Тема «Недедуктивные умозаключения»

Перед выполнением задания подготовьте ответы на вопросы по теме «Умозаключение»

1. Полная и неполная индукция.

2. Методы научной индукции: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

3. Умозаключение по аналогии.

Задания:

1.К какому виду относится рассуждение преподавателя: «Девять опрошенных студентов группы №563 сегодня не готовы к занятию, следовательно, вся группа сегодня не готова к занятию»?

А) Полная индукция.

Б) Неполная индукция.

В) Популярная индукция.

Г) Научная индукция.

2.Какой метод научной индукции применен для получения вывода в рассуждении: «В квартиру проникли Синяков, Трусов, Никулин и Сидоров. Похищены вещи: старинные часы, икона, статуэтки и ювелирные изделия. Известно, что Синяков похитил старинные часы, Трусов – икону, Никулин – статуэтки. Следовательно, Сидоров похитил ювелирные изделия»?

А) Метод единственного сходства.

Б) Метод единственного различия.

В) Метод остатков.

Г) Метод сопутствующих изменений.

3.Какое из следующих рассуждений является умозаключением по аналогии?

А) Если бог существует, то душа бессмертна. Бог существует, следовательно, душа бессмертна.

Б) Апрель в этом году был дождливым, март и май тоже. Следовательно, все весенние месяцы в этом году были дождливыми.

В) Модель корабля во время испытаний в пруду перевернулась. Следовательно, сам корабль обладает низкими мореходными качествамии в море может перевернуться.

Г) Все адвокаты - юристы, значит, некоторые юристы - адвокаты.

4.Какой индуктивный метод применен в следующем рассуждении: «Присочетании условий А, В и С наступает событие а, при сочетании условий В иС событие а не наступает, следовательно, условие А связано с событием а»?

А) Метод единственного сходства. Б) Метод единственного различия.

В) Метод сопутствующих изменений. Г) Метод остатков.

5.Какой метод научной индукции применен в следующем рассуждении: «Появление радуги наблюдалось на небево время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы. Был сделан вывод, что причиной появления радуги является прохождение солнечного света через капли воды»?

А) Метод единственного сходства. Б) Метод единственного различия.

В) Метод сопутствующих изменений. Г) Метод остатков.

6.Какой метод научной индукции применен в рассуждениях? Запишите схему вывода.

1. На складе работали Иванов, Петров и Сидоров. Систематически обнаруживались недостачи. Иванов уволился. Недостачи прекратились. Предположили, что Иванов – вор.

2. На складе работали Иванов, Петров и Сидоров. Систематически обнаруживались недостачи. Затем на складе работали Иванов, Яковлев и Павлов. Недостачи продолжались. Предположили, что кражи совершает Иванов.

3. В преступлении подозреваются Иванов, Петров и Сидоров. У Иванова и Сидорова оказалось алиби. Предположили, что в преступлении виновен Петров.

4. Если под колокол воздушного насоса поместить живое существо, например мышь, то оно выживет. Если же оставить те же условия, но выкачать воздух, – гибнет.

5. Если удлинить маятник, то его движение замедлится, удлинить еще – движение замедлится еще более.

6. На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова, которые сознались в совершении убийства и утверждали, что совершили его одни. Однако отпечатки пальцев на ноже, которым было совершено убийство, не принадлежали ни Иванову, ни Петрову. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал еще один человек. Им оказался Федоров.

7. Вместе с посевом растений в почву внесли органическое удобрение. Урожай оказался низким. На следующий год количество этого же удобрения увеличили. Урожай повысился. Вновь увеличили количество этого удобрения. Урожай повысился. Сделали заключение, что урожай находится в прямой зависимости от применения этого удобрения.

8. Собаки, которые обучились чувству беспомощности (они не могли избежать удара электротоком), не проявляли инициативу в тех случаях, когда могли избежать наказания. Собаки, которые обучились контролировать ситуацию (они удачно увертывались от первых ударов током), легко адаптировались к новым условиям.

9. Бегуны на беговой дорожке местного университета в городе Омске, пробегая мимо женщины, сидящей на траве, увеличивали скорость, если она сидела лицом к ним, а не спиной.

10. Во время дождя, на утренней росе, в водяной пыли у водопада, при прохождении солнечного луча через стеклянную призму возникает радуга.

Практическое занятие 9-10

Наши рекомендации