Порядок предъявления и обработки субтестов

Корректное и адекватное использование методики WAIS в современных социально-культурных условиях требует внесения в традиционный вариант WAIS некоторых изменений: содержание отдельных вербальных заданий, порядок их предъявления в суб­тесте, особенности поведения экспериментатора, некоторые временные нормы и т. д.

Все эти изменения отражены в настоящей редакции мето­дического руководства и подробно обоснованы в разделе "Ком­ментарии к процедуре тестирования".

Субтесты предъявляются испытуемому в порядке их нумера­ции. Экспериментатор обязан предварительно изучить правила оценки ответов испытуемого с тем, чтобы вкратце записывая его ответы, сразу выставлять численные оценки. В вербальных субтестах допускаются уточняющие вопросы со стороны экспе­риментатора в том случае, если ответ испытуемого не может быть уверенно оценен.

Перед началом тестирования необходимо убедиться в нали­чии и исправности работы секундомера.

2.1. Субтест 1 "ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ"

Инструкция. Со всеми испытуемыми начинайте с 5-го во­проса. Если испытуемый не справился ни с 5-м, ни с 6-м во­просами, предъявите вопросы с 1-го по 4-й. Если испытуемый не справился с заданиями со 2-го по 4-е, прекратите тестиро­вание; но если на какой-либо из вопросов 2, 3 или 4 дан пра­вильный ответ, переходите к вопросу 7.

Если ответ неполный или неясный, экспериментатор может попросить испытуемого дать более полное объяснение. Экспе­риментатору, однако, не разрешается произносить слова по буквам или изменять формулировку вопроса.

Прекращайте тестирование после 5-ти последовательных неудач испытуемого.

Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. Дробные оценки не допускаются. Прибавьте 4 балла испытуемым, кото­рым не предъявлялись вопросы 1-4.

Основные приемлемые ответы приводятся ниже. Если пере­числено несколько возможных ответов (они отделены многото­чием), испытуемому для получения балла достаточно назвать любой из них. Максимальная оценка - 29.

Тестовые вопросы Приемлемые ответы

1. В какой стране Вы живете? (Название государства)

2. Какой формы мяч? Круглый

3. Сколько месяцев в году? 12

4. Что такое термометр? Инструмент (предмет и т. п.) . для измерения температуры

5. Назовите четырех космонав- (Фамилии любых четырех тов, летавших в космос космонавтов

после Ю. Г агарина .

6. Какова температура 100 С

кипения воды?

7. Почему темная одежда теп- Темная одежда поглощает -лее, чем светлая? солнечное тепло... Светлая . дежда отражает (отталки - . . вает) солнеч­ное тепло...

8. Из чего получают резину? Из дерева... Древесного . . . сока... Из каучуконосного . . растения... Из бензина... Из . спирта...

9. Кто написал "Гамлета"? Шекспир

10. Что является основным Конституция

законом современного государства?

11. Кто такой Тютчев? Поэт. Автор. Писатель..

12. Где находится Бразилия? В Южной Америке. (Если дан другой правильный ответ, например: "На восток от Боли­вии" или "На юг от Венесуэлы", спросите: "На каком континенте находится Бразилия?")

13. Назовите столицу Италии Рим

14. Когда началась Великая 22 июня 1941 года Отечественная война?

15. Сколько дней в году? 365-366

16. Где находится Египет? В Африке. (Если дан другой правильный ответ, например: "На юго-восточном побережье Средиземноморья", то спросите: "На каком континенте находится Египет?")

17. В каком направлении Вы В юго-западном будете путешествовать, если поедете из Киева в Болгарию?

18. Почему дрожжи поднимают Оно бродит, производя пузырь-тесто? ки углекислого газа, которые поднимают его... Образуются газы... Оно бродит... Оно увели­чивается в объеме... В нем об­разуются пузырьки воздуха...

19. Какова в среднем частота 60-80 ударов в минуту пульса здорового человека?

20. Что такое Ватикан? Резиденция Папы Римского... Местонахождение папского правительства... Центр католи­ческой церкви...

21. Как далеко от Москвы до (Любой ответ в диапазоне Владивостока? 8-12 тыс. Км )

22. . Назовите три вида крове- Артерии, вены и капилляры. носных сосудов в челове- (Названия специфических ческом теле сосудов не принимаются кроме

венул и артериол)

23. Кто является главой Президент большинства современных государств?

24. Что такое фольклор? Устное народное творчество... Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений быта народов...

25. Кто написал "Илиаду"? Гомер

26. Какова основная идея Происхождение человека от жи-учения Ч. Дарвина? вотных предков... Происхожде­ние видов путем естественного отбора... Преемственность развития живой природы...

27. Кто написал "Фауста"? Гете... Гуно...

28. Что такое этнография? Наука, изучающая материальную и духовную культуру народов... Особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа...

29. Что такое гносеология? Теория познания

2.2. Субтест 2 "ПОНЯТЛИВОСТЬ"

Инструкция. Со всеми испытуемыми начинайте с задания 3. Если испытуемый не справляется хотя бы с одним из зада­ний 3, 4 или 5, предъявите задания 1 и 2, прежде чем продол­жать тестирование.

Иногда испытуемому трудно запомнить весь вопрос. В этих случаях экспериментатор может повторить вопрос, но не имеет права изменить его или сократить. Если необходимо подбодрить испытуемого, скажите: "Да" или"Продолжайте". Если ответ неясен, добавьте:"Объясните, пожалуйста, подробнее" или "Расскажите мне побольше об этом".

Если испытуемый не дает ответа в течение 10-15 секунд, экспериментатор должен повторить вопрос.

Прекращайте тестирование после 4-х последовательных неудач (ответов, оцениваемых в 0 баллов).

Оценка. Задания 1 и 2 оцениваются в 2 или 0 баллов каждое; задания 3-14 оцениваются в 2, 1 или 0 баллов каждое. Испытуемым, которым не предъявлялись задания 1 и 2, добав­ляется 4 балла. Ниже приведены специфические критерии оцен­ки и примеры ответов. Максимальная оценка - 28 баллов.

Вопросы субтеста 2 "Понятливость"

1. Почему мы стираем одежду?

2. Зачем двигатель нужен поезду?

3. Что нужно сделать, если Вы нашли на улице запечатанный конверт с надписанным адресом и наклеенной неиспользо­ванной маркой?

4. Почему воздух в городах хуже, чем в деревне?

5. Если Вы заблудились в лесу днем, как бы Вы пошли, чтобы выбраться из леса?

6. Почему трудовое законодательство ограничивает рабочий день подростков?

7. Почему следует избегать дурной компании?

8. Что Вы должны сделать, если сидя в кинотеатре, Вы первым заметили дым и огонь?

9. Что означает пословица "Куй железо, пока горячо"?

10. Почему Российское законодательство не разрешает вступать в брак до 18 лет?

11. Что означает пословица "Много шума из ничего"?

12. Почему человек, родившийся глухим, обычно не может и го­ворить?

13. Почему необходимо планирование?

14. Что означает пословица "Одна ласточка весны не делает"?

Критерии оценок и примеры ответов по субтесту "Понятливость"

Ответы оцениваются в 2, 1 и 0 баллов (за исключением за­даний 1 и 2, которые оцениваются в 2 или 0 баллов) в зависи­мости от уровня их обобщенности и качества. Поскольку нами не предпринималась попытка перечислить все возможные отве­ты, экспериментатор должен будет при встрече с необычными ответами опираться на собственное суждение. Не следует нака­зывать за плохие формулировки - удовлетворительный 2-балль­ный ответ может быть и плохо оформлен словесно.

По каждому вопросу даны общие критерии каждого уровня оценки, а затем - некоторые типичные ответы. Большинство приведенных "нулевых" примеров характеризует маргинальные ответы.

1. Одежда2 балла - Любой ответ, содержащий идею очищения от грязи.

Чтобы была чистой... Для того, чтобы иметь чистый костюм... Чтобы удалить грязь... Чтобы удалить мик­робы... Так она будет красивой и чистой...

О баллов - Ответ, не содержащий указаний на очищение от ,

грязи.

Потому что начало недели... Так делать правиль- \ но... Чтобы не заболеть...

2. Двигатель

2 балла - Ответ, свидетельствующий о знании того, что двига­тель дает силу для движения поезда.

Чтобы тянуть его... Дает ему силу... Чтобы тянуть \ груз... Чтобы .тащить поезд с пассажирами...

О баллов - Ответ, не содержащий идеи движения поезда.

Чтобы машинисту было тепло... Чтобы направлять пассажиров или груз - без руководителя никуда не сдвинешься, это как капитан в армии... Чтобы обра­щали внимание на сигналы... Чтобы свистеть при приближении к разветвлению дорог или повороту...

Конверт

2 балла - Любой ответ, указывающий на понимание того, что письмо должно быть немедленно отправлено по почте.

Вернуть его на почту... Послать по почте... Опус­тить в ближайший почтовый ящик... (Ответы "Отне­сти на почту" или "Отправить по почте" всегда оце­ниваются в 2 балла, независимо от того, в какой местности проживает испытуемый - городской или сельской).

1 балл - Понимание того, что письмо является чьей-то собст­венностью (при слабом представлении о том, как им распорядиться).

Отдать его милиционеру... Отнести в стол нахо­док... Попытаться найти владельца...

О баллов - Отсутствие идей о том, что делать с письмом, или о том, что письмо является чьей-то собственностью.

Не трогать его... Вскрыть его...

Воздух

2 балла - Понимание причин более чистого воздуха в сель­ской местности и причин его загрязнения в городе.

1 балл - Упоминание специфики воздуха либо только горо­да, либо только деревни.

О баллов - Непонимание причин более чистого воздуха в сель­ской местности и причин его загрязнения в городе.

Лес

2 балла - Любое объяснение использования природных явле­ний для выхода из леса или систематизированный подход к проблеме.

Попробую идти в одном направлении, используя со­лнце (или ручей, мох и т. п.)... Использую в качест­ве компаса часы (с полным объяснением метода)... Найду ручей или тропинку и пойду по ним, чтобы не кружить...

1 балл - Упоминание случайных ориентиров или одного из явлений 2-балльного ответа, но без объяснений.

По солнцу (без объяснений).,. По мху (без объясне­ний)... Пойду по тропинке... Пойду в направлении солнца... Заберусь на самое высокое дерево и по­пробую обнаружить характерные объекты на мест­ности... Буду искать межевые столбы, чтобы сориен­тироваться. ..

О баллов - Использование ненадежных или не относящихся к делу явлений, либо надежда на людей.

Попробую найти милиционера, чтобы выбраться... Буду продолжать идти... Попробую найти то место, где вошел... Буду ждать лесника... Обычно я запо­минаю дорогу, по которой шел, и иду по луне... Я стану кричать...

6. Подросток

2 балла - Упоминание двух основных причин: забота о здоро­вье и необходимость получения образования.

Для того, чтобы дать подросткам возможность полу­чить образование и достичь полного созревания...

1 балл - Упоминание одной из причин. О баллов - Неопределенное представление о причинах.

Дурная компания

2 балла - Любой ответ, содержащий идею о том, что человек изменяется к худшему, портится или получает дур­ное влияние от дурной компании.

Потому что она развращает образ мыслей челове­ка... Делает человека плохим... Вводит в искуше­ние... Чтобы самому не стать скверным... Потому что она плохо влияет на наше поведение, наши мысли... Чтобы не испортиться под ее влиянием... Потому что человек обычно начинает подражать... Становится таким, как они... Эти люди учат дурному..

щения с дурной компанией вместо обобщения всех последствий.

Разрушает репутацию... Чтобы не попасть в беду (не нажить неприятностей)... Чтобы самому не счи­таться дурной компанией... Если оставаться с ними, это будет всю жизнь приносить неприятности... Чтобы сохранить свою репутацию... В конце концов сам станешь преступником... Она учит человека быть проходимцем...

О баллов - Упоминание плохих сторон компании без дальней­ших пояснений, или идея избежания неприятностей без объяснения того, почему у человека будут не­приятности.

От плохой компании хорошего не жди... Держись лучшей компании... Затянут в такую ситуацию, где потом ничего не сможешь сделать... Потому что ни­чему хорошему не научишься... Неприятности от них... Следует избегать случайных знакомств...

Пожар

2 балла - Понимание того, что следует сообщить об этом представителям администрации - администратору или билетеру.

Сообщу об этом билетеру... Сообщу администрато­ру... Скажу человеку, закрывающему и открывающе­му двери...

1 балл - Понимание того, что ответные действие должны быть предприняты, хотя и не столь эффективные.

Включу звонок пожарной тревоги... Постараюсь поту­шить пожар или вызвать пожарную команду...

О баллов - Описание действий, которые будут создавать пани­ку и не предотвратят беды.

Закричу: "Пожар!"... Изо всех сил постараюсь вы­браться оттуда... Сохраню спокойствие... Предупрежу других людей... Убегу... Пойду к ближайшему вы­ходу... Пойду за водой...

Куй железо

Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяс­нения и оцените его в соответствии с критериями.

2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.

Когда предоставляется возможность, используйте ее... Действуйте, когда время подоспело... Действуй­те, пока есть возможности для этого...

1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точ­ное понимание переносного смысла.

Когда железо горячее, оно мягкое него можно ко­вать... Действуйте сегодня... Если у вас есть хоро­шая идея, реализуйте ее, пока кто-нибудь не пере­думал...

О баллов - Непонимание того, что данное утверждение являет­ся пословицей. Ответы, касающиеся ковки железа, чеканки. Неопределенное объяснение на уровне ис­пользования преимуществ ситуации в личных целях. Буквальное перефразирование или развитие утверж­дения.

Если кто-то сердит на вас, сведите с ним счеты, когда вы оба сердиты... Это идея "сведения сче­тов"... Делай первое, что приходит в голову... Гладь одежду, пока утюг горячий... Действуй под влияни­ем своего порыва...

Брак

2 балла - Понимание необходимости как физического, так и социального созревания людей, вступающих в брак.

1 балл - Упоминание только одной из приведенных выше

причин.

О баллов - Непонимание причин.

Много шума

Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяс­нения и оцените его в соответствии с критериями.

2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.

1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точ­ное понимание переносного смысла.

О баллов - Непонимание того, что утверждение является послови­цей, или специфические описания личного характера.

Глухой

2 балла - Знание того, что нужно слышать звуки или речь,

чтобы быть в состоянии повторить их.

Нужно слышать звуки, чтобы подражать им... Они не слышали, как говорят другие люди и не научают­ся говорить... Потому что научиться говорить можно при помощи слуха...

1 балл - Идея о том, что слух и речь соединены, без знания

того, каким образом.

Не могут слышать, потому и не говорят... Не могут слышать, как произносятся звуки... Они не в состоя­нии правильно произносить слова... Потому что он не слышит, что говорят... Не может говорить, пото­му что не может слышать...

О баллов - Отсутствие представления о взаимозависимости между способностью слышать других и овладением речью.

Это связано с гландами... Наверно, нервы плохие... Такими уж они уродились...

Планирование

2 балла - Понимание того, что планирование необходимо для правильной рациональной организации работы в любой отрасли труда.

1 балл - Понимание того, что отсутствие планирования может вызвать нежелательные явления в работе (или какое-то одно из них) или упоминание лишь какой-либо одной стороны планирования.

О баллов- Непонимание необходимости и сущности планирова­ния.

Ласточка

Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяс­нения и оцените его в соответствии с критериями.

2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.

Не делайте обобщений на одном примере... Не де­лайте поспешных выводов... Нельзя делать предска­зания на основе единственного случая...

1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точ­ное понимание переносного смысла.

Один признак успеха необязательно означает пол­ный успех... Одна часть - это еще не целое... Одна скрипка - это еще не струнный оркестр... Если один раз выиграл, это не значит, что будешь выиг­рывать все время... Одна птица может опередить всех остальных, а лето все еще будет далеко...

О баллов - Непонимание того, что утверждение является посло­вицей или перевод смысла пословицы на очень спе­цифический уровень.

Если ты один раз что-то хорошо сделал, ты еще не самый главный... Для лета еще много чего нужно, кроме этого... Летом целая стая ласточек прилетит... Чтобы решить проблему, много людей должно со­браться... Жизнь дана не для тривиальных вещей, а для гораздо большего...

2.3. Субтест 3 "АРИФМЕТИЧЕСКИЙ"

Инструкция. Предъявляя этот тест, не упоминайте о том, что он состоит из арифметических задач. Некоторые испытуе­мые характеризуются таким отрицательным или безнадежным отношением к своей способности решать арифметические зада­чи, что подобное вступление может неблагоприятно повлиять на выполнение ими теста. Начинайте тест, сказав только:"Теперь давайте попробуем это".

Для всех испытуемых начинайте с задания 3. Если и^ытуе-мый не справляется ни с 3-м, ни с 4-м заданием, предъявите задания 1-2. Если испытуемый не справляется с ними, прекращайте тестирование; но если он справился хотя бы с одним из них, переходите к заданию 5.

По просьбе испытуемого и в тех случаях, если налицо непо­нимание вопроса, экспериментатор может повторить задание, но не имеет права изменить его формулировку.

Временные ограничения указаны для каждого задания. На­чинайте регистрировать время в конце предъявления каждого вопроса. Если вопрос повторен, время отсчитывается от конца первого предъявления. В Бланке фиксации результатов предус­мотрено место для регистрации времени выполнения каждого задания. В заданиях 11-14 за быстрые ответы даются дополни­тельные баллы.

Прекращайте тестирование после 4-х последовательных неудач испытуемого.

Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. 2 балла до­бавляются испытуемым, которым не предъявлялись вопросы 1 и 2. Если дан правильный количественный ответ, балл начисляет­ся даже в том случае, если не названы единицы измерения, например рубли и копейки. Балл начисляется также, если испы­туемый спонтанно исправляет неправильный ответ в пределах ли­мита времени. В задачах 11-14 за скорость дается дополнитель­ный балл, как показано в протоколе. Максимальная оценка - 18.

Вопросы Время Ответы

1. 'Используя кубики из Методики Косса, расположите 7 кубиков красной гранью кверху в 2 группы по три и четыре, с расстоянием в 1 см между кубиками и 5 см между группами.

Затем спросите: "Сколько здесь всего кубиков?"

Уберите кубики, прежде чем продолжать опыт. 15" 7

2. У Вас есть 3 книги и 1 Вы отдае­те. Сколько у Вас остается книг? 15" 2

3. Сколько будет 4 рубля и 5 рублей? 15" 9 руб.

4. Если человек купил карандаши на 6 рублей и дает 10 рублей, сколько он должен получить сдачи? 15" 4 руб.

5. Сколько килограммов в 2,5 центне­рах? 15" 250 кг

6. Ученик купил 6 тетрадей по 25 рублей. Сколько он истратил денег? 30" 150 руб.

7. Сколько пирожков можно купить на 36 рублей, если один пирожок стоит 6 рублей? 30" 6 пирожков

8. Сколько времени потребуется человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/час? 30" 8 часов

9. Если человек покупает 7 двухрублевых марок и дает полтинник, сколько он должен получить сдачи? 30" 36 руб.

10. Из 18-ти рублей израсходовано 7 руб. 50 коп. Сколько денег осталось? 30" 10 руб. 50 коп. 1 1. 11.Цена двух банок зеленого горошка 31 рубль. Сколько стоит 12 банок? 60" 186 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-10")

12. Человек приобрел подержанную мебель за 2/3 стоимости новой. За это он заплатил 400 рублей.

Сколько стоит новая мебель? 60" 600 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-10")

13. 1-й сорт пальто стоит 60 рублей, 2-й сорт стоит на 15% дешевле 1-го. Сколько стоит 2-й сорт? 60" 51 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-15")

14. 8 человек могут закончить работу за 6 дней. Сколько человек потре­буется, чтобы закончить эту рабо­ту за полдня? 65" 96 чел. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-20")

2.4. Субтест 4 "СХОДСТВО"

Инструкция. С каждым испытуемым начинайте с задания 1. Предъявляйте задание со словами:"В чем сходство между пальто и платьем?" Если испытуемый отвечает, что и то и другое одежда или что их носят, скажите:"Хорошо" и перехо­дите к заданию 2.

Если испытуемый указывает на различие, не может отве­тить или говорит, что между пальто и платьем нет сходства, оцените его ответ в 0 баллов и скажите:"Сходство между ними состоит в том, что оба являются одеждой, и то и другое шьют из ткани, люди одевают их на тело, оба сохраняют тепло" и затем переходите к зада­нию 2.

Спросите: "Ну,а в чем сходство между собакой и львом?" Не помогайте испытуемому в этом и последующих за­даниях. Все задания предъявляйте одинаковым образом.

Прекращайте тестирование после 4-х последовательных неудач (ответов, оцениваемых в 0 баллов). Максимальная оцен­ка - 26.

Задания теста

1. Пальто - платье 8. Воздух - вода

2. Собака - лев 9. Глаз - ухо

3. Топор - пила 10. Поощрение - наказание

4. Апельсин- банан 11. Яйцо - зерно

5. Стол - стул 12. Муха - дерево

6. Север - Запад 13. Древесина - спирт

7. Поэма - статуя

Критерии оценки и примерыответов к субтесту "Сходство"

Общие критерии оценки в 2, 1 или 0 баллов для всех зада­ний таковы: 2 балла - любое родовое понятие, под которое в основном

подпадают оба члена пары;

1 балл - любые специфичные признаки, общие для обоих членов пары, устанавливающие любое разумное по­добие между ними;

О баллов - специфичные признаки каждого из членов пары; не­уместные обобщения, различия.

Приведенные ниже примеры представляют собой некоторые типичные ответы, полученные в стандартизующей популяции, и иллюстрируют процесс оценки. Слова "Оба являются..." или "У обоих есть..." можно понимать как предшествующие большинст­ву ответов.

Пальто - платье

2 балла- Одежда... Предметы одежды... Наряд... Обмундиро­вание. ..

1 балл - Сделаны из ткани... Помогают сохранить тепло... Их носят... Ими прикрывают тело... Вещи, которые на­деваются...

О баллов - Пальто теплее, чем платье... Сделаны из одного и того же материала... Пальто надевается поверх пла­тья... Оба имеют пуговицы...

2. Собака - лев2 балла - Животные... Млекопитающие...

1 балл - У них лапы... Мех... Хвосты... Принадлежат к одно­му виду...

О баллов - Похожи внешне... Лев рычит, собака лает... Опасны...

Топор - пила

2 балла - Инструменты... Рассекающие орудия...

1 балл - Используются плотником... Ими расчленяют на части... Металлические изделия...

О баллов - Сделаны из металла... Люди боятся их... У них есть

ручки... Ими пилят и рубят...

Апельсин - банан

2 балла- Фрукты

1 балл - Пища... То, что едят... Покрыты кожурой... Одинако­вого цвета... Растут... Содержат витамины...

О баллов - Круглые... Одинаковой формы... Содержат калории...

Стул - стол

2 балла - Мебель... Предметы мебели...

1 балл - Предметы домашнего хозяйства... Находятся в кухне и в ресторане... Используются во время еды...

О баллов - Стол - для того, чтобы за ним есть, стул - чтобы на нем сидеть... Имеют по четыре ножки... Деревян­ные предметы...

6. Север - запад

2 балла - Направления... Стороны света... Компасные точки... 1 балл - Указывают вам, куда вы идете... Места на карте... О баллов - Расстояние... Можно пойти в обе стороны...

7. Поэма - статуя

2 балла - Произведения искусства... Художественные творе­ния... Выражение художественных чувств...

1 балл - Сделаны человеком... Символичны... Красивые вещи... Волнуют чувства... Являются памятниками -заставляют помнить... Рассказывают о чем-то... Вы­ражают чувства или идею...

О баллов - Поэма описывает статую... Созданы знаменитыми людьми... Безжизненные (неодушевленные)... Поэму читают, а на статую смотрят... Нравятся людям... Если хорошие, то сохраняются надолго...

Воздух - вода

2 балла - Необходимы для жизни... Воздух необходим, чтобы жить, и вода необходима, чтобы жить... Необходи­мы для функционирования человеческого тела... Без них невозможно жить... Стихии... Составные части атмосферы... Геосфера...

1 балл - Элементы... Содержат кислород... Помогают нам жить... Средства передвижения... Нужны оба... Текучи...

О баллов - Всюду на земле... Продукты природы... Содержат воду... Дары природы... Дышим воздухом и пьем воду... Воздух - вещество и вода - вещество... Все время перемещается, точно так же вода все время перемещается... В облаках...

Глаз - ухо

2 балла - Органы чувств или восприятия... Рецепторы стиму­лов...

1 балл - Органы... Части тела... Через них мы получаем зна­ния. ..

О баллов - Необходимы человеку... Глазом видим, ухом слы­шим... Оба открываются наружу... Сообщают нам о том, что говорится... Читаем по губам и слышим ухом то, что произносится... Оба нужны человеку...

Поощрение - наказание

2 балла - Дисциплинарные меры... Способы критической оцен­ки... Меры воздействия на поведение других... Ме­тоды стимулирования...

1 балл - Для воспитания людей... Для выражения своего от­ношения... Используются для того, чтобы привестилюдей в определенное эмоциональное состояние... Способ добиться выполнения дела...

О баллов - Делать полезное человеку... 11. Яйцо - зерно

2 балла - Начало жизни... Воспроизводят то, из чего они сами произошли... Зародыши (эмбрионы)... Из того и из другого происходит потомство...

1 балл - Из обоих вырастают живые существа... Произво­дят... Дают жизнь (при неполном объяснении)... Могут создавать... Покрыты оболочкой... Из обоих что-то вырастает... Средства размножения (при не­полном объяснении)...

О баллов - Растут... Пища... Одно происходит из другого... И то и другое можно есть... Имеет желток... Круглые...

Муха - дерево

2 балла - Живые существа... Имеют жизнь...

1 балл - Дышат... Растут... Нуждаются в пище... Творения природы... Нуждаются в солнечном свете для жизни...

О баллов - Поднимаются в вышину на открытом воздухе... У мухи есть крылышки, а у дерева - листья... Муха маленькая, а дерево большое... Полезны для чело­века... Способны размножаться...

Древесина - спирт

2 балла - Органические соединения... Содержат углерод... Уг­леводороды...

1 балл - Горят... Используются в промышленности... Исполь­зуются как горючее (топливо)...

О баллов - Продукты дерева... Спирт производят из древеси­ны... Полезны... И то и другое может сбить с ног...

2.5. Субтест 5 "ПОВТОРЕНИЕ ЦИФР"

Следующие задания - повторение цифр в прямом и обрат ном порядке - предъявляются раздельно. В обоих тестах произ носите цифры со скоростью 1 цифра в секунду, не объединя! цифры в группы. Понижайте голос на последней цифре серии Номер серии указывает на количество цифр в данном задании.

Наши рекомендации