Обогащение и развитие лексики

Логопедическая работа по обогащению и развитию лекси­ки строится с учетом особенностей формирования словаря у

II

детей с данной речевой патологией. Коррекционное воздействие направлено на:

1) совершенствование денотативного значения слов (при со­отнесении произнесенных экспериментатором слов с назва­ниями картинок и называние предметных картинок);

2) развитие структурного компонента лексического значения слов; подбор синонимов и антонимов, способствующий фор­мированию парадигматических отношений; составление предложений, формирующее у детей с данной патологией умение устанавливать ситагматические отношения;

3) развитие сигнификативной функции лексического значения слов, способствующее успешности всех перечисленных на­правлений работы и выработке у учащихся с дизорфогра-фией умения объяснять значения слов.

Направления работы основаны на традиционной методике коррекции речевого недоразвития детей: развитие объема и качества номинативного словаря, умения называть действие по предъявленному предмету, подбирать определения к слову, обо­значающему предмет, отбирать слова-антонимы, отбирать сло­ва-синонимы, находить слова-омонимы, узнавать слова и объяснять их значения, выделять и объяснять переносные зна­чения словосочетаний и предложений.

С целью обогащения и развития лексики учащихся млад­ших классов предлагаются следующие упражнения.

5.1. Развитие объема и качества номинативного словаря

А. Обогащение и развитие словаря. Материал — муляжи фруктов, овощей, ягод, фигурки зверей, птиц, насекомых, ап­пликация человечка. По каждой лексической теме проводятся игры: «Волшебный телевизор» (о временах года, месяцах, днях недели), «Собери гномика» (о частях тела), «Пойдем в школу» (о школьных принадлежностях), «Наши мамы и папы» (о про­фессиях), «Если бы мой папа был военным» (об армии), «В ма­стерской» (об инструментах), «Наш оркестр» (о музыкальных инструментах), «На огороде» (об овощах), «В саду» (о фруктах

и ягодах), «Кто самый маленький?» (о насекомых), «Что спря­талось в шкафу?» (о вещах), «Что надевают на ножки?» (об обу­ви). Ученика просят рассмотреть картинки или муляжи и фи­гурки. Ему предлагается сгруппировать изображения, дать им общее название. При затруднении даются необходимые пояс­нения.

Б. Выделение общих и разлигных признаков в серии изобра­женных предметов. Материал — картинки с изображениями персика, ананаса, редиски, яблока; сенокосилки, комбайна, те­левизора, грузовика. Ребенку предлагается выделить признак, объединяющий большинство картинок, и назвать «лишнюю».

В. Обобщение слов по одному понятию. Материал - картин­ки с изображением куста акации, земляники, пенала, шапки, туфель. Школьник рассматривает картинку и объясняет, к ка­кому понятию (виду) относятся изображения и почему. (На­пример: Акация —- это кустарник. У акации нет главного ство­ла, она растет сразу из земли несколькими побегами или ветками).

Г. Развитие умения к двойному обобщению. Материал — кар­тинки с изображениями: а) ромашки, колокольчика, розы, гла­диолуса, подберезовика, лисички, опят, мухомора; б) коровы, лошади, козы, верблюда, лисицы, волка, медведя, барсука. Уче­нику предлагается рассмотреть изображения и сказать, какими понятиями можно объединить слова в сериях, как обозначить и то и другое вместе. Почему? (Например: Ромашка, колоколь-гик... — это цветы. Подберезовик, лисигка... — это грибы. Цветы и грибы — это растения).

5.2. Развитие умения называть действие по предъявленному предмету

А. Называние действия по предъявленному предмету (ис­пользуя слова с конкретным знагением). Материал — картинки с изображением идущей девочки, летящей бабочки, плывуще­го дельфина, хора поющих детей, скачущей лошади. Школьни­ка просят назвать изображенное на картинке действие персо­нажа или персонажей. 188

Б. Называние действия по предъявленному предмету или изображенному на картинке явлению природы (используя слова с отвлегенным знагением). Материал — картинки, на которых изображены дождь, часы, дом, река, вьюга, ураган. Учащемуся предлагается назвать действие предмета или явление, подумать, о ком (о чем) еще можно так сказать.

В. Называние действия по предъявленному предмету (с опо­рой на картинку). Материал — картинки с изображением воро­бья, собаки, поросенка, коровы, лягушки. Школьник получает задание: не показывая и не называя изображения сверстникам, назвать ряд характерных действий персонажа, то есть «зага­дать» загадку другим ученикам.

5.3. Развитие умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет

A. Подбор определения к слову, обознагающему предмет (с использованием кагественных прилагательных). Материал — картинки с изображениями цветка, слона, перца, мышки, змеи. Ученику предлагается назвать изображение и подобрать к нему несколько определений по вопросам «Какая?», «Какой?», «Ка­кое?». Далее ребенок отбирает необходимые картинки из пред­ложенных. Задание проводится по принципу лото.

Б. Подбор определения к слову, обознагающему предмет (с использованием относительных прилагательных). Матери­ал — пособие «Ромашка» и картинки с изображениями желез­ной ложки, стеклянного стакана, стирального порошка, молоч­ного супа. Учащемуся предлагается игра «Собери ромашку» (назвать картинку и с помощью образца рассуждения, данного | логопедом, составить нужное определение).

B. Подбор определения к слову, обознагающему предмет (с использованием притяжательных прилагательных). Мате-)иал — пособие «Телевизор» и картинки с изображениями шсьей норы, утиного яйца, оленьих рогов, заячьих следов, павлиньего хвоста. Задание выполняется аналогично выше­указанному.

L

5.4. Развитие умения отбирать слова-антонимы

А. Отбор антонимов (с исклюгением «конфликтных» слов). Материал — пособие «Барашки на мосту» и карточки со слова­ми: нищий, беда, богатый, радость, грубый, ласковый, синий. Ученика просят вставить в прорези «упрямых барашков» анто­нимы и назвать «лишнее» слово (синий).

Б. Нахождение антонимов в стихотворении. Детям предла­гается послушать стихотворение-загадку, найти отгадку и на­звать антонимы.

То что-то прошепчет, То вдруг загудит. Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять.

Я. Найденова

Бывает он в холод. Бывает и в зной, Бывает он добрый, Бывает и злой. В открытые окна, Нежданно влетит,

В. Развитие умения заменять антонимы в предложении. Ма­териал — предложения: Наступила холодная снежная зима. Зимой рано смеркается. (Второй класс). Заяц бегает быстро. Весной птицы летят с юга на север. (Третий класс). Дается об­разец выполнения задания: Пустой колос легок, он стоит пря­мо. А полный колос тяжел, он к земле гнется. Ученикам предла­гается в предложениях найти антонимы и по представленному образцу изменить их.

Г. Развитие умения продолжать нагатое предложение с ис­пользованием антонимов. Речевой материал — предложения: Летом дни увеличиваются, зимой же они .... Старые липы зи­мой кажутся уродливыми, но в июле они выглядят.... Школь­нику предлагается прочитать и закончить предложения слова­ми-антонимами.

Д. Подбор антонимов к многознагным словам. Речевой ма­териал — словосочетания:

свежий хлеб — ... (черствый хлеб),

свежий ветер — ... (прохладный, чистый ветер),

свежая газета — ... (старая газета),

свежие яблоки —... (сушеные яблоки), 190

старый дом —... (новый дом),

старый человек —... (молодой человек).

Ученику предлагается прослушать словосочетания и подо­брать к ним противоположные по значению. (Например, ана­логичные словосочетания приведены в скобках).

Е. Подбор синонимигеских групп антонимов. Речевой мате­риал — предложения: Степные реки медленные, спокойные, а горные реки... (быстрые, бурные, шумные). Солнце яркое, жгу­чее, а луна... (бледная, холодная). Саша работает быстро, энер­гично, а Коля ... (медленно, вяло). Логопед предлагает учаще­муся закончить предложения несколькими словами (по аналогии со словами в скобках).

5.5. Развитие умения отбирать слова-синонимы

А. Отбор синонимов из ряда слов. Материал — аппликация двух человечков, держащихся за руки и слова: необходимый, грустный, нужный, отвага, печальный, смелость. Ученику пред­лагается вставить в прорези на груди человечков соответству­ющие карточки, объяснить свой выбор.

Б. Нахождение — синонимов в стихотворении. Речевой ма­териал — стихотворение:

ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЮ

Деревья зимою. Деревья зимою Пронизаны ветром И стужей самою. И старые сосны, И острые ели Встают как солдаты

Навстречу метели. В пургу по колени, Буранами гнутся, Вершинами машут. Сдают? Не сдаются!

М. Дудин

Логопед просит послушать стихотворение, определить и назвать синонимы, подобрать синонимы к словам: стужа (хо­лод, мороз), солдат (воин, боец), встают (поднимаются), гнут­ся (сгибаются, склоняются).

iff

В. Подбор синонимов к отдельным словам. Материал — сло­ва: косой, косолапый, серый, сохатый. Учащемуся предлагает­ся прочитать слова, назвать животных, о которых можно так сказать (о зайце, медведе, волке, лосе), и объяснить почему.

Г. Группировка слов по смыслу. Материал — слова: громкий, теп­лый, громогласный, шумный, смешливый, большой, веселый, гро­мовой. Школьнику предлагается задание выбрать две группы близких по смыслу прилагательных и указать «лишние» слова.

Д. Классификация синонимов по возрастающей или убываю­щей степени одного признака. Материал — картинки с изобра­жениями кита, слона, зубра; воробья, мухи, муравья; карточки со словами: огромный, гигантский, большой, маленький, кро­шечным, микроскопический. Ученик получает инструкцию рас­смотреть картинки и положить под них соответствующие кар­точки с определениями. После чего логопед убирает картинки и просит составить и назвать «цепочку» слов в соответствии с увеличением или уменьшением размеров персонажей.

Е. Дифференциация синонимов и антонимов. Материал — фигурки человечка, кошки, собаки; карточки со словами: глу­пый, умный, разумный, грубый, ласковый, нежный, высокий, маленький, низкий, враг, приятель, друг. Логопед объясняет правила игры «Не ошибись!». Под картинками кошки и собаки предлагается положить карточки со словами-антонимами, так как в жизни эти животные не дружат. Собака привязана к чело­веку, а кошка — к его дому. Поэтому под изображением челове­ка нужно положить карточку с напечатанным словом, синони­мичным лежащему под изображением собаки.

5.6. Развитие умения находить слова-омонимы

А. Нахождение омонимов. Речевой материал — стихотворе-

ние:

Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. Д. Лукиг

— Кто вы?

— Мы — лисички,

— Дружные сестрички.

— Ну а вы-то кто же?

— Мы лисички тоже!

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой.

А. Шибаев

Ученика просят назвать слова стихотворений, которые зву­чат и пишутся одинаково, но имеют разное значение (второй класс), омонимы (третий класс).

Б. Объяснение знагения омонимов. Речевой материал — сло­ва: мир, полотно, ракета, высота, язык. Учащемуся предлагает­ся назвать все значения указанных слов, составить с ними пред­ложения.

В, Подбор синонимов к каждому знагению. Материал — кар­точка со словом сырой. Ребенку предлагается прочитать слово и на концах стрелок написать два слова, отражающие значение данного. Затем к каждому из написанных необходимо дописать синоним, например:

СЫРОЙ

(влажный, мокрый) (незрелый, зеленый)

Г. Подбор антонимов к каждому знагению. Материал — слова СЫРОЙ, СВЕЖИЙ. Логопед просит подобрать к каждому сло­ву по два антонима, например:

СЫРОЙ

СВЕЖИЙ -

(сухой)

(пропеченный) „(черствый) "(теплый)

5.7. Развитие умения узнавать слова и объяснять их значения

A. Узнавание слов по описанию (имен существительных). Материал — предметы и картинки с изображением пчелы, са­молета, стола, норы, тарелки. Логопед описывает определен­ный предмет или то, что изображено на картинке, а учащийся называет и показывает.

Б. Выделение имен существительных среди других гастей реги. Речевой материал — слова: парта, дом, море, взошла, кры­ша; ложка, солнце, оловянный, дверь, моряк. Ученик должен найти «лишнее» слово и аргументировать свое решение.

B. Замена словосогетания, обознагающего действие, одним словом. Речевой материал — словосочетания: посмотреть впра­во, влево, назад, вперед; передвигаться по воздуху; двигаться по воде; говорить очень тихо, водить за нос, тянуть кота за хвост. Ученика просят заменить словосочетание одним словом (гла­голом).

Г. Объяснение знагения глаголов. Речевой материал — сло­ва: вычитать, петь, плясать, бегать, ловить, плакать, рассме­шить. Логопед называет слово и просит объяснить его значе­ние, ответив на вопрос «Что значит?».

Д. Развитие умения соотносить предмет и его признак. Ма­териал — картинки с изображением ежа, стакана, цыпленка, снеговика, апельсина. Логопед показывает картинки. Называ­ет их персонажи и предлагает указать как можно больше пред­метов и персонажей, имеющих такой же признак. Например, Еж колюгий. Щетка тоже колюгая. Злой взгляд геловека также называют колюгим.

Е. Характеристика предмета по заданным признакам. Ма­териал — картинки, с изображениями яблока, арбуза, вишни, лимона, дыни. Школьнику предлагается охарактеризовать со­ответствующие предметы по цвету, форме, величине, вкусу.

Ж. Соотнесение названия признака предмета и лексигеско-го знагения слова. Материал — слова: багряный, длинный, га­далка, благородный, богатый, догадливый, добрый; — карточ­ки с описаниями: 1) тот, кто имеет много денег или других

ценностей; 2) тот, кто делает добро; 3) темно-красный, пурпур­ный цвет; 4) высоконравственный, честный человек; 5) высо­кий человек; 6) сообразительный; 7) гадающий на картах. Ло­гопед произносит слово и просит ученика показать карточку, на которой содержится толкование значения данного слова.

3. Объяснение знагения имен прилагательных. Речевой ма­териал — слова: грустная, грязный, покрытая, крепкое, прозрач­ный. Учащегося просят объяснить значение слов с помощью вопросов «Это какой?», или «Что такое?», или «Кто такая?».

5.8. Развитие умения выделять и объяснять переносное значение словосочетаний и предложений

A. Объяснение знагения слов в словосогетаниях и предложе­ниях. Материал — словосочетания: золотые руки, умные вещи, тяжелый взгляд, летящая походка; предложения: Его мысли были далеко от дома. Сердце бабушки от радости было готово выпрыгнуть наружу. Логопед просит прослушать словосочета­ние (предложение) и объяснить его значения (прямое и пере­носное).

Б. Объяснение образных выражений. Материал — стихотво­рение «Ноги в руки»:

Как это принято у змей, Кусают за ногу гадюки, А потому при встрече с ней Берите, дети, ноги в руки! Б. Заходер

Процедура и инструкция — те же.

B. Нахождение устойчивых оборотов и объяснение их зна­чений. Речевой материал — стихотворение:

По узкой тропинке гусиным шажком Гусиное войско шагает гуськом.

А. Санин

Школьника просят внимательно прослушать двустишие, найти устойчивые обороты и объяснить их значения.

Г. Актуализация устойгшых оборотов с заданными слова­ми. Материал — слова: голова, нос, рука, нога, палец, ухо, зуб, язык. Ученику предлагается прочитать слова, вспомнить и на­звать устойчивые обороты с каждым из них (например: зару­бить на носу).

Д. Объяснение знагения пословиц, поговорок. Материал — по­словицы, поговорки: Встречают по одежке, а провожают по уму. Один в поле не воин. Волков бояться — в лес не ходить. И во­робей на кошку чирикает. Что посеешь, то и пожнешь; что по­жнешь, то и посеешь. Делу — время, потехе — час. Не рой дру­гому яму — сам в нее попадешь.

Ученик должен прослушать поговорки и пословицы, объяс­нить значение каждой из них.

Наши рекомендации