Психологические механизмы социализации в семье
Социализация в семье осуществляется разными путями и происходит в основном по двум Параллельнымнаправлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания и социальною научения.
Семейное воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
Воспитательные воздействияосуществляются на основе механизма подкрепления - поощряя поведение,которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленныхправил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно ста-нонится дляребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же. /
При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют:
—различные стили воспитания;
—факторы воспитательного воздействия;
—воспитательную ттешпппо родителей и др.
Социализация-------- ■--- — осуществляемый в деятельности и общениипроцесс И результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социальногоопыта. |
Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюденияособенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой (Роан Л, А., Бордовская И. В-РазумСИ., 2000).
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
Выделяются два типа деформации семьи (Рсан А. А.):
—структурная;
—психологическая.
Структурная деформация семьи — это нарушение ее структурной целостности, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей.
Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок ит. п.
Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка.
Стили семейного воспитания
М коте работы, посвященные детско-родительским отношениям, онпр;штся на предложенную Д. Ьаумринд более 30 лет Назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных п иля: авторитарный,авторитетный, но демократический и попустительский (Baumrind D., 1991).
Авторитарный стиль воспитания
Автори-i арный стиль (в терминологии других авторов — автократический, диктат, доминирование) — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать спои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебноеп,. I (анболее активные, сильные подростки сопротивляют-<я ii бунтуют, становятся избыточно агрессивными инередко
134
Глава В
Подросток и семья
токидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подростом матери склонны реалидовывать более «разрешающее» поведение, та авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль воспитания
Демократический стиль (в терминологии других авторов— авторитетный, сотрудничество) — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение II советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При атом родители проявляют твердость, заботятся о справедливостии последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль воспитания
Попустительский стиль (в терминологии других авторов — либеральный, снисходительный, гипоопека) — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой сторо-
ны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проя нлепие равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семенного воспитания.
Хаотический стиль воспитания
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между роди гелями.
При таком стиле воспитания фруслрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабиль-ног i и и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишаетребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях длжг агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль воспитания
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке)— стремление постоянно быть около ребенка, решать за Ветовсе возникающие проблемы. Родители бдительно следят аповедением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезьгерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию пщп-"1; релостп.
Глава 8
Подросток и семья
Факторы родительского воспитания
Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловнуюлюбовь и глубинную взаимосвязь сребенком, а с другой — объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
Во многих исследованияхв качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются именно ЭТИ:
1)эмоциональное отношение, любовь, принятие;
2) особенности требований и контроля (Смирнова Е. О., Быкова М. В., 2000).
Мнение ученых
Э. Фромм выделил качественное различиемежду материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность-безусловность и контролируемость—неконтролируемость. Материнская любовь безусловна, дана от рожден ия. но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либоона есть, либо нет). Отцовская любовь обусловлена тем. оправдыва-II .in ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностьюребенка) (Фромм Э., 1.998).
йсянедостаточным стремлением К удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребностьв эмоциональном контакте, общении сродителями.
Количество и качество требований к ребенку п семье представлено разными шкалами: степень требований—обязанностей, степень требований—запретов, строгость санкций.
^тойчивыесочетания указанныхrarjaMeTpoBcra/iaurr несколько характерных негармоничных Стилейвоспитания (табл. 8.1).
Потворствующаяпшерпротекция — родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения имиот других. Результат такого воспитанияпроявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
Доминирующая ги пер протекция — ребенок также вцентре обостренного вниманияродителей, которые отдаютему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя
Таблица 8.1 Диагностика типов негармоничного семейного воспитания
Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания
Э. Г. ЭйдемЯЛлер,В. Юстицкис (1998) выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки прения формирования нарушений поведенияи отклоненийличности детей и подростков.
Уровень протекции — количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гшюпротекции подросток оказывается на периферии вниманияродителей, до него «не доходят руки*-, за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.
Другой важный фактор — степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворениюлюбых потребностей ребенка, балуют его, Игнорирование характеризу-
Тнм воспитания | Вырлжниинч I. 'up i miemiiine.ii.iioi и принесен | ||||
Уровень lipOICK- ини | Степень \ mn.ii1-1 но ре iiiih потребностей ребенка | Степень предъявления ipefioвиним | Степень запретов | Строгость санкции | |
Потворствующая ги-пер ii роте кии я | + | + | - | - | - |
Доминирующая гиперпротекция | + | + | ± | + | ± |
Повышенная моральная otbcjl"! ценность | + | - | + | + | ± |
Эмоциональное отвержение | - | - | ± | ' ± | ± |
Жестокие Обращение | - | - | ± | ± | + |
J ипопротек-Ци я | - | - | - | ± |
Глава 8
Подросток и семья
многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Гииопротекпия — к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипонротекции контроль и забота носят формаль-ный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.
Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональномотвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.
Повышенная моральная ответственность —от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.
Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1998).