Необходимость изучения методологии научных исследований

В новых государственных образовательных стандартах высшего образования по основной программе подготовки магистров предусмотрено формирование компетенций в области методологии научных исследований.

Главной целью преподавания данной дисциплины является овладение студентами знаниями в области методологии проведения научных исследований, применения современных методов и подходов к решению актуальных проблем, выделению параметров порядка.

Чтобы уметь интегрировать и применять накопленные знания для решения сложных проблем, необходимо рассматривать объект исследования как единое целое. При этом это целое может включать в себя части с одной стороны неотделимые друг от друга, с другой стороны более глубоко исследуемые разными науками. Поэтому образование должно содействовать развитию общей способности мышления, включающей в себя умение понимать сложное и контекст в их многомерности и глобальных связях.

Вместе с тем в образовательных системах проводится жесткая разграничительная линия между гуманитарными и естественными науками, науки разделяются на дисциплины, ставшие замкнутыми на самих себе. Фундаментальные и глобальные проблемы вынесены за пределы научных дисциплин.

В результате сверхспециализация препятствует пониманию и решению глобальных проблем, а также служит тормозом в выявлении и осмыслении частных проблем, которые могут быть поставлены и решены только в своем контексте. Иными словами, специализация, которая замкнута, не позволяет интегрировать себя в глобальную проблематику или создать целостное концептуальное представление об объекте, который она рассматривает только в одном аспекте или в одной части. В подтверждение этого рассмотрим товароведение, которое математизировано в наибольшей степени по сравнению со всеми социальными науками, но не развивается в полной мере, поскольку исследования проходят только в узком диапазоне: материаловедения, конкретных технологий, химических процессов и т.д., абстрагируясь от социальных, политических, экономических, психологических, экологических условий, неотделимых от товароведческой деятельности. Именно поэтому производственники и товароведы-практики все чаще и чаще оказываются неспособными понять причины и следствия изменения потребительского спроса, товарных потоков, сегментации рынка и т.д. В результате — ошибка в товароведческой практике становится прямым следствием отсталости науки о товароведении.

Научное знание обладает неисчерпаемыми возможностями для создания новых ценностей. Практика же обогащает науку. Творчество, новое знание, реализованные на практике, становятся нормой ведения бизнеса.

Курс «Методология научных исследований» базируется на основополагающих принципах системного анализа, а также на современных достижениях научной мысли в области методологии познания и креативного решения проблем.

2. Понятие предмета дисциплины

Методология(от «метод» — путь познания, исследования, греч. «логос» — слово, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология постепенно выделилась в специальный предмет рационального познанияи теперь определяется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия,которые соотносятся со свойствами и законами действительности.

Исторически в целях накопления и передачи социального опыта возникла потребность в специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приемов и операций. Так, например, в Древнем Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей.

С развитием производства важную роль сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия.

Важная роль в становлении методологии как науки принадлежит Сократу, Платонуи Аристотелю. Сократрассматривал природу мышления в контексте добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т.д. По мнению Сократа, предметом истинного знания должно быть только то, что доступно целесообразной деятельности. Платондля понимания смысла диалектики понятий и категорий исходил из того, что мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета. Аристотельразработал важное для методологии учение о категориях как организующих формах познания, их диалектике, соотношении потенциального и актуального, формы и материи и т.д. Он подверг анализу принципы построения суждения, правила умозаключения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины.

Развитие производительных сил вызвало бурный расцвет естествознания, что потребовало коренных изменений в методологии, особенно в части исключения схоластики, которая мешала познанию мира.

В учении Ф. Бэконаоб индуктивном эмпирическом подходе к явлениям природы в качестве образца научной методологии выдвигались принципы механики, ставшими для нового поколения ученых — Галилея, Декартаи др. — инструментом познания. В частности, Галилей исходил из того, что научное познание должно базироваться на репрезентативном и точном эксперименте — как мысленном, так и реальном. Для реального эксперимента характерно непосредственное изменение условий возникновения явлений и установление между ними закономерных причинных связей, обобщаемых посредством математического аппарата.

По мнению Декарта, в качестве истины признаются только такие положения, которые осознаются ясно и отчетливо. За исходные принимаются аксиомы как самоочевидные истины, воспринимаемые разумом интуитивно, без всякого доказательства, из которых путем дедукции выводится новое знание.

Другая линия в методологии была представлена английским ученым Локком, стремящимся разработать такие способы мышления, которые способствовали бы построению строго эмпирической науки, основанной на чувственном опыте.

В немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) была преодолена ограниченность как рационалистического, так и эмпирического направления в методологии. Канткритически проанализировал структуру и типы познавательных способностей человека, разграничил конститутивные и регулятивные принципы познания, соотношение между его формой и содержанием. У Канта критическое отношение к наличному знанию служит методологическим основанием для преодоления догматического и метафизического воззрения на мир.

Гегельразвил элементы диалектики, содержащиеся в кантовском анализе процесса познания. Диалектика Гегеля имела характер всеобщего метода познания и духовной деятельности. Разработанные им категории и законы диалектики образовали качественно новый мыслительный аппарат, позволяющий исследовать взаимосвязи, противоречия и развитие бытия и мышления, основываясь на принципе восхождения от абстрактного к конкретному, от общих и бедных содержанием форм расчлененным и наиболее богатым содержанием, к системе понятий, позволяющих изучить предмет исследования в полном объеме. Однако познания изолированных информационных сведений о предмете исследования недостаточно. Надо располагать эти действия в контексте, в котором они только и приобретают свой смысл.

Клод Бастьенотмечает, что когнитивная эволюция протекает не в направлении замены знаний все более и более абстрактными, а, напротив, в направлении помещения их в контекст, который определяет условия их включения в целостную структуру знания и пределы их истинности.

Большое влияние на развитие методологии оказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания. В настоящее время перед миром стоят глобальные проблемы, требующие решения крупномасштабных научно-технических программ, взаимодействия многих наук. Эти задачи обусловили необходимость разработки таких методов и средств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие и синтез различных наук.

Если раньше понятие методологии охватывало преимущественно совокупность философских представлений об основах научно-познавательной деятельности, то теперь ему соответствует комплексная, внутренне дифференцированная область знания.

В отличие от теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом, главным образом его содержательное основание, методология акцентирует внимание на методах, путях достижения истинного и практически применимого знания. От социологии и науковедения методология отлична своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания.

Существует несколько классификаций методологий. Наиболее распространенным является деление методологии на содержательную и формальную.

Содержательнаяметодология включает в себя такие проблемы, как структура научного знания и научной теории; законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный аппарат науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операционный состав методов науки; условия и критерии научности.

Формальнаяметодология связана с анализом языка науки, формальной структурой научного объяснения, описанием и анализом формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий, типологии систем знания и т.д. В связи с разработкой этого круга проблем возникла необходимость исследования логической структуры научного знания, что явилось толчком развития методологии науки как самостоятельной области знания, охватывающей все многообразие методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания.

Методология научных исследований в конкретной области знания — составная часть общей методологии рационального познания объективной реальности, имеющая самостоятельное значение («целое, мыслимое как многое»).

Предметомданной дисциплины является система принципов, методов, апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами в сфере товароведения и торгового предпринимательства.

3. Задачи и структура дисциплины

Исходя из предмета дисциплины «Методология научных исследований» и требований государственного стандарта высшего профессионального образования, ее цельюявляется овладение студентами методологическими основами научной работы, которые должны найти применение в специфике конкретных исследований, формировании профессиональных навыков и компетенций.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

• формирование представления о сущности, классификации и характеристике познания, его объекте и предмете;

• раскрытие методологических основ научного познания: понятие, источники возникновения проблемных ситуаций, подходы к исследованию проблем;

• обучение приемам и методам проведения товароведческих исследований, поиску и отбору информации, методике и технике оформления результатов исследования;

• расширение представления у студентов о моделировании и применении графических методов в научных исследованиях.

Все это будет способствовать развитию у студентов умений

• выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования;

• обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;

• представлять научную информацию в устной и письменной форме (в виде доклада, научного отчета, диссертации, эссе, аналитической справки и др.);

• вести научную дискуссию, используя принципы, правила и требования диалектики и психологии спора.

Лекция № 2

Наши рекомендации