Тепло в когнитивной психологии

Обнаружение сенсорных сигналов

Внимание

Знания

Распознавание образов

Чтение и переработка информации Кратковременная память

Мысленные образы Мышление Мнемоника и память

Тенденция хранить языковую инфор­мацию в общем виде

Способность решать задачи Общая способность к осмысленным действиям

Понимание, что направление движе­ния можно точно перешифровать в набор сложных моторных действий (вождение автомобиля)

Способность быстро извлекать из дол­говременной памяти конкретную ин­формацию, нужную для применения непосредственно в текущей ситуации

Способность передавать наблюдае­мые события на разговорном языке Знание, что объекты имеют конкрет­ные названия

Неспособность действовать совер­шенным образом

Тема в когнитивной психологии

Абстрагирование речевых высказы­ваний

Решение задач Человеческий интеллект

Языковое / моторное поведение

Долговременная память

Языковая переработка Семантическая память Забывание и интерференция

Информационный подход

Приведенные положения можно объединить в более крупную систему, или когнитивную модель. Модель, которой обычно пользуются когнитив­ные психологи, называется МОДЕЛЬЮ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.

С самого начала нашего изучения когнитивных моделей важно понять их ограничения. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработ­ки информации,— это эвристические построения, используемые для орга­низации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших ис­следований, координации исследовательских усилий и облегчения комму­никаций между учеными. Существует тенденция приписывать моделям большую структурную незыблемость, чем это может быть подтверждено эмпирическими данными.

Модель переработки информации полезна для вышеперечисленных задач; однако, чтобы лучше отразить достижения когнитивной психоло­гии, были разработаны и другие модели. С такими альтернативными моде­лями я буду знакомить вас по мере необходимости. Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор уникальных операций, выполняемых над вход­ной информацией. Предполагается, что реакция на событие (например, ответ: "А, да, я знаю, где эта выставка") является результатом серии таких этапов и операций (например, восприятие, кодирование информа­ции, воспроизведение информации из памяти, формирование понятий, суж­дение и формирование высказывания). На каждый этап поступает инфор-

BeedeHL 3

мация от предыдущего этапа, и затем над ней выполняются свойственные для данного этапа операции. Поскольку все компоненты модели перера­ботки информации так или иначе связаны с другими компонентами, труд­но точно определить начальный этап; но для удобства мы можем считать, что вся эта последовательность начинается с поступления внешних сти­мулов1.

Эти стимулы — признаки окружения в нашем примере — не представ­лены непосредственно в голове полицейского, но они преобразуются в значимые символы, в то, что некоторые когнитологи называют "внутрен­ними репрезентациями". На самом нижнем уровне энергия света (или звука), исходящая от воспринимаемого стимула, преобразуется в нервную энергию, которая в свою очередь обрабатывается на вышеописанных гипо­тетических этапах с тем^ чтобы сформировать "внутреннюю репрезента­цию" воспринимаемого объекта. Полицейский понимает эту внутреннюю репрезентацию, которая в сочетании с другой контекстуальной информа­цией дает основу для ответа на вопрос.

Модель переработки информации породила два важных вопроса, выз­вавших значительные споры среди когнитивных психологов: какие этапы проходит информация при обработке? и в каком виде информация представлена в уме человека? Хотя на эти вопросы нет легкого ответа, данная книга по большей части посвящена им обоим, так что их полезно не упустить из виду. Среди прочего когнитивные психологи пытались от­ветить на эти вопросы путем включения в свои исследования методов и теорий из конкретных психологических дисциплин; некоторые их них опи­саны ниже.

Наши рекомендации