Тема 9. Государственное управление интеллектуальной собственностью

1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в РБ.

2. Патентное ведомство.

3. Патентные службы. Патентные поверенные.

4. Патентные пошлины.

5. Зарубежное патентование.

6. Международное сотрудничество Республики Беларусь в области

интеллектуальной собственности.

7. Государственное стимулирование организаций и предприятий, создающих и

использующих объекты интеллектуальной собственности.

8.Рационализаторская деятельность на предприятиях и в организациях.

Руководство интеллектуальной собственностью осуществляется с помощью органов государственного управления и других организаций системы управления интеллектуальной собственности.

К таким организациям относятся:

· Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь

· Национальный центр интеллектуальной собственности

· Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь

· Республиканская научно-техническая библиотека

· БОИР - Белорусское общество изобретателей и рационализаторов

Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования и управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Основные задачи ГКНТ:

-реализация государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

-организационно-экономическое регулирование вопросов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

-координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

-содействие местным исполнительным и распорядительным органам в формировании и проведении региональной научно-технической и инновационной политики;

-проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;

-развитие инновационной инфраструктуры, создание механизмов поддержки субъектов инновационной деятельности, обеспечение создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях;

-привлечение и использование в экономике республики передовых высокоэффективных зарубежных технологий;

-обеспечение контроля за исполнением законодательства Республики Беларусь по вопросам развития научной, научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь и международного научно-технического сотрудничества;

-осуществление контроля за ходом выполнения научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных), разделов научно-технического обеспечения государственных целевых, государственных народнохозяйственных и социальных программ, инновационных проектов, международных научно-технических проектов, а также освоения в производстве результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

-проведение государственной научно-технической экспертизы и ведение реестра высокотехнологичных производств и предприятий.

Патентное ведомство

В Республике Беларусь непосредственную охрану прав на объекты интеллектуальной собственности и выполнение определенных законодательством функций патентного органа обеспечивает государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности».

Функции центра:

§ обобщает практику применения законодательства в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и разрабатывает предложения по его совершенствованию, а также по заключению международных договоров Республики Беларусь в этой области;

§ в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке вносит в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь предложения, в том числе проекты нормативных правовых актов по вопросам, требующим нормативного правового регулирования;

§ принимает к рассмотрению заявки на выдачу охранных документов (патентов, свидетельств) на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, топологии интегральных микросхем, сорта растений, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государственную регистрацию указанных объектов, выдает охранные документы, в установленном порядке признает их недействительными, ведет соответствующие государственные реестры;

§ обеспечивает защиту государственных секретов, содержащихся в заявках на секретные изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

§ организует в установленном порядке рассмотрение апелляционным советом при патентном органе жалоб, возражений и заявлений но вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности и иным вопросам, отнесенным к компетенции данного совета в соответствии с законодательством;

§ регистрирует лицензионные договоры, договоры уступки, договоры залога прав на объекты интеллектуальной собственности и другие договоры, которые подлежат регистрации в Центре в соответствии с законодательством, ведет государственный реестр таких договоров;

§ -разрабатывает предложения о видах, размерах и сроках уплаты патентных пошлин и сборов, а также об основаниях для освобождения от их уплаты, осуществляет контроль за правильностью уплаты патентных пошлин и сборов и др. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 24 июня 1996 года № 417 «О мерах по развитию изобретательской и рационализаторской деятельности в Республике Беларусь» Общественное объединение «Белорусское общество изобретателей и рационализаторов» (БОИР) осуществляет организационное руководство и нормативно-методическое обеспечение рационализаторской деятельности в стране.

Основными целями деятельности БОИР являются:

§ развитие технического творчества изобретателей, рационализаторов, самодеятельных авторов, граждан республики;

§ оказание материально-технической. научной, финансовой, информационной, консультационной, методической и правовой помощи членам БОИР, предприятиям, организациям всех форм собственности в развитии творческой деятельности;

§ защита прав изобретателей, рационализаторов, профессиональных интересов и прав работников по рационализации и патентных служб.

Республиканская научно-техническая библиотека - подведомственная Государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь организация, выполняющая в республике функцию единственного общедоступного государственного хранилища патентных документов.

Библиотека предоставляет доступ к фондам патентной документации в двух читальных залах РНТБ и во всех областных филиалах и оказывает следующие услуги:

§ поиск и отбор единичных документов с выводом на печать, сканирование и отправка документов но электронной почте;

§ подбор рефератов на русском языке к зарубежным описаниям изобретений;

§ тематический поиск описаний изобретений и подготовка библиографических списков;

§ подготовка ежеквартальных аннотированных библиографических списков новых поступлений патентно-правовой литературы;

§ консультации по работе с патентными документами и проведение практических занятий по работе в фонде.

Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь - специализированная коллегия, рассматривающая споры, вытекающие из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности.

В перечень рассматриваемых судебной коллегией споров входят:

1. Споры в области промышленной собственности:

жалобы на решения Апелляционного совета при патентном органе;

иски о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака;

о прекращении нарушения исключительного права и взыскании убытков, причиненных незаконным использованием объекта промышленной собственности;

об установлении патентообладателя и признании изобретения, полезной модели служебными;

об установлении авторства на объект промышленной собственности;

о взыскании авторского вознаграждения;

о взыскании вознаграждения по лицензионному договору;

о признании договора на использование объекта промышленной собственности недействительным;

о возмещении убытков и компенсации морального вреда и др.

2. Споры в области авторского права и смежных прав:

иски о взыскании компенсации в связи с нарушением авторского права;

о признании авторского права;

о взыскании авторского вознаграждения;

о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением смежных

прав;

о взыскании ущерба;

о взыскании полученного дохода вследствие нарушения авторского права;

об оспаривании авторства и др.

Патентные службы, патентные поверенные, их функции

Государственная система охраны интеллектуальной собственности Беларуси начала формироваться в 1992 году с создания при Совете Министров Республики Беларусь Государственного патентного ведомства и Управления по авторским и смежным правам.

В 1993 году приняты первые законы Республики Беларусь об охране объектов промышленной собственности - изобретений, промышленных образцов, товарных знаков. В 1996 году принят Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах".

Патентные поверенные - граждане Республики Беларусь, наделенные правами на представительство физических и юридических лиц перед патентным органом Республики Беларусь.

Согласно Положению о патентных поверенных Республики Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.03.1998 г. № 379 патентным поверенным Республики Беларусь является физическое лицо, отвечающее требованиям настоящего Положения, аттестованное и зарегистрированное в Государственном реестре патентных поверенных Республики Беларусь, которому в соответствии с законодательством предоставлено право на представительство физических и юридических лиц по вопросам охраны и реализации прав на объекты промышленной собственности.

Аттестацию и регистрацию патентных поверенных, а также контроль за выполнением патентными поверенными требований, предъявляемых к их деятельности, ведение государственного реестра патентных поверенных осуществляет Национальный центр интеллектуальной собственности.

В качестве патентного поверенного может быть аттестовано и зарегистрировано дееспособное физическое лицо, которое:

имеет постоянное место жительства в Республике Беларусь, высшее естественнонаучное, техническое или юридическое образование и не менее чем четырехлетний опыт практической работы в области охраны и реализации прав на объекты промышленной собственности;

обладает необходимым в области охраны и реализации прав на объекты промышленной собственности знанием нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договоров в объеме, определяемом Национальным центром интеллектуальной собственности, и соответствующими навыками их практического применения, подтвержденными результатами квалификационного экзамена.

Функции патентного поверенного:

§ представляет в соответствии с законодательством и в рамках полномочий, указанных в доверенности, интересы доверителей по вопросам охраны и реализации прав на объекты промышленной собственности перед патентным органом, иными государственными органами и организациями;

§ дает доверителям консультации и разъяснения по вопросам, связанным с охраной и реализацией прав на объекты промышленной собственности;

§ оказывает услуги по оформлению и подаче заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности;

§ оказывает услуги при патентовании объектов промышленной собственности за рубежом;

§ представляет интересы доверителей при распоряжении правами на охраняемые объекты промышленной собственности, в том числе при уступке и передаче имущественных прав на данные объекты;

§ оказывает услуги по вопросам оспаривания охранных документов на объекты промышленной собственности;

§ выполняет работы и оказывает услуги по проведению патентных исследований, включая проверку на патентную чистоту и охраноспособность результатов интеллектуальной деятельности, подготовке соответствующих заключений для физических и юридических лиц;

§ в установленном порядке оказывает иные услуги, связанные с охраной и реализацией прав на объекты промышленной собственности.

Патентный поверенный обязан соблюдать требования законодательства, относящегося к деятельности патентного поверенного, а также правила профессиональной этики.

За нарушение этих требований к патентному поверенному в порядке, предусмотренном Положением о патентных поверенных Республики Беларусь, применяются следующие меры:

- предупреждение;

- повторная сдача квалификационного экзамена с исключением из Государственного реестра патентных поверенных Республики Беларусь в случае неудовлетворительных результатов экзамена;

- исключение из Государственного реестра патентных поверенных Республики Беларусь.

На предприятиях, в организациях и учреждениях функции патентного поверенного выполняет специальное структурное подразделение - патентная служба.

Патентные пошлины и сборы

Во всех странах мира в соответствии с национальными законодательствами за совершение юридически значимых действий по правовой охране и передаче прав на объекты промышленной собственности взимаются патентные пошлины. Взимание пошлин предусмотрено международными и региональными конвенциями. Размеры и порядок пошлин определяются, как правило, правительством, другими органами государственного управления или высшими руководящими органами, образованными соответствующими конвенциями.

Для ряда стран Европейским патентным ведомством предусмотрены льготы по уплате пошлин. Такие льготы имеются и для стран СНГ, размер уплачиваемых пошлин на 75 % меньше установленных.

За публикацию описания изобретения, выдачу патента и поддержание его в силе национальным патентным ведомством страны — члена Европейской патентной конвенции, указанной в заявке, пошлина уплачивается национальному патентному ведомству.

В соответствии с Евразийской конвенцией предусмотрено взимание пошлин за подачу евразийской заявки на одно изобретение — единая процедурная пошлина (800 долларов США) и дополнительная пошлина за каждый пункт формулы свыше пятого (70 долларов США), за экспертизу заявки по существу (800 долларов США), за выдачу евразийского патента (500 долларов США), за внесение дополнений, уточнений и исправлений (100 долларов США), заподачу возражения на решение об отказе (550 долларов США) и возражение против выдачи патента (800 долларов США).

Для государств — участников конвенции установлена также льгота по пошлинам. Заявители этих государств уплачивают пошлины в размерах, составляющих 10 % от размера установленных пошлин.

За подачу евразийской заявки и проверку ее на соответствие требованиям экспертизы по формальным признакам заявитель Республики Беларусь уплачивает пошлину в размере одной базовой величины.

Указом Президента Республики Беларусь № 513 от 24 августа 2006 г. «О патентных пошлинах» утверждены ставки патентных пошлин в РБ. Пошлины установлены по всем объектам промышленной собственности, охраняемым на территории Республики Беларусь. При этом национальными заявителями пошлины уплачиваются в белорусских рублях, заявителями стран СНГ, с которыми имеются двухсторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности, — в белорусских рублях или свободно конвертируемой валюте в размерах, установленных для белорусских заявителей.

Зарубежное патентование

Заинтересованность в охране промышленной собственности возникла еще в XV веке. Что касается зарубежного патентования, то в числе стран, первыми на практике осуществивших правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением охраны промышленной собственности иностранцам, можно выделить Англию, которая в качестве одного из путей экономического подъема использовала привлечение ремесленников из-за границы, создавая благоприятные условия для развития разных отраслей промышленности, процветавших в других странах. В это же время в Англии появился и термин «патент». Но особую актуальность проблема охраны промышленной собственности за рубежом приобрела в начале 70-х гг. XIX века, когда бурное научно-техническое и экономическое развитие активизировало международную торговлю. Данная задача могла быть решена только путем создания международного договора, регулирующего вопросы в области охраны промышленной собственности за пределами отдельно взятого государства. Таким договором явилась Парижская конвенция по охране промышленной собственности, которая вступила в силу 7 июля 1884 г. и действует по сегодняшний день. Государства, подписавшие Парижскую конвенцию, образовали Международный союз по охране промышленной собственности, возможность вступления в который открыта для всех государств.

Принятие Конвенции позволило облегчить для заявителей охрану прав на результаты интеллектуальной деятельности, первоначально возникших в одном государстве, на территории других стран-участниц .

Однако Парижская конвенция не устранила территориальной ограниченности действия патента и не решила многих вопросов, возникающих при патентовании за рубежом.

Необходимость кооперации и сотрудничества в данных вопросах обусловила разработку новых договоров и соглашений в рамках Парижской конвенции, тем более что согласно статье 19 Парижской конвенции «Подразумевается, что страны Союза оставляют за собой право заключать отдельно между собой специальные соглашения по охране промышленной собственности, если эти соглашения не противоречат положениям настоящей Конвенции».

В конце 60-х - начале 70-х гг. XX века в связи с быстрым ростом числа заявок на патент проблема патентования встала особенно остро, идея кооперации и сотрудничества в технических сферах рассмотрения заявок на изобретения при сохранении полного суверенитета национальных патентных ведомств над правовыми вопросами была реализована сразу в двух межгосударственных договорах. Были разработаны и практически одновременно вступили в действие региональное соглашение - Европейская патентная конвенция (ЕПК)и международный договор - Договор о патентной кооперации (РСТ),в каждом из которых была сделана попытка, не противореча основным положениям Парижской конвенции, не только унифицировать формальные требования к заявкам, но и урегулировать вопросы, касающиеся проведения патентного поиска и экспертизы.

В зависимости от того, какому именно объекту промышленной собственности необходимо обеспечить охрану, а также от того, на какой именно территории предпочтительна данная охрана, российские заявители могут воспользоваться следующими, доступными для них, процедурами:

1.Традиционная процедура,предусматривающая подачу заявки непосредственно в то национальное патентное ведомство, на территории которого заявитель заинтересован в получении охранного документа.

2.Региональная процедура,в соответствии с которой зарубежное патентование осуществляется посредством подачи заявки в региональное патентное ведомство.

3.Международная процедура,которая оправдывает себя при заинтересованности заявителя в охране своего изобретения на территории максимально возможного числа государств, в том числе на территории государств, не являющихся участниками какой-либо региональной конвенции или соглашения.

Но, независимо от того, какая из процедур зарубежного патентования будет выбрана, любая из них предполагает знание особенностей, как национальных патентных законодательств предполагаемых государств патентования, так и международных договоров и соглашений, регулирующих процедуру зарубежного патентования с их использованием, что, пожалуй, составляет основную сложность для заявителей при патентовании за рубежом.

Международные соглашения по интеллектуальной собственности

Наиболее важными международными соглашениями по интеллектуальной собственности являются Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883г.), Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886г.), Всемирная (Женевская) конвенция (1952г.).

Положения Парижской конвенции можно разделить на четыре основные группы:

национальный режим

право приоритета

общие правила в области материального права

правила, касающиеся административных, организационных и финансовых вопросов.

В рамках Парижской конвенции заключён ряд соглашений, касающихся товарных знаков. Среди них - Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891г. По сравнению с Мадридским соглашением Протокол позволяет основывать международную заявку не только на регистрации знака в стране происхождения, но и на национальной заявке в стране происхождения. Срок принятия решения по заявке удлиняется до 18 месяцев. Страны-участницы могут выбирать между международной и национальной системой пошлин.

В Мадриде в 1891г. было заключено "Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах". Это соглашение несколько раз пересматривалось. Суть Соглашения в том, что на все товары, содержащие ложные или вводящие в заблуждение указания происхождения, которые прямо или косвенно указывают на одно из договаривающихся государств или место происхождения в государстве-участнике Соглашения, должен быть наложен арест при их ввозе, либо должен быть запрещен вывоз этих товаров.

В 1958г. было заключено Лиссабонское Соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации. Его цель - обеспечение охраны географических названий, которые в сознании потребителей связываются однозначно с одним из товаров, производимых в данной местности..

Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886г.) устанавливает основные принципы авторско-правовой охраны. Правовая охрана в странах-участницах Бернского Союза основана на «национальном режиме». Этот режим предусматривает, что литературные и художественные произведения пользуются охраной во всех странах Бернского Союза.

Всемирная (Женевская) Конвенция об авторском праве подписана в 1952 г., пересмотрена в Париже в 1971 г.

Государственное стимулирование

Развитие системы материального стимулирования авторов при создании и использовании объектов интеллектуальной собственности является важным фактором повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции. Данный процесс предполагает активное участие государства посредством создания правовых механизмов его реализации.

Проблема государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности (ОПС) в нашей стране не теряет актуальности. Во исполнение специальной нормы Закона Республики Беларусь «О патентах на изобретения и полезные модели» 1997 г. (статья 32) Правительством была сформирована государственная система стимулирования создания и использования ОПС и определены условия ее осуществления (постановление СМ РБ от 6 марта 1998 г. № 368 «Об утверждении Положения о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности» (далее - Положение). Она включает вознаграждение авторам (соавторам) за создание и использование ОПС, а также вознаграждение лицам, содействующим их созданию и использованию.

По заключениям заинтересованных лиц система выплат вознаграждений в стране носит сбалансированный характер, удовлетворяет потребности авторов и лиц, содействующих процессу создания и использования ОПС, и не является обременительной для патентообладателей.

Минимальный размер вознаграждения авторам за создание одного ОПСсоставляет 10 базовых величин независимо от количества авторов, а за содействие созданию ОПС - 4 базовые величины независимо от количества лиц, содействующих созданию ОПС (п. 7 Положения). Законодателем не определен перечень и вид документов, которыми оформляется в организации установленный для данного ОПС размер выплачиваемого вознаграждения и перечень лиц, которым оно выплачивается. Требование законодателя в этом плане ограничивается условием, во-первых, выдачи Национальным центром интеллектуальной собственности патента (свидетельства) и, во-вторых, разовой выплаты вознаграждения, как авторам, так и содействующим в трехмесячный срок после выдачи патента (свидетельства). Следовательно, основанием для выплаты вознаграждения за создание ОПС в организации могут быть все или отдельные из перечисленных ниже документов:

§ выданный патент (свидетельство) на ОПС;

§ перечень авторов, указанных в патенте (свидетельстве);

§ документ о распределении вознаграждения между авторами;

§ перечень лиц, содействующих созданию ОПС;

§ акт содействия созданию ОПС по утвержденной в организации форме, в котором указывается конкретное участие лица в разработке и/или правовой охране ОПС (второй абзац п. 10 Положения), независимо от срока осуществления работ, связанных с содействием созданию ОПС, и от планов патентообладателя по его использованию на момент получения патента (свидетельства);

§ документ, устанавливающий размер вознаграждения авторам и лицам, содействующим созданию ОПС с обоснованием, в случае необходимости, превышения минимально установленной Положением величины;

§ приказ патентообладателя о выплате вознаграждения, оформленный не позднее трехмесячного срока после выдачи патента Национальным центром интеллектуальной собственности, и т.п. документы.

При выборе патентообладателем той или иной базы для исчисления для него размера вознаграждения законодателем установлены те минимальные размеры вознаграждения, которые он должен в результате обеспечить при выплате авторам и лицам, содействующим использованию ОПС. Для прибыли, приходящейся на конкретный ОПС, в том числе и от поступлений по лицензионным договорам, как базы исчисления, данный размер для авторов составляет 10 процентов от прибыли, ежегодно получаемой патентообладателем. Для лиц, содействующих использованию ОПС, этот размер составляет 3 процента и выплачивается в течение первых трех лет его использования. При этом определенные Положением размеры вознаграждения исчисляются от так называемой «чистой» прибыли, остающейся от уплаты налогов, сборов (пошлин), что уменьшает базу исчисления и, соответственно, размер вознаграждения.

Рационализаторская деятельность на предприятиях и в организациях

Рационализаторское предложение – это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее создание или изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала, а также новое для предприятия организационное решение, дающее экономию трудовых, сырьевых, топливноэнергетических и других материальных ресурсов или иной положительный эффект.

Не признаются рационализаторскими предложения:

1- ставящие лишь задачу,

2- снижающие надежность, долговечность и другие показатели качества продукции,

3- ухудшающие условия труда, качество работ,

4- созданные специалистами в порядке выполнения конкретного служебного задания.

По предложению могут быть вынесены следующие решения:

§ провести опытную проверку предложения,

§ предложение отклонить,

§ признать предложение рационализаторским и принять его к использованию.

После вынесения решения о признании предложения рационализаторским в течение месяца автору (или каждому из соавторов) выдается удостоверение рационализатора.

Наши рекомендации