Диагностика личностной тревожности а.м.прихожан
Инструкция: Я буду перечислять ситуации, с которыми ты часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, вызывать беспокойство, волнение и страх. Тебе нужно выбрать одну из цифр 0,1,2,3,4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна. Если ситуация совершенно не кажется для тебя неприятной – 0, если она немного волнует тебя – 1, если ситуация достаточно неприятна, и ты предпочел бы избежать ее – 2, если она очень неприятна, вызывает сильное беспокойство – 3, если ситуация крайне неприятна, вызывает сильный страх – 4.
Ситуации и оценки
№ | Ситуация | нет | немного | достаточно | значительно | очень |
Отвечаешь у доски | ||||||
Приходишь в дом к незнакомым людям | ||||||
Участвуешь в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | ||||||
Разговариваешь с директором школы | ||||||
Думаешь о своем будущем | ||||||
Учитель смотрит журнал, кого спросить | ||||||
Тебя критикуют, в чем-то упрекают | ||||||
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь решаешь | ||||||
Пишешь контрольную работу | ||||||
После контрольной учитель называет отметки | ||||||
На тебя не обращают внимание | ||||||
У тебя что-то не получается | ||||||
Ждешь родителей с родительского собрания | ||||||
Тебе грозит неуспех, провал | ||||||
Слышишь смех за твоей спиной | ||||||
Сдаешь экзамены в школе | ||||||
На тебя сердятся (непонятно почему) | ||||||
Выступаешь перед большой аудиторией | ||||||
Предстоит важное, решающее дело | ||||||
Не понимаешь объяснений учителя | ||||||
С тобой не согласны, противоречат тебе | ||||||
Сравниваешь себя с другими | ||||||
Проверяются твои способности | ||||||
На тебя смотрят как на маленького | ||||||
На уроке неожиданно задает тебе вопрос | ||||||
Замолчали, когда ты подошел | ||||||
Оценивается твоя работа | ||||||
Думаешь о своих делах | ||||||
Тебе надо принять важное решение | ||||||
Не можешь справиться с домашним заданием |
Субшкалы:
Школьная тревожность: 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30
Самооценочная тревожность: 3, 5, 7, 12, 14,19, 23, 27, 28, 29
Межличностная тревожность: 2, 8, 11, 15, 18, 17, 21, 22, 24, 26,
Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим выбранной при ответах на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую» оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
Таблица 1. Общая тревожность
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | |
0-33 | 0-26 | 0-34 | 0-26 | 0-34 | 0-37 | 0-33 | 0-27 | |
34-40 | 27-32 | 35-43 | 27-32 | 35-43 | 38-45 | 34-39 | 28-34 | |
41-48 | 33-39 | 44-50 | 33-38 | 44-52 | 46-53 | 40-46 | 35-41 | |
49-55 | 40-45 | 51-58 | 39-44 | 53-61 | 54-61 | 47-53 | 42-47 | |
56-62 | 46-52 | 59-66 | 45-50 | 62-70 | 62-69 | 54-60 | 48-54 | |
63-70 | 53-58 | 67-74 | 51-56 | 71-80 | 70-77 | 61-67 | 55-61 | |
71-77 | 59-65 | 75-81 | 57-62 | 81-88 | 78-85 | 86-74 | 62-68 | |
78-84 | 66-71 | 82-89 | 63-67 | 89-98 | 86-93 | 75-80 | 69-75 | |
85-92 | 72-77 | 90-97 | 68-73 | 99-107 | 94-101 | 81-87 | 76-82 | |
93 и более | 78 и более | 98 и более | 74 и более | 108 и более | 102 и более | 88 и более | 83 и более |
Таблица 2. Школьная тревожность
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | |
0-8 | 0-7 | 0-2 | 0-7 | 0-8 | 0-7 | 0-7 | 0-6 | |
9-11 | 8-10 | 3-5 | 8-9 | 9-10 | 8-9 | 8-9 | ||
12-13 | 11-12 | 6-7 | 9-10 | 11-13 | 10-12 | 10-11 | ||
14-16 | 13-14 | 8-10 | 11-12 | 14-15 | 13-15 | 12-13 | ||
17-18 | 15-16 | 11-12 | 16-18 | 16-17 | ||||
19-20 | 17-18 | 13-15 | 14-15 | 19-20 | 18-20 | 15-16 | ||
21-22 | 19-20 | 16-17 | 21-22 | 21-22 | 17-18 | 12-13 | ||
23-25 | 21-22 | 18-20 | 17-18 | 23-25 | 23-25 | 19-20 | ||
26-27 | 23-24 | 21-22 | 19-20 | 26-27 | 26-28 | 21-22 | ||
28 и более | 25 и более | 23 и более | 21 и более | 28 и более | 29 и более | 23 и более | 16 и более |
Таблица 3. Самооценочная тревожность
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | |
0-10 | 0-7 | 0-9 | 0-5 | 0-8 | 0-7 | 0-6 | 0-7 | |
8-9 | 10-11 | 6-7 | 9-10 | 8-10 | 7-8 | 8-9 | ||
12-13 | 12-13 | 11-13 | 11-13 | 9-11 | 10-12 | |||
11-12 | 14-16 | 9-10 | 14-16 | 14-16 | 12-13 | 13-15 | ||
15-16 | 17-18 | 10-11 | 17-18 | 17-19 | 14-16 | 16-17 | ||
17-18 | 14-15 | 19-20 | 11-12 | 19-21 | 20-22 | 17-18 | 18-20 | |
16-17 | 21-22 | 13-14 | 22-24 | 23-25 | 19-21 | 21-23 | ||
20-21 | 23-24 | 25-26 | 26-28 | 22-23 | 24-25 | |||
22-23 | 19-20 | 25-27 | 16-17 | 27-29 | 29-31 | 24-26 | 26-28 | |
24 и более | 21 и более | 28 и более | 18 и более | 30 и более | 32 и более | 27 и более | 29и более |
Таблица 4. Межличностная тревожность
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | |
0-8 | 0-7 | 0-8 | 0-8 | 0-6 | 0-8 | 0-6 | 0-7 | |
9-10 | 7-9 | 9-11 | 7-8 | 8-9 | ||||
11-12 | 10-12 | 12-14 | 9-11 | 10-12 | ||||
13-14 | 11-12 | 13-15 | 15-17 | 12-13 | 13-15 | |||
12-13 | 11-12 | 16-17 | 18-20 | 14-15 | 16-17 | |||
16-17 | 14-15 | 18-20 | 21-23 | 16-18 | 18-20 | |||
18-19 | 21-23 | 24-26 | 19-20 | 21-23 | ||||
16-17 | 20-21 | 17-18 | 24-26 | 27-29 | 21-23 | 24-26 | ||
22-23 | 27-29 | 30-32 | 24-25 | 27-28 | ||||
19 и более | 17 и более | 24 и более | 20 и более | 30 и более | 33 и более | 26 и более | 29и более |
Характеристика уровней тревожности:
Стены | Характеристика | Примечание |
1-2 | Состояние тревожности испытуемому не свойственно | Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь защитный характер |
3-6 | Нормальный уровень тревожности | Необходим для адаптации и продуктивной деятельности |
7-8 | Несколько повышенная тревожность | Часто бывает связан с определенными ситуациями |
Явно повышенная тревожность | Обычно носит «разлитой», генерализованный характер | |
Очень высокая тревожность | Группа риска |
МЕТОДИКА 10
НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(Т.Е. КОВИНА, А.К. КОЛЕЧЕНКО, И.Н. АГАФОНОВА)
Цель:диагностика эмоциональных состояний учащихся на уроках конкретных учителей (ученики пишут либо о учителях, на уроках которых они чувствуют себя комфортно, испытывают положительные эмоции, либо, наоборот, о учителях, на уроках которых учащиеся испытывают страх, беспокойство, неуверенность, т.е. отрицательные эмоции), отношения к этим учителям.
Процедура проведения: учащемуся выдается бланк методики, где требуется закончить предложения, вставляя любых учителей и любые предметы.
Бланк методики
1. На уроке ____________________________ мне нравиться_______________ ______________________________________________________________________________________
2. Когда ко мне подходит учитель_________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3. Наш учитель_____________________проводит уроки______________________________________
______________________________________________________________________________________
4. На уроке___________________мне не нравится___________________________________________
______________________________________________________________________________________
5. Учитель___________________оценивает нашу работу______________________________________
______________________________________________________________________________________
6. Учитель_________________вежливо обращается с нами____________________________________
______________________________________________________________________________________
7. Хотелось, чтобы все учителя были как___________________________________________________
______________________________________________________________________________________
8. Я люблю урок, когда__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
9. Когда я подхожу к школе, то___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
МЕТОДИКА 11