Научные основы трасологической экспертизы и ее методов

При разработке теории и научных методов исследования, а так­же практических рекомендаций трасология основывается на поло­жениях диалектической теории отражения, теории криминалисти­ческой идентификации, криминалистического учения о признаках и системном подходе.

Главными принципами, положенными в основу трасологического учения о следах, являются следующие:

1. Индивидуальность объектов материального мира, в том числе внешнего строения объектов. Внешнее строение однородных объек­тов может совпадать по общим признакам (форма, размер и т. д.), но неизбежно будет различаться по частным признакам. К частным признакам в трасологии относят детали (особенности) рельефа поверхности. Деталями рельефа в следе разруба будут бороздки и валики (трассы), оставленные неровностями лезвия топора; в сле­де колеса автомобиля — частные признаки протектора (выкрошен-ность резины, трещины).

В соответствии с положениями теории криминалистической идентификации должна быть выявлена индивидуальная совокуп­ность частных признаков, способная индивидуализировать иден­тифицируемый объект. Чтобы найти и выделить эту совокупность, а также оценить ее как достаточную для целей идентификации, не­обходимо знать основы формирования внешнего строения объекта. К ним относятся условия обработки материалов и изготовления отдельных предметов, условия эксплуатации предметов, их хране­ния. С учетом этого для каждого вида объектов трасологического исследования определены комплексы общих и частных признаков, используемые для решения идентификационных задач.

2. Внешнее строение объекта, в том числе его частные призна­ки (детали), способно при определенных условиях достаточно точ­но отображаться на других объектах в виде следов-отображений. Полнота и точность отображения частных признаков зависит от ус­ловий следообразования. Главными из них являются физические

Научные основы трасологической экспертизы и ее методов - student2.ru свойства материала объекта — следообразующего и восприни­мающего, а также механизм взаимодействия объектов.Чем пла­стичнее следовоспринимающий объект и чем мельче его структур­ное строение, тем более четким и выразительным в передаче де­талей получается след.

3. Отображение в следе внешнего строения объекта всегда яв­ляется обратным, зеркальным. Так, выпуклый объект (подошва обуви) оставляет углубленный след в мягком материале (в песке, мокрой глинистой почве). В зависимости от условий следообразо-вания могут наблюдаться и иные изменения, например, неровности рельефа оставляют следы в виде царапин.

Таким образом, следы-отображения, являющиеся основным объектом трасологического исследования, возникают при контакте двух объектов. Процесс, заканчивающийся возникновением следа-отображения, называют механизмом следообразования.Взаимо­действующими элементами при этом являются: следообразующий объект, следовоспринимающий объект, а также следовып кон­такт как отражение способа взаимодействия объектов в результа­те приложения к ним энергии того или иного вида. Следовый кон­такт существенным образом влияет на объем и качество информа­ции об объектах, так как обусловлен системой сил, определяющих направления взаимных перемещений.

Наиболее полная классификация и характеристики следовых контактов содержатся в работах Б. И. Шевченко. Различают следо­вые контакты активные и пассивные, непосредственные и дистан­ционные, однослойные и многослойные, односторонние и обоюд­ные. Каждый конкретный следовый контакт может совмещать в себе те или другие условия из числа перечисленных.

Основанием для деления контактов на активные и пассивные является источник энергии, вызвавший образование следа. При активном контакте энергия исходит от самих объектов (например, удар молотком); при пассивном — источник энергии находится вне объекта, и его действие не возбуждает в них самих энергии, спо­собной привести к взаимодействию (например: на лежащий на полу молоток оседает пыль, образуя след в виде контура молотка). Ка­чество отображения внешнего строения объекта в следе значи­тельно выше при активных контактах, когда исходящая от объектов энергия проявляет себя непосредственно путем воздействия объ­екта (следы удара, отжима, разреза).

Деление следовых контактов на непосредственные и дистанци­онные осуществляется в зависимости от того, прилегают ли объек-




ты следообразования друг к другу или находятся на расстоянии. Условиям непосредственного контакта свойственно неискаженное и точное в деталях отображение предмета (например, следы отжи­ма на поверхностях двери). При отсутствии непосредственного кон­такта, т. е. при дистанционном действии, энергия рассеивается за пределы истинных контуров следообразующего предмета (напри­мер, действие теплового излучения от горячего утюга, стоящего недалеко от стены).

При однослойном контакте отображение возникает только на одном следовоспринимающем объекте, а при многослойном — на нескольких, находящихся в сфере воздействия и расположенных один за другим (например, запись на листе блокнота и вдавленные следы от этой записи на нижележащих листах). На последующих слоях качество изображения, естественно, хуже, чем на первом слое. В данной категории существуют разновидности: промежуточ­ный контакт и аппликационный.

Промежуточный чаще всего возникает при механическом воз­действии, когда в результате удара через эластичный слой на нем не остается отображения, возникающего на подлежащих слоях. Аппликационным контактом называют такой, когда на последующих слоях возникает отображение как следообразующего объекта, так и вышележащего слоя, т. е. происходит наложение отображений (на­пример, след на теле потерпевшего от удара по нему через одежду какой-либо частью автомобиля).

При одностороннем контакте изображение образуется на одном объекте, при обоюдном — на обоих объектах следообразования. Применительно к обоюдному контакту имеют в виду определенную меру изменений, происходящих в большем или меньшем объеме на обоих объектах. При этом надо исходить из того, что каждый взаимодействующий объект должен до конца контакта в какой-то мере сохранить то строение, которое отобразится на другом. Если же строение отобразится, а потом изменится, то его индивидуаль­ное отождествление станет невозможным. Таким образом, мера изменений следообразующего объекта должна быть при обоюдном следовом контакте небольшой, не приводящей к потере индиви­дуализирующих признаков отображаемого объекта. Несмотря на то, что контакт обоюдный и отображения возникают на каждом объекте применительно к каждой контрпаре следов, необходимо устанавливать, какая поверхность является следообразующей, а какая — следовоспринимающей. Решающим для этого условием является существенное различие в уровне контактных поверхно-

Научные основы трасологической экспертизы и ее методов - student2.ru стей взаимодействующих объектов и достаточная площадь следо­вого контакта. Эти свойства должны обеспечить в каждом конкрет­ном случае возможность четкой дифференциации объектов на следообразующий и следовоспринимающий. Например, при воз­действии металлическим стержнем на дверь сейфа следы возникают на обоих предметах. Но ввиду того, что металл воздействующего стержня, как правило, тверже, более четкие следы располагаются на сейфе, который и следует считать следовоспринимающим объектом.

Деление объектов на образующие и воспринимающие вообще основывается на соотношении их физических и иных свойств, про­являющихся в данных конкретных условиях следообразования. Так, объемные следы смогут возникнуть только при условии, что твердость следообразующего значительно выше твердости следо-воспринимающего объекта. Форма и размер трасс в следе разруба во многом зависят от твердости и структуры волокон дерева.

Наиболее информативными в трасологии признаются следы, возникающие в результате механического воздействия. Теоретиче­ской основой трасологического учения о механическом образова­нии следов являются базисные положения теоретической механи­ки, сопротивления материалов, кинематики.

Силы молекулярного сцепления и другие внутренние силы каж­дого тела оказывают сопротивление любым воздействиям, изме­няющим или нарушающим форму его поверхности, внутреннее строение и другие свойства. Причиной механического воздействия, обусловливающего формирование следов, является сила. Величи­на и направление действия сил определяют механизм следообра­зования. При этом формирование каждого следа сопровождается действием сил, имеющих различную величину и направление, это, в первую очередь, внешняя сила, под действием которой приходят в движение и соприкосновение участвующие в следообразовании объекты, а также упругие силы деформации контактирующих объ­ектов, силы трения и другие. В каждом конкретном случае, на осно­ве достаточно сложного аналитического исследования, удается определить систему сил, участвующих в формировании следа. Пу­тем сложения эти силы приводят к одной, определяющей взаимное перемещение объектов, участвующих в следообразовании. Такая сила в трасологии названа следообразующей. Она может быть представлена в виде вектора, направление которого указывает на­правление ее действия, а длина пропорциональна величине этой силы.

После того, как участвующие в следообразовании объекты всту­пают в контакт, на формирование следов влияют силы двух типов. Силы первого типа возникают вследствие упругой деформации со­прикасающихся объектов. В природе нет абсолютно твердых тел, различна лишь их способность деформироваться. Деформация одних всегда относительно велика и хорошо заметна (деформация шины колеса автомобиля при наезде на камень), деформация дру­гих незаметна или ничтожна (деформация камня, на который на­ехало колесо). Однако силы, обусловленные деформацией одного из объектов, всегда имеют место при следообразовании и оказы­вают на него свое влияние.

Силы второго типа возникают в результате трения на участках соприкасающихся поверхностей при перемещении (скольжении) одного объекта относительно другого.

Силы упругой и остаточной деформации и силы трения всегда участвуют в следообразовании. Разграничить и выделить одну из них как основную бывает очень сложно, однако, как правило, силы трения преобладают при формировании следов скольжения, а си­лы деформации — при формировании следов давления. При этом всякий следовый контакт, сопровождающийся деформацией и тре­нием, нарушает сцепление и взаимное размещение частиц объек­тов, участвующих в следообразовании.

В качестве примера, демонстрирующего как формы действия сил указанных типов, так и влияние иных факторов на образование следа, рассмотрим механизм следового контакта при формирова­нии следа каблука.

Под давлением ноги плоскость каблука входит в контакт с плос­костью воспринимающего объекта. Следообразующая сила, на­правленная по нормали (перпендикулярно) к контактной поверхно­сти, деформирует оба объекта. Если твердость каблука превышает твердость воспринимающей поверхности (глина, влажный грунт), то выступающие части каблука внедряются в воспринимающую по­верхность и деформируют ее, преодолевая силы упругой деформа­ции. В результате образуется объемный след давления, конформ­но отображающий форму и размеры (длину, толщину, высоту) каблука. Вмятины этого следа способны сохраниться, если матери­ал способен к остаточной деформации, сохранению нового разме­щения частиц воспринимающей поверхности. След исчезнет или существенно видоизменится, если вещество такой способностью не обладает (сухой песок).

Если твердость каблука менее твердости воспринимающего

Научные основы трасологической экспертизы и ее методов - student2.ru объекта (паркетный пол, линолеум), то объемного следа не возник­нет. Может образоваться только поверхностный след за счет тре­ния и адгезии (прилипания) частиц вещества. Если это вещество находилось на каблуке (частицы строительной пыли) и оказалось перенесенным на поверхность пола, возникнут следы наслоения. Если каблук воспринял частицы вещества, покрывшего пол (неза-сохшая краска) — возникнут следы отслоения. Следы наслоения могут быть позитивные и негативные. Позитивным отображение будет в том случае, когда выступающие части следообразующего рельефа наслаивают вещество следа на воспринимающую по­верхность. Примером может служить след колеса, проехавшего по какому-то веществу и затем отпечатавшего на асфальте рисунок грунтозацепов. Негативным будет такое отображение, когда след возникает за счет наслоения из углубленны с участков рельефа. Предположим, что колесо прокатилось по мокрому грунту, который заполнил углубления вокруг грунтозацепов. После выезда на ас­фальт грунт может отделиться от колеса и сохранить форму углуб­лений. В этом случае след рисунка протектора будет негативным.

Описанные следы называют статическими (точечными), где од­ни и те же точки образующего объекта воздействуют на одни и те же точки воспринимающего объекта.

При перемещении каблука не перпендикулярно к воспринимаю­щей поверхности, а по касательной преобладающей силой будет сила трения, хотя в зависимости от твердости контактирующих по­верхностей также могут образовываться как поверхностные, так и объемные следы. При этом каждая неровность поверхности каблу­ка (если он тверже воспринимающей поверхности) оставляет след в виде бороздок, между которыми сохраняются валики. В результа­те образуются трассы, т. е. линейное отображение следообразующих точек рельефа, воздействующих на различные точки восприни­мающего объекта. Такие следы называют динамическими (линей­ными). Динамические (линейные) следы также могут быть следами наслоения и отслоения (например, типичные следы трения с от­слоением краски на одном транспортном средстве и наслоением ее на другом при боковом их столкновении). Таков же механизм воз­никновения динамических объемных следов, если воспринимаю­щий объект обладает меньшей твердостью и способен к остаточ­ной деформации.

В особую группу выделяют следы качения (следы колес, след подошвы обуви при ее «прокатывании» от каблука к носку). Внешне такие следы формируются так же, как следы давления: точки сле-

дообразующего объекта вступают последовательно в контакт с точками следовоспринимающего под влиянием силы, действующей по нормали. Однако из-за неравномерного распределения давле­ния выступающие детали рельефа образующего объекта в объем­ных следах качения искажаются, так как грани их, расположенные перпендикулярно направлению качения, углубляются больше, чем промежуточные части. При этом углубленные детали поверхности образующего объекта не отображаются в следах, или края их зна­чительно скашиваются.

Все рассмотренные выше следы являлись результатом прямого воздействия приложений силы, так называемые следы локального воздействия. В отличие от них возможно образование следов пе­риферического воздействия (косвенного), когда возникновение следа обусловлено действием некоторой силы вокруг следообра­зующего объекта. Например, спрыгнув на пол через пролом в по­толке, преступник оставил следы обуви за счет того, что с ботинок осыпалась строительная пыль (известь, мел, шлак), обозначив кон­туры подошв обуви.

Существенной частью теоретических основ трасологии является система методов, используемых для исследования разнообразных трасологических объектов. В настоящее время в криминалистике, как и в других науках, принята следующая структура методов, осно­ванная на их общефилософской и науковедческой классификации:

1. Диалектический метод — всеобщий метод науки, включающий
категории и законы диалектической (философской) логики и фор­
мальнологические методы познания.

2. Общие (общенаучные) методы — наблюдение, измерение,
описание, сравнение, эксперимент, моделирование, математиче­
ские методы исследования.

3. Специальные методы криминалистики, включающие как заим­
ствованные из других наук и творчески приспособленные для задач
криминалистики, так и разработанные самой криминалистикой для
своих нужд.

Все эти методы в различных их комплексах и сочетаниях приме­нимы для исследования трасологических объектов. Детализация методов 2 и 3 групп позволяет получить представление о том ши­роком спектре методов исследования, которые может использовать эксперт-трасолог. В трасологической экспертизе наряду с общена­учными методами широко используются в основном методы иссле­дования морфологических признаков. При необходимости в ком­плексе с ними могут применяться и методы исследования внутрен-

Научные основы трасологической экспертизы и ее методов - student2.ru ней структуры, атомного и молекулярного состава. Главным обра­зом такие комплексные исследования проводят при экспертном (в том числе трасологическом) установлении принадлежности частей единому целому. Таким образом, методами трасологической экс­пертизы могут считаться: наблюдение, измерение, описание, экспе­римент, сравнительное исследование, моделирование, физические, фотографические, химические, математические методы.

Наблюдение — метод, с которого начинается любая трасологи-ческая экспертиза и который сопутствует любому исследованию. Наблюдение должно быть планомерным и целенаправленным, только тогда оно позволяет выделять и изучать исследуемые при­знаки. Различают наблюдение простое (невооруженным глазом) и квалифицированное с использованием различных дополнительных приемов и средств, улучшающих условия зрения и повышающих его остроту. Сюда относятся: применение лупы, микроскопа, ис­следование в косопадающем свете, окрашивание следов, исполь­зование электронно-оптических преобразователей, ультрафиоле­товых и иных осветителей и т. п.

Степень увеличения выбирается с учетом вида трасологическо-го объекта и характера решаемых экспертных задач.

Измерение применяется для получения количественных харак­теристик объекта (признаков объекта) путем сопоставления полу­ченных величин с единицами измерения, принятыми в метрологии. Количественные характеристики могут быть выражены отвлечен­ными числами (количество трасс на 1 см), а также величинами, от­ражающими линейные и угловые размеры, площадь, глубину и т. п. Точность измерений зависит от полноты отображения признаков в следах, совершенства приемов и технических средств, используе­мых для измерения (линейка, рулетка, штангенциркуль, микрометр, измерительная лупа, окуляр-микрометр и т. п.). Описание в трасо­логической экспертизе — это фиксация объектов и признаков, на которых основываются выводы эксперта и самого процесса экспер­тизы средствами письменной речи и с помощью таблиц, графиков, схем, фотоснимков и их разметки. При этом фиксируется и обоб­щается информация, полученная с помощью других методов ис­следования. Фотофиксация существенно повышает наглядность восприятия результатов экспертизы.

Эксперимент используют в трасологической экспертизе для по­лучения сравнительных образцов следов (при решении идентифи­кационных задач), а также проверки правильности гипотезы о ме­ханизме возникновения следов (при решении диагностических за-

дач). Эксперимент позволяет воспроизвести в следе признаки ото­бражаемого объекта, определить, в какой мере преобразуются и применяются эти признаки в момент следообразования, выбрать условия, достаточно приближенные к условиям образования следа при совершении преступления. При этом учитывают данные о га­баритах, назначении исследуемого объекта, об обстоятельствах происшествия, вызвавших формирование следов.

Сравнительное исследование как метод является ключевым в процессе идентификации трасологических объектов. Оно позволя­ет выделить совпадающие признаки, познать их содержание, опре­делить идентификационную значимость, меру их близости, выявить и объяснить различия. Метод сравнительного исследования реали­зуется с помощью приемов, которые можно объединить в две группы:

1. Приемы непосредственного сравнения; фотографические или
оптические наложения или совмещения двух сравниваемых объек­
тов (следа и экспериментального отпечатка, следа и проверяемого
объекта).

2. Приемы сравнения оценочных данных — сравнение данных,
полученных в результате измерения признаков или их оценки на
глаз.

Выбор приема сравнительного исследования зависит от вида объекта, от характера и величины искажения отобразившихся в следе признаков, от требуемой точности и быстроты исследования.

Непосредственное сравнение обеспечивает большую точность исследования и наглядность его результатов, но применимо оно только в отношении объектов, признаки которых отображаются достаточно стабильно, а возникающие искажения носят системати­ческий характер и могут быть воспроизведены при эксперименте. Непосредственное сравнение может быть нулевым и разностным. При нулевом добиваются полного совпадения признаков сравни­ваемого следа и экспериментального отпечатка (трассы при их со­вмещении сливаются в одну линию, детали рельефа при наложе­нии полностью перекрывают одна другую). Различие признаков в этом случае не улавливается глазом, т. е. равно нулю.

При разностном непосредственном сравнении считается доста­точным совмещение лишь наиболее существенных признаков. Со­храняющиеся различия, которые не удается устранить путем изго­товления соответствующих образцов, должны быть объяснены. Без этого не может быть сделан вывод о тождестве.

Для непосредственного сравнения используют сравнительные

электронно-оптический преобразователь. Для проявления следов используют механические реактивы, в состав которых входят лю­минофоры.

Исследование в рентгеновских лучах проводят для того, чтобы, используя проникающую способность этих лучей, просвечивать ве­щественные доказательства без нарушения их целостности (замки, пломбы, обувь и т. п. ). Это позволяет получать представление об их внутреннем устройстве, взаиморасположении частей, внутрен­них повреждениях, следах.

Исследование с использованием радиоактивных веществ можно осуществлять применительно к трасологическим объектам в гамма-лучах. Гамма-лучи применяют по аналогии с рентгеновскими для просвечивания объектов (главным образом, массивных).

В трасологической экспертизе используются многие методы судебно-исследовательской фотографии: масштабная съемка, кон­трастирующая и цветоделительная, микросъемка, съемка в инфра­красных, ультрафиолетовых, рентгеновских лучах; стереофотогра­фия (в том числе микростерео); сравнительная фотосъемка, циф­ровая фотография.

Математические методы используют в трасологии как для ма­тематического моделирования, так и для оценки получаемых ре­зультатов.

При математическом моделировании достигается формализа­ция и упрощение сведений об объекте. Символы математики по­зволяют отобразить в модели основные признаки и связи, состав­ляющие структуру исследуемого объекта. Например, элементы до­рожки следов (длина правого и левого шагов, ширина шага, угол шага, угол разворота стопы — левой, правой).

Математические модели делятся на две большие группы: мыс­ленные (идеальные) и материальные. К первым относятся знако­вые математические модели-описания, к материальным — машин­ное распознавание образов.

К математическим методам относятся методы оценки результа­тов измерений, вероятностные методы оценки идентификационной значимости признаков.

Приведенный выше большой арсенал методов широко исполь­зуется в трасологической экспертизе для решения как идентифика­ционных, так и диагностических задач.


Наши рекомендации