Процедура защиты выпускной квалификационной работы в Государственной аттестационной комиссии вуза

Студент-выпускник допускается к защите выпускной квалификационной работы в Государственной аттестационной комиссии, если им полностью выполнен учебный план и при наличии допуска к защите, подписанного заведующим выпускающей кафедры.

Процедура защиты квалификационных работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.

В соответствии с этим Положением, к защите квалификационной работы допускаются студенты-выпускники, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты) в соответствии с учебным планом.

Сдача итоговых экзаменов и защита выпускных квалификационных работ проводятся на заседаниях Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Кроме членов комиссии на защите может присутствовать научный руководитель квалификационной работы и, по возможности, рецензент. Перед началом защиты членам ГАК секретарем Государственной аттестационной комиссии дается краткая информация из личного дела студента-выпускника.

Защита начинается с доклада (кроткого сообщения) студента-выпускника по теме квалификационной работы. Слово для доклада студенту-выпускнику предоставляет председатель Государственной аттестационной комиссии. Для доклада основных положений квалификационной работы, обоснования сделанных им выводов и предложений студенту-выпускнику предоставляется 10-12 минут, что соответствует 4-4,5 страницам обычного текста.

Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы исследования, его цели и задач, далее по главам раскрывать основное содержание квалификационной работы, а осветить основные результаты работы, сделанные выводы и предложения. Рекомендуется в процессе доклада использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (таблицы, схемы) или иной раздаточный материал (например, результаты, полученные до и после исследования и т.д.), иллюстрирующий основные положения работы.

После доклада студент-выпускник должен ответить на вопросы членов ГАК.

После ответов студента-выпускника на вопросы слово предоставляется научному руководителю. В ходе своего выступления (рецензии) научный руководитель дает свою оценку квалификационной работе.

Члены ГАК, участвующие в процедуре защиты студентом-выпускником его квалификационной работы, помимо определения способности (готовности) студента-выпускника к будущей профессиональной деятельности, на основе публичной защиты результатов квалификационной работы рассматривают также:

- отзыв научного руководителя студента-выпускника по подготовке квалификационной работы;

- отзыв рецензента.

После выступления научного руководителя слово предоставляется рецензенту. В случае отсутствия последнего на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) его отзыв может зачитывать секретарь ГАК. В ходе своего выступления рецензент дает свою оценку квалификационной работе.

После выступления рецензента начинается обсуждение квалификационной работы, или дискуссия. В дискуссии могут принять участие как члены ГАК, так и присутствующие заинтересованные лица.

После окончания обсуждения, студенту-выпускнику предоставляется заключительное слово. В своем заключительном слове студент-выпускник отвечает на замечания рецензента, соглашаясь с ними или давая обоснованные возражения.

При оценке квалификационной работы по конкретному направлению подготовки или профилю ГАК помимо Положения руководствуется методическими рекомендациями соответствующего учебно-методического объединения (УМО) иинструментарием.

Отзыв научного руководителя - это упорядоченное перечисление качеств выпускника, выявленных в ходе его работы над заданием. Особое внимание уделяется оценке научным руководителем соответствия студента-выпускника требованиям, указанным в соответствующем государственном стандарте, а также оценке его личностных характеристик, как самостоятельность, ответственность, умение организовать свой труд и т.п.

Рецензент, как правило, сосредотачивает внимание на качестве выполненной работы и дает ее объективную оценку на основании требований соответствующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Отзыв рецензента, как правило, должен содержать подтверждение актуальности, научной новизны и практической значимости исследования, научно-практический профессионализм выполнения, достоинства (недостатки) работы, соответствие ее установленным требованиям.

Оценка ставится по пятибалльной шкале. Результаты защиты определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка квалификационной работы дается членами Государственной аттестационной комиссии на ее закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчетов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада, отзывы на квалификационную работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента выпускника. Оценки объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

По результатам итоговой аттестации студентов-выпускников, государственная комиссия по защите квалификационных работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (профилю) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании,

Студент-выпускник, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образований. Студентам-выпускникам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине, ректоратом может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более одного года.

После защиты, квалификационная работа остается на выпускающей кафедре. Таблицы и схемы, а также другие раздаточные материалы остаются на кафедре и могут быть использованы в учебном кабинете в качестве наглядных материалов.

В том случае, когда защита квалификационной работы признается неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент-выпускник представить к повторной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент-выпускник обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой защиты.

Рекомендации по составлению текста выступления на защите квалификационной работы

В тексте выступления студент-выпускник должен обосновать актуальность избранной темы, произвести обзор других научных работ по избранной им теме (проблеме), дать краткий обзор глав квалификационной работы и, самое главное, представить полученные в процессе результаты.

РАЗДЕЛ 3. Методические рекомендации по написанию выпускной магистерской диссертации по направлению подготовки «Магистр педагогики»

Подготовка выпускной магистерской диссертации осуществляется в течение всего срока обучения в магистратуре в рамках научно-исследовательской работы и практик, предусмотренных ООП подготовки магистра. Диссертация является результатом самостоятельной научно-исследовательской работой магистранта.

Выпускник-магистр по направлению подготовки (44.04.03) 050400.68 Психолого-педагогическое образование» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

- владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

- способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

- способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

- способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

- способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

- владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

- способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

В научно-исследовательской деятельности (ПКНИ):

- способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);

- способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2);

- способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3);

- готовностью использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);

- способностью разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПКНИ-5);

- способностью организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПКНИ-6);

- способностью выстроить менеджмент социализации результатов исследований (ПКНИ-7);

- способностью представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8);

- способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9) [6].

Одной из основных форм научно-исследовательской работы магистранта, в том числе работы магистранта над магистерской диссертацией является его обязательное участие в регулярном научно-исследовательском семинаре. В рамках семинара предусматривается обсуждение магистрантами актуальных вопросов соответствующей области научного знания, различных подходов и методов исследовательской работы, а также тематики, планов, промежуточных результатов подготовки магистерских диссертаций магистранта, текстов авторефератов. Участие в работе научно-исследовательского семинара является основой для составления и корректировки индивидуального плана магистранта, в котором фиксируются этапы выполнения диссертации магистранта, формы и виды научно-исследовательской работы магистранта в каждом семестре [3, с.13 ].

Общие требования к магистерской диссертации

Выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация (далее диссертация) является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников магистратуры по направлению подготовки - 050400.68 Психолого-педагогическое образование в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.

Диссертация выполняется в соответствии с нормативным сроком освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования для получения академической степени магистра. Защита диссертации является завершающим испытанием выпускника магистратуры, на основе которого Государственная аттестационная комиссия (ГАК) выносит решение о присуждении академической степени магистра.

Методические рекомендации устанавливают требования к порядку подготовки и правилам оформления магистерской диссертации – выпускной квалификационной работы на второй ступени высшего образования (в магистратуре).

Магистерская диссертация на соискание академической степени «Магистр» должна быть самостоятельным научным исследованием, выполненным под руководством научного руководителя; отражать ход и результаты изучения научной проблемы; иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку и (или) практику.

Целью написания магистерской диссертации является выявление способностей и профессиональной подготовленности магистранта к проведению научных исследований в соответствии с избранной областью профессиональной деятельности; формирование академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Магистерская диссертация должна удовлетворять одному из следующих требований:

· содержать результаты, которые в совокупности решают конкретную научную и (или) практическую задачу, имеющую значение для определенной отрасли науки, использование которых обеспечивает решение прикладных задач;

· содержать новые теоретические и (или) экспериментальные результаты, совокупность которых имеет значение для развития конкретных направлений в определенной отрасли науки.

В работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследований, избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, неоправданного увеличения объема работы.

Работа должна быть подготовлена на государственном языке Российской федерации.

Работа на соискание степени «Магистр» представляется в печатном варианте в виде специально подготовленной рукописи, оформленной в твердом переплете.

Все экземпляры диссертации, подготовленные магистрантом, должны быть подписаны автором на первом (титульном) листе и на обратной стороне последнего листа диссертации.

Требования к выпускной квалификационной работе магистра

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) магистра ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) магистра - магистерскаядиссертация является самостоятельнымнаучным исследованием и по своей структуре и степени проработки выбранной теоретической ипрактической проблемы наиболее приближена к кандидатскимдиссертациям. Подготовка магистерской диссертации обеспечивает не только закрепление академической культуры, но и некоторую необходимую совокупность методологических представлений и практических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) магистра является научным исследованием теоретического или прикладного характера, направленным на получение и применение новых знаний. Логическая завершенность выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация) магистра подразумевает целостность и внутреннее единство работы, взаимосвязанность цели, задач, методологии, структуры, полноты, результатов исследования. Самостоятельность выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация) магистра предполагает ее оригинальность, принципиальную новизну приводимых материалов и результатов или концептуально новое обобщение ранее известных материалов и положений. Любые формы заимствования ранее полученных научных результатов без ссылки на автора и источник заимствования, а также цитирование без ссылки на соответствующее научное исследование не допускаются.

Наши рекомендации