Семейное благо: бытийное познание во Господе друг друга

Дневники Николая II и императрицы Александры Федоровны. 1917-1918. В 2 томах ПрозаиК, 2012 г.

3. Ильин. И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2 томах. – М.: "Рарогъ", 1993.

4. Митрополит Сурожский Антоний. Школа молитвы – М: Христианская жизнь, 2011 г.

Москаленко. В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости. – Институт Психотерапии, 2015 г.

6. Соловей. И. Как преодолеть зависимость – Харвест – 2007 г.

Душевное здоровье личности

(по трудам прп. Силуана Афонского и
схиарх. Софрония Сахарова)

«В нашу эпоху человечество устремлено к внешнему познанию с такой силой, как никогда раньше. Весь строй современной жизни, весь порядок воспитания и обучения подрастающих поколений таковы, что ум человека непрестанно вырывается вовне и после многих лет такого действия становится почти совершенно неспособным созерцать свой внутренний мир, живой образ Живого Бога».

-Наше устремление к непознанному миру определены поиском ответов на многие вопросы проживаемые во времени. Источником познания служат книги, общение, опыт поколений. Длинен путь познания себя. Открыть резервы своей психики, вглядываться во внутреннего человека, научиться внутреннему деланию, обрастать добродетельной природой бытия укрепляясь в единстве с Богом. Что послужит обновлению ветхой природы человека, которая предстоит в несовершенном начале, и инерционные силы побуждают укрепляться в привычных стереотипах сознания, тем самым отказываясь от преображения к новозаветному человеку.

Осмыслим пути обновления природы человеческой по трудам прп. Силуана Афонского и схиарх. Софрония Сахарова.

1) Передача опыта пережившим состояние созерцания, бытийного познания другому человеку. Многое открывается в общности и тождестве опыта, что дарует встречу в единстве. При общении в каждое понятие мы влагаем объем своего опыта. Можно через слово вызывать новый опыт в душе слышащего. Тем самым порождать в нем новую жизнь. Слово Божие при внутреннем расположении души вносит новую жизнь, вечную. В притчах в беседах Христа внимание Христа обращено не столько на то, что говорит человек, а сколько на то, что есть в глубине его, и что способен он воспринять от Бога (с 233 Силуан).

-Стоит научиться такому общению, где общность творит вечность во встрече событийного пространства. Отрекаясь от своего эгоистического устремления, влить в душу другого нравственный цензор поучений и наставлений, мы открываем человека в его немощи, проникаем в глубину его души нежным касанием слова, находя глаголы вечной жизни в тварном обновлении друг друга.

2) Погружение ума познанием о безначальном Божестве.В пределах Земли томимся мы в оковах относительного времени и пространства, и из этой тюрьмы дух наш ищет исхода на просторы Божественной вечности.

Когда же речь идет о подлинном познании Божественного мира, тогда необходимо, чтобы Бог снизошел до бытийного соединения с нами. Заповедь: «любить Бога всем существом» (см.: Мк.12:30) есть путь к сему познанию, так как любви свойственно соединять в самом актежизни. Особенно ясною становится необходимость Откровения, когда Бог познается сверхнаучным познанием как Личный— A3 ЕСМЬ.

Всякое наше познание о Боге есть не что иное, как сокровенное действие Бога внутри нас.

- Откровенность, искренность сердца страждущего вбирает молитвенную чистоту познания Единосущного Творца. «Молитва принимает характер непрестанного напряжения, доколе не воспримет «рождение от Духа», «пока не облечется силою свыше» (см.: Ин.3:6. Лк.24:49)».

Сердце, открытое в любви дарует жизненное пространство для проявления и участия Божественного начала в нас.

3) Откровение Божие во встрече человека.Путь к встрече с Господом идет через подвиг послушания. Культура послушания включает в себе задание разорвать замкнутость индивидуума: открыть его к восприятию откровений Божиих. Молитва в своих наивысших формах есть не что иное, как действие Самого Бога внутри нас; подобно сему и дар послушания в своем совершенстве есть показатель пребывания Бога внутри нас. Без послушания как порождения духовной любви не мыслится спасение, ибо человек зажат в тисках своего эгоизма, противного принципу ЛИЧНОСТИ ПЕРСОНЫ, который объемлет все сущее.

- Пребывание во властном подчинении одного человека другому, разрываются нити единства в сотворчестве бытийного пространства. Раболепство и пользование своей властью для унижения, наказания других укрепляет жестокосердие, закрадывается боль обид и не прощения.

Послушание Богу открывается в событийных встречах, где из любви к собрату своему человек становиться служкой. Вглядывание, вчуствование в другого открывает резервные запасы заботы о немощах ближних. Состраданием покрываются раны отчуждения и борьбы. Послушание становиться той добродетелью, которая является почвой для пребывания и почивания Духа Святого в сердцах.

«Через смирение возможно Богопознание, нужно помнить, что в той или иной степени пребываем в прелести, не достигаем Заповедей, не живем вполне по Божию.

Христианские подвижники все свои силы сосредоточивают на стремлении к тому смирению, которое привлекает Божию благодать. Они много страдают доколе не выгорит, не выжжется из них всякий след возношения. Но когда придет к ним Бог, тогда они восхищаются в мир вечного Света. Совершенную же благодать естество человеческое не может понести».

4) Включение ресурсов психики.Познание есть акт, в котором должны участвовать и ум дух, и сердце душа, и тело; и совесть и разум, и воля и чувство; прежде же всего — любовь, иначе говоря, все наше существо в совокупности всех его сил. Для нас познание, прежде всего, есть общение в самой жизни, личное соприкосновение, личная беседа, общность в Бытии, уподобление познанному.

- Современный мир привнес много ложных образов, их внедрение через психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) опустошают внутренние волевые структуры психики. Человек боится видеть действительность, переживать многогранность чувств в соучастии с другим, отказывается от полноценных деятельных актов ответственного проявления в мире. Свобода приобретает характер бегства от трудностей, участия с другими. И те дары свободы в восприятии, исследования ума и сердца в их полноте проявления остаются непознанными. Нужно приобретать мужество видения, слышания, чувствования, что окружает нас вокруг. Не прибегать к отверганию сущего, а учиться любить во взаимодействии. Искать истоки непознанного, открывать Божественное начало в каждом неповторяющемся творческом явлении жизни.

5) В пределах данного нам времени реализовать, актуализировать заключенные в человеке потенции.Мы не сможем научить мир созерцанию Божественных тайн и славы, если сами лишены этого созерцания. Мы не можем нести в мир истинную свободу, если и сами мы являемся рабами страстей и тления. Мы не сможем проповедовать милость, если и сами не познали, что есть сия милость, принесенная нам Христом. Словом, никто не может нести в мир то, чего сам не имеет; обогатить других дарами, когда сам нищ. Откровение, данное миру во Христе и Духом Святым сообщенное, пребывает в живых людях и ими проносится и через живое предание сообщается грядущим на смену поколениям.

Все, что будет реализовано, пребудет ввечности. Все, что упущено— потерянное время, составит, возможно, пустотуи неполноту нашей вечности.

Познание наше выражается в облечении в свойственные разуму логические формы того, что воспринято чувственно или интуитивно (духовно). В акте самоанализа познание разлагается на естественное (эмпирическое) и на откровенное свыше, как познание того, что лежит за гранями доступного человеку произвольного опыта эксперимента.

- Измерить временные интервалы жизни не просто. Что вмещает наш сегодняшний день. Устремление к стяжанию Благодати Божией во дне вчерашнем, сегодня прорастет в добродетельную почву. Сколько судеб проходит пред нашими глазами с ущербным познанием себя, отказом от самореализации. Время тратиться на празднества, включенность в иллюзорность образов передающих СМИ. Образ Божий, образы духовной природы, образование, преобразование замещается остановкой во времени в покое комфортности и самодовольства. Семья вносит малые восходящие побеги открытия чего я хочу, что могу в этом мире. Открыть духовную, душевную, телесную природу человека в его преображении и потребности каждодневного совершенствования могут немногие. Важен пример старшего поколения. Открыв внутреннего человека в преобразовании покаянным исцелением, мы коснемся души другого человека, желающего наполниться живительной влагой спасения.

6) Молитвенное познание в любви.Вначале важно возлюбить Бога всем сердцем. Когда сия любовь дана, тогда нет нужды до некоторого времени осмыслить ее. Своей сладостью она влечет к себе ум, который в изумлении рассматривает ее. Позднее, когда любовь утвердится внутри человека, разум стремится к свойственной ему форме познания. Этот процесс медлителен. Когда приходит уразумение, тогда и ум возгорается любовью к Богу. В соединении с любовью сердца это становится совершенством.

Стремление к расширению сознания в молитве – главная задача человека. Погружаясь в ипостасную молитву (подобно Гефсиманской), чувствовать себя на грани жизни и смерти. Когда все мелкое и низкое отпадает – то мысль об ином порядке Бытия становится непрестанной.

После многих лет молитвы, соединяющей ум и сердце, мы приходим в состояние, когда и ум, и сердце одновременно и совокупно живут данное Богом Откровение. В таком случае и любовь, и познание сливаются в свойственное им онтологическое единство, и человек восстанавливается в своем первозданном просторе — целости. Тогда молитва перестает быть выражаемой словами.

- Обращенность человека к уму и сердцу бывает не сразу. В каждодневности ум парит в мыслях, которые с трудом осознаются. Первый негативный импульс раздражительности, злости обращенности к себе, а не к другому открывает путь к познанию страстной природы и покаяния. Или человек продолжает по-прежнему играть в игру самооправдания, болезненно переживая о том, что он должен быть всегда хорош в глазах окружающих. Ум очищается каждодневным трудом обращения помысла из негативного в положительный. Познаются подсознательные слои застоявшихся негативных переживаний с детства, не нужные информационные пласты потребительских стимулов рекламируемой продукции… Освобождается пространство для новых внутренних мотивационных импульсов к познанию.

Сердце открывается к познанию с болью. Пережив страдание обращенности к себе, ближнему и к Богу, приходит новое открытие себя и того что происходит вокруг. Важно, какое решение принимает человек: бегство или открытость. Чистота сердца является вместилищем Благодати Божьей любви.

«Любишь ли меня?» — в этом все. Если же мы видим, что этой любви нет, если из плана совершенства любви надо как-то спускаться, чтобы очистить внутри нас место для этой любви, то тема становится более обширной, «широкой». Если же спускаться еще ниже, то она станет просто неисчерпаемою».

«Когда человек всем сердцем начинает вопиять к Богу, то в какие-то моменты, непредвиденные обычно, Бог дает ощутить Себя с такой силой, что человек уже реально ощущает и самого себя причастником вечности».

Лечение души

Под лечением души понимается в первую очередь лечение и освобождение ума.

Результатом плохого функционирования умной силы является ослабление связей между человеком и Богом и людей между собою, стремление использовать как Бога, так и падшего человека для укрепления личной свободы и счастья".

Преп. Максим : «как для тела миром служат вещи, так для ума миром служат помышления; и как тело любодействует с телом женщины, так и ум любодействует с помышлениями о женах воображением своего тела».

Это и есть помрачение и падение ума. Падение ума создает смущение во всем духовном организме, рождает подавленность и беспокойство, заставляет человека переживать падение со всем его трагизмом. Только Христос может восстановить умерщвленный страстями ум.

Падение ума, эта нечистота которая проявляется в четырех вещах: "во-первых, в ложном знании; во-вторых, в неведении чего-либо всеобщего... в-третьих, в страстных помыслах; в-четвертых, в соизволении на грех«.

Если человек противоборствует совершению греха и сражается против страстных помыслов, то он смиряется, сокрушается, подвизается и, "очищаясь мало-помалу скорбями подвигов, приходит в свое естественное" состояние (Авва Дорофей )

Когда ум становится храмом Духа Святого, мы говорим, что лечение было успешным.

Способ и курс лечения

Самопознание является одной из первых ступеней лечения.

Нравственное делание когда человек обдумывает дневные дела, упущения, случившиеся "в сумятице дня", "чтобы можно было ощутить ночное безмолвие и оплакать то, в чем согрешил" (Φιλοκαλία).

Большинство сегодняшних христиан не знает своего духовного состояния, но и убеждены, что исполнены даров Святого Духа и украшены добродетелями. С ощущением немощи должно сочетаться и "пренебрежение к себе", то есть великий дар самоуничижения.

Самоуничижение вместе со свойственным душе плачем выдавливает страсти и наполняет душу блаженной радостью.

Требуется врач-целитель. Тот, кто обрел собственный ум, может помочь и другим обрести его…. Ведь одно дело - отпущение грехов,
а другое - исцеление.

"Продолжительный подвиг воздержания и любви, при терпении
и безмолвии
, истребляет надлежащую страсть" (Пр. Фалассий)

У человека пять чувств, потому и подвигов пять: бдение, богомыслие, молитва, воздержание и безмолвие (ησυχία). Должно подчинить пять чувств этим пяти подвигам, то есть зрение - бдению, слух богомыслию, обоняние - молитве, вкус - воздержанию, а осязание - безмолвию. Когда он достигнет такого подчинения, то "скорее очистит ум свой и, утончив его ими, соделает его бесстрастным и зрительным".

Врачевание врачом

Пластырь есть врачевство на страсти видимые, или телесные, а приемы лекарства внутрь - врачевство противу страстей внутренних и очищение от невидимой скверны.

Порошок есть уязвляющее бесчестие, врачующее гнилость возношения. Глазная примочка есть очищение душевного ока, или ума, смутившегося от движения гнева.

Питие врачебное есть выговор огорчающий, но скоро врачующий болезнь.

Кровопускание есть скорое извлечение скрытого гноя. Кровопускание есть сильное и жестокое нападение на недугующих для их спасения.

Под губкою разумеются кроткие, тихие и мягкие слова, которыми врач как бы отирает больного после кровопускания или резания.

Прижигание есть определенное наказание, или епитимия, для покаяния человеколюбиво назначаемая на время; а мазь есть предлагаемое больному или приятное слово, или небольшое телесное утешение.

Усыпительное зелие - значит принять на себя бремя послушника и чрез его повиновение подать ему спокойствие, сон бессонный, святую слепоту, чтобы он не видел своих добродетелей.

Перевязки означают расслабляемых и ослабленных тщеславием утверждать и укреплять терпением до самой смерти.

Наконец, нож есть определение и приговор об отсечении от общества члена, умершего душою и согнившего, чтобы он не передал другим своей заразы.

Блаженна у врачей небрезгливость, а в наставниках бесстрастие; ибо те без отвращения смело приступают к врачеванию всякой смердящей раны, а сии могут воскресить всякую умершую душу" (Леств. Сл.к пас. 2:1-11).

Христовы заповеди

Христовыми заповедями являются непрестанная молитва, участие в божественной литургии, трезвение, то есть внимание ума, чистота сердца и так далее.

Делание добродетелей соединяется с исполнением заповедей.

"Цель заповедей Спасителя та, чтобы освободить ум от невоздержания и ненависти" (Св. Максим Исповедник). "Соблюдение заповедей рождает бесстрастие; бесстрастие же души блюдет ведение" (Преп. Фалассий).

Важнейшими заповедями, образующими наше духовное врачевание, являются, как говорится и в тропарях, которые мы поем в церкви, "пост, бдение, молитва".

ПОСТ: Милостыня исцеляет раздражительную часть души, молитва очищает ум, "пост иссушает похоть" (Св. Максим Исповедник.)

"Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение"

БДЕНИЕ: "Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок - враг блуда, сонливый же - друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи, укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний.

МОЛИТВА:через молитву в душу человека входит великая благодать. умная молитва - это "тайное священнодействие ума"

Духовное священство

Кому достается дар умной молитвы, ощущает в своей душе действие благодати, которая бывает очистительной, просветительной и таинственной. Таково внутреннее священство и внутренняя божественная литургия.

Истинное священство - это сердце, движимое Духом и свободное от помыслов. "Истинное священство, еще прежде будущего жития, есть без помыслов сердце, воздействуемое Духом.

Когда мы говорим об отпущении грехов, следует подразумевать главным образом лечение страстей.

Когда человеческий ум делается открытым, освобожденным от своего пленения и принимает воздействие Святого Духа, он становится "священством духовным", и тогда человек таинственно священнодействует на жертвеннике своей души, причащаясь обручения Агнца Божия. В умном жертвеннике души это духовное священство вкушает Агнца Божия, но одновременно само уподобляется Агнцу. Отсюда хорошо ясно, что, когда внутри нас действует умная молитва, там совершается некая непрестанная божественная литургия, питающая наше существование.

Кто приобрел дар богословствования таким путем, кто через естественное созерцание вошел в божественное облако, являются священниками Божиими, составляющими это истинное и духовное священство. Составляя духовное священство, они могут исцелять немощных.

Пр. Симеон. "Ибо люди, хорошо знающие, как пасти и врачевать разумные души, поистине редки, тем более теперь."

Душа человека

Душа - это образ Божий. Бог триедин: Ум, Разум (Логос) и Дух, и душа обладает тремя силами: умом, разумом и духом.

Душа обладает тремя силами: 1) питательной; 2) воображательной и побудительной; 3) разумной и умной. "Одной первой причастны растения; второй вместе с первою - бессловесные животные, третьей же вместе с двумя первыми - люди" .

Человеческая душа - это энергия и сущность. Никита Стифат подразделяет душу: разумной и страстной. Ум связан с Богом и принимает энергии Бога; в нем открывается Бог; разум же, как действие, - это та способность, которая формулирует и выражает опыт ума. Страстная часть души распадается на ощущения и страсти. Она называется страстной, "как в страстях и страданиях проявляющаяся».

В разумной части действуют помыслы, «в раздражительной - зверские страсти, в вожделевательной - скотские похоти, в уме - мечтательные воображения, в рассудке – мысли» Пр. Григорий .

Душа «не получила вместе с бытием похоти и гнева». Все это пришло как результат греха.

Душа создается в момент зачатия, и "после того душа действует столько же, сколько и плоть; ибо вместе с ростом тела и она проявляет свою деятельность.

Дело души - править телом" (Пр. Фалассий). Душа находится во всем теле, и нет такой части человеческого тела, в которой не присутствовала бы душа;

Болезнь и омертвение души

Св. Григория, сердце - это владычественный орган, престол благодати. Там пребывает ум и все помыслы души.

"Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами; ведь и все помыслы души - в сердце". Поэтому главная цель лечения заключается чтобы вернуть "рассеянный по внешним ощущениям ум" из внешнего мира в сердце, эту "сокровищницу помыслов" и "первый телесный разумный орган" (Свт. Григорий Палама).

Сердце - это главная разумная сокровищница души, там находится ее центр, но не как в сосуде, а как в некоем органе, который управляет всем телом; хотя душа и отлична от тела, но все же теснейшим образом связана с ним.

Каждый грех является повторением Адамова греха, и каждым грехом мы подтверждаем помрачение и омертвение падшей души.

Когда человек предоставляет свободу чувствам и через чувства ум рассеивается из сердца, наступает пленение души. "Разрешение чувств налагает узы на душу", и эти узы равносильны помрачению. "Заход солнца производит ночь; уходит Христос из души - и мрак страстей объемлет ее, и мысленные звери разрывают ее на части" (Св. Феолипт)

Нечистота души состоит в том, что она не действует по естеству; ибо от сего рождаются в уме страстные помыслы" (Св. Максим Исповедник.). Нечистая же душа - "душа, наполненная помыслами похотными и ненавистными".

Поскольку душа создана Богом простою и благою, она "услаждается мечтательными прилогами диавола и, обольщаясь ими, подбегает к нему, злокозненному, будто к доброму... и смешивает таким образом свои помыслы с мечтанием бесовского прилога". В дальнейшем, сложившись с помыслом, она пытается посредством тела осуществить "вообразившееся ей в мысли беззаконие, на осуждение себя" (Добр).

Лечение души

Душа, хотя она и бессмертна по благодати, "растекаясь, сластолюбиво стремясь к наслаждениям, заживо умирает". слова апостола Павла, что сластолюбивая (вдова) заживо умерла (1Тим.5:6). Хотя душа и живет, но она мертва, поскольку не имеет подлинной жизни - благодати Божией (Φιλοκαλία).

Если она не заботится о добродетели, но грабит и творит беззакония, то как я могу сказать, что у тебя живая душа?

ты - человекообразный зверь.

В учении апостола Павла мертвый человек зовется "плотским" или "душевным". Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1Кор.2:14), а так же: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы ? и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1Кор.3:3).

«Плотским и душевным человеком называется весь человек, состоящий из души и тела, если ему недостает действия Святого Духа, делающего нетленным». "Когда человек не следует Духу, он лишается животворящей энергии Божией и становится душевным"

Душа "совершенная та, которая в добродетелях утвердилась".

"Совершенная душа есть та, коей вожделевательная сила вся совершенно устремилась к Богу" (Св. Максим Исповедник.). "Душа чистая та, которая любит Бога». Печаль по Боге, то есть покаяние, отнимает похоть, "похоти же отъятие есть воскресение души" (Пр.. Фалассий).

изгнать из тела закон греха

"Когда, прекратив внешние развлечения, ты укротишь и внутренние помыслы, тогда ум начнет воздвигаться к делам и словам духовным".Прекрати беседы внешние и со внешними, пока обретешь место чистой молитвы и дом, в котором обитает Христос.

Сердце, - это дом, где обитает Христос, и мы сможем открыть его, только когда будем подвизаться ради безмолвной жизни и бороться против господствующих в нас помыслов.

Душа исцеляется, когда отвращается низких предметов и прилепляется к лучшему посредством любви (Свт. Григорий Палама)

Проявляя послушание закону Божию, душа мало-помалу выздоравливает, просвещается и вкушает вечной жизни.

Где обитает любовь, там достигается мирное состояние душевных сил и очищение ума.

Мы подвизаемся, чтобы изгнать из тела закон греха (Рим.8:2) и, подчинив это тело надзору ума, в дальнейшем установить для каждой способности души и каждого члена тела подобающие им законы.

ТРЕЗВЕНИЕ

Ощущения мы обязываем к воздержанию, страстную часть души - к любви, разумную же улучшаем, устраняя с ее пути все, что препятствует мысли в ее восхождении к Богу, и называем это трезвением. Когда человек очистит тело воздержанием, укротит гнев и похоть божественной любовью и принесет Богу свой ум, очищенный с помощью молитвы, тогда он "получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем" (Свт. Григорий Палама).

"Раздражительную силу души обуздывай любовию; вожделевательную умерщвляй воздержанием; мыслительную воскрыляй молитвою; и свет ума никогда не помрачится в тебе" (Добр. Т.3 С.225).

Исцеление немощной души, оживление мертвого ума, очищение нечистого сердца достигаются не с помощью советов или лекарств, но через аскетические предписания Церкви: воздержание, любовь, молитву и хранение ума от сатанинских прилогов, приходящих через помыслы.

Ум и сердце, Ум и мысль

Ум и сердце

Бог открывается в сердце там познает Его человек. Апостол Павел: в сердце совершается и просвещение от Бога: "...озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2Кор.4:6). Сердце принимает откровение познания Бога.

Поскольку человек познает Бога через отверзение сердечных очей и очищение сердца, выражение "отверз ум" равнозначно выражению "отверз сердце". "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"-преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим.12:2).

"Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто" (Лк.11:41) «Уже не занимающимся вещами, до тела касающимися, а старающимся очистить от ненависти и невоздержания ум свой, который Господь называет сердцем. Ибо все оное, оскверняющее ум, не дает ему видеть живущего в нем Христа благодатию святого крещения". Умом называется и сущность души, то есть сердце. В этом значении ум и сердце отождествляются, поскольку в уме обитает Христос.

Ум и мысль

"Чистый ум правильно видит вещи; обученный же упражнением разум виденное полагает перед очами" необходимо было иметь не только чистый ум, но и обученный упражнением разум, чтобы уметь выразить, насколько это возможно, действительность, лежащую превыше естества.

Ум и внимание

Митр. Феолипт связывает ум с вниманием, разум - с призыванием,

дух - с сокрушением и любовью.

"Часто мысль повторяет слова молитвы, а ум (внимание) не сопутствует ей, не устремляет ока своего к Богу, к Коему и обращается беседа в молитве, но незаметно уклоняется в другие какие-либо помышления. И хотя мысль обычно говорит слова, но ум ускользает от ведения Бога. Тогда душа является неустроенною и как бы бессознательною, ибо ум ее блуждает в каких-либо мечтаниях и кружится или в том, к чему невольно увлекаем и чем окрадаем бывает, или в том, к чему сам произвольно отходит". Уму, есть не только помыслы, но и тончайшее внимание, надлежит обратиться на сердце, сущность души, которая находится, как в некоем органе, в плотском сердце, поскольку этот плотской орган - "сокровищница разума и первый плотской разумный орган". Нам надлежит сконцентрировать ум, который рассеивается через органы чувств, и вернуть его "в сие самое сердце, сокровищницу помыслов" (Γρηγόρίου Παλαμα).

Как душа, так и ум являются образом Божиим. Сердце наше омертвело, а ум помрачен, так что мы не в состоянии ощутить их присутствия. Человеку, в котором пребывает Святой Дух, человеку, находящемуся "в откровении", не нужно много объяснений, поскольку он сам на собственном опыте познал присутствие и существование ума, то есть сердца.

Ум

немощь и лечение души сводятся к немощи и лечению ума, сердца и помыслов.

"ум" обозначается сущность души, в других - ее энергия, в третьих - внимание, тончайшее мысли.

как глаз в теле, так ум в душе“. Он действует через посредство чувств, будучи подверженным осквернению и болезни, нуждается в исцелении.

покидая сердце и отступая от Бога, ум болеет и страдает, при этом мертвеет и вся душа.

Естественная жизнь ума

Человек, пребывая в Боге, постоянно движется.

ум входит, изменяясь сам по себе: естественное, сверхъестественное и противоестественное. Когда вступит он и в свое естественное место, тогда находит себя виновником злых помыслов и причиною страстей и исповедует Богу грехи свои; когда же бывает в противоестественном месте, тогда забывает он о правде Божией и воюет с людьми, как с обижающими его неправо. А когда возводится в сверхъестественное место, тогда находит в себе плоды Духа Святого". Забывая о Боге и сражаясь с людьми, ум наш находится в противоестественном состоянии; когда же он познает причины страстей и обретает плоды Святого Духа, то, напротив, испытывает естественное и вышеестественное состояния.

Когда человек заботится о соблюдении ума в его естественном движении, то пребывает чистым от вещества, и "украшается кротостию, смирением, любовию и милосердием, и осияниями Святаго Духа просвещается.

Ум доставляет пищу душе

ум, приемля помышления о вещах, обыкновенно соответственно каждому помышлению вновь изменяет вид свой; созерцая же оные духовно, различно преображается соответственно каждому созерцанию. Но, быв в Боге, бывает совершенно безобразен и безвиден". Поэтому для ума очень важно научиться духовно воспринимать помышления о вещах, поскольку иначе он не может жить в своем естественном состоянии, но изменяется. Если же изменился ум, око души, то неизбежно изменяется и вся душа. Именно умом определяется общее состояние человека, поскольку ум доставляет пищу душе.

Ум наш находится посреди двух сил: добродетели и порока, ангела и беса, причем каждая из этих сторон действует, как свойственно ей. В сочетании со свободой ум в состоянии следовать или противиться одной из них.

Ум соединяется с Богом

Отличительная черта ума заключается в том, что он расширяется в том предмете, где задержался, и в дальнейшем обращает в ту же сторону похоть и любовь. Это могут быть вещи божественные, собственные, мысленные или же дела и страсти плоти. "Страсть любви предосудительная занимает ум предметами . Если ум, обратившись к вещественным предметам, устремится к ним и будет осквернен этими помышлениями, то он заболеет и в дальнейшем заразит своей болезнью все силы души.

"Ум у людей бывает обращен либо ко грехам, либо к Иисусу, либо к людям"

"ум содержится не в какой-либо части нашего тела, но равным образом находится везде и во всем..."

Слово Божие некогда вошло внутрь девственного и пренепорочного чрева Богородицы. Будучи бесплотным, человеческий ум находится вне тела, но одновременно и внутри тела, поскольку невыразимо использует, как первый плотской орган, сердце. Ум обладает сущностью и энергией и сущностью своей находится в сердце, энергией же - в помыслах, с помощью которых покидает тело и приобретает представление о вещах. В естественном своем состоянии ум входит в сердце, энергия - в сущность и таким образом восходит к Богу.

Ум, как образ Божий, обладает жизнью только тогда, когда соединяется с Богом, становясь мудрым и благим.

Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим.14:5).

тело для поддержки своего существования нуждается в пище, а душа не может жить без добродетели, "так духовная молитва есть пища ума"

Ум - это некая колесница, увлекающая душу либо к Богу, либо к диаволу и делам греха. Если ум здоров, он непременно получает удостоверение от Бога.

существует четыре силы ума, то есть разумение (σύνεση), сообразительность (αγνχσία), понимание (κατάληψη) и быстрота (εντρέχεια). Эти четыре силы ума должны быть соединены с четырьмя основными добродетелями души, то есть разумение ума - с целомудрием души, сообразительность - с мудростью, понимание - со справедливостью и быстрота - с мужеством. В результате образуется "огненная колесница, доставляющая на небо", противостоящая трем страстям: сребролюбию, сластолюбию и честолюбию.

"Умное дело не подчиняться помыслу того, кто тайно наговаривает на ближнего«. Ум в своем естественном состоянии отвергает помыслы, происходящие от диавола, равно как и вообще всякий помысел, противный любви. Кроме того, он становится совершенным, обогащаясь ведением Бога. "Совершенен ум тот, который преисполнен ведения". Ведение это есть ведение Бога и творений, которое осуществляется неведомым образом. "Совершенный ум есть тот, который, истинною верою недоведомо познав Недоведомого, обозрел все вообще Его творения"

Болезнь ума

лукавые, цепляясь за присутствующие в душе страсти, возбуждают страстные помыслы, с помощью которых сражаются с умом и вынуждают его к соизволению на грех. Происходит великая брань, цель которой - пленение ума и привлечение его к страстному помыслу. Когда ум побежден, они "вводят его в грех мысленный, а по совершении сего как пленника ведут его на самое дело греха". Однако зло не ограничивается этим. Опустошив сердце страстными помыслами, бесы уступают, но, несмотря на это, в душе остается идол греха.

Такова немощь ума, который не только попадает в плен, но и заболевает, поскольку в нем остается греховный идол - незаживающая рана и причина нового греха.

Ум, одержимый страстьми, замышляет неподобающее; обнаруживаются же его мысли словами и делами«. Во всем, что говорит или делает человек, обнаруживается немощь или здоровье его ума. Поэтому люди, обладающие даром рассуждения, определяют состояние ума каждого человека по его внешним движениям и словам.

"Склонность ума к чувственному делает его рабом телесных страстей". В этом случае ум, вместо того чтобы обращаться к Богу и соединяться с ним, обращается и соединяется с чувственными вещами, почему и становится рабом.

Лечение ума

Исцеление ума достигается его хранением, его соблюдением, которое носит имя трезвения. Соблюдение ума - это "созерцалище словес о всякой добродетели.

Хранение ума было названо "светородным, молниеродным, светоиспускательным и огненосным". Оно превосходит многие добродетели. Именно хранение ума может силою Христовой превратить людей из грешных, непотребных, нечестивых, невежественных, неразумных и неправедных в праведных, благопотребных, чистых, святых, разумных. Кроме того, хранение ума позволяет людям "созерцать таинства и богословствовать«. Через соблюдение ума человек очищается, освящается и становится достойным богословствовать. Человеку следует строго блюсти свой ум. Заметив помысел, следует воспротивиться ему и тотчас призвать Христа.

Хранение ума - это не только блюдение помыслов, то есть противодействие их попыткам войти и поработить ум, но и сложная работа. Поскольку входящие помыслы берут начало от страстей, началом хранения ума является воздержание от яств и пития, "отвержение и отсечение всяких помыслов, а также сердечное безмолвие"

Омертвевший ум лечат мужеством. Святые отцы подчеркивают большое значение мужества для духовной жизн

Наши рекомендации