Баба-Яга - или также три сестры Яги

Известное заблуждение — считать её ведьмой, как это часто делают. Ведьма — это имагинация магического - злого душевного сознания. Но Баба-Яга — не ведьма. Правда, при известных обстоятельствах можно у неё "потерять свою голову", но это указывает только на то, что такой человек не умеет ещё владеть своей головой при встрече с бабой Ягой.

Она живёт в лесу, домик её стоит на "курьих ножках"; понаблюдайте за курицей и ощутите тёплое, живое тело, которое скрывает в себе жизнь, продолжающуюся в яйце, и попробуйте ощутить, как оно стоит на этих странно затвердевших, кажущихся мёртвыми, трёхпалых ножках. Затем осмотрите жилье этой древней душевной силы; скрывая в себе таинственную жизнь, это царство стоит как неживое — в земном бытии. "Домик вращается, кружится как ветер": и эта область недоступна, больше, — она вращается в космическом вихре, и открывается только тому, кто умеет владеть такими силами. "Стань ко мне лицом, а спиной — к лесу, встань, как мать тебя поставила" — стань доступной для меня, откройся мне, как было открыто это царство, когда действовала её старшая душа, праматерь. К ней надо найти вход теперь в воде, в ней очиститься ("выкупаться"), поесть и провести "ночь". Она сама, таинственная старуха, часто имеет "костяную ногу", то есть она уже давно ушла из жизни, "закостенела". "Её уста — с ней в постели", — она молчит, её язык спит или — "они лежат наверху на притолоке", и там, где входят снаружи вовнутрь, на пороге, — спит язык, и его нужно вновь разбудить. "Её нос — врос в потолок", всюду, где указывается нарти длинные носы (напр., у троллей в северных сказках), эта картина указывает на то время, когда человек жил в своем дыханье совсем иначе. Тогдашний человек ощущал воздух как истинный дух (воздух- дух у греков), он жил — "ощущая погоду". Чем старее Баба-Яга, — тем длиннее её нос; в древние времена всё духовное было дано в природе. Иногда "нос — врос в потолок", т. е. прежде достигалось всё духовное без труда, дух приходил свыше, но теперь всё это прекратилось. "Ноги её касаются потолка, а она прядёт": теперь, когда человек глубоко задумывается и не может расстаться с какой- нибудь мыслью, то мы говорим: он прядёт свою мысль, он обдумывает её. Никакая другая действительность не воплощает процесс мышления лучше, чем прядение. Говорим же мы: я потерял нить. Приведенный образ говорит: древняя душа ещё существует в космосе, в высшем мире, когда она мыслит. В Шартрском соборе во Франции находится на колонне изображение человека, который, лёжа на спине, вытягивает ноги кверху. Его ноги изображены плоско, как будто бы он стоит.

Нельзя яснее изобразить стояние в космосе, стояние в высшем мире. Человек ещё не достиг Земли в своём внутреннем, так же, как грудной младенец ещё не достиг её в своём внешнем и внутреннем восприятии, он простирает свои ножки вверх, но ещё не может стоять, он принадлежит ещё к другому миру.

Баба-Яга представляет собой мощную, важную силу души, но её власть уже в прошлом. Она — образ души, связанной с природой духовно, обладающей ещё ясновидением, её родина — космос. Баба- Яга в трёх образах —это старейший аспект души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. В эпоху развития Я человек должен вновь вскрыть царство этих древних душевных сил, но теперь по своей свободной воле. Поэтому всё снова повторяется вопрос: "Ты пришёл добровольно или по принуждению?" Кто не хочет возобновить атавистическим образом древнюю ясновидческую мудрость, но желает вкусить хлеб познания, тому она указывает путь, или дарит клубочек: "Иди по его следу, и он приведёт тебя к моей старшей сестре!" Это— та же нить, которую Ариадна даст Тезею, чтобы он мог выйти из лабиринта. Это нить внутренней логики, которая может повести его дальше, или же образ развития, исполняющегося в постоянном движении вперёд (раскручивающаяся нить клубка). Для этого нужно развитие и переход из одной области души в другую.

Баба-Яга, стоящая как материнский прообраз за душой сознательной, является в известном смысле самой старшей, т. к. душа сознательная нуждалась в долгом времени для своего развития.

Мамки и няньки

Во внешнем мире, из которого взят этот образ, русский народ, как никакой другой, является народом "мамок и нянек".

В больших семьях и при дворе мамка оставалась в них очень часто — всю свою жизнь. И эти мамки и няньки оставались при детях, и именно они давали им душевную пищу в сказках и сказаниях о героях.

Пушкин воздвиг своей няне памятник, а вместе с ней и всем тем бесчисленным женщинам, которые питали и обучали силами своей души и тела молодое поколение. Во внутренней жизни эти мамки являются образом тех душевных сил, которые питают зародыш души и духа, а няньки — образ тех сил, которые его охраняют и воспитывают.

Животные

Человек — венец «творения», и он обогнал в своём развитии весь животный мир, духовно он ещё несёт их в себе. Они действуют в нём как его инстинкты. Добрые, естественные, мудрые инстинкты служат человеку, они принадлежат к становлению человека и могут ему помогать в поисках и нахождении духовных целей, и они являются в образе добрых животных. Но, если Низшие силы побеждают в человеке, выступают другие инстинкты, опасные и злые. Они становятся увлекающей, мощной силой, которая губит и человека, и окружающих.

Мы можем видеть во сне, что животные нас преследуют. Но на самом деле — это мощные силы, возникающие в нас и действующие во вне, — мы сами изгоняем их из нас — туда, в сон. Они вредят нашему существу, поэтому мы и переживаем их как преследующих нас существ.

В каждом животном воплощено однажды и односторонне — вполне определённый вид существа и определённый инстинкт. Его-то и нужно узнать, чтобы понять этот образ. Лишённое эгоизма познавание и наблюдение природы помогает образному мышлению. Наш язык ещё полон древних, образных выражений: «ты, любопытная коза, ты, хитрая лисица", иметь "лошадиный разум"» "владеть птицей" и т. д.

Если инстинктивная сила служит человеку долгое время, то она может иногда, на определённые моменты, стать духовной силой, просветлённой познанием.

В таких случаях в сказке говорится: "животное заговорило человеческим голосом". Но, если инстинкт поднимается из тёмного животного сознания — в ясный свет познания, то он превращается. Это уже больше не инстинкт, но — сила познания. И так как человек является духовно познающим существом, то образный язык говорит: животный облик сбрасывается, и обретается человеческий образ.

Лошадь

Укрощение лошади - одна из важнейших культурных деятельностей человечества.

Слоны, Верблюды и ослы – вьючные животные и нуждаются в погонщиках. Большим успехом человека было то, что он стал всадником — первый человек не смог бы сделать этою г к он ставит впереди свою личность, в которой происходит становления Я Лошадь -существо большого ума, которое можно укротить и вести' - стала благодаря этому образом той силы, которая одно время проснулась, стала самостоятельной и теперь её можно было вести дальше к известным целям: к инстинктивному разуму. В языке принципиальный всадник", "он сидит высоко „а лошади" "он должен обуздать себя" и т. д. Этот инстинктивный разум действует теперь во всех областях: существуют просветленный мудростью высший разум (солнечные кони Аполлона) и привязанный к земле - низший разум. Выражение и окраска меняются, смотря по виду разума.

В Апокалипсисе Иоанна четыре различные эпохи души рассудочной в человечестве изображаются в образе лошадей- царь увенчанный короной мудрости, сидит на белом коне, здесь разум служит как невинная, чистая сила, целиком - всему высшему в человеке. Но он становится красным конём, если эгоистичная кровавая природа пронизывает его и вкладывает в руку всадника — меч. В эпоху чёрного коня, разум направляется целиком — к темному, и материю изучают как меру, число и вес, и поэтому всадник несёт в руке - весы. Но, где действуют дальше в чувственном мире, господствующие силы смерти, парализуя разлагая и уничтожая, там появляется конь - бледный, на котором едет смерть.

Сивка-Бурка, Большой-Серый, это образы того разума, который охватывает два мира: верхний - светлый, белый и нижний - черный, материальный мир. Следовательно, он направлен на сверхчувственное и на связанное чувственное. Серый конь — это конь розенкрейцеров. В слове - Бурка - заключается в то же время Указание на красный цвет ( Бурка – это коричнево-красный плащ казаков), («Сивка-Бурка - всезнающий конь», сказка 25 - в первую ночь - выигрывает светлую лошадь, во вторую - лисицу, в третью – коня ).

Жеребец и кобыла: существует разум — более мужской, склонный к интеллекту, и другой — склонный больше к женственному фантастичному — интуитивному.

Дракон

В сказке N 6 Дракон указывает королевскому сыну Базилиусу (Василию) на царь-девицу; сам он царствует в своём царстве, обладая королевской властью. В сказке N 3 — он помогает найти путь в мир души, в N 2 — жаждущего дракона напаивают водой и он освобождает путь. В других сказках наоборот дракон является величайшей преследующей силой, — и герой должен отрубить ему головы и спасти девицу. Образ изменяется сообразно с внутренним процессом. За Драконом скрывается та духовная власть, которая в древние времена овладевала человеческим существом и побуждала его ещё не самостоятельную природу к эгоизму, — явно люциферическая духовная сила.

Человек должен был стать эгоистическим существом - Я. И пока он сохранял естественную наивность детского состояния, эта сила действовала как импульс и пробуждала его Я-сознание. Поэтому раньше дракона почитали как божественное существо. Китай и до сих пор носит его изображение на своём знамени. Но если самостоятельность становится эгоизмом, — то воодушевляющий пламень восторга, когда-то воодушевлявший человека, становится пламенем страстей, охватывающим низменные чувства. Естественное самолюбие становится эгоизмом, высокомерием и тщеславием Люцифер становится драконом низшей чувственной природы Дракон похищает девицу: низшая, чувственная природа господствует в душе и гонит её в лишённое любви пребывание, в одиночество. Он принуждает её служить ему: душа служит этой низшей силе и не может освободиться. Дракон угрожает проглотить её: низшая, эгоистическая чувственная природа побеждает высшую.

От эпохи к эпохе побеждают силы дракона: из трехглавого он становится шестиглавым, девяти- и двенадцатиглавым, когда он властвует над всем человеческим существом, во всех его членах и во всех его возможностях.

Чем сильнее идёт вперёд развитие, тем больше крепнет власть дракона. На Западе, где это развитие шло впереди, выступает поэтому уже в древние времена знак, обнаруживающий победителя дракона. (Аполлон убивает змею — Питона, Зигфрид — дракона). Георгий, убивающий дракона, является русским святым, изображаемым на гербах. В эпоху души сознательной таким победителем, убивающим дракона, становится Иоанн.

Ландшафты в сказках

Это — внутренние ландшафты. Узнать их не трудно, если исходить, опять-таки, из самого языка.

Возьмём слово страна, земля. Мы говорим: нужно "крепко стоять на земле", нужно "иметь почву под ногами", "уметь стоять на ней". В материалистическом чувственном познании мы стоим на верной почве фактов. Ходить — значит делать успехи в покорении этого материалистического, чувственного мира — "он шёл и шёл...". Ехать верхом по земле значит: закономерно образовывать свой разум, идя успешно вперёд.

А вот и море: можно "утонуть", "погрузиться". Это мир непостоянного, где теряют почву под ногами. Это олицетворяет душевное сознание, которое выходит за границы чувственного. Как волнуются чувства, так же движется и колеблется наш душевный мир между материальным чувственным миром и потусторонним духовным миром.

Река: текущие, стремящиеся силы в духовном.

Луг: область эфирных жизненных сил, вызывающих рост.
Королевские заповедные луга (куда нельзя было вступать, запрещённые луга). В древности это были ухоженные лужайки, вокруг царского замка. Вступать на них без приглашения, разбивать на них палатки — это было равносильно объявлению войны. В сказке — это особенно охраняемые пространства жизненных сил, вызывающих рост в окружении внутренней, господствующей силы.

Лес: его зелёные сумерки вызывают предчувствия и боязливые чувства. Он — образ внутренней переходной области, где всё становится таинственным, где можно заблудиться, но и найти верную дорогу. Кто не находит в определенных ситуациях выхода, — может видеть во сне, что он заблудился в лесу. Дети часто переживают свои собственные силы роста, свою вегетативную внутреннюю жизнь в образах всё снова возвращающихся снов о лесах... В этой области ищут пути развития. Давно забытое предчувствие древней уверенности встаёт в нас. "Праматерь" приближается к нам или "всезнающий старец", о которых мы ничего больше не знали. Как охотник охотится во внешнем лесу, так же — ищущий духа — во внутреннем "лесу" (человека). Он переживает и догоняет добычу на охоте: он убивает дикие страсти и познаёт инстинкт, который поможет ему служить.

Дерево: образ жизненных сил в нас, вызывающий рост. Растёт же человек как дерево, и как разветвляется нервный ствол, так же растёт эфирная сила роста, обновляясь всё снова и снова —в человеке. Сад: область многообразных эфирных сил роста, где ухаживают за жизненными посаженными зародышами, где они вырастают и где созревают внутренние плоды. В противоположность этому:

Пустыня, степь. В языке: во мне всё опустело и запущено — запустение в своей жизни означает стать беспутным. Жить в пустыне, значит: стать внутренне бесплодным в творчестве, одиноким и бедным внутренне.

Болото: где начинают терять почву под ногами, становятся неуверенными в осознании своих чувств и в душевном сознании. Смотри также: погибнуть в болоте, попасть в болото.

Гора: внутренняя высота. Мы говорим о повышенном настроении — мы хорошо настроены — смотрим сверху вниз — познаём возвышающееся над всем сознание, — любим вдыхать воздух горных высот. Противоположность этому: долина, низменность.

Свободное поле играет особую значительную роль в сказках об Иване. Под ним подразумевается сфера свободы. В эпоху развития души сознательный человек должен стремиться из внутренней свободы — к истине. Как воспринимается эта сфера свободы — как добро или как зло, это показывает развивающееся дальше действие в сказке. В свободном поле всегда совершаются различные затруднения и идущее вперёд развитие.

Часто ключ всего драматического элемента заключается в этом решающем факте. Очень много выясняется, если проследить этот образ в его движении на протяжении всей сказки.

Свободный мир: он связан с этим, но ещё не есть сфера самой свободы.

Деревня и город: картина взаимной социальной деятельности. Город, самое большое человеческое поселение, означает па языке образов — самую большую социальную общность. (Василиса Премудрая идёт в город.)

Белокаменные палаты: дворец из белого камня. Камень — это образ материального уплотнения, белый камень обозначает просветление материи (смотри на русских иконах белокаменные дома позади фигур святых).

Кость. Надкостница обладает способностью заменять костную субстанцию. В костном мозгу образуются новые кровяные клетки. Там берёт своё начало весь процесс крови. Поэтому кость с её живым мозгом является образом обновляющих и пробуждающих сил.

"Откуда ты пришла, русская кость?" — спрашивает Баба-Яга в сказке. Это означает: ты, русский, пробуждающий всё и всех, откуда ты пришёл? Ивана убивают, косточки его разбрасывают в чистом поле, пока его не разбудят вновь: цельность импульса Иоанна (Ивана) ещё раз разбивается пред его конечным действием, братья завладевают его внутренним содержанием. Но и в том, что разбито, живут пробуждающие силы. Они действуют всюду, пока он не восстанет из смерти и не обретёт новой силы действия. (В 8 томе N 5 говорится: "За тридевять земель, в тридесятом царстве, сидит на своей башне Василиса Кирбитьевна и из одной косточки в другую переливается мозг". С ней вместе Иван побеждает Кащея Бессмертного.)

Кащей Бессмертный: это совершенно иной образ. Он — это скелет, выпавший из живого организма (смотри сказку N 5 и N 23). Кащей Бессмертный — это образ смерти.

Цифры: их надо брать в их внутреннем качестве. Ни одна из них не имеет здесь количественного значения во всех процессах. Объяснить их значения в этих рамках — невозможно.

ПОЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СКАЗОК

Наши рекомендации