Психометрические теории интеллекта. Современный статус понятия «психометрический интеллект».

Когнитивные теории интеллекта. Теории множественности интеллектов.

Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее решается тестовое задание и тем выше оказывается уровень интеллекта. В качестве показателей процесса обработки информации (в качестве компонентов этого процесса) могут быть выбраны любые характеристики, которые могут косвенно свидетельствовать об этом процессе - время реакции, мозговые ритмы, различные физиологические реакции. Как правило, в качестве основных компонентов интеллектуальной деятельности в исследованиях, проводящихся в контексте когнитивных теорий, используются различные скоростные характеристики.

На сегодняшний день это направление располагает значительными экспериментальными данными. Так, установлено, что с временем про-стой реакции интеллект коррелирует слабо (наиболее высокие корреляции редко превышают -0,2, а во многих работах вообще оказываются близкими к 0). Со временем реакции выбора корреляции несколько выше (в среднем, до -0,4), причем, чем больше количество стимулов, из которых необходимо выбрать один, тем выше оказывается связь времени реакции с интеллектом. Однако и в этом случае в ряде экспериментов связей между интеллектом и временем реакции вообще не было обнаружено.

Связи интеллекта со временем опознания часто оказываются высокими (до -0,9). Однако данные о связи времени опознания с интеллектом получены на небольших по численности выборках. По оценке Вер-нона (Vernon P.A., 1981), средняя величина выборки в этих исследованиях к началу 80-х годов была 18 человек, а максимальная - 48. В ряде работ выборки включали умственно отсталых субъектов, что увеличивало разброс по баллам интеллекта, но одновременно из-за небольшого размера выборок завышало корреляциии. Кроме того, есть работы, в которых этой связи получено не было: корреляции времени опознания с интеллектом варьируют в разных работах от -0,82 (чем выше интеллект, тем меньше время опознания) до 0,12 (Lubin M., Fernen-derS., 1986).

Менее противоречивые результаты получены при определении времени выполнения сложных интеллектуальных тестов. Так, например, в работах И. Ханта проверялось предположение о том, что уровень вербального интеллекта определяется скоростью извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти (Hunt Е.,1980). Хант фиксировал время опознания простых вербальных стимулов, например, скорости отнесения букв „А" и „а" к одному классу, поскольку это одна и та же буква, а букв „А" и „Б" - к разным классам. Корреляции времени опознания с вербальным интеллектом, диагностированным психометрическими методами оказались равны -0,30 - чем меньше время опознания, тем выше интеллект.

Таким образом, как видно по величине коэффициентов корреляции, получаемых между скоростными характеристиками и интеллектом, разные параметры времени реакции редко обнаруживают надежные связи с интеллектом, а, если и обнаруживают, то эти связи оказываются очень слабыми. Иначе говоря, скоростные параметры никак не могут быть использованы для диагностики интеллекта, и только небольшая часть индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности может быть объяснена влиянием скорости обработки информации. Но компоненты интеллектуальной деятельности не сводятся только к скоростным коррелятам умственной деятельности.

Из презентаций: когнитивный стиль не равно когнитивные способности.

Способность Стиль
Результативная характеристика Процессуальная
Оценочна Не оценочна
Изменчива Устойчив во времени
Зависит от выполняемой деятельности Не зависит
Биполярная характеристика Униполярная

Вариативность обозначается V в психогенетике.

Когнитивным стилем в широком смысле называют способ переработки информации ‑ ее получения, хранения и использования. Относительно независимы от содержания информации, встречаются у разных людей, устойчивы у каждого конкретного человека.

Павлову

Закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности:

К темпераменту традиционно относят формально - динамические быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как он это делает, т.е. они не характеризуют содержательную сторону психики (хотя, опосредованно влияют на нее). Концепции темперамента весьма разнообразны.

Подробнее о Кречмере, Шелдоне:

Кречмер телосложение подразделяет на 4 типа: пикническое, атлетическое, лептосомное (астеническое) и диспластичное. Основанием такой классификации послужил широкий спектр всевозможных измерений внешности людей в совокупности с клиническими диагнозами.

Эта теория изначально возникла из наблюдений Кречмера за пациентами, страдающими психозом. Впоследствии была распространена на нормальных индивидов, не проявляющих личностных нарушений. Понятия «циклотимный»и «шизотимный» (два противоположных типа «темперамента») были созданы для обозначения нормальных биотипов и, специальные способности отличаются в зависимости от циклотимности/шизотимности.

КРИТИКА:

· значимые различия обнаружены только по 2 личностным характеристикам между лептосоматиком и пикником (мужчины – упорство, женщины – социальная ценность)

· не учитывал возрастные параметры (хотя шизофренией чаще болеют молодые люди).

· смешенные типы не описываются и не изучаются.

ПРОГРЕСС:

· Кречмер оживил интерес к данной теме.

· В целом исследования Кречмера и других показали наличие предсказанного соответствия между телосложением и психозом. (8 тыс случаев).

Шелдон.
Основные типы телосложения он описал, используя специально разработанную фотографическую технику и сложные антропометрические измерения (17 измерений по 7 балльной шкале). Шелдон пришел к понятию соматотипа, которое можно описать с помощью 3 основных параметров.

Параметры: Эндоморфия, Мезоморфия, Эктоморфия.

· Эндоморфный тип (телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани)

· Мезоморфный тип (хорошо развита мускульная система. стройное и крепкое тело, большая физическая устойчивость и сила)

· Эктоморфный тип (организм хрупок, тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутр. органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены).

· Смешанный, средний тип – одинаковая интенсивность параметров.

Типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента. Группы свойств были названы в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. внутренности), соматотония (тело), церебротония (мозг).

Эндоморфный тип – висцерония: склонный к релаксации, к физическому комфорту, к получению удовольствия от еды, к социальным контактам.

Мезомобрфный – соматотония:склонный к настойчивости, энергичный, ценящий силу, риск и мужество.

Эктоморфный тип – церебротония: склонный к сдержанности, к интроверсии, к уединению и одиночеству, подавленности.

КРИТИКА:

· Не учитывал костно-мышечный и жировой фактор.

· В основном исследовал только мужчин.

· Не выделял промежуточные варианты.

ПРОГРЕСС:

· Исследования на здоровых людях

· Выделял не типы, а компоненты.

24. Генетические и средовые влияния, определяющие вариативность свойств темперамента.

Темперамент - проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность. Т.е. тнмперамент – это динамические характеристики деятельности, работа нейронов обусловлена генетически.

* Следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

* В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

* Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

* Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом:

1. Меланхолический темперамент определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв. * У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.

2. Флегматическим темпераментом, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

3. Сангвинический темперамент - другой сильный тип темперамента - характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

4. Холерический темперамент - третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

&&&

Мерлин, обобщив результаты исследования за 30 лет, обнаружил, что свойства нервной системы являются природной основой свойств темперамента и наиболее тесная связь наблюдается с силой нервной системы по возбуждению.

Психометрические теории интеллекта. Современный статус понятия «психометрический интеллект». - student2.ru Связи нервной системы со свойствами темперамента многозначны, т.е. одно свойство нервной системы участвует во многих свойствах темперамента и одно св-во темперамента участвует во многих св-вах нервной системы.

Поэтому работы Мерлина показали, что есть связь динамических характеристик деятельности сосвойствами нервной системы, а сдругой стороны несводимость психологических характеристик с психофизиологическими особенностями нервной системы.

***

Другое направление исследований проводилось Айзенком. Проводились биологические измерения свойств личности и именно их называли темпераментом, к ним относились экстраверсия, интраверсия и нейротизм.

В своих исследованиях Айзенк основывался на учениях Павлова, основанных на процессах возбуждения и торможения. По мнению Айзенка они являются основополагающими интроверсии и экстраверсии. Т.е. интраверты быстро возбуждаются и с трудом снижают возбуждение. Экстраверты же обладают слабыми процессами возбуждения и быстро тормозятся, поэтому им необходимы дополнительные стимулы для возбуждения (запахи, звуки и т.д.), как следствие они более склонны к приключениям и не боятся рисковать.

Психометрические теории интеллекта. Современный статус понятия «психометрический интеллект». - student2.ru При таком понимании можно наблюдать различия в альфа ритме коры головного мозга.

Альфа ритм – это колебание коры головного мозга, когда человек находится в состоянии покоя.

У интравертов наблюдается высокя частота и амплитуда, а у экстравертов частота и амплитуда меньше.

25. Структура личностных свойств в теории черт. История исследования личностных свойств. “Биологические” свойства личности. Большая пятерка.

Есть три теории личностных свойств и ниже перечислены они

Диспозициональная теория Гордона Олпорта

В 1936 году психолог Гордон Олпорт обнаружил в одном из словарей английского языка более 4000 слов, используемых для описания различных черт личности. В своей классификации он разделил эти черты на три группы (диспозиции):

Кардинальные черты характера — черты, которые доминируют в течение всей жизни индивида; часто до такой степени, что человек становится узнаваемым именно благодаря этим чертам. Люди с ярко выраженными особенностями зачастую становятся настолько известными, что их имена становятся синонимом этих качеств — отсюда в языке появляются такие понятия, как «нарцисс», «альфонс», «донжуан» и т.д. Олпорт предположил, что кардинальные черты всё-таки редки и, как правило, проявляются в более позднем возрасте.

Центральные черты характера. Это общие черты, которые формируют основные устои личности. Они, хотя и не столь ярко выражены, как кардинальные, являются основными характеристиками, которые мы можем использовать для описания другого человека. «Умный», «честный», «застенчивый» или «беспокойный» — как раз примеры центральных черт.

Вторичные черты. Они чаще всего связаны с отношением или предпочтениями, проявляются обычно лишь в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах. В качестве примера можно привести можно привести беспокойство, которое возникает у человека при необходимости говорить перед большой аудиторией, либо нетерпение, которое проявляется во время ожидания в очереди.

Шестнадцатифакторная модель личности Рэймонда Кэттелла

Один из видных психологов этого направления, Рэймонд Кэттелл, сократил количество основных личностных черт с более чем 4000 (в первоначальном списке Олпорта) до 171 — в основном, за счет исключения из составленного его предшественником списка нетипичных черт, а также объединения наиболее общих характеристик. Далее, Кэттелл провёл эксперимент — он попросил испытуемых оценить знакомых им людей при помощи этих признаков. Затем, используя статистический метод, известный как факторный анализ, он, в конечном итоге, сократил список всего до 16 главных качеств. По мнению Кэттелла, эти 16 черт являются источником всего разнообразия личностей. Он также разработал один из наиболее широко используемых способов оценки личности человека −16-факторный личностный опросник (16PF).

Три личностных измерения Ганса Айзенка

Британский психолог Ганс Айзенк разработал модель личности на основе всего трех универсальных характеристик:

Интроверсия либо экстраверсия. Интроверсия подразумевает направленность внимания на внутренние переживания личности, в то время как экстраверсия заставляет человека сосредотачивать своё внимание на внешнем мире — на других людях и окружающей их среде. Так, человек с высокой степенью интроверсии может быть тихим и сдержанным, в то время как экстраверт может быть общительным и дружелюбным.

Нейротизм либо эмоциональная стабильность. Этот аспект теории Айзенка противопоставляет нервность уравновешенности. Нейротизмом считается склонность индивида к эмоциональной неустойчивости, тревоге, беспокойной реакции на раздражитель, а стабильность относится к тенденции в некоторых ситуациях оставаться невозмутимым и спокойным.

Психотизм. Позже, после изучения лиц, страдающих психическими заболеваниями, Ганс Айзенк добавил в свою теорию новое свойство личности, которое он назвал психотизмом. Лица, обладавшие этим свойством, как правило, с большим трудом принимают реальность и взаимодействуют с ней; они могут быть враждебно настроены по отношению к другим, в них нет чуткости или сострадания, это хорошие манипуляторы.

“Биологические” свойства личности (это темперамент!).

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темперамент всегда связывается с органическими основами, или физиологическими особенностями, организма.

Темперамент имеет значение для регуляции динамики психической деятельности, которая обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма. Важнейшее место занимает энергетический аспект функции темперамента: такие его свойства, как эмоциональность и активность, энергетический потенциал психики.

В рамках исследования темперамента обязательно предполагаются следующие действия: выделяются четыре типа темперамента, всегда указываются биологические основы психологических свойств, в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств – от быстроты движений до речевых особенностей. Как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту выделяется уровень порогов чувствительности.

Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органические основы. Известны три основные системы объяснений органических основ темперамента: гуморальная, связывающая психическое состояние с соотношением различных гормонов – адреналина, норадреналина, серотонина; конституциональная, исходящая из различий в конституции организма – его физического строения, телосложения, соотношения отдельных частей, различных тканей; нервная, объясняющая связь темперамента с особенностями деятельности центральной нервной системы.

В теории темперамента присутствуют две его составляющие – активность и эмоциональность.

К характеристикам активности поведения относят степень, энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности, инертности; к характеристикам эмоциональности – особенности протекания эмоций, чувств, настроений, их знак (положительный, отрицательный) и качество (радость, горе, страх, печаль, гнев). Выделяются три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым и складывается личность. Будучи одной из ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих индивидуальные свойства человека, темперамент особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей его основу. Однако и сам темперамент – предпосылка и основа личностных образований более высокого порядка, таких как характер, стиль поведения. При этом темперамент – это не просто опорный слой, но и органическая составляющая для многих высших интегральных характеристик личности. Всевозрастающая способность к накоплению информации, ее осмысление и осознание себя как субъекта деятельности обеспечивают личности возможность сочетать эмоциональную и интеллектуальную деятельность и тем самым сознательно управлять своим поведением и своими действиями.

«Большая пятёрка»

Теории Кэттелла и Айзенка стали предметом серьёзного исследования, которое натолкнуло некоторых теоретиков на мысль о том, что Кэттелл в своей теории рассматривает слишком много черт, в то время как Айзенк сосредоточен на слишком малом их количестве. В результате появилась новая теория личностных черт, которую также часто называют теорией «Большой пятёрки». Это пятифакторная модель личности, которая включает пять основных признаков личности, которые взаимодействуют друг с другом, формируя личность человека. Хотя исследователи часто расходятся во мнениях по поводу точных названий для каждого признака, наиболее часто их определяют следующим образом:

открытость опыту;

· добросовестность;

· экстраверсия;

· доброжелательность ;

· нейротизм.

26. Генотипические и средовые факторы в вариативности личностных свойств.

В современных работах чаще делаются попытки использовать в генетических исследованиях. 5-факторную структуру свойств личности, вызывающую большее доверие у психологов, чем 16-факторная структура Р. Кэттела.

Эти попытки можно разделить на две группы. В одной — исследуется роль генотипических и средовых факторов в вариативности 5 основных свойств личности, для диагностики которых в психологии созданы специальные опросники. В другой — акцент делается не на проведении новых исследований, а на реинтерпретации с точки зрения 5-факторной структуры разнообразных данных о генотип-средовых детерминантах личностных особенностей, имеющихся в сегодняшней генетике поведения. Что получается при такой реинтерпретации, и будет рассмотрено далее.

Джон Лоэлин отобрал наиболее надежные исследования различных личностных свойств, проведенные классическим близнецовым методом, методом разлученных близнецов, семейным методом и методом приемных детей, и разделил все свойства личности, которые рассматривались в этих исследованиях, на пять групп соответственно пяти сферам личности, описываемым Большой пятеркой (Loehlin J.C., 1992). В одну группу вошли те личностные свойства, которые образуют такую характеристику Большой пятерки, как "сознательность, контроль импульсивности" (например, самоконтроль, ответственность, конформность, разные показатели социализации и т.д.). В другую группу вошли свойства личности, являющиеся более частными проявлениями "альтруизма, склонности идти навстречу людям" (например, эмпатия, мягкость, чувствительность, низкая агрессивность, отсутствие враждебности и т.д.). Иначе говоря, все свойства Большой пятерки оказались представлены набором характеристик, каждая из которых была объектом исследования в заслуживающей доверия генетической работе (то есть работе, выполненной с помощью валидных методов диагностики и на большой и корректно сформированной выборке испытуемых).

Далее Дж. Лоэлин провел совместный анализ данных, относящихся к каждому из свойств Большой пятерки. Прежде всего он попытался выяснить, какие генетические модели могут быть адекватными для описания данных, полученных при сравнении разных родственников (подробно о построении моделей было рассказано в главе 6). Например, Дж. Лоэлин проверял, правомерно ли предполагать, что эпистаз не играет никакой роли в фенотипической дисперсии черт личности? Возможно ли игнорировать специфику МЗ среды? Можно ли предположить, что условия развития МЗ близнецов, ДЗ близнецов и сибсов являются похожими?

В итоге он пришел к выводу, что для выделения компонент фенотипической дисперсии всех пяти свойств личности, описываемых Большой пятеркой, лучше всего могут подойти две модели. Первая из них основана на выделении трех компонент фенотипической дисперсии — аддитивной наследуемости (h2), специфической монозиготной среды (с2) и специфической среды ДЗ близнецов и сибсов (с2). Во второй модели рассматриваются также 3 компоненты — аддитивная наследуемость (h2), эпистаз, то есть один из показателей неаддитивного наследования признака (i2), и общая среда, которая, по предположению, является одинаковой у МЗ близнецов, ДЗ близнецов и сибсов (с2).

При анализе экстраверсии показатели аддитивного наследования и в одной, и в другой модели оказываются несколько выше 30%, то есть примерно треть фенотипической дисперсии экстраверсии обусловлена аддитивным наследованием. Не исключено, что роль генотипических факторов в детерминации экстраверсии выше, т.к. дополнительно к аддитивному наследованию

во второй модели выделяется еще и неаддитивное (эпистаз), которое обусловливает 17% вариативности экстраверсии. Однако, как видно по первой модели, почти тот же самый процент вариативности может обусловливаться не эпистазом, а специфической монозиготной средой. Таким образом, генотип определяет значимую долю вариативности экстраверсии (от 36% до 49%).

Роль генотипа в вариативности показателей нейротизма несколько ниже, и так же, как и в случае с экстраверсией, долю генотипических факторов в вариативности невротизма можно определить как интервал — от 31% до 41%: 31%, если наследуемость определяется только аддитивной компонентой (модель 1) и 41%, если наследуемость определяется не только аддитивной компонентой, но и эпистазом (модель 2).

При генетическом анализе показателей альтруизма и сознательности роль генотипа оказывается несколько ниже. Если предположить, что все генетические влияния на эти свойства исчерпываются аддитивными факторами, то наследуемость обеих этих личностных особенностей равна 28% (модель 1). Если же эти особенности личности детерминируются не только аддитивными, но и неаддитивными факторами, то генотип определяет 35% вариативности показателей альтруизма и 38% вариативности показателей сознательности (модель 2).

Самую большую роль аддитивное наследование играет в вариативности показателей открытости новому опыту — свыше 40%, при этом роль неаддитивных составляющих оказывается исключительно мала: вклад эпистаза в общую вариативность этой особенности личности равен всего 2%.

Таким образом, генотип обусловливает от 28% до 49% вариативности свойств Большой пятерки. В наибольшей степени с генотипом связаны показатели экстраверсии и открытости новому опыту, в наименьшей — альтруизма и сознательности, однако различия между разными свойствами в их генетической обусловленности невелики.

Роль общей среды оказывается невысока и определить ее трудно, поскольку используемые методы не позволяют надежно разделить влияние общей среды и эпистаза. Если влияние эпистаза действительно имеет место, то общая среда определяет от 2% до 11% вариативности показателей Большой пятерки. Если же неаддитивные генетические влияния отсутствуют, то общая среда определяет от 10% вариативности (для показателей открытости новому опыту) до 28% вариативности (для показателей альтруизма).

Оставшаяся доля фенотипической вариативности определяется несистематическими средовыми влияниями — различающейся средой, генотип-средовыми взаимодействиями и ошибками измерения. Доля этой компоненты в фенотипической дисперсии всех без исключения свойств Большой пятерки оказывается очень большой — от 44% до 54% всей вариативности.

Аналогичные данные были получены при исследовании Большой пятерки на выборках разлученных и неразлученных близнецов (Bergeman C.S. et al., 1989, цит. по Plomin R. et al., 1990). Сравнив внутрипарное сходство разлученных МЗ и ДЗ близнецов, можно получить показатели наследуемости для трех свойств личности — альтруизма, сознательности и открытости опыту (поскольку разлучение близнецов неполное, то показатель наследуемости вычисляется на основании удвоенной разности между показателями внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов). Наследуемость будет равна соответственно 0,18, 0,30 и 0,40. Только один показатель наследуемости — альтруизма — оказывается ниже, чем названный Дж. Лоэлином. Два другие — почти не отличаются по значению от тех, которые были получены в работе Дж. Лоэлина.

Работа, проведенная на разлученных и неразлученных близнецах, показывает также то, что свойства Большой пятерки нельзя исследовать близнецовым методом без специального анализа близнецовой среды: МЗ близнецы, живущие вместе, оказываются похожи больше, чем живущие врозь. У ДЗ близнецов фактор совместной жизни не оказывается столь значимым. Следовательно, в сходстве МЗ близнецов присутствует некоторый компонент негенетического сходства, обусловленный спецификой монозиготной среды. Если использовать данные неразлученных близнецов для подсчета показателей наследуемости, то эти показатели могут оказаться искаженными.

Результаты работ, проведенных Дж. Лоэлином и К. Бергеманом, не следует рассматривать как истину в последней инстанции. Появление новых данных, которые позволят расширить набор личностных свойств в генетическом исследовании, включение новых выборок испытуемых, применение других генетических моделей может изменить оценки компонент фенотипической дисперсии основных свойств личности, которые анализировались в этих работах. Тем не менее по тем данным, которые мы имеем на сегодняшний день, можно сказать, что наиболее обобщенные свойства личности, составляющие Большую пятерку, испытывают примерно одинаковое влияние генотипа, которое определяет примерно треть индивидуальных различий в этих свойствах. Основное влияние на свойства Большой пятерки оказывает несистематическая среда, которая определяет примерно половину индивидуальных различий. И наименьшую роль в индивидуальных различиях по этим пяти свойствам играет общая среда.

В исследованиях личностных свойств, проводящихся в генетике поведения, надежные и воспроизводимые результаты обнаруживаются в двух случаях. Во-первых, при исследовании таких особенностей личностной сферы, которые имеют отчетливую физиологическую базу и близки по своему содержанию к особенностям темперамента. К их числу относится, прежде всего, экстраверсия—интроверсия. Во-вторых, при исследовании максимально обобщенных показателей личностной сферы, таких, как свойства, входящие в Большую пятерку.

Результаты, получаемые при анализе роли генотипа и среды в вариативности свойств личности, заключаются в следующем. Как и в генетических исследованиях темперамента, при исследовании особенностей личности обнаруживаются различия в результатах работ, проведенных близнецовым методом, и другими методами (семейным, методом приемных детей и методом разлученных близнецов). В близнецовых исследованиях обнаруживаются более высокие показатели наследуемости личностных свойств. Совместный анализ данных близнецовых и других исследований указывает на то, что причиной этого расхождения результатов, вероятнее всего, являются два фактора — специфическая близнецовая среда и неаддитивное наследование.

Вклад генотипических факторов в индивидуальные различия разных свойств личности оказывается примерно одинаковым. Он обусловливает от трети до половины всей их вариативности. Влияние общей среды на формирование свойств личности оказывается небольшим и часто лишь незначительно отличается от нуля. Основную роль в формировании индивидуальных различий в личностных свойствах играет неспецифическая (различающаяся) среда, которая определяет не меньше половины вариативности свойств личности.

27. Групповые различия как фактор формирования индивидуальных различий. Половые различия. Расовые различия. Различия в социальном положении.

При разделении групп людей на группы для анализа индивидуальных различий обычно используют явные характеристики, такие как: пол, раса, социально-экономический статус.

На индивидном уровне наблюдаются отчетливые различия, которые увеличиваются с возрастом. Например, меньшая скорость на световые раздражители у мальчиков и больший объем поля зрения у девочек. Но это индивидные различия, они не проявляются в социально-значимых ситуациях. В рамках данной отрасли науки нас интересуют социально-значимые характеристики.

Воздействие социальных и биологических факторов может различаться - биологические: пренатальное развитие играет роль (всё-таки действие биологических факторов более предсказуемо, чем социальных), социальные – разное отношение родителей и окружающих к формированию поло-ролевой идентификации с предвзятым отношением к поощрению того или иного поведения.

Короче, в отношении биологических факторов доказано различие агрессивности – она определяется андрогенами, которых у мужиков больше. Они агрессивнее.

Социальные факторы многое обуславливают – теория соц. научения + теория идентификации+когнитивная теория+теория поло-ролевой схематизации.

Различия между мужиками и женщинами – результат соц. научения.

Расы

Различия есть и они обусловлены соц.причинами. Скоро исчезнут (глобализация, все дела)

Соц. положение

На будущее соц. положение ребенка влияет его интеллект. Интеллект ребенка немного связан с соц. положением родителей, но не сильно.

28. Методы идиографического исследования индивидуальности.

К идеографическим методам исследования относятся такие методы как:

1) Анализ профилей психологических черт - используется для анализа инивидуальности с тех пор, как появилась психология индивидуаль­ных различий. В современных работах этот метод применяется:

* для выяснения индивидуальной структуры психологических черт; * для сопоставления индивидуальных и групповых (усредненных) профилей;

* для установления изменений, происходящих в процессе развития.

2) Биографический метод - описание жизненного пути человека, которое основывается на различных документальных источниках - продуктах профессиональной деятельности, письмах, дневниках, воспоминаниях современников и т.д.

3) Обобщение документальных документов - этот подход, как и биографический метод, основан на сборе и анализе информации, относящейся к разным периодам жизни, и к событи­ям, наиболее значимым с точки зрения тех психологических особен­ностей, которые являются предметом психологического анализа. Однако в отличие от биографического подхода результатом такой рабо­ты является не описание конкретного жизненного пути, а обобщенный психологический портрет людей, выбранных на основании некоторо­го априорного сходства.

4) Этологическое исследование представляет собой наблюдение за поведением человека в реальной ситуации.

5) Феноменологические методы оценивания индивидуальности - наиболее надежным источником информации о человеке является та, которая получе­на от него самого: если хочешь узнать, что думает человек и как он себя чувствует, нет ничего проще, чем спросить об этом у него самого. В связи с этим в исследованиях, проводимых в контексте этого направления, часто используются интервью. Что же касается собственно экспериментальных методов в арсенале феноменологической психологии, то они основаны преимущественно на самооценках человека.

29. Возможности применения знаний из области психогенетики в психологической практике.

Психогенетика решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании «первичных», «исходных» особенностей психики ч-ка, предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии генов на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену возрастных периодов и т.д. во-вторых . Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрение ч-ка. Оно важно и для решения прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-

психологических особенностей р-ка и взрослого. Неверное решение, неправильное понимание экспериментальных данных психогенетики приводит к социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом индивидуальности ученика до расистских теорий.

Помимо исследования этиологии индивидуально-психолгических различий, психогенетические исследования помогают решить ряд научных задач, к самой психогенетике не относящихся. Н\р понять структуру того или иного психологического признака и ее изменения в онтогенезе, могут стать основой возрастной периодизации и т.д. поэтому психогенетика, ее методы и результаты весьма информативны не только для дифференциальной, но и для общей психологии и психологии развития. Существуют и вопросы психолого-педагогичесой практики, для которых должны быть важ

Наши рекомендации