Колесного гужевого транспорта и саней
Экспертиза следов гусениц, колесного гужевого транспорта и саней выполняется по общепринятой методике трасологической экспертизы. Однако правильное проведение исследования требует от эксперта знания механизма следообразования, а также особенностей отображения и анализа признаков следообразующего объекта.
Следы гусениц. Следы гусениц возникают вследствие статического (по нормали) и динамического (по касательной) воздействий тракторов на следовоспринимающую поверхность. При этом дина-
мическое воздействие очень незначительно и проявляется лишь в начале и конце контакта. В объемных следах за счет скольжения образуется сдвиг.
К числу общих признаков ходовой части гусеничных транспортных средств следует отнести:
— размер колеи;
— ширину и шаг (длину одного звена) гусеницы;
— количество звеньев;
— форму и размер грунтозацепов.
Для определения ширины колеи необходимо измерить расстояние между следами гусениц: либо по центру, либо между их внутренним и наружным краями.
Ввиду того что в поверхностных следах отображаются лишь гребни грунтозацепов, общая ширина которых несколько меньше полной ширины звена гусеницы, последнюю можно измерить только в объемном следе.
Общее количество звеньев устанавливают, если в следе имеются два последовательных отображения одной и той же особенности.
Частными признаками гусениц (звеньев) являются наличие, форма, размер, местоположение и взаиморасположение различных повреждений и дефектов грунтозацепов. Эти признаки отображаются, как правило, в объемных следах.
Следы колесного гужевого транспорта. К колесному гужевому транспорту относятся повозки, у большинства которых используются деревянные колеса с металлическими шинами. Протяженность их следов на месте происшествия, как правило, невелика. При этом в роли объектов исследования выступают чаще всего объемные следы, зафиксированные в гипсовых слепках. Изготовление колес носит в основном кустарный характер, поэтому они являются носителями целого комплекса индивидуальных особенностей.
К основным деталям колеса относятся: центральная ступица, ступицы и деревянный обод. На обод одевают предварительно разогретую сварную металлическую шину в виде обруча. После охлаждения шина плотно охватывает обод, а для надежности дополнительно крепится к нему с помощью муфт, болтов и гвоздей.
Часто ширина обода и шина не соответствуют друг другу, или при одинаковой ширине шина несколько смещена относительно обода. Указанная особенность отображается в следе в виде уступа.
При исследовании колес с металлическими шинами в качестве
идентификационных признаков могут быть использованы:
— длина окружности, ширина и толщина металлической шины;
— ширина обода;
— форма, размеры сварочного шва;
— наличие, форма, размеры, местоположение и взаимораспо
ложение средств крепления шины (головок, болтов, гвоздей и т. д.);
— наличие, форма, размеры, местоположение и взаимораспо
ложение неровностей в виде выступов и углублений, образовав
шихся в процессе изготовления или эксплуатации шины.
Необходимо отметить, что при проведении данного исследования идентифицируемым объектом является колесо, а не повозка, так как колеса на ней могли быть заменены. Замена металлической шины маловероятна, хотя и не исключена.
Следы саней. Следообразующими частями саней являются два деревянных полоза с укрепленными на них металлическими шинами. Полозья при перемещении по снежному покрову образуют плоскостные динамические следы скольжения. Исследование их проводится по общей методике трасологической экспертизы, но с учетом ряда особенностей механизма следообразования.
Движение полозьев чаще всего происходит в двух направлениях — продольном и боковом (раскат).
Если полозья расположены под углом друг к другу или к линии направления движения, образуемый след оказывается шире, чем сам полоз. Более того, даже в индивидуальных условиях в следе отображается лишь наиболее широкая контактирующая часть полоза или шины. Указанные особенности механизма следообразования в ряде случаев затрудняют или даже исключают возможность определения некоторых признаков.
Одним из основных общих признаков саней, кроме шины полоза, является их колея, определяемая расстоянием между серединами или наружной и внутренней границами следов полозьев.
К частным признакам относятся:
— размер, местоположение и взаиморасположение валиков и
бороздок, являющихся отображением дефектов нижней поверхно
сти полоза (трещин, заусениц и т. д.), а также средств крепления
шины (гвоздей, болтов, шурупов и т. д.);
— соотношение ширины полоза и шины, а также положение по
следней относительно краев полоза ( на наличие металлической
шины указывает ступенчатость следа).
Следует иметь в виду, что частные признаки обоих полозьев рассматриваются в совокупности, как признак одного объекта.
Выявленные особенности сравнивают с соответствующими характеристиками не только ходовой части исследуемых саней, но и, при необходимости, с экспериментальными следами, полученными в условиях, аналогичных существовавшим на месте происшествия.
При оценке выявленных различий учитывают особенности механизма следообразования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкин Р. С. Курс криминалистики: В 3 т. М., 1997. Т. 2.
2. Грановский Г. Л. Основы трасологии (Особенная часть). М., 1974.
3. Житомирский М. М., Прищепа В. М. Криминалистическое исследо
вание следов автомобильных шин со съемным протектором // Криминали
стика и судебная экспертиза. 1973. № 10.
4. Зуев Е. И., Капитанов В. Е. Трасологические исследования по де
лам о дорожно-транспортных происшествиях. М., 1983.
5. Ивашков В. А., Слепнева Л. И. Предварительное исследование ма
териальных объектов на месте происшествия. М., 1992.
6. Ищенко П. П. Получение розыскной информации в ходе предвари
тельного исследования следов преступления. М., 1994.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под
ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 1997.
8. Криминалистика / Под ред. В. А. Образцова. М., 1995.
9. Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: Техника, так
тика, организация и методика расследования преступлений. Волгоград,
1994.
10. Криминалистическая экспертиза. М., 1968.
11. Криминалистическая экспертиза: Курс лекций. Вып. 1: Трасологиче-
ская экспертиза / Под ред. Б. П. Смагоринского. Волгоград, 1996.
12.0 безопасности дорожного движения: Закон РФ от 15 ноября 1995 г.
13. Осмотр места происшествия / Под ред. И. М. Дворкина. М., 2000.
14. Особенности исследования некоторых объектов традиционной кри
миналистической экспертизы: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Снеткова. М.,
1993.
15. Отпечатки протекторов шин транспортных средств. М., 1987.
16. Правила дорожного движения Российской Федерации. М., 1995.
17. Применение данных трасологии при расследовании дорожно-
транспортных происшествий. М., 1976.
18. Пророков И. И. Криминалистическая экспертиза следов. Волгоград,
1980.
19. Сова Ф. П. Следы шин автотранспортных средств и их использова
ние в розыскной и следственной практике. М., 1978.
20. Судебная транспортно-трасологическая экспертиза. М., 1977.
21. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-
транспортных происшествиях (диагностические исследования). М., 1988.
Вып. 1,2.
22. Трасология: Справочник. Ч. 2: Механоскопия. Волгоград, 1998.
23. Ярмак В. А., Жигалов Н. Ю. и др. Метод косвенного определения
общих признаков автомобиля по следам поворота // Экспертная практика.
М., 1992. №34.
ГЛАВА 9
ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОДЕЖДЫ И ЕЕ СЛЕДОВ