Опорныйконспектлекциипотеме «Введениевкурс
"Основыучебно-исследовательскойдеятельности студентов (ОУИДС)"»
Актуальность курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» в системе высшего образования не вызывает сомнения. Особенно большую методологическую и практическую значимость этот учебный курс приобретает в условиях открытого образования.
Открытое образование является важной составляющей гуманистической парадигмы образования в России. Оно предполагает общенациональный доступ к информационным технологиям, обучение, индивидуализированное по времени, темпам, содержанию, свободе выбора студентами образовательной стратегии и путей ее реализации. В целостной системе принципов открытого профессионального образования наиболее значимыми являются:
принцип нелинейного структурирования информации и самого процесса обучения. Этот принцип предполагает обучение на основе трех системных модулей: 1) базового (освоение студентами фундаментальных знаний, ведущих научных методов по профилирующим дисциплинам); 2) основного (овладения студентами образовательными компетентностями на уровне образовательного стандарта); 3) расширенного (привлечение студентов к изучению дополнительного теоретического материала с цельюрешения усложненных профессиональных задач, разработка специальных курсов с явно выраженной исследовательской направленностью) ;
принцип потенциальной избыточности учебной информации. Этот принцип предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой всякое учебное и научно-поисковое задание, предлагаемое студентам, максимально стимулирует их рефлексивную деятельность, способствует активизации когнитивных (связанных с познанием) процессов, побуждает к самостоятельному завершению работы по формированию системы профессиональных компетентностей как в стенках образовательного учреждения, так и в последипломный период;
принцип социальной актуальности, формируемой при обучении студентов системе профессиональных компетентностей. Под профессиональными компетентностями подразумеваются знания, умения, навыки в сочетании с готовностью и способностью решать сложные профессиональные задачи современными культуросообразными методами. В коротком изложении принцип социальной актуальности предполагает формирование у студентов такой системы профессиональных компетентностей, которая: а) необходима студентам на данном этапе решения задач своего развития; б) способна обеспечить впоследствии реальную возможность для усвоения новых (возрастающей сложности) профессиональных компетентностей.
В целом открытое образование тем успешнее, чем ближе к оптимальным условиям для самоактуализации личности. Чтобы раскрыть механизмы реализации этих условий в процессе обучения, следует руководствоваться тремя отмеченными выше принципами. В частности, при сохранении своей целостности образовательный процесс нужно разделять на процессы, каждый из которых имеет только ему присущие особенности, отвечающие познавательным возможностям конкретного студента.
Образование в своей качественной характеристике — это не только ценность, система или процесс. Это по своему смыслу еще и результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния «потребителей продукции» образовательной сферы — государства, общества, каждого человека, всей цивилизации в целом. Возникает вопрос, имеет ли этот результативный аспект отношение к проблематике, связанной с оценкой эффективно сти и качества образовательной деятельности учителя, повышения его квалификации? Ответ, безусловно, положителен: без прогнозирования ожидаемых и желательных результатов в этой стратегически важной для государства и общества образовательной деятельности всякие исследования и практические шаги лишены смысла.
Предметом учебного курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» являются избранные аспекты методологии и практики научных исследований.
Методология научного исследования (methodos — путь исследования, теория, учения и lohos — слово) есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах исследовательской деятельности.
Обычно текст курсовой и дипломной работы состоит из следующих частей: введения, основной части (2-3 главы), заключения, списка литературы, приложения (Приложения 1 — 3). Методологический аппарат исследования описывается во введении. Возникает вопрос: как, в какой последовательности расположить элементы методологического аппарата? Иначе говоря, каким должен быть план введения? Традиционно этот план выглядит следующим образом.
1. Методологическая часть:
а) актуальность исследования;
б) проблема;
в) тема;
г) объект исследования;
д) предмет исследования;
е) цели исследования;
ж) гипотеза;
з) задачи;
и) новизна исследования (теоретическая и практическая);
2. Процедурная часть:
а) логика (этапы) исследования;
б) методы исследования на каждом его этапе;
в) структура дипломной (курсовой) работы. Последовательность элементов может быть и несколько иной. В ряде случаев предмет исследования определяется исходя из его объекта, целей и гипотезы. Это позволяет изменить последовательность соответствующих элементов. Текст введения может завершаться информацией о новизне исследования. Важно, однако, чтобы все элементы методологического аппарата связывала внутренняя логика.
Опорныйконспектлекции