Подразделение всех четырех стадий йоги

Собрание трудов Дже Такпопы [Гампопы] не содержит упоминания о двенадцати уровнях четырех стадий йоги, но устная передача его поучений, по-видимому, включала их. Устные наставления данные Дже Гомтсюлу говорят о трех подотделах каждой из четырех стадий йоги, а именно, о превосходном, промежуточном и низком уровнях.

Дже Пхагмо Трупа подразделял каждую из стадий йоги по трем уровням – верхнему, среднему и нижнему уровню. Эта традиция перешла дальше по непрерывной линии учителей до Дже Гьяре и к его ученикам. Дже Раджнунг Дордже [третий Кармапа, 1284-1339] и его ученики, в особенности Дже Кхачопа, подразделяли четыре стадий йоги на двенадцать, а потом на двадцать четыре уровня. Данная система теперь очень хорошо известна в этом драгоценном медитационном ордене, и оказались великолепным и удачным средством дифференциации разных уровней внутренних ощущений и реализаций. Среди всех этих учений методы Дже Пхагмо Трупы разделения четырех стадий йоги по двенадцати уровням стали особенно широко известны. Они будут объясняться здесь:

Йога сосредоточения

1. На нижнем уровне йоги сосредоточения медитатор воспримет истинную природу блаженства и ясности.

2. На ее среднем уровне он достигнет внутреннего контроля над равновесным погружением.

3. На верхнем уровне он сможет переживать внутренние ощущения безостановочно на протяжении любого периода времени

Йога неразличения

1. На нижнем уровне йоги неразличения медитатор осознает свой собственный ум как невозникающую [пустоту].

2. На ее среднем уровне он осознает [свой ум] как пустой, лишенный всякого основания.

3. На ее верхнем уровне он устранит сомнения и предрассудки относительно двойственности внешних и внутренних феноменов.

Йога одного вкуса

1. На нижнем уровне йоги одного вкуса медитатор добьется слияния сансары и нирваны.

2. На ее среднем уровне он уничтожит корень двойственности.

3. На верхнем уровне он соединит [восприятия] всех феноменов в состоянии одинаковости.

Йога немедитации

1. На нижнем уровне йоги немедитации медитатор обретет недвойственное осознавание, свободное от всяких двойственных представлений о медитации и медитаторе.

2. На ее среднем уровне он осознает присущее спонтанному свершению основание.

3. На ее верхнем уровне он соединит свою медитативную сияющую ясность с абсолютным сияющим осознаванием.

Смысл этого будет понятен из дальнейшего разъяснения, дающегося ниже. Не обязательно, чтобы опыты, появляющиеся на двенадцати уровнях четырех йог, шли вслед друг за другом по порядку, на подобие ступеней лестницы. К примеру, прежде окончательного переживания опыта внутреннего ощущения и реализации на верхнем уровне йоги сосредоточения, могут возникнуть переживания первых двух уровней следующей йоги неразличения. Подобным же образом, до завершения опыта внутреннего ощущения и реализации на уровне йоги неразличения, могут возникнуть переживания первых двух уровней йоги одного вкуса. И так же, прежде окончательного опыта верхнего уровня йоги одного вкуса, могут возникнуть внутренние ощущения нижнего и среднего уровней йоги немедитации. Таким образом, очевидно, что переживания могут не следовать описанному выше порядку уровней йоги.

Большинство описаний внутренних ощущений и реализаций основывается на опытах старых медитаторов настоящего Медитационного Ордена, которые подняли знамя медитации благодаря тому, что полностью посвятили себя медитации в горном уединении. Не смотря на это, учения, которые они передавали большей частью последователям постепенного пути, могут оказаться непригодными для искателей с потенциалом мгновенного осуществления и проблескивающего осуществления. Помимо всего прочего, потому как многие теперешние медитаторы легко поддаются лени и рассеянности, вовсе не обязательно, что у них возникнут эти переживания в том же самом порядке как было изложено. Однако даже и в настоящее время медитаторы наделенные врожденной мудростью и те, кто пробуждены силой благословений своих гуру, добьются постижения в природу своей реализации.

Поскольку определение уровня добродетельной практики оказывается весьма важным, я разъясню это здесь ссылаясь на изречения старых учителей нашего Медитационного Ордена.

Наши рекомендации