Власть в кадре: съемка и средства массовой информации

Поскольку мы автоматически ассоциируем положение по вертикали с властью, на наше мнение о людях может повлиять и ракурс съемки. Группа исследователей[104]задалась вопросом, может ли эта связь использоваться в средствах массовой информации и различаются ли ракурсы при съемке носителей власти и невластных фигур. Даже не будучи фотографами или операторами, мы понимаем, что съемку можно вести под разным углом, и не нуждаемся в специальных знаниях, чтобы отличить съемку снизу вверх от съемки сверху вниз или прямой съемки. Когда человека фотографируют снизу, зритель смотрит на него как бы снизу вверх. Исследователи взяли списки американского журнала Time «100 людей, оказавших влияние на мир» и «100 самых значительных персон нашего века», поскольку люди в этих списках явно обладают властью. Фото этих властных и влиятельных людей ученые показали профессиональным фотографам, не подозревавшим о целях исследования, и попросили указать ракурс каждого снимка. Фотографы-профессионалы в среднем сошлись в том, что снимки сделаны снизу. Иными словами, когда мы видим этих людей на фото, мы смотрим на них снизу вверх. То есть фотографы и редакторы журналов специально показывают влиятельных людей кадром снизу вверх, чтобы они выглядели более властными.

Изучая вопрос глубже, исследователи сравнили фото из журнала Time с портретами тех же людей в «Википедии» или на их странице в Facebook (где впечатление влиятельности и властности не имеет такого значения) и обнаружили, что ракурс снимков меняется в зависимости от контекста. Список самых влиятельных людей имеет более властные коннотации, чем справочные онлайн-ресурсы, и поэтому ракурс «снизу вверх» встречался в списке чаще, чем в Википедии и на Facebook. Чем более властным вы хотите (сознательно или подсознательно) изобразить человека, тем больше вы меняете ракурс снимка.

Чтобы сравнить эти портреты с изображениями людей, не обладающих властью, исследователи взяли фото из издания World Press Photo 2007 , где были размещены снимки фотокорреспондентов, работающих в различных областях. Ученые предложили аналитикам (которые не были фотографами) оценить, властная ли ситуация изображена на фото, а затем попросили профессиональных фотографов указать ракурс снимка. Фотографии, изображавшие властных людей или ситуации, чаще были сняты снизу, а снимки людей безвластных или находящихся в беспомощной ситуации (война, голод) были чаще сделаны сверху вниз.

Те же исследователи также провели лабораторный эксперимент, в котором каждого студента просили подобрать подходящую фотографию для буклета студенческой ассоциации. Ситуаций для выбора было две: студенты должны были выбрать портрет нового руководителя студенческой ассоциации и найти фото для помощника секретаря – иными словами, одно фото изображало человека с властным положением, другое – человека в подчиненной позиции. Для каждого человека студентам предлагали по три снимка: фото снизу, сверху и прямое. Фото, снятое снизу, для властного человека студенты выбирали чаще, чем для безвластного.

Запечатлеть властные моменты

Описанные результаты ясно показывают, что ракурс фотографии очень важен. Теперь вам известно, что средства массовой информации используют эту связь для того, чтобы добиться от зрителя определенной эмоциональной реакции. Когда журналисты хотят показать властную ситуацию или властного человека, они чаще используют съемку снизу вверх и тем самым влияют на зрительское восприятие. В следующий раз, увидев в газете или в Интернете снимок политика или руководителя высокого ранга, не забудьте, что фотограф или издатель могут использовать фото для манипулирования вашим мнением об этом человеке. Обратите внимание на ракурс и на цель издания и только потом делайте выводы о той статье, которую иллюстрирует фотография.

Понимание этого феномена может очень пригодиться и вам самим! Помните это, когда размещаете свой портрет в Интернете или посылаете фотографию тому, с кем у вас назначено собеседование или свидание. Подумайте о том, какого мнения вы хотите добиться от тех, кому предназначен снимок, и выбирайте фото с нужным ракурсом.

Наши рекомендации