Общее представление о мышлении

Мышление является высшим познавательным процессом. В реальности мышление, как отдельный психический процесс, не существует. Оно присутствует во всех других познавательных психических процессах: восприятии, внимании, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих процессах определяет их уровень развития. В ходе мышления, на основании имеющейся сенсорной информации, человек делает определенные выводы, пытается отразить существующий мир не только как отдельные вещи, явления и их свойства, но и определить связи, существующие между ними, которые непосредственно в чувственном восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений и связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде понятий, законов, принципов.

Мышление - обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.

На чувственной ступени познания внешние воздействия (стимулы) приводят непосредственно к возникновению образов в нашем сознании. Мышление же, как уже подчеркивалось, это опосредованное отражение действительности, которое производится с помощью средств отсутствующих на чувственной ступени познания. Такими средствами являются мыслительные операции (или операции мышления). Мыслительные операции совершаются с образами объектов представленными либо в восприятии, либо в воображении. Мышление как процесс состоит из 8 операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, cистематизация. Результатом мыслительных операций становится понятие - определение какого-либо объекта или явления выраженное словами. Иначе говоря, понятие - это мысль об объекте или явлении, выраженная словами. Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер, так как в результате мыслительных операций в понятиях отражаются общие свойства объектов или явлений. Мышление позволяет человеку познать сущность явлений, а не только то, что непосредственно дается при чувственном восприятии. Мышление позволяет найти и установить скрытые связи и отношения между объектами и явлениями. Особенно большое значение имеет установление причинно-следственных связей. Это дает человеку возможность прогнозировать ход событий, а также влиять на действительность и изменять ее.

Раскрыть сущность явлений можно лишь в том случае, если мы будем включать объект (образ объекта) в различные связи и отношения. Например, чтобы определить, что такое "жилище", необходимо представить различные виды жилищ (форма, материалы из которых построены, число этажей и т.д.) в зависимости от климатических условий, культуры, уровня развития тех народностей, которым они принадлежат.

Чем больше объем предыдущих знаний человека, его опыт, более полными и четкими будут его понятия. Человек может приобретать знания двумя путями: либо на основе своего непосредственного опыта, либо использовать знания и опыт других людей. Каждый человек обладает своим уникальным набором чувственных образов, то есть каждый может представлять и видеть мир по-своему. Однако понятия носят универсальный характер, общий для всех людей. Именно это дает нам возможность обмениваться знаниями, передавать свой опыт и знания другим людям, перенимать их опыт и умения. Для того, чтобы процесс передачи знаний был эффективным, необходимо, чтобы собеседники использовали понятия, уже известные каждому из них, либо, чтобы один из собеседников объяснил сущность и содержание новых понятий, используя уже известные. Например, объясняя понятие "мышление" студентам мы пытаемся использовать слова (знания), которые уже у вас есть. Но объяснить первокласснику понятие "мышление" невозможно, так как он не обладает достаточным словарным запасом и набором знаний.

Процесс формирования и усвоения понятий является одним из двух проявлений мышления, играющих важнейшую роль в наших постоянных попытках адаптироваться к реальной жизни. Вторым проявлением мышления опирающимся на формирование понятий, является процесс решения проблем (задач). Основные типы и виды задач с которыми сталкиваются люди в своей деятельности (в том числе профессиональной) мы рассмотрим несколько позднее. А сейчас закончим обсуждение вопроса о формировании понятий. Учитывая все, оказанное выше, можно дать такое определение термину понятие. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. По Д.Брунеру выделяют простые понятия ("круглый", "сладкий" и т.п.), которые характеризуются одним общим свойством и сложные понятия, в определении которых входят несколько (не менее двух) общих свойств или признаков. В свою очередь сложные понятия подразделяют на три вида:

1) Конъюктивные понятия, определяемые не менее двумя признаками. Например, понятие "стул" включает 3 основные признака: обычно 4 ножки, горизонтальная поверхность для сидения, спинка. Совокупность этих трех признаков позволяет отличить "стул" от других предметов, на которых можно сидеть (кресло, табуретка, тахта, пень и т.д.).

2) Дизъюктивные понятия, определяемые либо одним, либо другим признаком, либо обоими одновременно. Так понятие "здоровье" можно определить либо как отсутствие болезней, либо (как рекомендует ВОЗ) "состояние полного физического и психического благополучия".

3) Соотносительные понятия, включающие все связи и отношения существующие между какими-то элементами некоторой совокупности.

Операции мышления

При формировании понятий и в процессе решения различных проблем важную роль играет уверенное владение человеком операционными компонентами мышления (или операциями мышления). Операционными компонентами мышления являются система мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в тесной взаимосвязи с другими операциями.

Анализ - это разделение целого на части, выделение отдельных признаков и сторон предмета. При анализе происходит расчленение (практическое или мысленное) предмета на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез - это объединение отдельных элементов, которые выделены в результате анализа. Анализ и синтез обеспечивают проникновение в суть вещей, раскрывают их внутренние связи, закономерности и их существенные свойства. Как указывает проф. С.Л. Рубинштейн; "Анализ и синтез - общие знаменатели всего познавательного процесса". Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он выявляет и "подчеркивает", выделяет "существенное".

Сравнение вскрывает сходство и различие отдельных объектов. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация.

Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям в определенные классы. Нередко классификация выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Абстрагирование - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления и отвлечение от других сторон и аспектов. Абстрагирование производится для более тщательного их изучения и осуществляется, как правило, на основе уже произведенного анализа и синтеза. Абстрагироваться могут не только отдельные свойства, но и действия. В частности, способы решения задач.

Обобщениеявляется средством объединения объектов по их существенным признакам и свойствам. Обобщение выступает как выделение существенного (абстрагирование) и связывание его с определенным классом предметов и явлений. Понятия являются одной из форм мысленного обобщения. Иногда выделяют в качестве операций мышления конкретизацию, как операцию обратную обобщению. Конкретизация заключается в том, что из общего определения (понятия) выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение групп объектов или классов (периодическая система Д.И.Менделеева, систематика животного и растительного мира, систематизация небесных тел и т.д.). Все операции мышления не могут происходить изолированно, вне связи друг с другом. Каждую мыслительную операцию мы можем рассматривать как умственное действие, направленное на распознавание и преобразование действительности (решение познавательных задач).

Формы мышления

К формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Процесс формирования понятий был рассмотрен выше. Добавим, что понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Понятие выступает и как форма мышления, особое мыслительное действие. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий постепенно за годы детства и в процессе дальнейшей жизненной деятельности. Как отмечает Ж.Годфруа, вопреки бытующему мнению мышление детей развивается не в направлении от простых понятий к обобщенным (родовым) или наоборот, от глобальных категорий к частным (видовым). Чаще всего оно идет от среднего уровня обобщенности в двух направлениях - к более узким и более глобальным категориям.

Суждение- это высказывание, содержащее определенную мысль. Суждение является формой мышления, которая отражает связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. Суждения по сути своей бывают верными (истинными) или неверными (ложными).

Умозаключение- форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключение представляет собой серию логически связанных суждений, высказываний (посылок), из которых выводится новое знание (заключение, вывод, следствие). Выделяют два вида умозаключений: дедуктивное и индуктивное. В дедуктивном умозаключении связь между посылками и выводом опирается на логическое правило. В связи с этим заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Если они истинны, то заключение всегда истинно. Примеры дедуктивных умозаключений:

Пример I. Суждение I - Если идет дождь, земля является мокрой.

Суждение 2 - Идет дождь.

Умозаключение - Земля мокрая.

(черта, отделяющая суждение I и 2 от умозаключения заменяет слово "следовательно").

Особенно характерными дедукциями являются логические переходы от общего знания к частному.

В отличие от дедукции в индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на правила логики, а на некоторые (фактические или психологические) основания, не имеющие строго формального характера. Индукция дает только вероятные или правдоподобные заключения, которые нуждаются в дальнейшей проверке. При индукции достоверность посылок не означает достоверности выведенного из них заключения. Типичные индукции - это рассуждения, ведущие от знания о части предметов к общему знанию обо всех предметах данного класса. Часто индуктивное умозаключение может быть необоснованным.

Пример II.

Суждение 2 - Аристотель - философ.

Умозаключение - Все люди философы.

Иногда перечисление каких-либо общих признаков может быть достаточно обширным, но, тем не менее, умозаключение оказывается ошибочным.

Пример III.

«Алюминий - твердое тело; железо, медь, цинк,

серебро, золото, платина, никель, барий, свинец –

также твердые тела. Следовательно - все металлы твердые тела». Вывод ложен, так как металл ртуть - жидкость.

Однако, признание того, что дедукция - это логический переход от одной истины к другой, а индукция - переход от достоверного знания к вероятному, не означает, что индуктивное умозаключение следует недооценивать. Почти все общие положения, принципы и научные законы являются результатом индуктивных умозаключений. В определенном смысле индукция - основа нашего знания в мире. При оценке истинности индуктивных обобщений многое зависит от числа изученных случаев. Чем больше эмпирически (опытным путем) собранный материал, являющийся базой индукции, тем более правдоподобным является индуктивное заключение.

Решение задач (проблем)

Как уже отмечалось, наряду с формированием понятий, вторым проявлением мышления является процесс решения задач. Решение задач в значительной степени опирается на долговременную память и на хранящиеся в ней усвоенные ранее понятия. При решении задач важное значение имеет умелое использование мыслительных операций и владение основными формами мышления.

Все задачи, с которыми сталкивается человек в реальной жизни (бытовые, учебные, профессиональные, игровые), можно разделить на две группы.

Типовые задачи (задачи не-проблемы). Это задачи, которые построены следующим образом: имеется условие задачи, в котором содержатся все необходимые для решения сведения. После условия стоит конкретный вопрос. Необходимо вспомнить каким способом решаются задачи подобного типа (правило, формулу, алгоритм, схему решения), применить этот способ и найти верный ответ. То есть, это задачи, решение которых, как часто говорят, требуют владения определенной разрешающей процедурой. Задачи этого типа встречаются и в быту, и в профессиональной деятельности, и в различных строго формальных играх. Однако, чаще всего они используются в учебной деятельности. И к подобным задачам человек привыкает, начиная с первого класса школы. В реальной жизни чаще встречается другой тип задач.

Задачи - проблемы. Под проблемой понимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: цель (ориентировочная основа для решения задачи); условия, в которых задается данная цель; потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Нет проблемы там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенная потребность. Следует отметить, что задача, которая является проблемой для одного человека, может быть стандартной, типовой для другого. Начальным моментом мышления при решении проблем является проблемная ситуация. Под ней понимают психологическое состояние познавательного затруднения, которое испытывает человек, сталкиваясь с задачей, которая известными ему правилами и способами не решается. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача-проблема. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения.

Основные типы задач-проблем, с которыми вы будете постоянно сталкиваться в своей профессиональной деятельности, будут описаны ниже.

По А.Р. Лурия выделяют четыре этапа решения проблемы.

Первый этап - это изучение условий задачи. Здесь выясняется сущность возникшего вопроса и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для ее решения.

Второй этап - создание общего плана предполагаемых действий, т.е. разработка стратегии решения проблемы.

Третий этап - определение тактики решения, выбор конкретного метода осуществления необходимых действий.

Четвертый этап - сопоставление найденного решения с исходными данными. В случае, если решение с ними не согласуется, умственная деятельность продолжается.

Главное в мыслительном поиске - возникновение на втором этапе гипотезы по разрешению проблемы. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, и в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы проявляются творческие способности личности.

Наши рекомендации