Повторение цифр в прямом порядке

Инструкция. С каждым испытуемым начинайте с nepaoi пробы серии 3. Начинайте со слов:"Сейчас я назову не сколько цифр. Слушайте внимательно, и когда я за кончу, повторите их за мной".

Если испытуемый правильно воспроизводит 1-ю пробу дан ной серии, переходите к следующей, более сложной серии Если испытуемый ошибается в 1-й пробе, предъявите ему 2-н пробу этой же серии, а затем, если он справляется с нем переходите к следующей серии, 2-я проба каждой серии предъ является только тогда, когда есть ошибки в 1-й пробе.

Прекращайте исследование после неудачи в обеих про бах данной серии.

Оценка. Оценка равна количеству цифр в самой длинно серии, повторенной безошибочно в 1-й или во 2-й пробе. Мак симальная оценка - 9.

Серии Проба 1 Проба 2

3 5-8-2 6-9-4

4 6-4-3-9 7-2-8-4

5 4-2-7-3-1 7-5-8-3-6

6 6-1-9-4-7-3 3-9-2-4-8-7

7 5-9-1-7-4-2-8 4-1-7-9-3-8-6

8 5-8-1-9-2-6-4-7 3-8-2-9-5-1-7-4

9 2-7-5-3-6-2-5-8-4 7-1-3-9-4-2-5-6-8

Повторение цифр в обратном- порядке Инструкция. Приступайте к этому тесту со словам1 "Сейчас я опять буду называть цифры, но на этот

раз после того, как я закончу, Вы должны будете повто­рить их в обратном порядке. Например, если я скажу 7-3-9, что Вы должны сказать?"

Если испытуемый отвечает правильно, скажите:"Теперь другие цифры" и переходите к тестированию, начиная с 1-й пробы серии 3, состоящей из трех цифр.

Если испытуемый отвечает неправильно или не понимает задания, дайте ему правильный ответ и предложите другой при­мер со словами:"Помните, Вы должны произносить цифры в обратном порядке: 3-4-8". Если на этот раз ис­пытуемый справляется, приступайте к тестированию с 1-й пробы серии 3. Если, однако, он не справляется со вторым примером, начинайте тестирование с 1-й пробы серии 2 (две цифры). Если испытуемый справляется с примером, но ошиба­ется в обеих пробах серии 3, вернитесь к серии 2, а затем прекратите тестирование.

Прекращайте тестирование после неудачи в обеих про­бах данной серии.

Оценка. Оценка равна числу цифр в самой длинной серии, безошибочно повторенной в обратном порядке в 1-й или во 2-й пробе. Максимальная оценка - 8.

Серии Проба 1 Проба 2

2 2-4 5-8

3 6-2-9 4-1-5

4 3-2-7-9 4-9-6-8

5 1-5-2-8-6 6-1-8-4-3

6 5-3-9-4-1-8 7-2-4-8-5-6

7 8-1-2-9-3-9-5 7-2-8-1-9-6-5

8 9-4-3-7-6-2-5-8 4-7-3-9-1-9-8-2

Общая оценка по субтесту "Повторение цифр" - сумма оценок по субтестам повторения цифр в прямой и обратной последовательности. Максимальная оценка - 17.

2.6. Субтест 6 "СЛОВАРНЫЙ"

Инструкция. Поместите список слов перед испытуемым и скажите:"Я хочу, чтобы Вы объяснили мне значение некоторых слов. Начнем со слова .........; что такое .........?" Произнеся слово, указывайте на соответствующее слово в списке. Используйте этот способ предъявления для всех слов.

Начинайте со слова 4 ("смелый"), если только испытуемый по своей вербальной способности не оказывается значительно ниже среднего уровня. В этом последнем случае начинайте с первого слова ("деньги"). Если любое из слов 4-8 оценено в О баллов, сразу же предъявите слова 1, 2, 3 и оцените их. Про­должайте исследование, если не достигнут критерий прекраще­ния тестирования (5 последовательных неудач). Например, если на слово 7 ("огромный") дан нулевой ответ, экспериментатор должен предъявить слова 1, 2 и 3, затем перейти к словам 8, 9 и т.д., до тех пор, пока не будет зарегистрировано 5 последо­вательных неудач.

С более интеллектуальными испытуемыми после 3-го или 4-го предъявленного слова можно не задавать формального вопроса и не указывать на слова, при уверенности, что они произносят­ся отчетливо и со стандартным произношением. Но нужно удос­товеряться в том, что испытуемый увидел слово в списке.

Иногда бывает трудно определить, знает ли испытуемый значение слова или нет. В этих случаях экспериментатор может сказать:"Скажите мне подробнее об этом" или "Объяс­ните более полно", или сделать другие такие же нейтраль­ные замечания.

Прекращайте тестирование после 5 последовательных неудач (ответов, оцененных в 0 баллов). Если слова 1, 2 и 3 были предъявлены, прекращайте после того, как неудача будет зарегистрирована в любых 5-ти последовательно пронумерован­ных словах.

Оценка. Каждое из слов 1-3 оценивается в 2 или 0 бал­лов; все остальные слова оцениваются в 2, 1 или 0 баллов. Испытуемым, которым не предъявлялись слова 1-3, добавь, .е)ся 6 баллов. Ниже приведены наиболее общие значения слов, Специфические критерии оценки и примерные ответы. Максималь­ная оценка - 80.

Критерии оценок и примеры ответов к словарному субтесту

В целом приемлемо любое общепринятое значение слова, независимо от отточенности формулировки. Вместе с тем,бед­ность содержания снижает оценку. Оценка снижается и при наличии признаков, указывающих на неопределенное знание того, что означает данное слово.

Ответы на слова 1-3 оцениваются в 2 или 0 баллов, а на все остальные слова -в 2, 1 или 0 баллов.

Ниже приведены общие принципы оценки ответов на вопро­сы словарного теста.

2 балла 1. Хороший синоним.

2. Основное употребление слова в словарном фонде языка.

3. Один или несколько отличительных или основных признаков.

4. Родовое понятие, к которому относится данное слово.

5. Несколько правильно описывающих признаков, которые не дают точного определения, но в сумме указывают на понимание слова.

6. Для глаголов - характерный пример действия или причинного соотношения.

1 балл 1. Ответ, не являющийся неправильным, но бедный

по содержанию.

2. Неопределенный или неточный синоним.

3. Второстепенное употребление слова в языке, без уточнений.

4. Признаки, являющиеся правильными, но не опре­деляющими и не отличительными.

5. Пример использования слова, без уточнений.

6. Правильное определение родственного слова, например, "спешка" вместо "спешить", "препятствие" вместо "препятствовать".

0 баллов

1. Очевидно неправильные ответы.

2. Пустые вербализации, типа "Починить машину", если после опроса не выявляется действительного понимания слова.

3. Ответы, исключительно бедные по содержанию или неопределенные даже после дополнительного опроса.

Деньги

2 балла - Металлические монеты и бумажные знаки, являю­щиеся мерой стоимости при купле-продаже. Капитал, средства.

Всеобщий эквивалент... На них можно все купить... Средства платежа, обращения... Богатство... Достаток...

О баллов - Бумажные... Большие... Разного цвета...

Завтрак

2 балла - Утренняя еда до обеда; первый прием пищи, или еда, которую едят во время первого приема пищи.

То, что едят утром... Утренняя еда... Ранняя еда... Прием пищи утром... Самый важный прием пищи -первый... Еда... То, что едят...

О баллов - Завтрашняя еда... 3.Корабль

2 балла - Крупное морское судно. Средство передвижения, на котором путешествуют или перевозят что-либо по воде или по воздуху.

Пароход... Судно... Вид транспорта... Фрегат... Плавает по морю... Имеет паруса...

О баллов - Ехать на нем... То, на чем люди ездят - или на чем перевозят что-нибудь другое... Люди передвигаются на нем или воюют - как линейный корабль...

4. Смелый2 балла - Отважный, храбрый, дерзающий, нескромный.

Не знающий страха, не боящийся опасностей... Не боящийся трудностей, препятствий, решительный... Бесстрашный... Мужественный... Безбоязненный... Неустрашимый... Дерзновенный... Новый, необыч­ный (например, "смелая рифма")... Не смущающий­ся в общении с другими, неробкий... Не совсем приличный, нескромный...

1 балл - Отчаянный... Лихой... Бравый... Нахальный... Дерзкий... Наглый... Рискующий...

О баллов - Громкий, шумный... Хвастливый... Откровенный...

5. Зима

2 балла - Самое холодное время года. Время года, когда сол­нечные лучи имеют наибольший наклон. Сезон в году между осенью и весной.

Самое холодное время года... Последний сезон в году, после осени... Время года, когда солнце ниже экватора... Холодные месяцы... Сезон льда и снега -холодный сезон...

1 балл - Идея только сезона или холодной погоды.

Холодная погода... Когда все замирает и отдыхает... Когда холодно... Противоположность лета... Холод­но так, что нужно тепло одеваться... Время года (без указания на то, что холодное время года)...

О баллов - Климат... Изменение погоды...

6.Спешить

2 балла - Стараться делать, исполнять что-нибудь как можно

скорее. Торопиться.

Торопиться, ускорять, увеличивать скорость... Быстро выполнять... Быстро идти, нестись... Поторапливаться... Убыстрять темп... Делать что-то быстро... Поспешать... Стремиться быстрее попасть куда-то, не опоздать...

1 балл - Быстро... Скоро... Бежать... В спешке... Нужно идти

быстрее... Торопить события...

О баллов - Если испытуемый, не объясняя, дает разговорное выражение типа "не суетиться", нужно попросить пояснений.

Идти с тревогой... Колебаться... Опаздывать... Быть начеку...

7.,Огромный2 балла - Очень большой по размеру, количеству, степени

проявления.

Гигантский... Очень большой... Громадный - как большой зал... Колоссальный, исполинский - боль­ше, чем большой... Превышающий обычные разме­ры, как великан... Грандиозный... Циклопический...

1 балл - Ответы, не отражающие ясного понимания сравни­тельной величины.

Большой... Довольно большой... Толстый... Боль­шой, как бы раздувшийся... Много... Избыток...

О баллов - Большое пространство... Все, с кем вы дружите...

Происходит что-то великое...

Здание

2 балла - Архитектурное сооружение, постройка, дом (обычно

больших размеров).

Строение... Дом больших размеров... Сооружение в виде дома...

1 балл - Постройка определенного типа. Как бы многоквартирный дом... Дворец... Храм...

О баллов - Статуя... Учреждение... Верхушка или купол дома...

Часть дома... Фасад, передняя стена дома...

Кровать

2 балла - Предмет мебели, на (в) которой спят или отдыхают.Постель... Койка... Ложе... Мебель, на которой спят...

1 балл - На ней спят... Мебель... На ней лежат и отдыхают...

О баллов - Указания на процесс сна, а не на предмет, на кото­ром спят.

Спать...Мягко.

Скрывагь

2 балла - Прятать. Скрывать из виду. Утаивать. Хранить секрет.. Прятать... Не давать возможности другим узнать о каком-то событии... Делать неза­метным, недоступным для взгляда... Умалчивать о чем-то... Заслонить, хоронить... Прятать из виду... Таить... Не оглашать... Дать тайное убежище, укры­вать кого-нибудь...

1 балл - Быть секретным... Спрятанным... Невидимым... Не говорить... Пытаться спрятать что-то... Не позволять людям узнать о том, что у вас есть...

О баллов - Запереть... Уйти от всех...

Храм

2 балла - Здание, где совершают богослужения. Место, вну­шающее почтение, благоговение.

Церковь... Место, где поклоняются Богу... Священ­ное святое место... Святилище... Место служения науке - "храм науки" (университет и пр.)... Место служения искусству - "храм искусств" (театр, музей и пр.)... Сфера высоких духовных ценностей ("храм истины", "храм свободы")...

1 балл - Что-то священное... Что-то, связанное с церковью...

Почитаемое место...

О баллов - Что-то, связанное с религией... Где учат священни­ков... Кафедра проповедника... Место для занятий... 12. Фабрика

2 балла - Промышленное предприятие по обработке сырья ма­шинным способом.

Предприятие легкой промышленности... Завод... Уч­реждение, где создаются материальные ценности...

1 балл - Место, где делают ткани... Там выпускают продук­цию... Люди там работают...

О баллов - Нужны для всех... Идут утром на работу...

Спокойный

2 балла - Находящийся в состоянии покоя. Уравновешенный.

Безмятежный... Мирный... Тихий, без шума, движе­ния... Невзволнованный... Проявляющийся не бурно, сдержанный... Ровный в проявлении... Протекающий в спокойствии... Кроткий, миролюбивый... Покой­ный... Смирный... Отличающийся спокойствием ха­рактера... Приятный для глаза, не раздражающий...

1 балл - Беззаботный... Отдыхающий... Приятно удовлетворен­ный... Расслабленный... Удобный (об одежде, мебели)...

О баллов - Бесцветный... Холодный... Бережет свое здоровье... '- Хороший человек, не кричит...

14. Расходовать2 балла - Тратить, употреблять на что-либо. Потреблять.

Издерживать... Пускать в расход... Изводить... Переводить... Пожирать, поглощать... Прожигать... Расточать... Растрачивать...

1 балл - Использовать (без идеи разрушения использованно­го вещества).

Взять все... Использовать... Взять все целиком... Покончить с чем-нибудь... Транжирить... Мотать (промотать)... Просаживать... Пускать на ветер...

О баллов - Покупать... Занять все место на скамье...

Стойкость

2 балла - Твердость, непоколебимость, упорство человека. Прочность, устойчивость (материала и т.п.).

Свойство стойкого... Твердость... Непоколебимость в своих убеждениях... Несгибаемость... Железный характер... Мужество во время испытаний... Непре клонность... Сила характера, проявляющаяся при встрече с неблагоприятными обстоятельствами...
Волевая черта человека... Способность сохранять свои свойства, не поддаваться разрушению...

1 балл - Способность вынести что-то, необязательно неблаго приятное или враждебное.

Терпеливость... Настойчивость... Выносливость...
Способность настоять на своем... Присутствие духа (объясненное)...

0 баллов - Усердие... Отказывать себе в удовольствиях или что-то в этом духе... Решительность... Инициатива... Положительное качество - стремление совершать добро и избегать зла...

16. Несравненный
2 балла - Выше всяких сравнений. Превосходный.

Не сравнимый ни с чем... Непревзойденный... Пре восходный... Бесподобный... Не имеющий равных...
Лучше любого другого... Недосягаемый, его невоз можно превзойти... Такой, который ни с чем другим нельзя сравнить или сопоставить... Что-то настоль ко хорошее, что другого такого не существует...
Идеальный... Замечательный...

1 балл - Неповторимый (без указаний на высшее качество

или превосходство над другими).

Других таких нет... Единственный в своем роде...
Который нельзя повторить... Бесценный... Нигде не
найдете подобных ему...

0 баллов - Такой, которому нельзя подобрать пару.

Ему нечего противопоставить (без объяснений)...
Непохожий... Вещи, которые не подходят друг
другу... Скажем, вы не можете найти какому-нибудь человеку другого подстать...

Отличающийся...

Которому не найти пары...

Две вещи, совершенно непохожие...

Никто не может сделать того, что вы можете...

Пещера

2 балла - Пустота в толще земли или горном массиве с выхо­дом наружу. Вырытое в земле или выдолбленное в скале углубление, служащее для жилья или хране­ния чего-либо.

Полость в земле или под землей... Грот... Полое про­странство в скале... Природные подземные ходы...

1 балл - Нора... Берлога... Что-то под землей... Туннель... Шахта... Выдолбленная часть горы... Подземное об­разование... Вход в подземное пространство... Трещина в породе...

О баллов - Жилище... Расщелина... Пространство, окруженное чем-то... Ущелье... Укрытие...

Сопротивляющийся

2 балла - Отражающий нападение. Противостоящий. Не подда­ющийся.

Противодействующий насилию... Противостоящий воздействию, влиянию кого-либо или чего-либо, не подчиняющийся... Не поддающийся какому-нибудь чувству - борющийся с ним... Противящийся чему-то... Отражающий нападение, защищающийся... Не допускающий чего-то, старающийся отклонить... Не покоряющийся, борющийся... Не соглашающийся на что-либо... Не желающий принять что-либо, смириться...

1 балл - Не желающий говорить... Своевольный... Неподатли­вый - ни за что не уступит... Не дающий себя в обиду... Мешающий... Плохо поддающийся обработке...

0баллов - Суровый человек... Легкомысленный... Оказывается делать...

Загромождать

2 балла - Заставлять, заваливать чем-нибудь какое-то про­странство. Перегружать, переполнять.

Занимать или заставлять чем-то громоздким... За­ставлять чем-то, затрудняя проход... Перегружать...

Излишне отягощать чем-либо... Делать более гро­моздким. ..

1 балл - Нагружать... Создавать тесноту... Сваливать вещи...

Преграждать путь...

0 баллов - Сложить... Занимать... Отгораживать кого-нибудь...

Препятствовать

2 балла - Мешать. Быть препятствием или создавать препятствия.

Служить препятствием... Не допускать чего-нибудь... Преграждать или задерживать... Не допускать про­хождения... Стоять на пути... Останавливать движе­ние помехами, препонами... Не давать делать... За­прещать или затруднять что-либо... 1 балл - Останавливать. Вмешиваться. .

Преграда... Перекрывать дорогу... Вмешиваться... Предотвращать... Замедлять... Противиться...

О баллов - Портить... Причинять ущерб... Разрушать... 21. Ремонт

2 балла - Починка, устранение неисправности, повреждения.

Обновление, реставрация... Приведение в исправ­ное состояние...

1 балл - Починка какой-то конкретной вещи.

Починка стула... Что-то сломалось - нужно отремонти­ровать... Переделка... Отделка или реконструирование чего-нибудь... Что-то было повреждено и исправлено...

О баллов - Приготовить... Переложить... Ремонтировать машину...

Заканчивать

2 балла - Завершать, приходить к концу. Прекращать.

Кончать... Положить конец чему-то... Подойти к концу, доводить до конца... Покончить с чем-то... Прекращать... Останавливаться, не продолжать дальше... Финишировать... Завершать собой...

1 балл - Кончить работу... Когда срок истекает... Сводить на нет... Завершение семестра..

0 баллов - Разделаться с кем-то... Ограничивать что -то... Ограничивать время... Отделаться от чего-нибудь...

Бедствие

2 балла - Большое несчастье. Гибельное для населения событие.

Большое несчастье... Тяжелое страдание... Катастро­фа... Огромная беда... Ужасное, тяжелое событие... Крупная авария... Происшествие, влекущее за собой гибель и разрушение (наводнение, землетря­сение, война, пожар, голод и т.п.)... Злосчастие... Тяжелые неблагоприятные обстоятельства...

1 балл - Причина несчастья (но не крайние его степени).

Неприятность... Дурные новости... Неприятный слу­чай... Невезение... Тяжелое испытание... Все пошло вкривь и вкось... Трагедия, обусловленная природ­ной стихией... Несчастный случай... Напасть...

0 баллов - Что-то захватывающее... Хаос... Коллизия... Что-то неожиданное... Скажем, вы разнервничались или заболели...

Прокалывать

2 балла - Делать сквозное отверстие чем-то острым, проты­кать. Убивать колющим оружием. Протыкать... Пронзать... Пробивать отверстие остри­ем... Продырявливать... Насаживать на острие и на­низывать на него, как рыбак рыбу острогой... Про­бодать... Колоть насквозь... Закалывать мечом...

1 балл - Проталкивать сквозь что-то. Прикреплять что-то к чему-то.

Приколоть булавкой... Наколоть острием... Вонзить­ся мечом или ножом... Наткнуть какой-нибудь пред­мет на прут или меч... Насаживать...

0 баллов - Удерживать кого-то в определенном положении... Повреждать... Мучить... Прокаливать... Надевать...

Деталь

2 балла - Подробность, частность, деталь. Часть механизма,

машины, прибора.

Часть целого... Часть какой-то структуры... Изделие, которое обрабатывается на станке...

1 балл - Часть станка (механизма)... Просто часть... Заготовка...

О баллов - Требуется для предмета... То, что сделано... Произ­водство чего-то...

Приговор

2 балла - Решение суда по какому-либо делу. Постановление, решение, мнение с оценкой чего-нибудь. Присловие.

Юридическое решение... Решение суда... Решитель­ное заключение... Окончательное постановление... Наказание, определенное судом... Вердикт... Слова, которыми сопровождают свои действия - присло­вие, прибаутка.

1 балл - Наказать... Осудить... Тюремный термин... Длитель­ность заключения... Колдовство, ворожба, наговор... О баллов - Отрезок времени... Сказать что-то... Тюрьма... Выго­вор...

Раскаяние

2 балла - Сожаление о совершенном ошибочно или дурном

поступке. Сознание своей вины.

Чувство вины... Угрызения совести... Мучительное состояние, вызванное сознанием своей вины... Со­жаление - даже хуже - отчаяние по поводу непра­вильного поступка... Горестное чувство, что ты не сделал того, что должен был сделать... Желание вернуть прошлое и не совершать этого поступка... Сожаление по поводу того, что ты сделал... Состояние того, кто кается в чем-то...

1 балл- Неприятная эмоция.

Печаль... Сокрушение... Подавленное состояние из-за чего-нибудь...

Печаль, обусловленная иными, чем чувство вины,
причинами.

Раздражение... Что-то нехорошее... Скажем, вас
обижают и вы плачете... Скорбь, как при потере лю-
бимого существа... Досада...

28.Обдумывать
2 балла - Мысленно обсуждать, взвешивать, вникать во что-то.

Обстоятельно рассуждать... Размышлять над чем-
то... Упорно раздумывать над чем-то... Охватить ло-
гическим рассуждением (анализировать) с разных
сторон... Соображать в уме... Глубоко вникнуть во
что-нибудь... Раскидывать умом... Серьезно думать
и разрабатывать план... Изучать... Думать над чем-
то... Мысленно возвращаться к одному и тому же...
Продумывать... Обмозговывать... Решать в уме...

1 балл - Задаваться вопросом... Сосредотачиваться... Задержи-
ваться на чем-то... Решать задачу... Раздумья о чем-
то, в чем-то сомневаешься... Работать над чем-то...

О баллов - Сомневаться, не решаться... Люди, которые много
беспокоятся... В сомнении, предпринимать что-то.
мучиться чем-то...

29.Домашний
2 балла - Относящийся к дому, семье. Прирученный, не дикий.

Это значит ручной, как кошка... Живущий при доме... Принадлежащий к дому... Приготовленный
дома, не покупной... Семейный, частный... Член
семьи - свой, близкий человек...

1 балл - Родной... Не хищный (зверь)... Местный... Приру-
чать... Животное, используемое в сельском хозяйст-
ве... Домохозяйка..' Домосед... Тот, кто остается
дома и присматривает за детьми...

О баллов - Окультуренный... Оседлый... Цивилизованный...
Вроде животного - как цыпленок... Общежитие...

Жалость

2 балла - Сострадание, сочувствие чужой беде.

Сострадание... Соболезнование... Эмпатия... Прояв­ление милосердия... Нежное участие... Сопережива­ние несчастью другого...

1 балл - Забота... Материнская нежность... Понимание... За­ботливость... Отзывчивость... Снисходительность... Утешать... Сочувствовать другому человеку... Щадить... Огорчение... Печаль...

О баллов - Терпимость... Любовь... Чувство... Внимание к кому-то...

Регулировать

2 балла - Упорядочивать, вносить известный порядок, систе­му, налаживать. Приводить в необходимое для рабо­ты состояние, добиваясь правильного взаимодейст­вия, слаженности отдельных частей.

Организовывать в соответствии с правилами... При­водить в соответствие с планом... Упорядочивать... Систематизировать... Добиваться соответствия стан­дартам... Налаживать что-то, чтобы был ровный ход... Устанавливать определенный порядок - какую-то правильную последовательность... Делать что-то быстрее, медленнее, громче, тише, добиваясь нуж­ной силы, степени... Подгонять что-то, чтобы устано­вился ровный ход... Добиваться согласованности... Соразмерять, уравнивать ход (движение)...

1 балл - Устанавливать (без идеи контроля). Устанавливать что-то как следует... Устанавливать что-то правильно... Ускорять или замедлять... Наво­дить порядок... Сделать что-то точным... Сделать ре­гулярным... Например, когда машина барахлит, нала­дить ее, чтобы работала ровнее... Добиться, чтобы что-то работало с заданной скоростью...

О баллов - Заставлять делать... Включать счетчик... Распоря­жаться... Регулировать топку котла... Назначить

время... Делать равномерно... Все по часам -
делать определенные вещи в определенное время...

Обозначать

2 балла - Помечать каким-либо знаком, меткой. Значить. Де-
лать отчетливым.

Значить... Означать... Указывать на что-то... Слу-
жить признаком или приметой чего-нибудь... Отме-
чать что-то, чтобы отличить от других... Называть,
определять словами... Помечать... Делать отчетливы-
ми основные черты... Сделать хорошо заметным,
видным...

1 балл - Описывать... Назначать... Указывать на местонахож-
дение чего-нибудь... Различать, между... Вы опреде-
ляете группе людей объем работы, который они
должны выполнить... Задавать кому-нибудь работу...

О баллов - Устанавливать... Расставлять... Объяснять... Выби-
рать... Взять и обозначить какую-нибудь вещь...

Пародия

2 балла - Комическое или сатирическое подражание кому-нибудь или чему-нибудь. Искажение образца , превращающееся в насмешку, издевательство.

Подражание, выставляющее что-то в комическом
виде... Литературная композиция с ироническим искажением... Высмеивающее подражание... Передразнивание, которое выставляет на посмешище... Забавная переделка серьезного сочинения... Перелицовка сочинения, представление наизнанку...
Карикатура... Шарж... Искажение истинного смысла
чего-нибудь, например, пародия на правосудие...
Это что-то настолько непохожее на то, чем оно
должно быть, что представляется насмешкой, карикатурой...

1 балл - Шутка или розыгрыш... Подшучивание над чем-то
возвышенным... Притворство... Превращать в забаву... Бороться против чего-то путем высмеивания...

О баллов - Достижение преимущества нечестным путем -путем дискредитации... Несправедливость... Что-то, связанное с парадом...

Начинать

2 балла - Приступить к чему-нибудь в первую очередь. Прояв­лять первые признаки какого-нибудь состояния. Быть первым в ряду чего-нибудь.

Приступать... Стартовать... Приступать к делу... Прини­маться... Браться... Сделать почин... Положить нача­ло... Открывать собою что-нибудь... Инициировать...

1 балл- Возобновлять... Приступать к выполнению плана...

У истоков чего-то...

О баллов - Когда заканчиваешь учебу... Вкладывать начинку...

Собрание

2 балла - Присутствие где-либо людей, чем-нибудь объеди­ненных; заседание членов какой-нибудь организа­ции для обсуждения чего-нибудь. Совокупность со­бранного (вещей, произведений и т.п.).

Митинг... форум... Организованная встреча в соот­ветствии с определенной системой... Совет, совеща­ние большого числа людей... Организованный сбор людей для решения каких-то вопросов... Подборка произведений, сочинений... Коллекция...

1 балл - Организованная встреча учеников... О чем-то спо­рят и что-то обсуждают... Когда собираются что-то решить...

О баллов - Определенное количество народа... Масса людей...

Люди...

Осязаемый

2 балла - Такой, который можно осязать. Чувственно воспри­нимаемый. Вещественный.

Воспринимаемый на ощупь... То, что можно потро­гать руками (пальцами)... Материальный, телесный...

Он реален и его можно видеть... Ощутимый... Заметный...

1 балл - То, что можно увидеть. Твердый. Его можно увидеть... Что-то, на что можно натолк­нуться... Он твердый...

О баллов - Осуществимый... То, что можно разрушить... Что-то стоящее, например, этот дом имеет вполне осязае­мую стоимость...

Плагиат

2 балла - Выдача чужого художественного или научного произ­ведения за свое. Оглашение чужого изобретения без согласия изобретателя.

Присвоение авторства над чужими идеями, достиже­ниями... Использование какого-нибудь произведения без разрешения автора и без ссылки на него... Не­законное опубликование чужого произведения под своим именем... Заимствование чужого музыкально­го произведения и объявление его своим... Выдача чужой работы за свою собственную... Объявление себя автором чужих сочинений... Предъявление своих прав на чужие сочинения... Присвоение чужих идей или художественных произведений...

1 балл - Кража или копирование произведения (без указа­ния на выдачу его за свое собственное).

Украсть сочинение, принадлежащее кому-то друго­му... Использование чьего-то литературного труда... Списать что-то, на что уже есть авторское право... Использование идей другого человека...

0 баллов - Лгать... Что-то, связанное с плакатами... Украсть (без указаний на то, что это кража идей или худо­жественных произведений)...

Зловещий

2 балла - Предвещающий зло, служащий дурным предзнаме­нованием. Мрачный. Предрекающий зло, несчастье, беду... Являющийся
дурным предзнаменованием... Нависший неминуе-
мой угрозой... Угрожающий... Вызывающий дурное
предчувствие - ощущение, что вот-вот должно случиться что-то плохое... Ужасающий... Мрачный...

1 балл - Опасный... Предостерегающий... Пугающий... Страшный... Предупреждающий о риске... Таинственный,
с мрачным оттенком... Недобрый - плохой, злой...

О баллов - Странный... Темный... Серьезный... Что-то неизвестное... Необычный... Испуганный... Осторожный...

Периметр

2 балла - Сумма длин всех сторон геометрической фигуры

Протяженность внешней границы фигуры... Все
очертание фигуры... Внешняя граница предмета...
Общая протяженность внешних сторон чего-либо...

1 балл - Кромка... Граница чего-то... Ограничительная
линия... Линия, обводящая что-то... Ободок... Наруж-
ные стороны чего-то...

0 баллов - Расстояние... Измерение чего-то... Используется в
геометрии... Что-то круглое... По кромке... Что-то
доисторическое... Поверхность предмета... Центр...

Тирада

2 балла - Пространное высказывание, произносимое в приподнятом тоне.

Длинная эмоциональная речь... Напыщенная и
многословная речь... Высокопарная фраза... Неудержимый поток слов... Краткий и сильный монолог в драме...

1 балл - Речь... Предложение... Фраза... Изречение... Поток слов... Гневная речь... Цитата... Выдержка из речи...


0 баллов - Ярость... Сосуд...

2.7. Субтест 7 "ШИФРОВКА"

2.8.

Инструкция. Стимульный материал этого субтеста пред­ставлен на специальном бланке. Положите его перед испытуе­мым и, указывая на ключ, скажите:"Посмотрите на эти прямоугольники. Обратите внимание, что в верхней клетке каждого из них дана цифра, а в нижней клет­ке - знак. Каждой цифре соответствует определенный знак. Теперь посмотрите сюда (укажите на примеры). Здесь в верхних клетках даны цифры, но в нижних клетках нет знаков. Вы должны вписать в каждую из клеток соответствующий цифре знак, как здесь (ука­жите на ключ, затем на примеры).Здесь цифра 2, поэтому Вы должны будете поставить этот знак. Здесь 3, поэтому Вы поставите этот знак".

Впишите первые три символа для наглядности, затем дайте испытуемому карандаш, чтобы он заполнил 7 оставшихся при­меров. Укажите на линию, отделяющую примеры от основного теста, и скажите:"Теперь сделайте то же самое для этих цифр до этой линии".

Если испытуемый не понял задания, помогите ему запол­нять примеры, пока не будут заполнены все 10 клеток. После демонстрации и тренировки укажите на первую клетку после примеров и скажите:"Теперь по моему сигналу начинай­те отсюда и заполните столько клеток, сколько смо­жете, без пропусков. Внимание. Начинайте".

Если испытуемый начинает пропускать клетки или заполнять знаки только одного типа, скажите:"Делайте все по поряд­ку и ничего не пропускайте".

Лимит времени - 90 секунд. Начинайте регистрировать время после того, как испытуемый, покончив с примерами, по вашему сигналу начинает заполнять основную часть задания. В этом тесте регистрация времени должна быть точной.

Оценка. 1 балл за каждую правильно заполненную клетку. За любое изменение знака давайте 0,5 балла. 10 примеров не включаются в оценку. Максимальная оценка - 50.

2.8. Субтест 8 "НЕДОСТАЮЩИЕ ДЕТАЛИ"

Инструкция. Начинайте с картинки 1 и каждому испытуе­мому предъявляйте все картинки. Перед предъявлением первой картинки скажите:"Я покажу Вам несколько картинок, в которых недостает какой-то важной детали. Посмотри­те на каждую картинку и скажите, чего здесь недо­стает".

Покажите испытуемому первую картинку и скажите:"Вот, посмотрите на эту картинку. Какой важной части здесь не хватает?" Если дан правильный ответ, переходите к последующим картинкам. Предъявляя каждую из них, говорите: "А в этой картинке чего недостает?" Если испытуемый не справляется с первым заданием, скажите:"Недостает двер­ной ручки, видите?" Если испытуемый не справляется и со вторым заданием, скажите:"Хвоста недостает, видите?"Начиная с третьей картинки, больше уже не оказывайте помощи испытуемому.

Иногда испытуемые указывают на несущественную недоста­ющую деталь. Когда это случится в первый раз, позволяется сказать:"Да, но какой наиболее важной части не хва­тает?" Ни в одном из последующих заданий не повторяйте этого вопроса. Для получения балла от испытуемого не требует­ся давать точное название недостающей детали, если ясно, что он описывает нужную деталь. Иногда испытуемый может и не дать словесного ответа, а лишь указать на соответствующую часть рисунка. Экспериментатору следует считать задание вы­полненным, если он уверен, что испытуемый правильно указы­вает на недостающую деталь.

Лимит времени - 20 секунд на каждое задание. Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. Максималь­ная оценка - 21.

2.9. Субтест 9 "КУБИКИ KOCCA"

2.10.

Инструкция. С каждым испытуемым начинайте с изобра­жения 1. Возьмите 4 кубика и скажите:"Вы видите передсемой кубиюи.Они все одинаковые. Некоторые сторо­ны у них красные, некоторые белые, а некоторыенаполовинубелые и наполовину красные". Поворачивай­те кубики, чтобы показать их с разных сторон. Затем скажите: "Сейчася буду складывать их, чтобы получить изо­бражение. Наблюдайте за мной". Медленно сложите четы­ре кубика так, чтобы получилось изображение с карточки 1, не показывая карточку 1 испытуемому. Затем, не разрушая модели, дайте испытуемому четыре других кубика и скажите:"Теперь сделайте точно так же". Если испытуемый успешно склады­вает изображение в течение лимита времени, запишите ему 4 балла и переходите к изображению 2.

Если испытуемому не удается полностью сложить изображе­ние в течение лимита времени или если он располагает кубики неправильно, возьмите его кубики, оставив нетронутой модель экспериментатора, и скажите:"Понаблюдайте за мной ещераз".

Продемонстрируйте складывание второй раз, используя ку­бики испытуемого, затем перемешайте их, по-прежнему остав­ляя нетронутой модель экспериментатора, и скажите:"Теперьпопытайтесьсделать точно так же, как у меня". Неза­висимо от того, справляется или не справляется испытуемый с заданием в этой попытке, переходите к изображению 2.

Некоторые испытуемые могут попытаться в точности про­дублировать модель экспериментатора, включая и боковые ее грани. Если это случается в задании 1, скажите испытуемому, что необходимо повторить только верхнюю грань.

Поворот или перестановка в изображении, например, инверсия схемы кубиков в изображении 1, считается ошибкой. Прежде, чем предложить испытуемому попытаться еще раз, скажите: "Посмотрите, здесь нужно вот так". Затем попросите испытуемо

Наши рекомендации