Упражнение на закрепление matepиала о типах темперамента
Это упражнение предназначено для того, чтобы проверить вашу способность распознать темперамент человека, располагая довольно ограниченной информацией. В приведенном ниже фрагменте вы прочитаете про четырех представителей различных темпераментов. Ваша задача — определить темперамент каждого человека и написать три признака, по которым вы это определили. Упражнение принесет больше пользы, если вы не будете заглядывать в списки признаков различных темпераментов, находя эти признаки прямо в тексте. Ответы на стр. 169.
Приостановка работы некоторых частей предприятия вкупе с неблагоприятным экономическим положением привели к распространению слухов о том, что семейная компания по обработке сырья может перенести производство в другой штат. Так как это мероприятие было связано с трудными моральными вопросами, президент компании пригласил четырех рабочих, представляющих различные этапы производства, на деловой завтрак, на котором он собирался обсудить перспективы, стоящие перед сотрудниками ,и с помощью «мозговой атаки» найти способ повышения морального духа и продуктивности предприятия.
Алекс, 44-летний специалист по работе с кадрами, высказался первым: «Мне неприятно это говорить, но наша проблема состоит в следующем: сотрудники больше не считают себя частью компании. Раньше наша компания напоминала дружную семью. Неприятности возникали и раньше, но люди заботились друг о друге и чувствовали поддержку со стороны окружающих; они были частью коллектива. Часть проблемы заключается в том, что компания слишком разрослась, и люди потеряли связь друг с другом. По-моему, ясно, что, когда человек не считает себя связанным с компанией, связанным в эмоциональном смысле, он никогда не будет работать в полную силу. Мы должны искать творческие пути решения проблем, стоящих перед нашими сотрудниками. Например, серьезной проблемой для многих жителей нашего города является поиск подходящих детских учреждений. Мы можем рассмотреть возможность финансирования создания детского сада, деятельностью которого будет управлять группа сотрудников нашей компании. Или, например, мы можем ввести гибкий график работы, позволяющий нашим со-
трудникам удобнее планировать свою личную жизнь. Именно подобные творческие подходы к решению людских проблем будут служить огромным шагом навстречу сотрудникам со стороны руководства. При этом полученная выгода проявится не только сейчас, но и в будущем». Следующей взяла слово Лилиан, 55-летняя управляющая отделом закупки сырья и сбыта продукции. «Мне кажется, это может показаться глупым, но раньше работа на компанию доставляла мне удовольствие. Во все времена здесь проводились мероприятия, имеющие целью сплотить коллектив, например, соревнования по софтболу* и боулингу, ежегодный пикник для служащих и их семей на берегу озера. Тобин и множество других неофициальных мероприятий. Насколько я помню, мы все время участвовали в соревновании, победителей которого объявляли в обеденный перерыв в кафетерии. Никто не хотел оказаться в проигрыше, и мы работали изо всех сил. Но после напряженной работы мы и отдыхали вместе! Мне кажется, что работа ныне стала какой-то серой и однообразной. Я слышала, как люди на производстве жалуются на то, что они стали лишь винтиками в огромной машине, ее придатками. Кроме того, сейчас, куда ни брось взгляд, везде все регламентировано и упомянуто в правилах, которым необходимо следовать. И, как следствие, огромное количество писанины, подтверждающей их исполнение. Все эти излишние правила попросту замедляют ход событий. Мне кажется, что, если вы избавите компанию от рутины, снова внеся разнообразие и радость в жизнь сотрудников, люди снова захотят работать на нас». Следующей должна была говорить 47-летняя Морин, представительница бухгалтерии. «Неудивительно, что я осмелюсь не согласиться с большей частью сказанного Лилиан. Говоря, что организация отдыха сможет побудить людей к работе, она путает причину и следствие. Я считаю, что следует награждать людей лишь в том случае, если они эту награду заслужили, но не ранее. В любом случае, мне кажется, что руководство дает слишком много свободы. Левая рука сейчас не знает о том, что делает правая. И это совсем не потому, что у нас слишком много правил, а по той причине, что они слишком неоднозначны и, кроме того, контроль их исполнения совершенно недостаточен. Как следствие, рабочие довольно часто пренебрегают ими. Эти правила введены не без причины. Они должны быть ясно изложены и напечатаны в виде книги, которую необходимо выдавать каждому приходящему на работу. Только тогда каждый будет точно знать свои обязанности. Вероятно, если мы начнем под* считывать индивидуальный рейтинг, рабочие, до этого палец о палец не ударившие, примутся за работу. Подводя итог всему сказанному, мы должны бороться за эффективность производства, чтобы сотрудники гордились своей работой результате чего выиграет вся компания».
Последним выступал 40-летний Чарли, представляющий вычислительный центр. «Я слушал вас с огромным интересом, и, честно говоря, мне показалось, что вы все не понимаете глобальной задачи, фокусируя свое внимание на мелких сиюминутных проблемах. Мы же должны подумать о будущем: что мы можем сделать для того,чтобы наша компания осталась конкурентоспособной и прибыльной и в следующем столетии! Мы должны начать с оценки необходимых действий и, идя в ногу с прогрессом, немедленно модернизировать наши компьютеры. Теоретически, люди станут работать усерднее, как только почувствуют себя частью компании. Таким образом, необходимо разработать финансовый план, по которому доход, получаемый нашими сотрудниками, был бы пропорционален прибылям, полученным компанией. Только так мы дадим рабочим почувствовать себя частью компании. Кроме того, я рекомендую разделить производство на несколько этапов, на каждом из которых должна работать независимая группа. Этим мы объединим как пожелание Лилиан внести разнообразие в производственный процесс, так и желание Алекса сплотить коллектив. И, наконец, я считаю, что огромные прибыли в будущем принесет создание компьютерных классов для нужд всех наших сотрудников. В конце концов, именно компьютерам принадлежит будущее, и чем лучше мы будем в них разбираться, тем больших успехов сможем достичь».
Задание
Определите тип темперамента каждого из выступавших и приведите три признака, подтверждающих ваш ответ.
А. Темперамент Алекса Признак № 1: ________
Признак № 2: Признак № 3:
Б. Темперамент Лилиан
Признак № 1: _________
Признак № 2: _________
Признак № 3: _________
В. Темперамент Морин Признак № 1: ________
Признак № 2: ________
Признак № 3: ____
Г. Темперамент Чарли Признак № 1: _______
Признак № 2:_______
Признак № 3: _______
Ответы k упражнению
В ответах указаны некоторые из многочисленных признаков, упомянутых в упражнении. Поэтому вы могли указать только часть из них.
А. Темперамент Алекса: Идеалист (NF).
Признак № 1: Он первым делом задумался о людях и их нуждах, об их эмоциях и стремлении быть понятыми.
Признак № 2: Профессия — специалист по работе с кадрами.
Признак № 3: Рекомендуя ввести гибкий график и создать детский сад, он выражает личные нужды служащих компании.
Б. Темперамент Лилиан: Реалист (SP).
Признак № 1: Жалуется на недостаток веселья и энтузиазма, рекомендуя возобновить игры, соревнования и совместные вечеринки.
Признак № 2: Советует сделать работу персонала менее рутинной, сократив количество ограничивающих правил и ускорив принятие решений.
Признак № 3: В основном старается получить от работы максимум удовольствия.
В. Темперамент Морин: Традиционалист (SJ).
Признак № 1: Осуждает игры и развлечения до получения окончательных результатов.
Признак № 2: Рекомендует вести тщательно проработанную, документированную политику.
Признак № 3: Борется за высокую продуктивность и производительность труда.
Г. Темперамент Чарли: Концептуалист (NT).
Признак № 1: Концентрирует внимание на разработке далеко идущих планов (вплоть до следующего столетия).
Признак № 2: Рекомендует ввести несколько независимых рабочих групп и повысить компьютерную грамотность персонала.
Признак № 3: Предлагает провести глобальную реструктуризацию всей компании вместо частных изменений.
Итак, как у вас дела? Если вы не оправдали своих надежд, то, вероятно, захотите еще раз просмотреть предыдущую главу и выяснить, что же все-таки вы пропустили. Если же вы блестяще справились с заданием, то сейчас — самое время перейти к изучению пятой главы, в которой вы узнаете о третьей части искусства понимания людей.
ГЛАВА 5
ПОЧЕМУ ВНЕШНОСТЬ ЗАЧАСТУЮ БЫВАЕТ СТОЛЬ OБМАНЧИВОЙ..
/1адони Эндрю покрылись потом, когда он позвонил в дверь особняка в георгианском колониальном стиле. Ни разу в жизни он так не волновался, если не считать случая, произошедшего четыре года назад, когда в последний момент им заменили исполнителя главной роли в институтском спектакле, которого неожиданно увезли в больницу с острым приступом аппендицита. Волновался Эндрю потому, что на этот раз он должен был предстать перед более требовательной аудиторией. Он пришел, чтобы познакомиться с отцом Элиссы. Элисса была любовью всей его жизни, и он вполне мог предположить, что в один прекрасный день они поженятся. (Он уже перекинулся парой слов с матерью Элиссы, и ему показалось, что они довольно хорошо поладят.)
Несмотря на уверения Элиссы в том, что ее отец «будет от него без ума»,Эндрю в этом сильно сомневался. О чем могут разговаривать новоиспеченный специалист по истории искусств, который только и может, что сокрушаться по поводу того, что не родился в бурные 60-е, и ведущий специалист крупной фармацевтической компании? Ответ напрашивался сам собой: общих тем совсем мало. Во время разговора над столом довольно часто нависало неловкое молчание, тяготившее Эндрю (равно как и Элиссу с матерью), но, казалось, проходившее совершенно незамеченным ее отцом. Разговор состоял из небольшого количества общих, как бы зондирующих вопросов, задаваемых хозяином, и застенчивых, почти бессвязных ответов Эндрю.
Медленно бредя к своей машине, попрощавшись с Элиссой и ее семьей, Эндрю был совершенно уверен в том, что полностью провалил дело, не только не понравившись отцу, но и упав в глазах матери девушки. В конце концов, Эндрю был художником и тонким ценителем человеческих эмоций. В отношении отца Элис-сы не было заметно никакой теплоты. Он даже не попытался завязать более-менее оживленную беседу и вряд ли хоть раз взглянул в глаза Эндрю за весь ужин. И, конечно же, не положил руку ему на плечо, говоря ,насколько он рад знакомству, как представлял в мечтах Эндрю.
На следующее утро он был ошеломлен словами Элиссы, сказавшей, что он очень понравился ее отцу. «Он сказал, что ты интеллигентен и довольно умен. Кроме того, ты — отличный слушатель, тем не менее достаточно уверенно отстаивающий свои убеждения. Это качества, которыми он восхищается и которые, к сожалению, столь редки среди людей нашего возраста». Очень довольный, хотя и допускающий возможность того, что Элисса немного приукрасила, Эндрю довольно сильно удивился тому, что неправильно истолковал поведение ее отца.
Выходит так, что старое предупреждение: «Первое впечатление всегда обманчиво» — обретает совершенно новое значение в свете искусства понимания людей. Всем нам известны люди, переполненные энергией. С энтузиазмом подходя к любому делу, они показывают всем свои чувства
и эмоции. Говоря о чем-либо, они настолько возбуждены и подвижны, что создается впечатление. будто их глаза сверкают. Мы знакомы с людьми, чье поведение совершенно противоположно, людьми замкнутыми и постоянно имеющими совершенно непроницаемое выражение лица. В результате нам очень мало известно об их взглядах на окружающий мир. Необходимо принять во внимание, что люди, описанные выше, представляют собой лишь две крайности широчайшего спектра характеров. И совершенно ясно,что характеры всех людей лежат где-то между этими экстремумами. Но ведет человек совершенно открытый или совершенно замкнутый образ жизни, его поведение может оказаться сильнейшим подспорьем при определении типа его характера.
ЧУВСТВА
Показывать Всему свету или таить в себе
Запомните, что люди воспринимают информацию одним из двух способов: посредством своих пяти органов чувств или с помощью шестого чувства — интуиции. Сенсоры обращают внимание на факты и детали, а интуиты — на возможности и перспективы. Для понимания данного вопроса полезно представить процесс восприятия в виде приема «входного сигнала» — т.е. информации, попадающей в мозг. Представьте также, что человек может делать вывод или принимать решение двумя способами: как логик, используя логический и беспристрастный анализ, или как эмоционал, опираясь главным образом на личный, субъективный взгляд на мир. Полезно представить этот процесс в виде формирования «выходного сигнала»,т.е. надлежащей обработки информации.
Так как восприятие само по себе представляет процесс, происходящий внутри сознания, по виду человека Довольно трудно определить, склоняется ли он к чувственному восприятию или к интуиции. Другими словами, лишь посмотрев на женщину, нюхающую цветок, вы
не в состоянии будете определить, как она этот цветок воспринимает. Делая это посредством чувственного восприятия,она может быть восхищена запахом цветка, может заметить тонкую пикантность его аромата. Но, используй она интуицию, то же самое действие может навести ее на мысли о духах, которые использовала ее двоюродная бабушка, недавно отошедшая в мир иной.
При этом процесс принятия решения обычно связан с теми или иными действиями. И, как следствие, наблюдая за поведением человека, можно определить, склоняется ли он к логике или идет на поводу у своих эмоций. Например, представьте себе ситуацию, когда человек рассказывает своему коллеге анекдот, который тот находит довольно неприятным. Человек, рассказавший анекдот, не знает, каким способом информация («входной сигнал») попадает в мозг собеседника и как она там обрабатывается. Но представьте, что собеседник, выслушавший анекдот, говорит рассказчику: «Понимаешь, я не хочу обидеть тебя, но должен заметить, что нахожу шутки, прославляющие негативные стереотипы, довольно неприятными и не хотел бы слышать от тебя подобных историй». Рассказчик легко может видеть реакцию, или «выходной сигнал». И, если бы он владел техникой, изложенной в данной главе, он бы быстро (и не без оснований) пришел к выводу, что его сотрудник является эмоционалом (вскоре он все равно поймет это).
При попытке определить тип характера человека довольно полезно будет понаблюдать за его поведением и прийти к выводу, что его поступки основаны, например, на эмоциях,и таким путем выкинуть из рассмотрения все восемь типов, предпочитающих логику. Аналогичным образом, придя к выводу, что человек склоняется к логичному решению проблем, можно не рассматривать все восемь эмоциональных типов. Но, к сожалению, на деле все не так просто. Во-первых, каждый человек использует как логику, так и эмоции. Конечно же, предпочитающие логический подход логики гораздо чаще и эффективнее его используют, в то время как эмоционалы чаще полагаются на свои эмоции. Вторая причина кроется в том, что отличить поведение логика от поведения эмоционала довольно трудно, ибо одни привыкли на людях афишировать эмоциональные стороны своего характера, а другие, наоборот, сдерживать проявление эмоций, даже если они от природы являются эмоционалами.
Склонность людей направлять свои эмоции наружу, на окружающих людей, у всех на глазах оценивать те или иные поступки, называется внешней (экстравертивной) эмоциональностью. Человек, обнимающий друга, которого он не видел на протяжении многих лет, смотрит ему в глаза и с улыбкой говорит: «Приятель, как я рад тебя видеть»,направляет наружу свои эмоции. То же самое делает и женщина, которая, смотря коммерческий канал, по которому рекламируют ершик для унитаза, и считая это совершенно оскорбительным для женщины, восклицает: «С меня хватит! Никогда больше не буду ничего покупать у этих ничтожных, слабоумных женофобов!»
Люди, фокусирующие свои эмоции на внутреннем мире и/или не афиширующие свою систему ценностей, направляют свои эмоции внутрь, в себя. Женщина, спокойно и хладнокровно обдумывающая эмоции, которые вызвало у нее то или иное событие, не пытаясь поделиться этим со своими подругами (со всем миром), фокусирует свои эмоции именно на внутреннем мире. То же делает и мужчина, корящий себя за то, что сделал что-либо не так, и не старающийся переложить вину на других.
Фразы, говорящие о том, что люди фокусируют свои эмоции на внешнем или внутреннем мире, могут ввести в заблуждение, наводя на мысли об аспекте «интроверт/экстраверт». Но тем не менее, изучив теорию поглубже, вы поймете, насколько велика разница в проявлениях эмоций различной направленности. Этот признак настолько могуществен, что, однажды овладев им, вы сможете сократить число «подозреваемых» типов с шестнадцати до четырех. Причем это отнимет у вас буквально несколько секунд.
При обсуждении различных факторов, оказывающих влияние на поведение человека, этот раздел мы будем называть сокращенно E/I — эмоциональная направленность".