А. Пространственные аналогии с поиском
восковая дощечка (Платон, Аристотель)
граммофон (Пир, 1922) клетка для птиц (Платон) дом (Джеймс, 1890) комнаты в доме (Фрейд, 1924/1952) пульт с переключателями (см Джон, 1972)
кошелек (Дж.А.Миллер, 1956) ведро с течью или сито (Дж.А.Миллер, 1956)
сундук с барахлом (Дж.А.Миллер, 1963)
бутылка (Дж.А.Миллер, Галантер и Прибрам, 1960) компьютерная программа (Саймон
и Фейгенбаум, 1964)
хранилища (Аткинсон и Шифрин
1968)
мистическая записная книжка
(Фрейд, 1940/1950) \
рабочий верстак (Клацки, 1975) !
коровий желудок (Хинцман, 1974) !
откидной стеллаж для книг (Берн- !
бах, 1969) ;
кислотная ванна (Познер и Коник, I
1966) ;
библиотека (Бродбент, 1971) i
словарь (Лофтус, 1977) \
каталожные карточки (Браун и Мак- ! Нейл, 1966) ]
лента конвейера (Мердок, 1974) ; магнитофон (см Познер и Уоррен, ! 1972) |
план метро (Коллинз и Квиллиан, \ 1970) |
мусорный бак (Ландауэр, 1975) ;
Б. Другие пространственные ; теории
теория организации (Тульвинг, i 1962) |
иерархические сети (Г.Мандлер,\ 1967) i
ассоциативные сети (Андерсон и Ба- \ уэр, 1973) :
В. Другие аналогии
мускулы ("сила") (Вудвортс, 1929)
конструкция (Бартлетт, 1932)
реконструкция динозавра (Найссер,
1967)
уровни обработки (Крэйк и Локхарт,
1972)
обнаружение сигналов (Бернбах,
1967)
мелодии на пианино (Векслер, 1963)
камертон (Локхарт, Крайк и Дже-
коби, 1976)
голограмма (Прибрам, 1971)
замок и ключ (Колере и Палеф,
1976)
Модели памл 1
Строение
Памяти
Концепции двойственного строения памяти противостоит альтернативная точка зрения, утверждающая, что существует только одно хранилище памяти, но внутри него действуют различные процессы. Многие теоретики признают двойственную модель (об этом — в следующем разделе главы), но были также выдвинуты и аргументы против нее. Некоторые современные ученые отказались от общепринятой модели памяти, предусматривающей наличие ее кратковременного и долговременного отделов, а также иконического и эхоического "предперцептивных" хранилищ. Суть их аргументации сводится к тому, что для обработки информации в кратковременной памяти — слова, например,— требуется, чтобы этот элемент был опознан в некотором более продолжительном хранилище памяти. Например, если испытуемого просят запомнить обычный набор слов, то каждое слово сначала должно быть опознано, чтобы вначале храниться в кратковременной памяти; иными словами, для того чтобы кратковременная память могла выполнять свои функции, нужна некоторая обработка в долговременной памяти. Следовательно, данная последовательность обработки информации (перцептивное хранение — кратковременная память — долговременная память) является ошибочной.
Такие доводы, конечно, трудно отрицать, однако похоже, что их авторы принимают метафору двойственной памяти слишком буквально. Эта концепция, как и все теоретические модели разума, была разработана учеными с целью как-то систематизировать результаты исследований, оформить их в виде возможно более полной структуры, которая позволила бы точно описывать данные экспериментов с памятью и одновременно обеспечивала бы практическое представление наблюдений, направленное на облегчение общения между учеными. Эти гипотетические структуры — кратковременная и долговременная память — являются физическими объектами не более, чем любовь, ненависть и сравнение, но в них заключен наш способ представления информации о явлениях. Теория двойственной памяти несовершенна, но, учитывая предназначение когнитивных моделей, она все же полезна; отказ от нее при отсутствии другой, лучшей модели скорее внесет путаницу, чем научит нас чему-то.
По всем этим соображениям было решено придерживаться этой модели как способа организации обширных экспериментальных данных, отраженных в литературе, ясно указывая на ее ограничения там, где это необходимо.
А храни-ща памяти
1ять
Концепция двойственной памяти Джеймса с интроспективной точки зрения выглядит вполне здраво. Обратимся к деталям предшествующего абзаца. Если только природа не наделила вас экстраординарной памятью, вы едва ли смогли в точности все их запомнить; и все же, в момент, когда вы читали этот абзац, он был точно отражен у вас в памяти. Мы надеемся также, что некоторые факты сохранятся там и дальше и вы сможете воспроизвести их в будущем. Здравый смысл здесь подсказывает вам, что есть два вида памяти — одна короткая и одна долгая.
Свидетельство в пользу двух состояний памяти также пришло из психологических исследований. Результаты, которые демонстрируют животные в экспериментах по научению, ухудшаются, если сразу за попыткой
научения следует электроконвульсивный шок (ЭКШ). Учитывая, что это не сказывалось на более раннем научении, можно предположить, что ЭКШ может мешать переносу информации из переходной памяти в постоянную (Weiskrantz, 1966). Люди, страдающие амнезией, вызванной травмой головы, часто не могут вспомнить, что происходило за несколько секунд до травмы2. Этот синдром, называемый короткой ретроградной амнезией, отличается от потери памяти на более давние события, которая называется долгой ретроградной амнезией, тем, что воспоминания о недавних событиях теряются полностью, тогда как воспоминания о событиях, предшествующих травме на несколько минут или часов, чаще сохраняются.
Действительно, травма не сказывается на воспроизведении событий, происшедших сразу после нее. Это подтверждается результатами исследований Линча и Ярнелла (Lynch and Yarnell, 1973). Они провели интервью с футболистами, получившими травму головы. Интервью следовали после краткого неврологического осмотра, примерно через 30 секунд после травмы. Игроков интервьюировали также 3-5 минут спустя и — насколько позволяла ситуация — спустя еще 5-20 минут. (В качестве контрольных использовались нетравмированные игроки.) В интервью, проведенных сразу после травмы, испытуемые могли точно вспомнить все обстоятельства, например: "{Меня ударили} спереди, когда я блокировал бросок". Однако, пять минут спустя они были не в состоянии вспомнить какие-либо детали этого момента игры: например, "Я не помню, что случилось. Я не помню, что это была за игра и что я делал. Там что-то было с броском". Видимо, детали событий, происшедших точно перед событием, вызвавшим амнезию, временно хранятся в памяти, но не передаются в постоянную память (или не закрепляются в ней).
Здесь, как и в экспериментах с ЭКШ, на процесс закрепления информации, содержавшейся в кратковременной памяти, было оказано мешающее воздействие или, другими словами, произошла интерференция. Доводы против подобного объяснения, но в пользу теории двойственной памяти, представили Бадделей и Уоррингтон (Baddeley and Warrington, 1970, 1973). В одном из экспериментов (1970) они просили пациентов с амнезией и нормальных испытуемых воспроизвести в свободном порядке список из 10 слов немедленно после заучивания и с задержкой в 30 секунд. Повторение материала чво время задержки исключалось, поскольку испытуемые решали счетную задачу. Пациенты с амнезией справлялись менее хорошо, чем нормальные испытуемые, если их просили воспроизводить элементы 30 секунд спустя, но их успехи при немедленном воспроизведении были совершенно идентичны успехам нормальных испытуемых. Эти данные указывают на наличие двух хранилищ информации, оперирующих различными факторами. То, что пациенты с амнезией с трудом формируют ДВП, но обладают неповрежденной КВП, было также подтверждено исследованиями Викельгрена (Wickelgren, 1968). Дополнительные наблюдения за пациентами-эпилептиками, подвергшимися операции по удалению гиппокампа, показывают, что старые воспоминания остаются нетронутыми, но новые формируются с трудом. Очевидно, отсутствие гиппокампа препятствует передаче новой информации из кратковременной памяти пациента в его долговременную память.
2Более полное описание этих случаев см. в Rüssel (1959), а теоретико-практическое их обсуждение — в McGaugh (1966).
Модели
Наконец, есть много поведенческих данных — от ранних экспериментов с памятью до самых последних психологических публикаций,— поддерживающих теорию двойственной памяти. Если бы Эббингауз занимался свободным воспроизведением набора элементов, он нав-ерняка обнаружил бы те самые ускользающие звезды, существование которых он предчувствовал, но которые слишком долго оставались за перцептивным горизонтом. Когда человек заучивает набор элементов и затем воспроизводит их, не пытаясь соблюдать их порядок, вступают в действие факторы "первичности" и "недавности", т.е. наиболее недавние элементы воспроизводятся легче (эффект недавности), более ранние элементы воспроизводятся хуже, а самые ранние — снова лучше (эффект первичности). Эти данные соответствуют теории двойственной памяти. U-кривая, характеризующая свободное воспроизведение элементов последовательности, показана на Рис.5.3. На этой кривой мы видим, что самые недавние (т.е. последние) элементы последовательности воспроизводятся с наибольшей вероятностью, самые первые элементы по вероятности воспроизведения стоят на втором месте, а на последнем месте — элементы, находящиеся между ними. Помните, как вы в детстве спрашивали, какое мороженое есть в продаже? Скорее всего, вы выбрали или последний из названных сортов, или первый.
Эффекты первичности и недавности известны уже давно, и включение их в двухпроцессную теорию памяти выглядит вполне логично. Согласно такой схеме, информация, собранная нашими органами чувств, быстро передается в первичное хранилище и либо замещается другой поступающей информацией, либо удерживается при помощи повторения. Если количество вновь поступающей информации велико, как при заучивании последовательности, то информация, хранящаяся в кратковременной памяти, начинает выталкиваться новой информацией. В процессе свободного вос-
5.3. Воспро-ение после-тельности >нтов в про-ьном поряд-
:ихологичес-1тературе ве->сть часто вы-тся в процен-поэтому ее шум равен не 1, как это то в матема-
•k
Т
QJ
<о
о
•I
100 ДО 80 70 60
-О- -
;&î
О *, о ,
QJ
OQ
'
10;
Эффект первичности
^Порядковый номер элементов
тъ
произведения элементы, поступившие непосредственно перед его началом (и содержащиеся предположительно в кратковременной памяти) вспоминаются легко, т.к. они не были вытолкнуты, тогда как несколько элементов, расположенных во вторичной памяти, уже не столь легко доступны. Позиционная кривая хорошо согласуется с теорией двойственной памяти. Но как мы объясним эффект первичности? Предполагается, что поскольку ранние элементы хранились дольше, они получили больше повторения, что повысило их доступность в процедуре свободного воспроизведения.
Если мы предполагаем, что имеются два хранилища памяти, тогда получается, что во время свободного воспроизведения испытуемые извлекают те элементы, которые им только что встретились — т.е. те, что теперь находятся в кратковременной памяти. Мы можем проследить объем хранения КВП путем определения точки, в которой возникает эффект недавности. Количество элементов в это*м объеме редко превышает восемь, так что сторонники двойственной памяти могут заключить, что есть два хранилища памяти, причем объем кратковременного составляет меньше восьми элементов.
Многообещающей альтернативой к теории двойственной памяти является концепция уровневой обработки, согласно которой чем глубже3 кодирование информации, тем меньше она забывается. Эти представления связаны с работой Крэйка и его коллег (Craik, 1973); они будут детально рассмотрены позже.
Вопрос, имеет память одно или два основных хранилища, остается открытым. Сильные аргументы высказываются обеими сторонами и разрешение этой проблемы откладывается до новых исследований.