Прочитай тексты. Вставь пропущенные буквы

Задание 1.

…тступили зимние м…розы. Всё ярче и ярче светит в…сеннее солнце. Пот…мнела, пр…сохла д…рога. П…синел и …ттаял на р…ке лёд. Зазв…нели в л…су ручьи. В…р…бей купа…тся в луже. Н…дулись на б…рёзах душистые почки. Вет…р гуляет в её ветках. П…б…жали по кочкам хл…п…тливые муравьи. Пр…снулись м…дведи и б….рсуки. Звонко п….ют в небе жав….ронки. Вес…ло квакают л…гушки. П…рхают разноцветные баб…чки.

Задание 2.

Композитору нравилось жить в деревянном доме, в котором он выр…с. Он не любил бл…стать в свете. Изредка он отправлялся по делам в Р…стов. Ночью половицы дома потрескивали, как будто сл…гали песню. Старая няня помогала ему по хозяйству: выт…рала пыль, ст…рала бельё, расст…лала кровать, раст…рала травы, подж…гала дрова, отд…рала грязь. А вечером зап…рала двери.

Композитор хотел пол…жить на музыку поэзию этого края: р…систыелесные тени, разр…сшиеся опушки, молодую пор…сль сосен, солнечный луч, прод…рающийся сквозь ветви деревьев. Р…стительностьюга не заменит родной природы. Утром композитор заторопился к роялю, чтобы пол…жить на ноты восторг от разливающегося света. Светом было обласкано всё: водор…сли в озере, зар…сли, подр…стающие сосны. Впечатления сл…жились в удивительную музыку. Композитор работал допоздна. На поля уже л…жился туман, когда он вышел на крыльцо. Навстречу бросился старый лесник и сбивчиво дол…жил о постигшем несчастье: «Лес помещик профукал. Расплатиться не может. Заклинаю – помоги!» Композитор вник в пол…жение и предл…жил выкупить земли, хотя распол…гал небольшими средствами. Он всегда прил…гал усилия для спасения природы, какие бы сл…жности при этом не испытывал.

Задание 3.

Было чуде…ое утро. Мы пошли на рыбалку. По у…кой тропе мы шли через овра…. На дне журчал преле…ный ручей. Мы вышли на ни…­кий бере… и сели в ло…ку. Закинули удочки. Тяго…но тянулись ми­нуты. И вот пойманная ры…ка бле…ула чешуёй на со…це. Клёв был пре­кра…ый. Вдруг на берегу хру…нула ветка. Се…це тревожно забилось. Дру… или безжало…ныйвра… прячется в лесу? Нас пугала неизве…ность. Мы за­мерли в ожидании. Скоро за­гадка была решена. На берег выбрался колючий ё….

Задание 4.

Весной, когда на деревьях едва ра…крываются почки, рододендрон ра…­цветает во всей красе. На склонах будто ра…ливается яркая сиренево-розовая краска. Рододендрон зацветает во второй половине мая, до ра…пускания разрезных ли­стьев. Яркие цветы подчёркивают и…ысканный и…гиб тонких веток, ра…ме­тавшихся над землёй. Зимой срезанные ветки этого дерева, ра…ставленные по вазам, покрываются нежными ра…писными цветками.

Задание 5.

Жил в середине двадцатого века в провинц…альной Калуге странный человек. Звали его Константин Эдуардович Ц…олковский. Когда-то он рабо­тал учителем математики, рисовал с помощью ц…ркуля окружности, ц…лин­дры и трапец…и. По улицам бродили курицы с ц…плятами. На пустыре вы­ступал ц…рк, ц…гане водили на цепи медведя. В оврагах звенели ц…кады. А в одном из калужских домов подслепо­ватый чудак проектировал космические пилотируемые станц…и.

Задание 6.

Нам не узнать, о чём в лесной чащ…бе перекликается с кукушкой щ…­голь щегол. Не стать нам певчей птиц…й под ярким солнц…м! Не поймём мы, о чём ш…пот ж…стких листьев камыша, окружившего пруд плотным кольц…м. Мы не переведём жужжание пч…л и шмеля с ч…рным брюшком. Шмель устал, но держится молодц…м! Вспыхи­вающий пожарищ…м под солнечным луч…м клоч…к неба не под­скажет нам ответа. Склонившись над лесным ключ…м, мы зачерпнём ковш…м ледяную воду. И задумаемся над тем, что каждый ш…рох, который издаёт ж…лтый одуванчик, колючий крыж…вник, маленький мыш…нок и ч…порные заросли сирени, имеет свой смысл.

Задание 7. Ранним утром над заливом раздаются голоса птиц. Это крачки. Эту птицу можно встретить и на …амчатке, и у самого …олярного круга, и на берегу …ёр­ного моря, и в …редней …зии, и на …укотке. Повсюду, где есть вода, будет она охотиться за рыбами. Перелётные птицы улетают на …авказ и в …рым, в …гипет и …ндию. Крачки предпочитают зимовать дома, там, где родились и выросли.

Задание 8.

В ма…, в самом его начал…, прилета…т к нам стая ласточек. Смотришь на них и понимаешь – наступа…т весна. Начина…тся суета. Стайка устраива…т гнёзда под окнами дома и щебеч…т, гоня…тся за добычей. Весело смотр…т дом на ожившую природу. Везде стало хорошо: в яблонев…м саду, в берёзов… роще, в соснов…м лесу, в широк…м пол…. В маленьк…й деревн… и в большом город…. В саду с яблонь уже опада…т цвет. На садов…й до­рожк… в изобил... валяются их нежны… лепестки, как будто на ней кто-то рису…т светлые пятнышки. В тёмн…й, непролазн…й чащ… кустов звуч…т звонк… пе­ние птиц. Их песни разлетаются по округ….

Задание 9.

Стоит забы… о насущ…ых делах и пойти в лес, как забывае… про городскую суету. Идё… в глубину берёзовых ро… и сосновых ча…, дыши… воздухом, который паху… и све…. Лес дрему…. Кругом ти…. Стоит окуну…ся от ию…ской жары в лесную речонку. Капли искря…ся на солнце. Сна­чала покаже…ся, что не може… дышат…. Но скоро придё… в себя и поплы­вё…. Потом одене…ся, отдохнё… пару минут, и пойдё…. искать лиси…и, о которых ме…тало… зимой. Вот и боровик! Как он хо­ро… и приго…! А дома, когда разгори…сяпе…, буде… слуша…, как считает годы кукушка. Голос её всеведу… и певу…. И будет пени…ся, журча…, падая с кру…, холодный клю…. Вскоре спустится но…. Из-за ту… уже не видно звёзд. За­снули гра…, голу… и вра… деревьев – дятел. Раскрываю…ся причуд­ливые цветки. Их нектар паху… и липу…., а сам куст колю…. Если о нем забо­ти…ся, он разрастае…ся и весь покрывае…ся цветами.

Задание 10.

(Не)устаёшь удивляться облику (не)которых животных. Этих насекомых и (не)заметишь на веточках растений, так они похожи на зелёные палочки. Палочники (ни)когда (не)торопятся. Чуть заметно скользят они по стеблям, пока на их пути (не)попадётся сочный лист растения. Если изголодавшийся палочник (не)натолкнётся на лист, он полакомится лапкой своего сородича. Но палочник (не)огорчится, если родственники отъедят часть конечностей. Отрастёт вновь. Но палочников (не)назовёшь беззащитными. В случае опас­ности они замирают. А если противник (не)уйдёт, могут обрызгать его едкой жидкостью.

Задание 11.

Маленький медвежонок отстал от медведицы. Неож…данно он оч…тился в ч…ще. Страшно медвежонку. Вокруг корни, как щ…пальца. Кажется ему, что за каждым деревом его ждёт сказочное чудище. Стоит бедный медвежонок, дрож…т. Вдруг ветка хрустнула. Бросился мишка бежать и на берегу озера оказался. Вокруг камыш… шумят, а в камышах уж… ш…пят. Тут за спиной раздался треск. Это медведица сыночка уч…яла.

Задание 12. Котята (по)явились (на)свет (в)коробке из-под печенья. Мама кошка стара­лась не (от)ходить (от)малышей. Котята начали (вы)лезать (из)убежища. Они возились около коробки, а (на)игравшись, засыпали (перед)домом. Кошка часто (от)лучалась и однажды не вернулась. Бедные котята (за)бились (в)щель и дрожали (от)страха. Так они (про)сидели (до)утра. Утром (по)явилась кошка. Она была (из)мученной, а (под)ухом у неё был вырван клок шерсти. Кошка (об)лизала своих малышей, (со)грела и (по)кормила.

Задание 13.

Таня приехала в деревню. Утром она проснулась, надела плат…е, отпра­вилась к руч…ю. Тропинка бежала через бур…ян. Здесь можно услышать солов…я, набрать малины для варен…я. Если преодолеть не­большой под…ём, то можно увидеть необ…ятное поле. Недавно на этом месте Тане встретился раз…ярённый бык. У обрыва стоит из…еденная короедами берёза. Ловко, как обез…яна, Таня взобралась на макушку.

Процедура и инструкция.

А) Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.

Б) Прочитай словосочетания. Вставь пропущенные буквы.

В) Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы.

Г) Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.

Оценка результатов.

Выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (k).

n1

_____= k

n2

III.2.3 Суховой диктанте

Цель задания: оценить актуальный уровень сформированности орфографического навыка письма, вы­явления пробелов в усвоении программного материала при выполнении слухового диктанта.

Материал исследования.

Тот же, что и в задании на обнаружение ошибкоопасных мест, в котором пропущены буквы в соответствии с заявленными орфограммами.

Процедура и инструкция.

Диктанты проводятся без предварительной подготовки ученика, под­чёркнутой артикуляции, без проведения анализа возможных сложностей, вы­деления трудных слов и сомнительных звуков. Темп диктовки слегка замедлен, для того чтобы каждый ученик успел написать дик­танты в полном объёме. Серии слов и тексты предлагаются для записи в произвольном порядке.

Оценка результатов.

Выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (k).

n1

_____= k

n2

Наши рекомендации