действие». В цитате допускаем сокращение: «Интеллектуальная активность ро­ждается …как внутренне детерминированное действие».

Цитирование может быть не прямым, а косвенным. В этом случае чужая мысль, идея, точка зрения воспроизводится близко к тексту. При этом цитата не за­ключается в кавычки, но после завершения цитирования в скобках обязательно указывается номер источника информации, из которого цитата взята. Пример 1: В исследованиях О.М. Краснорядцевой были выделены личностные особенности, формирующиеся в ходе жизни человека и обуславливающие успешность обнару­жения проблем [36]. Пример 2: Подчеркивая важность самоопределения, Л. И. Божович, Е.А. Климов определяют его как выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни [18; 43]. Пример 3: В оте­чественной психологии большое внимание уделяется проблеме профессионального самоопределения молодежи. Так интересны исследования в области профессио­нальной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова [43].

Существуют ещё варианты оформления ссылок. В виде внутритекстовых именных ссылок, указывающих фамилию автора, год издания публикации. При­мер: Творческие способности представляют собой сложную иерархическую структуру, включающую интеллектуальные и неинтеллектуальные компоненты, определяемые общим термином "креативность (Ф. Баррон, 1969; Дж. Гилфорд, 1967; Е Торранс,1971). Пример 2: Свободная инициация, в основе которой лежит самопроизвольный переход действующей личности к мыслительной деятельности связан с проявлением познавательной активности (Д.Е. Берлайн, 1986).

Можно оформить ссылки в виде подстрочных сносок. Они помещаются внизу страницы, на которой расположена цитата, под основным текстом. В конце цитаты в верхнем индексе (чуть выше строки) ставится цифра, обозначающая по­рядковый номер сноски на данной странице. Внизу страницы под чертой, отде­ляющей сноску от текста, этот номер повторяется и после него следует библиогра­фическое описание источника, из которого заимствована цитата. Например:

_____________________

1Борисова Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики //Психологическая наука и образование. 1997, № 2, с. 15

На материалы, размещённые (опубликованные) в сети Интернет, даются обязательные ссылки по их Web-адресу, а фамилия автора (авторов) материала и его Web-адрес обязательно приводятся в списке литературы.

Необходимо помнить, что цитирование в процессе написания реферативной части работы не нужно превращать в самоцель. Текст работы должен носить ана­литико-синтетический и обобщающий характер. Он должен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения ли­тературы, оценки раз­ных аспектов психологических концеп­ций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.

Планирование и проведение эмпирической части

Исследования

Важной частью исследовательской работы студента является эмпирическое исследова­ние. Оно может быть направлено на сбор и анализ данных по проблеме, может включать разработку методики в области психологии, на­правленную на соз­дание или адаптацию какой-либо програм­мы диагностики, консультирования, кор­рекционной, развиваю­щей работы, психопрофилактики, психологического про­свеще­ния.

Курсовой и дипломный проект предполагает выполнение студентом опреде­ленного объема эмпирической или практической пси­хологической работы. Этот объём определяется количеством испытуемых, которые были обследованы; коли­чеством исполь­зованных методик и степенью их трудоемкости; сложностью обра­ботки и анализа полученных данных. Все это должны учитывать студент и науч­ный руководитель при планирова­нии исследования, аттестационная комиссия при оценке работы. Студент несет ответственность за планирование иссле­дования, аде­кватность целям работы использованных методов и методик, организацию и про­ведение сбора и обработки эмпи­рических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Важным моментом в эмпирическом исследовании является определение вы­борки испытуемых. Необходимо учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень об­разования, индивидуально-психологичес­кие особенности испытуемых, состояние здоровья и другие параметры, которые могут оказать влияние на резуль­таты. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную со­вокупность, то есть быть репре­зентативной по отношению ко всей изучаемой кате­гории людей. Существует множество конкретных приёмов формирования выборки, которые необходимо учитывать при организации эмпирического исследования (В.Н. Дружинин, 2008; В.В. Никандров 2007).

Выборка должна представлять основные типы испы­туемых, существующие в популяции. Выводы исследования должны рас­пространяться на всех членов изу­чаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необ­ходимо правильно распределить относительно разных усло­вий исследования, в случае экспериментального исследования важно обеспечить эквивалентность экспе­риментальной и контрольной групп (критерий внутренней валидности).

Численность выборки испытуемых для эмпирического ис­следования или практической психологической работы долж­на обеспечивать доказательность по­ложений, которые защи­щаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек.

Опираясь на методы мате­матической обработки данных, рекомендуется, чтобы численность срав­ниваемых групп была не менее 30-35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0,35 могут быть статистически значимы (а = 0,05).

Если же для обработки данных используется факторный ана­лиз, то сущест­вует простое правило: надежные факторные решения можно получить, лишь в том случае, когда количест­во испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число реги­стрируемых параметров. Кроме того, как рекомендует Л.В. Куликов, целесооб­разно увели­чение количества испытуемых, по крайней мере, на 5-10%, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе исследо­вания (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали от­клоняющиеся результаты и т.д.).

Сбор эмпирического материала представляет собой ответ­ственную часть научно-исследовательской работы. Необходимо предусмотреть, чтобы испытуемые были доступны для контакта с ними в условиях, необходимых для изучения.

Важно правильно спланировать время, место и обстоятель­ства для непосред­ственной эмпирической работы, скорректировать их в зави­симости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом вре­мени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторон­ние раздражители. А для сохранения валидности экспериментального исследова­ния необходимо контролировать действия артефактов.

Студент должен уметь установить такой доверительный контакт с испытуе­мым, при котором может быть получена достоверная информация. Необходимо со­блюдать нормы профессио­нальной этики психолога и использовать процедуры контроля влияния личности испытуемых и личности исследователя (студента) на проведение исследовательской работы.

Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практи­ческое владение соответствующей тех­никой сбора эмпирических данных, деталь­ное знание мето­дики, которая используется. В ходе работы студента могут ожидать некоторые разоча­рования, поскольку добиться идеальных условий исследова­ния часто не удается. Как правило, реальные обстоятельства корректируют планы и ис­следовательские процедуры. Пер­вое пробное исследование позволяет выявить не­достатки его проектирования. Этот этап научной работы обычно называ­ют пило­тажным. Его данные, позволяющие усовершенство­вать программу и методику ис­следовательского проекта, часто не включаются в общую выборку при обработке данных, поскольку они получаются в несколько других условиях.

Использование методов математической статистики при обработке пер­вичных эмпирических данных необходимо для оценки достоверности выводов, как в научном исследо­вании, так и в разработке в области практической психоло­гии. При этом не рекомендуется ограничиваться использо­ванием только таких показа­телей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточ­ных оснований для обоснованных выводов.

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных достаточно важная и ответственная задача. И делать это лучше ещё на этапе пла­нирования исследования. Необходимо зара­нее продумать, какие эмпирические по­казатели будут регис­трироваться, с помощью каких методов будут обрабатывать­ся, и какие выводы при разных результатах обработки мож­но будет сделать. Можно обращаться к уже разработанной классификации эмпирических задач и адекватных для их решения методов математической статистики (А.Н. Кутейников, 2008; А.Д. Наследов, 2007; Е.В. Сидоренко, 2004).

При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологи­ческих показателей и других переменных, например, воз­раст, состав семьи, уровень образования. В качестве перемен­ных могут выступать любые показатели, которые можно срав­нивать друг с другом (то есть измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень само­оценки, количество правильно решенных задач и качественные осо­бенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и дру­гие.

Для студентов может пред­ставлять трудность выделение переменных в рабо­тах по прак­тической психологии, где возможности использования традиционных и стандартизированных психологических тестов (с которыми обычно ассоциируется проблема измерения) огра­ничены. Следует иметь в виду, что в области практиче­ской психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, – все это может рас­сматриваться в качестве переменных. Главное – иметь чет­кие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.

При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, кото­рый получился в исследовании. Парамет­рические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное рас­пределение с большей вероятностью (но не обязательно) по­лучается при выборках более 100 испытуемых (может полу­читься и при меньшем количестве, а может не получиться и при боль­шем). При использовании параметрических крите­риев необходима проверка нор­мальности распределения.

Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет зна­чения. При небольших объёмах выбор­ки испытуемых, используемых обычно в курсовой или дип­ломной работе, целесообразно выбрать непараметрические кри­терии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, полу­чено ли в исследовании нормаль­ное распределение данных. В некоторых случаях статисти­чески обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5-10 испытуемых.

Большинство психологических работ сводятся к несколь­ким типам исследо­вательских задач, которые и предопреде­ляют тип математико-статистического кри­терия. Так, во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологи­ческих показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обра­ботке соответствующих дан­ных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определе­ния значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-крите­рий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат (х2), точный критерий Фишера, биноми­альный критерий.

Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимо­связи психологиче­ских показателей у одних и тех же испы­туемых. Для обработки соответствующих данных могут ис­пользоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффи­циентом линейной корре­ляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Структура данных (и соответственно структура изучае­мой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости при­знака под влиянием каких-либо контро­лируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математичес­кой об­работки данных в таких задачах может использовать­ся U-критерий Манна-Уитни, критерий Краснела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, критерий х2 Фридмана. Од­нако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния не­скольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Иссле­дователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматривать­ся как причины, а другие как следствия. Переменные перво­го рода считаются факто­рами, а переменные второго рода – результативными признаками. В этом отличие дисперсион­ного анализа от корреляционного, в котором предполагает­ся, что изме­нения одного признака просто связаны с опреде­ленными изменениями другого (А.Н. Кутейников, 2008; Е.В. Сидоренко, 2004).

Во многих исследованиях выявляется значимость изме­нений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток вре­мени, в определенных условиях (например, в условиях коррекци­онного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут исполь­зоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значени­ях исследуе­мого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вил­коксона.

Важно обратить внимание на ограничения, которые име­ет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных. После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или восполь­зоваться статистической программой персонального компь­ютера.

Методы математической обработки данных важно исполь­зовать и для ана­лиза результатов опытной практической психологической работы. Для обоснова­ния ее эффективнос­ти полезно использовать конкретные психологические и пове­денческие показатели испытуемых «до» и «после». Вы­бору их важно уделять осо­бое внимание. Применение математико-статистических критериев для проверки значимос­ти изменений придаст большую доказательность выводам работы.

Наши рекомендации