Наглядно-действенное мышление.

В основе действия всегда лежит мышление. Наглядное мышление (далее М) самое раннее. Сенсомоторный ряд закладывается на 3-4м месяце развития ребенка. Заканчивается формирование к 1,5 годам. Дети познают мир сенсо-перцептивно. Ребенок, прежде всего, обращает внимание на движущиеся части (глаза, губы). Через движущееся лицо мамы (то появляется, то исчезает) ребенок привыкает к взаимоотношениям с миром. Запускаются познавательные программы, которые затем переносятся на другие предметы. Интеллект ребенка построен по принципу: вижу – действую. Затем он начинает обнаруживать некие связи между объектами.

ПР. отношение внутри и снаружи. Игра по вкладыванию чего-либо в какую-то емкость.

Изначально ребенок не понимает, что что-то укатившееся или спрятавшееся продолжает существовать. Ребенок начинает интересоваться тем, как предметы могут перемещаться в пространстве. Начало хождения – сильное переживание, т.к. появляется возможность самому перемещаться в пространстве. Сначала (недолгий этап) – катание игрушки перед собой (главное-игрушка), затем катание игрушки за собой на веревочке (главное – ребенок). Ребенок понимает, что он является отдельным самостоятельным органом.

Ребенку очень важны зоны соприкосновения с окружающим миром, т.к. он обнаруживает, что там находится самое важное и информативное. Он сам все переживает.

ПР. мальчику интересно из чего состоит машина, а девочкам, где прикреплены волосы у куклы. Чем больше ребенок занимается манипулятивными играми, тем больше у него опыта в дальнейшем. Это корень практического М. Исследование М у животных, в частности у обезьян – В. Кёллер. Обезьяне требовалось добраться до бананов, которые были слишком высоко, т.е. требовалось применение подручных средств (палок, стульев и т.д.). Обезьяны использовали те предметы, которые попадали в поле их зрения для достижения целей. Животные используют подручные средства ситуативно. Животные, живущие в зоосаду, страдают сенсорной депривацией, наподобие людей, сидящих в одиночной камере. Жив.начинают тосковать, а люди более простые, с низким уровнем интеллекта сходят с ума. Обычно взрослые не ценят и не понимают манипулятивную игру детей. В игрушки детей обычно встроены развивающие компоненты.

ПР. пирамида позволяет ребенку развивать мыслительные операции, в частности сравнение.

Первичной является не чисто теоретическая, а именно практическая деятельность. В преддошкольном возрасте М в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Сенсомоторный период развития – это доречевой период жизни ребенка. Здесь еще не сформирована символическая функция, отсутствует представление, поэтому важность этого периода часто недооценивается. Период от рождения до овладения речью характеризуется чрезвычайно быстрым развитием ума и определяет весь ход психического развития. В этот период происходит не только практическое освоение мира, но совершается подлинная революция в умственном развитии: ребенок начинает воспринимать мир как внешний и объективный для него. Сенсомоторный интеллект позволяет решить некоторые задачи с помощью практического действия, например, достать отдаленный или спрятанный предмет.

1. Первая стадия развития сенсомоторного интеллекта занимает первый месяц жизни ребенка. Это стадия рефлексов. Пиаже интересовали только те рефлексы, которые с возрастом изменяются. ПР. сосательный рефлекс. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки.

2. Стадия элементарных навыков. Настоящего интеллекта и здесь еще нет. В основе навыка, по мнению Пиаже, лежат круговые реакции – повторяющиеся, самоподкрепляемые действия.

3. Вторичные круговые реакции составляют третью стадию. На этой стадии действие повторяется ради продления интересных впечатлений. С этого момента начинается поведение, которое вскоре можно будет назвать практическим или сенсомоторным интеллектом, т.к. здесь впервые происходит разделение между «средством» и «целью».

4. 4ая стадия (от 8 до 12 месяцев) – стадия практического интеллекта, координация вторичных схем и их применения. На этой стадии «цель» навязана ребенку, но не даны средства для ее достижения. Ребенок сам их отыскивает. Средства, которые ребенок использует для решения самых элементарных задач, берутся им из предшествующего опыта.

5. На 5ой стадии изобретаются новые средства для достижения цели (от 12 до 18 месяцев), появляются третичные круговые реакции: ребенок каждый раз немного изменяет действия, чтобы посмотреть к каким результатам это изменение приводит.

6. 6ая стадия (от 18 до 24 месяцев) составляет конец сенсомоторного периода. На этой стадии ребенок способен найти новые средства для достижения цели не только путем внешних, материальных проб, но и путем комбинации схем действий в уме, что в результате приводит к инсайту, внезапному усмотрению решения.

Игрушки, развивающие мышление:

1) Кубики Кооса – конструктивный праксис;

2) Деревянной иголкой пришить пуговицу;

3) Пазлы.

2) Непроизвольное внимание. Внешние и внутренние факторы, его обусловливающие. Произвольное внимание. Его виды. Факторы, его обусловливающие.

Внимание – это сквозной психический процесс, который определяется избирательностью, направленностью и активностью; сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Сквозной психический процесс – процесс, который проходит через все остальные психические процессы.

Непроизвольное внимание.

Два рода факторов, определяющих внимание:

-внешний мир, его характеристики, физические и семантические параметры

-внутренний мир человека, активность, деятельность, структура внутреннего поля

По степени активности (по Джеймсу) различается на непроизвольное и произвольное внимание. В основе этого разделения лежит наличие или отсутствие цели, намерения.

Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное. Его направляют независимые от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода.

Наши рекомендации