Тема 3.2 Формы развития знания

Проблема и ее роль в познании. Понятие проблемной ситуации. Виды решения проблем в рамках существующей теории; требующее модификации существующей теории; требующее создания новой теории.

Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез. Понятие рабочей гипотезы. Версия. Конкурирующие гипотезы. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы доказательства гипотез. Прямое и косвенное доказательство гипотез.

Теория как система научных знаний. Виды научных теорий. Логически систематизированные теории. Аксиоматически построенные теории.

Используемая литература: [1], [2], [10], [19], [20], [22], [24].

6. Рекомендуемые образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые в дисциплине «Логика предполагают такие виды как проблемные лекции, ведение терминологического словаря, устный опрос, решение задач, выполнение тестовых заданий, ведение конспекта по теме курса, выполнение контрольной работы. На практических занятиях наиболее важными представляются методы мозгового штурма, то есть решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, метод анализа проблемной ситуации, работа в малых группах и др.

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Номер раздела Вид занятия (Л, ПЗ) Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
Дедуктивное умозаключение (ПЗ) Решение и обсуждение задач в малых группах
Логические основы теории аргументации. Применение аргументации в области профессиональной деятельности (ПЗ) Сократический диалог. Ролевая игра
Итого:

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Освоение курса «Логика» при заочной форме обучения предполагает самостоятельную работу слушателей, включающую в себя решение задач, подготовку сообщений и докладов по отдельным вопросам практических занятий (возможно в форме видеопрезентаций) и написание контрольной работы.

Более подробные рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся изложены в методических материалах по данной дисциплине.

Оценка результатов обучения на заочной форме производится с использованием зачетной системы.

Примеры тестовых заданий(предусмотрены варианты тестовых заданий с выбором одного или нескольких вариантов ответов, а также задания на определение последовательности):

Выберите один правильный ответ:

1. Форма опосредованного и обобщенного отражения действительности…

а) эмпирические данные

б) теоретические доводы

в) чувственное познание

г) абстрактное мышление

2. Форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках – это…

а) закон

б) понятие

в) суждение

г) умозаключение

3. Содержание и объем понятия связаны законом …

а) сравнения

б) пересечения

в) соподчинения

г) обратного отношения

4. Вид отношения между следующими понятиями: 1) юрист; 2) военнослужащий

а) пересечение

б) подчинение

в) противоречие

г) противоположность

5. Определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), называется…

а) явным

б) номинальным

в) атрибутивным

г) экзистенциальным

6. Несоблюдение правила последовательности деления ведет к логической ошибке…

а) скачок в делении

б) двусмысленность

в) неполное деление

г) пересечение объемов понятий

7. Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами – это…

а) понятие

б) суждение

в) определение

г) умозаключение

8. Суждения, которые не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными, называются…

а) собирательными

б) разделительными

в) противоречащими

г) противоположными

9. В суждении «Некоторые студенты не являются юристами»…

а) субъект и предикат распределены

б) субъект и предикат не распределены

в) субъект не распределен, предикат распределен

г) субъект распределен, предикат не распределен

10. Связка данного суждения «При нарушении служащим дисциплины администрация предприятия обязана взять у него либо устное, либо письменное объяснение» представляет собой …

а) импликаци

б) дизъюнкцию

в) конъюнкцию

г) эквивалентцию

11. Вид дедуктивного умозаключения, в котором из двух истинных категорических суждений, связанных общим термином, получается вывод, являющийся категорическим суждением – это….

а) условно-разделительный силлогизм

б) простой категорический силлогизм

в) условно-категорический силлогизм

г) разделительно-категорический силлогизм

Выберите все правильные ответы:

12. По семантической характеристике ответы могут быть…

а) ложные

б) сложные

в) истинные

г) осмысленные

д) бессмысленные

13. Различают следующие формально-логические законы….

а) непротиворечия

б) двойного отрицания

в) исключенного третьего

г) достаточного основания

д) перехода количественных изменений в качественные

Дополните:

14. Обоснование ложности какого-либо утверждения, называется…

Примерные вопросы к зачету

1. Предмет и значение логики. Роль логики в профессиональной деятельности.

2. Основные законы формальной логики (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

3. Понятие как форма мышления.

4. Содержание и объем понятия.

5. Отношения между понятиями.

6. Логические операции с понятиями (обобщение, ограничение, деление, определение).

7. Структура простого атрибутивного суждения. Классификация простых суждений по объему субъекта (по количеству) и качеству связки (по качеству).

8. Сложные суждения. Виды сложных суждений (конъюнктивные, дизъюнктивные, импликативные, эквивалентные).

9. Вопросно-ответная ситуация. Роль вопросов и ответов в профессиональной деятельности.

10. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

11. Превращение, обращение, противопоставление предикату как виды непосредственного дедуктивного умозаключения.

12. Простой категорический силлогизм.

13. Условные умозаключения.

14. Разделительные умозаключения.

15. Индуктивные умозаключения.

16. Умозаключения по аналогии.

17. Структура аргументации. Применение аргументации в области профессиональной деятельности.

18. Формы обоснования тезиса.

19. Формы развития знаний (гипотеза, судебно-следственная версия, проблема, теория, закон).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

1. Кириллов В. И. Логика: учебник / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. М.: Проспект, 2014. 233 с.

Дополнительная литература

2. Гетманова А. Д. Логика для юристов: учеб. пособие для студ. вузов по спец. «Юриспруденция» / А. Д. Гетманова. 6-е изд. М.: Омега–Л, 2009. 415 с.

3. Дрянных Н. В. Логика: учебно-метод. пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. 106 с.

4. Кириллов В. И. Упражнения по логике: учеб. пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; под ред. В. И. Кириллова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Велби, 2008. 184 с.

5. Стрелкова Н. В. Логика в задачах и упражнениях. М., 2005. 180 с.

6. Третьяков О. Е. Логика в таблицах. Краткий экспресс-курс: практикум
с образцами задач: Рабочая тетрадь. М.: Проспект, 2009. 36 с.

Периодические издания:

7. Абдильдин Ж. М. Логика современного научно-теоретического познания / Вопросы философии. 2013. № 5. С. 11–19.

8. Бочаров, В. А. Логика и математика / В. А. Бочаров // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2012. № 1. С. 72–80

9. Бирюков Б. В. Логика в России / Вопросы философии. 2014. № 8. С. 109–116.

10. Пауль, Г. Логика и культура. Об универсально верных законах логической формы и определяемых культурой различиях логики / Г. Пауль, Х. Ленк; перевод Д. Г. Латухи / Вопросы философии. 2011. № 7. С. 30–48.

11. Соболева, М. Е. Критика познания как форма логики // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 172–175.

12. Целищев, В. В. Логика и философия (записки семидесятника) // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 124–133.

Интернет-ресурсы:

13. http://www.informika.ru/ Справочная информация по курсу «Логика», списки фондов, информационные подборки статей, список российских серверов.

14. http://www.logic.ru/depart/info.html Кафедра логики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

15. http://www.iph.ras.ru/~logic/index.html Сектор Логики Института Философии Российской академии наук (ИФ РАН).

16. http://www.logic.ru/Russian/LogStud/index.html Электронный журнал «Логические исследования».

17. http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» (раздел: логика).

18. http://www.ruthenia.ru/logos/?nocalendar=1 Журнал «Логос».

19. http://www.cnit.nsu.ru/cgi-bin/ Кафедра логики и методологии науки Философского ф-та НГУ

8.2. Нормативно-правовые акты:

20. Конституция РФ. М.: Эксмо, 2015. 31 с.

21. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. URL: http://base.garant.ru/1357449/

8.3. Программное обеспечение:

22. Программа АСТ-тест; банк тестовых заданий.

23. Компьютерные презентации по темам курса.

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

24. Информационно-справочная система «Консультант»; поисковая система «Яндекс».

25. Электронный УМК по курсу «Логика»

Наши рекомендации