Методика изучения самоотношения и самопринятия

Тест «Автопортрет»

Материал: лист бумаги, поделенный на три части, простой карандаш, ластик.

Инструкция:

Вариант первый.

«На каждой части листа нарисуй сам себя. В пер­вой части будет твой портрет: «Я, какой я есть». Во второй: «Я, глазами других» («Как меня видят другие»). В третьей: «Я, каким я хочу стать». Неважно, как ты умеешь рисовать, рисуй что хочешь, долго не задумы­вайся».

Вариант второй.

Для младших детей это задание следует упростить, оставив лишь два рисунка: первый и третий. Анализ результатов:

I. Характер самоотношения: первый рисунок вы­полнен тщательно, есть детали, соблюдены, конечно, относительно, пропорции, чувствуется старание и тща­тельность, на перспективу планируется ещё большая гармония — третий рисунок с изображением ещё большей и идеальной фигуры. Такой рисунок означает положительное самоотношение, наличие внутренней гармонии и способности к самопознанию и саморегу­ляции.

II. Первый рисунок выполнен нарочито кон­
фликтно — одна рука недорисована, фигура деформи­
рованная, волосы всклокочены и прочие признаки
эмоционального неприятия себя. Эта тенденция отме­
чается и в других рисунках. Это означает наличие ак­
туальных для ребёнка конфликтов, непринятие себя.

III. Особенно деформированной фигура выглядит на втором рисунке — есть проблемы в области отноше­ний с другими, конфликты, ссоры и пр.

IV. Нарисована лишь часть фигуры — голова. Представления о себе несформированы, неполные, есть чувство неуверенности.

V. Ребёнок затрудняется сделать два рисунка (за
исключением первого) — плохо развито осознание сво­
их отношений с другими и есть трудности в создании
себя в будущем.

VI. Существенные различия в величине рисунков
«Я, какой я есть» и «Я, каким я хочу стать» в сторону
увеличения и большей идеальной представленности
последнего. В нём лучше выражены пропорции, тща­
тельно вырисованы детали и пр. Это означает естест­
венную для возраста ориентацию на идеал, стремление
к развитию, взрослению, росту.

VII. Если же на всех рисунках изображения де­формированы, непропорциональны, ущербны — у ре­бёнка личностные проблемы, невысокий индекс при­нятия себя. Особенно, если в сравнении с рисунком животного эта характеристика качества изображения заметно усиливается.

Продуктивным для анализа становится срав­нение двух рисунков. Изменение толщины линий, тщательность прорисовывания фигуры позволяет вы­явить наличие внутренних конфликтов, напряжений и проблем. Если рисунок животного нарисован плавными линиями и не содержит признаков тревожности, а в автопортрете много деформаций и признаков эмоцио­нального напряжения, это означает, что проблемы ре­бёнка находятся в плане межличностных отношений и их определяет та социальная ситуация, в которой он находится.

Для уточнения своих представлений воспитателю следует побеседовать с ребёнком, расспросить его о том, что он хотел нарисовать, что значит та или иная деталь. Если дети умеют писать, можно попросить сде­лать подписи к рисункам.

Рисунок «Плохой и хороший ребёнок»

Материал:лист бумаги, разделённый на три части, и четыре карандаша: красный, синий, чёрный, корич­невый.

Инструкция:«Лист разделён на три части. Нарисуй в первой части плохого ребёнка чёрным и коричневым карандашами. Во второй части — хорошего ребёнка красным и синим карандашами, а в третьей части — себя любыми карандашами, которыми захочешь».

Анализ рисунка:

I.Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам — ребёнок понимает значение эмоциональ­но-оценочных суждений. Плохой ребёнок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший — боль­шого размера, тщательно.

II. Автопортрет выполнен красным и синим карандашами — высокая степень с самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать — незрелость, инфантилизм, отсутствие кри­тичности, нарушение самовосприятия.

III. Автопортрет выполнен преимущественно чёрным и коричневым карандашами, фигура плохо про рисована, части тела непропорциональны — означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутст­вие поддержки и одобрения взрослых.

IV. Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном красным и синим карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены чёрным и коричневым цве­том — означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение.

Более полное представление можно получить со­поставив все данные вместе: величину каждого рисун­ка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. И еще то, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребёнка, соответствует ли он полу ребёнка. В нашей культуре и девочки и мальчики плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной ра­боты на занятиях.

Тест «Добро, Зло и Я»

Позволит получить представление о характере ус­воения ребёнком нравственных категорий, а также о степени его невротизации и тревожности.

Материал:у каждого ребёнка лист белой бумаги и по три вырезанных кружка разного диаметра: красного, синего, чёрного цвета (большой, средний и малень­кий).

Инструкция:

1 вариант:

«Представь себе, что лист бумаги — это вся твоя жизнь, всё, что тебя окружает. Три кружка красного цвета — это «Добро», три кружка синего цвета — «Ты сам», три кружка чёрного цвета означают «Зло». Рас­положи на листе, где «Ты», где «Добро», где «Зло». Можешь выбрать подходящий размер кружка».

2 вариант:

Ребёнку дают лист бумаги и три разных каранда­ша, повторяют предыдущую инструкцию и предлагают нарисовать «Добро», «Себя», «Зло» такого размера, ко­торого он захочет, и на том месте, где захочет. Этот вариант удобен для работы в группе, так как рисунок фиксирует место расположения кружков, что важно для интерпретации результатов.

Анализ результатов:

I. Расстояние «Я» ближе к «Добру» и далеко от «Зла» — самоощущение позитивное, правильно рас­ставлены нравственные акценты.

П. Расстояние «Я» ближе ко «Злу» — тревога и на­личие не отреагированных отрицательных эмоций, страхи, повышенная невротизация, особенно если «Зло» больше по величине.

III. Величина «Я» меньше других кружков — неза­щищенность, тревожность, подавленность.

IV. Все три кружка пересекаются — наличие про­тиворечивых чувств, сложность внутренних пережива­ний, тревожность.

V. Отсутствие какого-либо изображения. Необхо­
димо выяснить, почему. Отсутствие «Зла» может озна­
чать вытеснение негативного опыта, психическую
травму, страх; отсутствие «Добра» — непонимание
нравственных категорий, отсутствие позитивных ресур­
сов. Отсутствие «Я» — неуверенность и непринятие се­
бя, эмоциональное отвержение.

Наши рекомендации