Понятие авторского права и смежных прав. Задачи и принципы

Авторское право и смежные права в совокупности представляют собой самостоятельный институт гражданского права, нормами которого регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, а также исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. Все объекты этого института представляют собой нематериальные результаты интеллектуального труда и в зависимости от характера последнего делятся на две большие группы:

– объекты непосредственно авторского права (произведения);

– объекты смежных прав (результаты труда артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания).

Современное авторское право закрепляет за автором:

1.личные неимущественные права ("моральные права"), которые у автора отобрать нельзя:

- право авторства - право признаваться в качестве автора;

- право на имя - право использовать или разрешать использование произведения под подлинным именем автора, псевдонимом или анонимно;

- право на обнародование - право предоставить публике возможность узнать о существовании произведения; право на обнародование включает в себя также право на отзыв - если автор сочтет необходимым прекратить "хождение" произведения во внешнем по отношению к нему мире, он имеет право (с соблюдением установленных законом условий) отозвать свое произведение, что равносильно полному прекращению его существования;

- право на защиту репутации автора - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора;

- ряд других личных неимущественных прав, гораздо более "специфических" (право доступа и пр.).

2.комплекс имущественных прав, позволяющий автору и его правопреемникам контролировать использование произведения, дающий возможность доводить произведения до всеобщего сведения, и при этом получать вознаграждение.

Имущественные права позволяют автору разрешать (получая за это вознаграждение) или не разрешать в отношении его произведений:

· воспроизведение в газетах, журналах, книгах, на пластинках, на компакт-дисках, на видеокассетах, на промышленных изделиях и т.д.;

· распространение экземпляров произведений путем продажи, безвозмездной передачи другим лицам, прокат произведений, их импорт (ввоз на российскую территорию в любом виде),

· публичный показ (на выставках, в витринах), публичное исполнение (в театрах, концертных залах);

· передачу в эфир (показ по телевидению, передачу по радио);

· сообщение для всеобщего сведения по кабелю (сообщение по проводному радио, по кабельному телевидению, использование в цифровых интерактивных сетях, в частности, в Интернете);

· перевод или переработку произведения (аранжировку музыки, создание сценария по роману, использование фотографии при создании коллажей и т.д.).

Это означает, что почти для любого использования произведения (кроме немногочисленных исключений, существующих в основном в "образовательных" и "информационных" целях) должно быть получено согласие и обладателю авторских прав (автору, его наследнику или иному правопреемнику) должно быть выплачено вознаграждение.

Свои имущественные права автор может использовать не только для получения дохода, но и для запрещения несоответствующего его намерениям и взглядам использования своего произведения. Так, например, кубинский фотограф Альберто Корда, сделавший в 1960 году знаменитую фотографию Че Гевары и всегда разрешавший использовать ее бесплатно, именно на основании своих авторских прав выиграл иск у производителей водки Smirnoff и запретил использовать фотопортрет для рекламы алкоголя.

Для произведений, созданных "в служебном порядке", установлен особый правовой режим: имущественные права на них по общему правилу признаются принадлежащими работодателю (правда, при заключении трудового договора может быть оговорен иной подход), но личные неимущественные права все равно в полном объеме остаются за автором.

Произведения науки, литературы и искусства – всегда результат творческой деятельности автора, в результате которого создается новый объект. Благодаря деятельности субъектов смежных прав произведения, предназначенные для публичного исполнения, становятся доступными широкому кругу лиц, однако сами артисты-исполнители, производители фонограмм и организации вещания новых произведений не создают. Кроме того, если труд исполнителей можно характеризовать как творческий, то деятельность производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания является организационно-технической.

Основанием для объединения авторских и смежных прав в один институт является совпадением взаимных интересов субъектов авторского права и смежных прав. Они заинтересованы в создании качественных произведений и их профессиональном представлении публике. На этой основе между авторами и субъектами смежных прав возникают особые отношения, отличные от складывающихся между авторами и иными пользователями. По аналогии с авторскими смежные права включают в себя некоторые личные неимущественные права, исключительное право на использование объекта смежных прав, а также право на вознаграждение. Поэтому термин «авторское право» часто употребляют в широком смысле, включая в это понятие как положения по охране авторского права в точном смысле этого слова, так и охрану смежных прав.

Наши рекомендации