Духовная жизнь — это не ложе из роз (пустой ум) - 1
Транскрипт 141
29 марта 1992
Роберт: Добрый вечер. (Ученики: Добрый вечер, Роберт). Хорошо снова быть с вами. Я приветствую вас от всего сердца. Я всех вас люблю. Все хорошо.
Многие из вас были вместе со мной довольно долгое время. Среди вас есть преданные, ученики и ищущие, но я не собираюсь на сегодняшнем занятии вдаваться в определение этих вещей. Если вы ученик или ищущий и вы по нескольку раз слышите одно и то же, то через некоторое время вам становится скучно, потому что мы слышим одни и те же истории, возможно, те же самые наставления и те же самые шутки. Преданным же никогда не бывает скучно. Ибо они слушают не головой, а сердцем.
Подумайте об этом. О Мудрецах и всех великих Мастерах, вокруг которых были преданные, ученики и ищущие. Возьмем, например, Иисуса. Он многократно повторял: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Можете себе представить, сколько раз он говорил это все новым толпам и все новым людям. А преданные, которые постоянно были с ним, слышали это снова, снова, снова, снова и снова. «И знайте: Я с вами всегда, до конца мира». К нему приходили новые люди, которые слышали эти наставления впервые. Однако преданные, бывшие с ним, слышали все это опять и опять.
Возьмите Бхагавана Раману Махарши. Его окружали 30 - 40 преданных, которые были с ним более 40 лет. Два раза в день они шли в холл и просто сидели там. Смотрели на туристов и новичков, которые приходили в холл, задавая одни и те же вопросы снова и снова. Его преданные знали наизусть все, что Рамана собирался сказать. Они могли бы сказать то же самое, что и он, потому что они слышали это в течение 40 лет. Представьте, если бы вы были со мной в течение 40 лет, делая то же самое снова и снова, и снова.
Ученики и ищущие все время жаждут новой жизни. Они не могут долго сидеть на одном месте. Они должны идти туда, где происходит действие. В город приезжает новый учитель и они думают, что услышат что-то мудрое от него. Что-то особенное. Потому что они раньше не видели этого учителя. Чтобы увидеть разных учителей они путешествуют по разным штатам и по разным странам. Но они не могут долго оставаться на одном месте, они способны на это только до тех пор, пока их не клюнет жареный петух. И тогда они снова должны бежать к другому учителю.
Еще раз: так происходит потому, что они слушают головой. Они слушают слова. Они думают, что слова сделают это. Слова ничего на сделают. Слова — это слова. Верно и другое: если преданный слышит правильные слова от Мудреца, то эти слова дадут ему просветление, потому что он не слушает эти слова, как просто слова. Он слушает эти слова, как слова Бога. Каждое слово, которое преданный слышит от Мудреца, - это проявление слова Божьего. Но ученики и ищущие не относятся к этому таким образом. Они принимают все буквально. И они хотят слышать новые слова, новые истории, новые анекдоты, новые учения.
Возьмите Будду. Будда путешествовал со своими преданными через джунгли и через леса, они шли горными тропами, заходили в деревни и города. Будда передавал одно и то же учение снова и снова. Все - майя. Реально только Истинное Я. Подумайте, сколько раз преданные Будды слышали это. Разве они разочаровались, разве им стало скучно? Конечно нет. Ибо они поняли, что имели дело не с человеком.
Во всех священных писаниях, в Упанишадах, написано, что достаточно быть рядом с Мудрецом. Ничего другого не требуется. Не нужны ни наставления, ни лекции. Тем не менее, для большинства людей здесь, на Западе, разговоры стали очень значимы. Потому что на Западе люди традиционно были приучены слушать болтовню других людей. Обычно это все начинается с телевидения.
Еще до того, как вы научились читать, еще до того, как вы научились ходить, вас усаживали перед телевизором, чтобы вы вели себя тихо, пока ваша мама убирает в доме. Вам 3 или 4 года, вас усаживают перед телевизором и вы начинаете смотреть мультики. Затем ваша мама переключает телевизор на тот канал, где идет мыльная опера и вы смотрите уже эту передачу. И все это происходит еще в дошкольном возрасте. Таким образом, ваш мозг уже подвергается бомбардировке словами. В результате, вы вырастаете, полагая, что слова обладают силой. И они действительно обладают силой для тех людей, которые были воспитаны так, что они думают о словах.
Изучая метафизику, вы узнаете, что слова — материальны, что слова — это сила, что слова заставляют вас чувствовать себя несчастными или расстроенными. И это верно для людей, которые воспитывались, слушая слова. Тем не менее, слова сами по себе не имеют никакой силы. Это человек говорит, что слова имеют силу.
Поэтому, если человек правильно, всем сердцем, слушает слова Мудреца, то его Сердце откроется и он освободится. Подумайте об этом. Преданный может быть рядом с Мудрецом в течение нескольких недель или месяцев и не обменяться с ним даже словом. Годами они могут не перемолвится ни единым словом. И подумайте, к какому распорядку привыкли вы.
Многие из вас говорят: «О, я хочу жить в ашраме». Вам бы там не понравилось, вы бы там не выдержали, во всяком случае, некоторые из вас. Это отнюдь не ложе из роз. Это звучит увлекательно, только когда вы читаете об этом. Когда вы читаете о людях, которые находились в присутствии Раманы Махарши, то вы хотите быть одним из них. Тем не менее, если вы были бы одним из них и были бы такими, каковы вы сейчас, то вы бы убежали оттуда через пару недель или пару дней. Вы бы там не остались. Ибо там день за днем, день за днем, день за днем происходит одно и то же.
В прежние времена в Раманашраме было принято вставать в 3 часа утра. Каждый день, в течение 40 лет. Никаких праздников. Весь день сидеть на полу, на каменном полу. Многие ли люди могут выдержать нечто подобное? Вот почему я всегда говорю: «Не обманывайте себя». На самом деле, духовная жизнь — это не ложе из роз. Это реальная сдача себя, отказ от эго. Не делать того, чего хочет эго. Не желать никаких развлечений.
В Индии, в старину, богатые люди, раджи, покупали услуги гуру. Гуру жил во дворце. Но его всегда могли вызвать к царю или радже, чтобы удовлетворить их прихоть. Когда раджа чувствовал тягу к духовному, он посылал за гуру. А затем отсылал гуру прочь. И, конечно, гуру не был искренен, ведь ни он, ни его учение не были там на первом месте. Но он делал это ради подарков и денег.
Духовная жизнь — это не ложе из роз.
Нисаргадатта Махарадж сказал: «Когда мне было 33 года я нашел моего Учителя, и я слушал каждое сказанное им слово все своим сердцем. Я воспринимал каждое слово буквально. Я сдался ему целиком. В конце третьего года я был освобожден».
Многие из присутствующих сегодня здесь все время говорят о том, что хотят освободиться: " Когда же я стану свободным?" Взгляните на свою жизнь, как вы живете каждый день, и вы увидите, почему вы не освобождены. Если вы полностью все отпустите, если у вас не останется в этом мире ни желаний, ни потребностей, то вы пробудитесь. Ибо, когда не остается ничего, что удерживает вас, вы станете свободны. Но до тех пор, пока вы держитесь за что-то в этом мире, будь то человек, место или вещь, до тех пор, пока вы хотите весело проводить время, ходить туда и сюда, пока вы считаете, что эти вещи весьма необходимы для вашего существования, для вашего раскрытия, - вы будете говорить: «Я не мог обойтись без этого, я бы не знал, что я бы без этого делал». Разве сейчас вы не видите, что это удерживает вас? Ваш образ жизни удерживает вас.
Например, вашим образом жизни может быть болезнь. Пока вы верите в болезнь, пока вы все время говорите о своей болезни, пока вы думаете, что болезнь управляет вами, что она подавляет вас и в конце концов, убьет, то болезнь является вашим гуру. Не так ли? Потому что она управляет вами и у нее есть над вами власть. Она говорит вам, как себя вести, как плакать, как жалеть себя.
Но посмотрите на жизнь Рамы Кришны, Раманы Махарши, многих других. Их не беспокоило, что тело делало их тело. Что происходило с этим телом. Они всегда были Истинным Я, Абсолютной Реальностью. Они всегда были чистым Осознаванием без усилий. 24 часа в сутки. Пусть, так называемое тело делает то, что хочет. Если оно хочет быть здоровым пусть оно будет здоровым. Если оно хочет быть больным пусть оно будет больным. Но это не имело абсолютно ничего общего с ними.
Теперь сравните с этим ваше собственное «я».
Когда некоторые из вас простужаются, они тут же звонят мне: «О, я умираю, у меня все болит. Не можете ли вы помочь мне? Не можете ли вы вылечить меня? Я не знаю, что мне делать». Вы привязаны к телу. И вы чувствуете, что тело разрушает вас. Оно заставляет вас реагировать определенным образом. То же самое верно и для финансов, для денежных средств. У вас есть определенные убеждения по поводу этих вещей. Вы верите, что если у вас есть много денег в банке, то это хорошо и вы чувствуете себя в безопасности. Если у вас в сейфе есть сбережения, то вы чувствуете себя в безопасности. Но если вам когда-то приходится использовать эти деньги или тратить их, то вы сходите с ума. Пропала ваша безопасность.
Разве сейчас вы не видите, как все это не дает вам достичь просветления? Все эти годы вашим Богом были деньги. И когда вы думаете, что вам придется потратить их, как-то избавиться от них, что их у вас украдут, что вы где-то их потеряете, то вы пропали, вас нет, с вами покончено. Деньги были вашим Богом, вашим Учителем.
С общением то же самое. Вы верите, что у вас должны быть определенные партнеры, определенные друзья, такие, чтобы вы могли получать удовольствие. И если их у вас нет, то вы скучаете и вы постоянно несчастны. Может ли Истинное Я когда-либо быть несчастным, может ли Истинное Я когда-нибудь скучать? Кто скучает? Истинное Я? Конечно, нет.
Многим из вас, нужно делать одну вещь за другой. Одно следует за другим, потому что вы не можете сидеть на месте. Вы бежите из кинотеатра в ресторан, на пикник, в боулинг, от одного к другому. Вы не хотите оказаться в промежутке между событиями, попасть туда, где абсолютно нечего делать. Когда вы смотрите фильм, то уже думаете, что собираетесь делать после фильма, потому что не хотите попасть в паузу, где вам нечего делать. Потому что вам придется остаться наедине с собой, обратиться к себе лицом! И увидеть, что делать нечего. Но вы не хотите так поступить.
Может ли Истинное Я когда-то быть одиноким? Может ли Истинное Я когда-то бояться что-то потерять или что-то получить ?
Истинное Я есть Истинное Я. Это независимая Абсолютная Реальность. Это то, что вы есть. Тем не менее, независимо от того, сколько раз я говорил вам об этом, вы, выходя за эти двери, попадаете в лапы относительного. В майю. Мир заставляет вас реагировать. Когда вы приходите сюда, то чувствуете себя хорошо — по крайней мере, некоторые из вас так говорят мне, - но когда вы выходите отсюда, то должны вернуться домой и стать лицом к лицу со своей работой, со своими близкими, с миром. И вы разочаровываетесь, и вам становится скучно.
Когда вы приходите сюда, то слышите, что я говорю об одних и тех же вещах снова и снова. Вы всегда думаете: «Возможно, я приду сюда и, возможно, Роберт скажет что-то новое. Что-то более глубокое, чем то, что он говорил когда-либо раньше». Истина не глубока. Глубока философия. Глубока психология. Но Истина - проста.
Должно хватить и того, что я говорю: «Все хорошо и все разворачивается как надо». В вашем сердце должно быть теплое чувство и вы должны чувствовать, что в вашей жизни все улажено. Что нечего бояться и не с чем бороться. Но вместо этого, некоторые из вас, слушая, как я говорю: «Все хорошо и все разворачивается как надо», думают про себя: «Что он собирается сказать сейчас?» Еще какие-то слова мудрости.
Но преданные думают не так. Преданные даже не слушают меня ушами. Преданные — это Я. Мы — это Одно. И сижу ли я без движения в течение часа, говорю ли я, чихаю ли я, стою ли я на голове, - все это одно и то же. Нет никакой разницы, потому что преданные не приходят, и не слушают лекции.
Поэтому подумайте, откуда вы пришли? Откуда вы пришли? Что происходит внутри вас? Вы говорите: «Я хочу быть просветленным. Я хочу быть само-реализованным. Я хочу пробудиться. Я был с Робертом уже два дня и до сих пор еще не пробудился. Пришло время найти другого учителя». Нет никакого времени. Забудьте о времени. Пусть у вас не будет причины, чтобы приходить сюда. Просто будьте здесь. Если у вас есть цель, то вы всегда будете разочарованы. Если у вас нет цели, то вы уже пробудились.
Чего вы хотите? Что вы ищете? Это должно быть пустым. Вы абсолютное ничего не хотите, вы ничего не ищете. Вы должны быть полностью честны с самими собой. Вы должны действительно увидеть, где вы находитесь, что вы делаете с собой. В конечном счете, пробуждение — это дело вас и вашего Истинного Я.
Когда вы пробуждены во время глубокого сна, тогда вы видите себя такими, какие вы сейчас. Поэтому, когда вы находитесь в глубоком сне в то время, когда бодрствуете, то вы стали освобожденными. Как вы можете быть в состоянии глубокого сна во время бодрствования? Пустой ум. Ни мыслей. Ни стремлений. Ни потребностей. Ни желаний. Ни гнева. Ни обиды. Тогда вы спите в этом мире.
Вот что я имею в виду, когда говорю: «Спите во время бодрствования». Вы так же спите в этом мире, как вы спали в мире глубокого сна, и вы проснулись в этом мире. Отсюда следует, что когда вы спите в этом мире, то вы пробуждаетесь к реальному миру.
Поэтому еще раз: как вам стать спящими в этот мире? Путем полной сдачи Истинному Я. Если вы полностью сдаетесь Истинному Я, Богу, то это на самом деле означает, что вы отказываетесь от всех ваших страхов. Вы отказываетесь от всех ваших желаний. Вы отказываетесь от всех ваших стремлений, ваших потребностей, вашей мудрости, ваших, так называемых, знаний. Вы сдаете все это. Тогда вы спите во время бодрствования.
Но если вы пытаетесь что-то изменить, исправить или сделать так, чтобы все шло так, как вы хотите, носитесь повсюду в поисках новых учителей и новых книг, участвуете в философских обсуждениях, спорах, дебатах, то вы не спите в этом мире. Это похоже на то, что вы находитесь во сне и видите сновидение. И это сновидение настолько захватывает вас, что никто не может сказать вам, что это всего лишь сон. Когда вы начинаете отпускать сновидение, тогда вы попадаете в глубокий сон без сновидений, а затем вы просыпаетесь для этого мира. Если вы путем сдачи, отпускания, развития великой скромности, практики божественного неведения, отпускаете это мир сновидения, то вы должны пробудиться. Вы должны. Ибо вы больше не держитесь за вещи, и потому становитесь совершенно свободны.
Именно поэтому вы всегда можете определить для себя, насколько далеко вы прошли по этому пути. Проверяйте себя ежедневно - один раз в день. Просто возьмите сегодняшний день и посмотрите, во что вы были сегодня вовлечены. На чем были сосредоточены ваши интересы? Если вы думаете о Боге, то Бог будет думать о вас. Это просто означает, что если вы сдадите все Истинному Я, то вы пробудитесь, как Истинное Я. Но если вы наслаждаетесь этим миром и принимаете его серьезно, если вы думаете, что мир припас для вас разные удовольствия и игры, если вы думаете, будто у мира есть, что предложить вам, то вы застряли в майе.
Я знаю, что многие из вас не любят слушать подобные вещи. Ибо они означают, что вы должны отказаться от всего. Но говоря это, я совершенно правдив с вами. Да, это означает, что вы должны бросить все, если хотите освобождения. Это на самом деле не шутка. Вам придется отказаться от всего, во что вы когда-либо верили. Вы должны сдать всю свою жизнь.
Я не говорю, что вы не можете пойти в кино, на танцы, в оперу или что вы не можете наслаждаться. Но вы должны знать, кто есть тот, кто наслаждается. Другими словами, не увязайте в том, что вы делаете. Старайтесь всегда помнить, что тело будет делать то, для чего оно пришло сюда. Однако это не имеет с вами абсолютно ничего общего. Проверьте сами себя.
Постарайтесь понять, что когда вы спите, когда вы находитесь в глубоком сне, тогда у вас нет желаний, у вас нет стремлений. Вы не пытаетесь разбогатеть. Вы не пытаетесь избавиться от болезни. Вы не пытаетесь найти друга или подружку. Вы не пытаетесь бежать на пляж и или еще куда-то, стараясь получить удовольствие. Вы находитесь в глубоком сне. Вот почему вы счастливы, пробуждаясь после глубокого сна. Первые мгновения после того, как вы пробудились от глубокого сна, вы чувствуете себя обновленными. Вы чувствуете себя хорошо. Проверьте себя и вы увидите, ошибаюсь ли я.
Наплевать, о каких проблемах вы можете думать. Когда вы просыпаетесь после глубокого сна, - вы всегда хорошо себя чувствуете. Пока вы не начнете думать! Когда «я» доходит до мозга. Вы начинаете осознавать мир, вселенную и ваше тело. Но до этого момента вы чувствовали себя замечательно. Таким образом, это доказывает вам, что когда вы можете сделать то же самое во время бодрствования, то вы спите наяву. Если вы можете сдать все. Сдайте все, тогда абсолютное счастье само собой придет к вам.
Помните, что, когда вы полностью сдали себя, то вы будете чувствовать величайшее счастье, величайшую радость и величайший покой.
Это важный момент.
Многим из вас кажется, что поход на вечеринку, в оперу, в кино, на танцы, в бар или куда-то еще, дает вам наслаждение. Тем не менее, когда все эти походы прекращаются, то заканчивается и удовольствие, не так ли? Когда возбуждение проходит и вы должны идти домой, тогда вам больше не кажется, что вы счастливы. Когда в баре вы напивались до потери сознания, шутили со всеми и смеялись, тогда вы заставили себя поверить, будто вам весело. Но в когда приходит время идти домой, тогда вы чувствуете себя подавленными. И вы чувствуете, будто что-то не так.
Это показывает, что объекты этого мира никогда не могут дать вам постоянного счастья. Потому что поход в кино или в бар, выпивка или встреча с другом делают вас счастливыми лишь на некоторое время. Когда друг уходит, когда заканчивается выпивка, когда завершается фильм, тогда вы снова остаетесь наедине с собой. Счастье, которое давали вам все эти развлечения, подошло к концу.
Это как пойти в группу, где люди шутят и смеются специально для укрепления здоровья. Туда, где есть весельчаки. Вы счастливы, вы смеетесь до упаду. Но все это продолжается до тех пор, пока звучат шутки. Когда все заканчивается, тогда вам снова приходиться оставаться наедине с собой. Вам приходится посмотреть на себя. Вы уже не так счастливы, как прежде.
Поэтому я снова говорю: объекты этого мира никогда не смогут дать вам прочного счастья. Постоянное счастье — это сама ваша природа. Но ваша природа была покрыта невежеством, майей. Поэтому вы уверены, что мир может принести вам счастье и радость. Вы принимаете участие в жизни этого мира, в результате чего какое-то время вы счастливы, а какое-то время - нет. Вам хорошо, а потом - нет. Таким образом, вы, подобно всем остальным, проходите через все хитросплетения жизни.
Но мудрый человек, Джняни, не должен носиться по всему миру в поисках учителя, новых книги или новых развлечений. Мудрый человек понимает, что все это в нем самом или в ней самой. Эта великая Реальность в нем самом, Он сам и есть эта великая Реальность. Тут нет секрета.
Вы - Единственный. Вы всегда были Одним. И внутри вас больше счастья, чем все вы можете найти во всем этом мире. Но вы должны быть честны сами с собой. Еще раз: вы должны полностью сдаться и бросить все, что делало вас счастливым в этом мире. Бросить свое, так называемое счастье, но не физически, а умственно.
Но есть вещи, от которых вы должны отказаться и физически. Если вы принимаете наркотики, если вы слишком много пьете, если у вас есть вредные привычки, то вы должны работать над собой. Вы работаете над собой, практикуя самоисследование. Кому нужны эти привычки? Кто нуждается в наркотиках, чтобы войти в измененное состояние сознания? Кто нуждается в выпивке, чтобы расслабиться? Кто нуждается в телевизоре, радио или чем-то еще, чтобы развлечься? Кому нужны все эти вещи? И понимать, что всякий раз это было «я». «Я» дурачило вас все эти годы. Заставляя вас верить, что если вы найдете правильного супруга, если вы найдете правильного гуру, если вы найдете нужную книгу, если вы найдете правильный штат, в котором будете жить, если вы найдете правильную страну, правильного друга, то вы будете счастливы. Но, как мы знаем из собственного опыта, - это не ответ. Ответ в вас. Вы и есть ответ.
Не стесняйтесь, задавайте вопросы.
СФ: Вот о чем я подумал. Двенадцатого числа, в четверг у нас была дискуссия по поводу кармы. И согласно моему пониманию, все, что происходит, произошло и произойдет с этим психосоматическим устройством по имени Фред, связано с кармой. И все то, что происходит, все эти вещи, которые мне казались хорошими и которые казались мне плохими, - все это следствие, которое имеет причину.
Подразумевается, что причиной является то, что произошло в прошлом с данным психосоматическим устройством. В этом случае я могу предполагать, что когда происходит что-то хорошее, то я получаю награду, а когда происходит что-то плохое, то меня наказывают.
Но мне интересно вот что. Если это не какой-то определенный человек, который ... а все эти вещи случаются просто так, то я не должен чувствовать себя награжденным или наказанным, и все эти вещи случаются просто так. И кстати, может быть, известную поговорку «Что посеешь, то и пожнешь», точнее будет сформулировать иначе: «Как посеяно, так и будет сжато». То есть, все делается не каким-то, так называемым человеком. Есть какие-то соображения по этому поводу?
Роберт: Мудрый человек понимает, что карма существует только для тела, только для эго. Следовательно, мудрый человек вопрошает: «К кому пришла эта карма? Кто связан кармой?». И вы узнаете, что это не вы. Что это эго, я-мысль связана кармой. Поэтому вы должны действовать так, как если бы карма даже не существовала. Даже если вы связаны кармой, действуйте так, будто ее не существует и вопрошайте: «Для кого она существует? Кто имеет карму?». Если вы попытаетесь сделать это другим способом, как вы только что объяснили, то вы ввяжетесь в битву. Ибо если вы узнаете, по какой причине что-то случилось с вами (что такого вы сделали в предыдущей жизни, за что теперь расплачиваетесь), то вы будете оплакивать это, расстраиваться из-за этого, слишком много думать об этом и интересоваться, что вы делали в предыдущей жизни. Делая это, вы тратите свою энергию.
Правильным будет понять: «Для кого есть карма?» Не для Истинного Я. Не для Абсолютной Реальности. Не для чистого Осознавания. Только для эго, а никакого эго нет. Так где же карма? Следуя этим путем, вы немедленно почувствуете себя счастливыми. Потому что вы пришли к этому выводу и поняли, что эго не существует. Если эго не существует, то и карма не существует и вы совершенно свободны. И вы немедленно рождаетесь снова, в новую жизнь. Что бы ни случилось в прошлом. Сколько бы ошибок вы ни сделали. Независимо от того, какие плохие поступки вы совершали, что бы вы ни сделали людям в прошлом, не думайте об этом. Вместо этого думайте: «К кому приходит эта вера в карму и в делание. Разве я деятель.? Разве я человек, который страдает от кармы и должен испытывать влияние вещей?».
Я вспоминаю, как много лет назад был во Флориде, в Майами. Я пошел на теософскую встречу. Там было 40 - 50 стариков, среди которых было несколько калек. Все они постоянно говорили о своих проблемах и все они верили в одно и то же. Они говорили: «Это моя карма, я должен пройти через свою карму. Я должен отстрадать свою карму. Я ничего не могу сделать, я должен принять это». Это полный вздор. Карма вообще не существует. Эго вообще не существует. Деятель вообще не существует. Но чтобы открыть это для себя, вы должны вернуться назад и спросить: «Тогда к кому же это приходит? Кто думает об этом? Кто чувствует себя подавленным из-за кармы? Кто считает, что он болен, беден, что у него проблемы и что все это следствие кармы? Кто верит во все это?». Когда вы выясните, кто верит в это и поймете, что эго, которое верит в это, вообще не существует, то вы станете совершенно свободны от всего и найдете вечное счастье и покой.
СФ: Можно ли также сказать, что ничего двойственного не существует? (Роберт: Ничего какого?) Ничего двойственного.
Роберт: Двойственность вообще не существует. В Истине, в Реальности нет двойственности. Двойственность — для относительного мира. Но нет никакого относительного мира. Так для кого же существует относительное? Вы всегда возвращаетесь к основам.
Если бы этот мир был реальным, то вам пришлось бы сражаться. Чтобы преодолеть карму, чтобы преодолеть прошлые поступки. Вам пришлось бы бороться за свои права и приклеиваться ко всему этому. И вам пришлось бы постоянно носиться по всему миру в поисках новых учителей, потому что вам становилось бы скучно со старыми. Вам пришлось бы искать новые книги, потому что вам становилось бы скучно со старыми книгами. Это никогда не кончается.
Когда вы понимаете и когда вы видите: «Для кого все это? Для кого этот мир? Для кого эти страдания? Кто проходит через все это?». И если вы действительно искренни, то вы скажете: «Все это для меня, я прохожу через все это». Но тогда вы придете к заключению: «Этого «я» не существует. Я-мысль никогда не существовала и не будет существовать. Она не вещественна и никогда не была рождена». И вы обнаружите, что вы совершенно свободны и освобождены.
СР: Роберт, делая самоисследование, мы говорим: «С кем это происходит, и так далее и тому подобное». Иногда я не отвечаю на вопрос, тут нет никакого ответа. Вы объясняли, что самоисследование — это, в некотором роде, процесс, состоящий из двух этапов. Можно ли просто отпустить на втором этапе и просто пребывать в покое?
Роберт: Оба пути правильны. Зависит от того, что вы чувствуете в данный момент. Один раз вам хочется пройти через весь этот процесс, говоря: «К кому это пришло? Это пришло ко мне. Кто я?». И пребывать в покое. В другой раз вы можете сказать: «К кому это пришло?» - и понять что «я» не существуют и не идти дальше этого, а просто оставаться там. (СР: Это потому что я застрял, я делая так, как вы учили. Я едва не попробовал создать «я», а потом вернуть его к источнику. Я знаю, что это глупо). Вы делаете то, что чувствуете: (СР: Да). В то время. Часто вы будете видеть, что просто можете сидеть, вообще не задавая вопросов. К вам приходит покой, возможно, это результат многолетней практики. Когда вы просто садитесь и все тут же исчезает.
СР: Не бывает ли так, что временами существует ложное чувство безопасности? (Роберт: Временами?). Нет, нет. Не возникает ли ложное чувство безопасности временами? Порой вы садитесь и «я» очень расслаблено, оно не волнуется, это почти ленивое «я». Оно не хочет делать самоисследование, потому что чувствует себя в безопасности. Имеет ли смысл то, что я говорю? И все же есть еще двойственность, потому что человек все еще отождествляется со спокойным «я», а затем он начинает волноваться.
Роберт: Вы должны пройти через это переживание, а затем осознать, что это не работает и бросить его. (СР: Верно, но когда достигнут покой, не нужно ли ... я говорю о том, что даже если мы чувствуем этот покой, то не должны ли мы иногда просто продолжать самоисследование?). Нет, наоборот. (СР: Когда мы ощущаем этот покой?). Если вы чувствуете реальный покой, то это чувство вне самоисследования. Самоисследование - это метод, который вы используете, чтобы найти покой. Но однажды вы чувствуете покой, вы пребываете в том покое. Попробуйте углубиться в покой. Погрузитесь глубже в покой. Выйдите за пределы покоя.
СР: Но иногда у меня такое чувство, что внутри есть маленькое «я», которое погружается в покой, так что это все еще я ... это только временно, потому что затем «я» входит внутрь и выходит наружу. Имеет ли это смысл? (Роберт: Да). Нет растворения.
Роберт: Это имеет смысл, потому что вы верите в это. (СР: Правильно). Поэтому, если вы верите в это, то вы должны работать над собой, чтобы избавиться от этого. Если вы считаете, что находитесь в ложной безопасности, когда обретаете покой, то вы должны спросить себя: «Кто чувствует ложную безопасность? К кому приходит мысль о ложной безопасности?».
СД: А как насчет того, чтобы спрашивать себя: «Кто чувствует покой?»?
Роберт: Ну, если вы чувствуете, что этот покой нереален, то вы можете спросить себя: «Кто чувствует покой?» (Смех). (СД: Потому что до тех пор, пока мы можем чувствовать, что есть двойственность, он нереален?). Если вы чувствуете двойственность, когда вы чувствуете покой, то вы должны спросить себя: «К кому это приходит». (СД: Не должны ли мы превзойти кого-то или что-то, что чувствует покой и просто быть покоем)? Вы будете знать, когда вы становитесь покоем. Вы будете знать, реально это или нет. Пока вам кажется, что это не реально, вы должны работать над собой. Но когда к вам приходит реальный покой, тогда все остальное исчезает. Вы будете повсюду чувствовать вездесущий покой. Вы будете ощущать всю вселенную, как покой и вы будете знать. Но если вам приходится задавать вопрос: «Ощущаю ли я покой?», то это не покой.
СД: Нет, я имел в виду вопрошать не «Ощущаю ли я покой?», а «Кто ощущает покой?».
Роберт: Ну, если вам приходится задавать вопрос, то вы не чувствуете себя в реальном покое. Пока вы должны спрашивать об этом, то вам все равно придется работать над собой. Но как я уже сказал: когда придет настоящий покой вы узнаете об этом. Ибо он превзойдет все. (СД: В том числе чувство?) Да, все. (СД: Потому что некому будет чувствовать). Да, вы будете полностью свободны.
СДж: И не зацикливайтесь еще и на этом. (Смех). (Роберт: Ну, не будет никого, кто бы мог зациклиться). (Смех). Да.
Роберт: Вы будете знать, зацикливается ли кто-то, вы почувствуете его своим «я». Тогда вам придется снова работать над собой. Но когда вы действительно превзошли все, и когда вы находитесь в реальном покое, тогда вы даже не знаете слова покой. Вы станете невыразимым покоем, который превыше всякого понимания, и вы будете знать.
СЛ: Роберт, прежде вы говорили, что, если мы хотим пробудиться, то мы должны просто сказать себе: «Пробудись сейчас!». Несмотря на предопределенность и все прочие вещи, вы сказали, что мы должны просто сказать себе: «Пробудись сейчас! Пробудись!».
Роберт: Да, вы можете так сказать. Мы бываем в разном настроении. В разное время мы по-разному себя чувствуем. Есть моменты, когда вы можете сказать себе: «Пробудись! Пробудись!», когда вы можете так говорить с собой. Есть моменты, когда вы должны практиковать самоисследование. Бывает время, когда вы можете просто быть свидетелем и наблюдать себя. Бывает время, когда вы практикуете медитацию «Я-есть». Это зависит от вашего настроения.
СЛ: Есть ли что-то, что мы должны просто сказать себе: «Пробудись сейчас!», вместо того, чтобы просто позволить этому случиться? Я склонен к большей практичности: если я пробуждаюсь, то я пробуждаюсь, что бы я ни делал. Но я думаю, было ли что-то, что вы советовали нам говорить себе, чтобы пробудиться прямо сейчас, вместо того, чтобы позволить этому случиться тогда, когда оно случится?
Роберт: Если вы находитесь в этом настроении. Имейте в виду, что не надо понимать меня буквально, когда я рассказываю вам о разных методах. Не думайте, что вы навсегда привязаны к этому методу. Вот почему я делюсь с вами всеми этими методами. Проснувшись утром, почувствуйте сердцем, что вы должны делать. Пусть ваше сердце подскажет вам, что делать. Не делайте для себя это слишком трудным. Будто вы должны сделать что-то, чего вам не хочется делать.
На начальных стадиях многие люди начинают испытывать отвращение к практике самоисследования. Тогда отложите самоисследование на какое-то время. Вопрошайте: «Кто испытывает отвращение?». (Ученики смеются). Делайте все, что вы должны сделать для того, чтобы стать свободными. Я не могу рекомендовать вам постоянно повторять: «Пробудись сейчас». Бывают дни, когда вы чувствуете, что не хотите пробуждаться. (Ученики смеются). Будьте собой. Делайте то, что приходит к вам естественным образом. Не становитесь рабом самоисследования. Вопрошайте: «Кто становится рабом самоисследования?». (Ученики смеются).
(Роберт пьет и говорит) Ба, ужасно невкусно. (Смех).