Как люди воспринимают вегетарианцев
Что широкая общественность думает про вегетарианцев? Ведь на Западе вегетарианцы выбрались из подземелий на вершины за последнюю пару сотен лет.
Во времена инквизиции вегетарианцев считали еретиками. В 1800-ые их травили, обзывая бледными, нездоровыми, кулинарными чудилами (Руби, 2012; Маурер). Как мы знаем, в 1946 году заведующий психиатрическим отделением главной больницы США опубликовал научный труд о том, насколько вегетарианцы деспотичны и садистски настроены. «Они проявляют мало сочувствия к страданиям ближнего», отмечалось в работе (Барахал, 1946).
Ситуация намного улучшилась к 1980-ым годам. Даже тогда результаты исследований говорили о том, что общество имеет о вегетарианцах стереотип, как о пацифистах, ипохондриках, наркоманах и зацикленных на потере веса либералах. Возможно, эти стереотипы были недалеки от правды. В рамках того же исследования вегетарианцы характеризовали себя, как неконкурентно мыслящих, следящих за своим весом и пристрастных к наркотикам людей. Они также представляли себя сексуальными и интеллектуальными (Руби, 2012).
Сегодня у общества сложилось более позитивное мнение о вегетарианцах. В ходе опроса в 2013 году половина американцев положительно отзывалась о вегетарианцах, лишь один из пяти мог сказать что-то нелицеприятное. Испаноговорящие жители, афроамериканцы и демократы — вот категории людей, которые наиболее склонны хорошо относиться к вегетарианцам: 2/3 людей из этих категорий одобряют их выбор. В первую очередь это молодежь, женщины и жители западного побережья.
Когда речь заходит об отношении людей к веганам, сохраняются аналогичные тенденции. Но каждая демографическая группа питает к веганам меньшую симпатию, чем к вегетарианцам. Только 40% американцев разделяют положительное мнение о веганах, тогда как другие 30% придерживаются отрицательного («Американцы выбирают Рональда Макдональда»).
Результаты другого недавнего исследования говорят о том, что общество считает вегетарианцев в целом хорошими людьми, только слишком чувствительными (Руби и Хейне, 2011; Минсон и Монин, 2012). Восприятие психической слабости, вероятно, вызвано тем фактом, что мясо ассоциируется с маскулинностью. Результаты исследования от 2011 года показали, что и всеядные, и вегетарианцы воспринимали травоядных мужчин как менее мужественных (Руби, 2012; Руби и Хейне, 2011).
Хорошая новость заключается в том, что и вегетарианцы, и всеядные сегодня видят в вегетарианцах более этичных людей в сравнении с мясоедами. Предполагаемая разница растет сообразно упоминаниям определенных видов мяса, например, ягнятины, говядины и курицы (Минсон и Монин, 2012; Руби и Хейне, 2011). Это перемена во мнении демонстрирует ту степень, до которой произошел культурный сдвиг: вегетарианство энергично прошло путь от «какой-то глупости» до вызывающего восторг высокоморального поведения.
В то время как широкая общественность считает вегетарианцев более этичными людьми, сами вегетарианцы замечают чуть более просторный зазор между степенью собственной озабоченности вопросами этики и показателями всеядного большинства (Бобич, 2012).
Вполне ожидаемо, что вегетарианцы так чувствуют. Но если они хотят помочь сельскохозяйственным животным, они не должны этого показывать. Когда мясоеды ощущают осуждение со стороны вегетарианцев, они становятся только более ярыми поборниками мясоедения и антивегетарианства. Результаты одного исследования показали, что мясоеды, которые думали, что вегетарианцы считают себя такими же или чуть более нравственными людьми, чем всеядные, отзывались о вегетарианцах лучше остальных. Иными словами, когда всеядные не чувствуют, что вегетарианцы их осуждают, им не нужно придумать, из-за чего осуждать вегетарианцев в ответ.
Но мясоеды, которые уверены, что вегетарианцы видят себя более этичными, чем другие люди, занимают оборонительную позицию. Они находят куда больше негативных слов в адрес вегетарианцев. По итогам одного исследования, в рамках которого мясоедов попросили в целом представить их моральный портрет в глазах вегетарианцев, всеядные пришли к глубокому уничижению вегетарианцев и большей поддержке употребления мяса. Исследователи также выяснили, что стоит всеядным улучить шанс дурно высказаться о вегетарианцах, как их поддержка употребления мяса падает до прежнего уровня (Минсон и Монин, 2012). Но после того, как они, «защищаясь», отбились, атаковав посланника, они вновь чувствуют себя открытыми для самого послания.
Ученые отмечают всю контрпродуктивность попыток стыдить мясоедов — стратегии, гибельность которой подтверждается и выводами других исследовательских работ. Построенные на воззвании к чувству вины послания только отталкивают людей (Куни, 2011). Чем более осуждаемыми они себя ощущают, тем сильнее склоняются к карнистским и антивегетарианским убеждениям.
К счастью, похоже, большинство вегетарианцев вовсе не склонны к осуждению ближних. Авторы одного исследования обнаружили, что вегетарианцы смотрят на всеядных свысока втрое меньше, чем полагают мясоеды (Минсон и Монин, 2012). Итоги другого, крупного исследования от 1990-х тоже характеризуют вегетарианцев как людей, на удивление не склонных к осуждению ближнего. Вегетарианцы сообщили, что они намного меньше обеспокоены тем, что люди едят мясо, чем то, что они курят сигареты или «причиняют вред природе» (Кризманич).
О, БРАТ
Почему женщины намного, намного больше
предрасположены к вегетарианству, чем мужчины
Когда разговор заходит о вегетарианстве и отношении к животным, женщины проявляют себя более прогрессивными, чем мужчины. Дело не только в том, что они больше склонны к вегетарианству и полувегетарианству, хоть это и так. Дело не только в том, что они едят меньше мяса, хоти и это так. И дело не только в том, что они в целом больше заботятся о животных, хотя это тоже правда. Перечисляя самые разные факторы, мы будем приходить к тому, что женщины во всем обходят мужчин, когда речь идет о вопросах вегетарианства.
Далее последует краткий отчет о том, в чем женщины больше преуспевают, сопровождаемый кое-какими возможными пояснениями такой расстановки сил. Не исключено, что вам понадобится попкорн и мягкое кресло, потому что это займет некоторое время.
Отчет
Для начала, женщины едят меньше мяса. Намного меньше мяса. В то время как американские женщины съедают около 70 кг мяса в год, мужчины потребляют примерно 108 кг — то есть более чем на 50% больше на человека. В пересчете на мучения животных мужчины-мясоеды в США причиняют страдания и смерть примерно 37 сельскохозяйственным животным в год, тогда как женщины — только 29 (Экономическая исследовательская служба Министерства сельского хозяйства США, «Потребление товаров»).
Женщины также более склонны к переходу на вегетарианство. Они превышают число мужчин-вегетарианцев по всему индустриально развитому миру, и в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Нидерланды и Австралия, соотношение вегетарианок и вегетарианцев составляет по меньшей мере 2 к 1. А авторы исследования, проведенного в 11 разных евразийских странах, обнаружили, что вегетарианки превосходили числом вегетарианцев в соотношении 3 к 1.
Женщины также вдвое более склонны к полувегетарианству, чем мужчины (Виннари, 2008; Раймал, 2002; Совет по исследованиям в области защиты животных, «Сколько вегетарианцев»), что представляет собой особенно важный момент в контексте того, что полувегетарианцы — это главная причина падения уровня потребления мяса в США в последние годы. Единственный камень в огород женщин: они чуть более склонны заменять красное мясо в рационе куриным. Но даже при этом они едят намного меньше курятины, чем мужчины (Экономическая исследовательская служба Министерства сельского хозяйства США, «Потребление товаров»).
Авторы исследований, проводимых по всей Европе и англоговорящему миру, последовательно приходили к заключению о том, что женщины больше устремлены в сторону защиты животных и вегетарианства, чем мужчины. В частности, женщины куда более, чем мужчины, склонны: осознавать пользу вегетарианского образа жизни людей для животных; испытывать затруднения, связанные с тем, чтобы воспринимать по отдельности кусок мяса и живое животное, как нечто не связанное; следить за своим здоровьем; полагать, что соя может послужить положительным компонентом в их рационе; считать, что вегетарианство — это круто; иметь позитивное представление о вегетарианцах и веганах; считать, что использование животных для нужд кулинарии не может быть морально оправдано; испытывать отвращение от мяса; считать, что пища должна производиться путем, минимизирующим страдания животных; стремиться совершенствовать свои пищевые предпочтения сообразно зоозащитным убеждениям; заботиться о домашних животных; выступать против опытов на животных; вовлекаться в автономные зоозащитные инициативы; ездить в летние лагеря помощи животным; вступать в зоозащитные организации (Руби, 2012; Уорсли и Сркжипек, 1998; Ли, «Бросая мясо»; Раймал, 2002; Ли и Уорсли, 2002; Бирдсворт, 2002; Филлипс, 2011; Херцог, 2007; Босман, 2009; «Американцы выбирают Рональда Макдональда»; Кубберод, 2005; Херцог и Голден, 2009; Кубберод, 2008).
Кроме того, женщины куда реже верят в то, что люди созданы есть мясо и что оно должно быть включено в здоровый рацион питания. Им также менее присущи высказывания вроде «Я чувствую себя подтянутым после того, как поем мясо» и воспринимать мир в дарвинистской концепции «каждый сам за себя» (Руби, 2012; Ли и Уорсли, 2002; Кубберод, 2002; Крузе, 1999).
Все вышесказанное говорит не о том, что большинство женщин стоит на пороге вегетарианства. Различия внутри половой группы куда более существенны, чем различия между полами (Херцог, 2007). Существует великое множество защищающих животных мужчин и вдоволь рьяно отстаивающих свое право на тарелку мяса женщин. Упомянутые выше тенденции лишь представляют собой средние показатели по каждому полу.
Женщины лучше реагируют
На вегетарианские призывы?
Здравый смысл указывает нам на то, что поскольку женщины более склонны к вегетарианству и полувегатарианству, а также поскольку они больше расположены к защите животных, чем мужчины, женщины также более подвержены вегетарианскому активизму. Результаты кое-каких исследований и прочие данные позволяют ответить на этот вопрос.
В 2011 году отчет о расследовании по фактам жестокости в ходе экспорта скота получил широкое освещение на телевидении Австралии. Экспорт скота — это практика отправки сельскохозяйственных животных на зарубежные скотобойни. В то время как экспорт скота запрещен в ряде стран мира, австралийские фермеры ежегодно отправляют огромное количество животных на халяльные скотобойни в другие страны.
Исследователи опросили граждан о том, что они думают по этому поводу, и обнаружили, что женщины были куда более склонны, чем мужчины, давать ответы, которые бы очень понравились защитникам животных. Женщины куда чаще были расстроены или рассержены; обожали тех, кто провел расследование; ненавидели тех, кто вовлечен в жестокость к животным; определенно высказывались за запрет экспорта скота; ратовали за широкое обсуждение проблемы; призывали к активным действиям в ответ на происходящее, например, публикациям о проблеме в блогах, пожертвованиям в кассу организаций, которые провели расследование, или даже к отказу от мяса (Типлади, 2012).
В США дополнительные сведения говорят о том, что женщины лучше, чем мужчины, воспринимают вегетарианский посыл. Среди студентов колледжа, которые решили отказаться от мяса, ознакомившись с листовкой группы Vegan Outreach, женщины превышали мужчин числом в соотношении по меньшей мере 2 к 1 (Групе; Vegan Outreach). Интернет-реклама, созданная Лигой защиты животных, вела подростков на сайт с видеозаписями, сделанными на предприятиях промышленного животноводства, и предлагала им бесплатный вегетарианский пакет социальной помощи. Среди откликнувшихся на рекламу женщин было в 2 с лишним раза больше, чем мужчин («Сравнения половой принадлежности рекламы THL»).
Женщины также оказались существенно более склоны оставлять положительные комментарии про то, что они планируют стать вегетарианками после просмотра видео с предприятий промышленного животноводства. Показатели сохраняются даже при учете того, насколько женщины более предрасположены публиковать комментарии в социальных сетях (Нетберн; Эмерсон; Гудро).
Ни один из этих показателей не доказывает тот факт, что женщины лучше реагируют на доводы вегетарианства, чем мужчины, но все они наводят на эту мысль. Результаты сводятся к одному и тому же, и все они тесно связаны с половой принадлежностью ныне живущих вегетарианцев. Иначе говоря, получается, что женщины не только вдвое более склонны быть вегетарианками, но и в 2 раза более предрасположены становиться вегетарианками, если их в этом поощрить.
Если предположить, что все так и есть, то какое напутствие это дает поборникам вегетарианства? Оно могло бы звучать так: направление усилий на женщин будет вдвое более эффективно, чем на мужчин. Также это означает, что работать с женщинами будет на 33% эффективней, чем работать с женщинами и мужчинами в равных пропорциях. Если принять в расчет тот факт, что мужчины едят больше мяса, то концентрация на женщинах позволит спасти примерно на 20% больше сельскохозяйственных животных, чем ориентация на женщин и мужчин в равных долях. Если благодаря усилиям защитников животных 10 человек станут вегетарианками, это позволит спасать около 230 животных ежегодно.
Но что если отказаться от концентрации на мужчинах и женщинах в равных пропорциях и обратить свои взоры исключительно на женщин? Вместо того чтобы вдохновить 10 человек стать вегетарианцами, мы получим 13. Соответственно, вместо спасения 230 животных в год, мы спасем 276. Это почти на 50 животных больше, и все, что нужно сделать — это сосредоточиться на женщинах! Когда мы думаем о том, насколько ценна жизнь каждого животного, спасение 50-ти дополнительных жизней — большое дело. А теперь представьте себе эффект на национальном уровне! Если бы вегетарианские организации сфокусировали усилия на женщинах, они бы смогли спасать миллионы животных от страшной жизни и жуткой смерти.
Преимущества работы с женщинами на этом не исчерпываются. Женщины не только более склонны становитьсся вегетарианками, когда их на это вдохновляют, они еще и более предрасположены подбивать на вегетарианство окружающих.
Кроме того, женщины более социальны и коммуникабельны, чем мужчины — как в жизни, так и в интернете (Нетберн; Эмерсон; Гудро). Поскольку им в целом свойственно больше делиться информацией, информацию о достоинствах вегетарианства они тоже распространяют более активно, чем мужчины, тем самым выступая более эффективными проводниками для новобранцев. Особенно они влияют на своих друзей и семьи.
Существует еще одна причина, по которой женщины более склонны воздействовать на тип питания окружающих. В большинстве домашних хозяйств по-прежнему именно они покупают и готовят еду. По итогам исследования от 2002 года выяснилось, что женщины в 5 раз чаще, чем мужчины, заявляли о том, что уже решили, какие продукты покупать в следующий поход в магазин. Они также в 5 раз чаще занимались приготовлением пищи и в 3 раза чаще покупали львиную долю вещей, необходимых для ведения домашнего хозяйства (Бирдсворт, 2002).
Результаты другого исследования говорят о том, что 80% женщин отвечали в семье за принятие решений по покупкам (МакЭкерн, 2005). Возможно, это связано с тем, что по-прежнему подавляющее большинство мужчин считает, что покупать, готовить и подавать еду — это женское занятие (Руби, 2012). Если аналогичные тенденции в шоппинге распространяются и на вегетарианцев, то это дает еще одно преимущество по части концентрации пропагандистских усилий на женщинах.