Опорныйконспектлекциипотеме «Введениевкурс

"Основыучебно-исследовательскойдеятельности студентов (ОУИДС)"»

Актуальность курса «Основы учебно-исследовательской дея­тельности студентов» в системе высшего образования не вызыва­ет сомнения. Особенно большую методологическую и практичес­кую значимость этот учебный курс приобретает в условиях от­крытого образования.

Открытое образование является важной составляющей гума­нистической парадигмы образования в России. Оно предполага­ет общенациональный доступ к информационным технологиям, обучение, индивидуализированное по времени, темпам, содер­жанию, свободе выбора студентами образовательной стратегии и путей ее реализации. В целостной системе принципов открытого профессионального образования наиболее значимы­ми являются:

принцип нелинейного структурирования информации и само­го процесса обучения. Этот принцип предполагает обучение на основе трех системных модулей: 1) базового (освоение студента­ми фундаментальных знаний, ведущих научных методов по про­филирующим дисциплинам); 2) основного (овладения студента­ми образовательными компетентностями на уровне образова­тельного стандарта); 3) расширенного (привлечение студентов к изучению дополнительного теоретического материала с цельюрешения усложненных профессиональных задач, разработка специальных курсов с явно выраженной исследовательской на­правленностью) ;

принцип потенциальной избыточности учебной информации. Этот принцип предполагает такую организацию образовательно­го процесса, при которой всякое учебное и научно-поисковое за­дание, предлагаемое студентам, максимально стимулирует их реф­лексивную деятельность, способствует активизации когнитивных (связанных с познанием) процессов, побуждает к самостоятельно­му завершению работы по формированию системы профессио­нальных компетентностей как в стенках образовательного учреж­дения, так и в последипломный период;

принцип социальной актуальности, формируемой при обучении студентов системе профессиональных компетентностей. Под профессиональными компетентностями подразумеваются знания, умения, навыки в сочетании с готовностью и способностью ре­шать сложные профессиональные задачи современными культуросообразными методами. В коротком изложении принцип соци­альной актуальности предполагает формирование у студентов такой системы профессиональных компетентностей, которая: а) необходима студентам на данном этапе решения задач своего развития; б) способна обеспечить впоследствии реальную воз­можность для усвоения новых (возрастающей сложности) про­фессиональных компетентностей.

В целом открытое образование тем успешнее, чем ближе к оптимальным условиям для самоактуализации личности. Чтобы раскрыть механизмы реализации этих условий в процессе обу­чения, следует руководствоваться тремя отмеченными выше принципами. В частности, при сохранении своей целостности образовательный процесс нужно разделять на процессы, каж­дый из которых имеет только ему присущие особенности, отве­чающие познавательным возможностям конкретного студента.

Образование в своей качественной характеристике — это не только ценность, система или процесс. Это по своему смыслу еще и результат, фиксирующий факт присвоения и государ­ством, и обществом, и личностью всех ценностей, рождающих­ся в процессе образовательной деятельности, которые так важ­ны для экономического, нравственного, интеллектуального со­стояния «потребителей продукции» образовательной сферы — государства, общества, каждого человека, всей цивилизации в целом. Возникает вопрос, имеет ли этот результативный аспект отношение к проблематике, связанной с оценкой эффективно сти и качества образовательной деятельности учителя, повыше­ния его квалификации? Ответ, безусловно, положителен: без прогнозирования ожидаемых и желательных результатов в этой стратегически важной для государства и общества образователь­ной деятельности всякие исследования и практические шаги лишены смысла.

Предметом учебного курса «Основы учебно-исследо­вательской деятельности студентов» являются избранные аспек­ты методологии и практики научных исследований.

Методология научного исследования (methodos — путь исследования, теория, учения и lohos — слово) есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах иссле­довательской деятельности.

Обычно текст курсовой и дипломной работы состоит из следу­ющих частей: введения, основной части (2-3 главы), заключе­ния, списка литературы, приложения (Приложения 1 — 3). Мето­дологический аппарат исследования описывается во введении. Возникает вопрос: как, в какой последовательности расположить элементы методологического аппарата? Иначе говоря, каким дол­жен быть план введения? Традиционно этот план выглядит следу­ющим образом.

1. Методологическая часть:

а) актуальность исследования;

б) проблема;

в) тема;

г) объект исследования;

д) предмет исследования;

е) цели исследования;

ж) гипотеза;

з) задачи;

и) новизна исследования (теоретическая и практическая);

2. Процедурная часть:

а) логика (этапы) исследования;

б) методы исследования на каждом его этапе;

в) структура дипломной (курсовой) работы. Последовательность элементов может быть и несколько иной. В ряде случаев предмет исследования определяется исходя из его объекта, целей и гипотезы. Это позволяет изменить последова­тельность соответствующих элементов. Текст введения может за­вершаться информацией о новизне исследования. Важно, однако, чтобы все элементы методологического аппарата связывала внут­ренняя логика.

Опорныйконспектлекции

Наши рекомендации