Исследование физических свойств почвы

Содержание работы

1. Введение……………………………………….…………………………3

2. Основная часть………………………………………………………….6

2.1. Виды и состав почв ………………………………………………….6

2.2. Исследование физических свойств почвы ………………………….8

2.3.Исследование химических свойств почвы………………………….10

3.Заключение и выводы по результатам исследовательской работы…15

4.Список литературы………………………………………………………16

Введение

Более 100 лет назад В.В.Докучаев определил почву как самостоятельное естественно-историческое тело, “продукт совокупной деятельности” пород, климата, растительных и животных организмов, возраста и рельефа местности. Почва - поверхностный слой Земли, обладающий плодородием. Почва - одно из важнейших богатств, которыми располагает человек. Поэтому так важно для человека изучение почвы – источника нашего пищевого благосостояния. Вместе с тем, мы наблюдаем постоянное исчезновение почвы, уменьшение площади плодородных земель вследствие ветровой и водной эрозии, а также загрязнения почв человеком.

Прежде, чем приступить к основной части работы, считаю нужным подробно остановиться на описании места моего исследования:

Цель работы:Исследование свойств почвы в районе «Михайловского ряма»

Задачи работы:

1.Проанализировать литературные и научные источники, статистический материал по данной теме.

2. Определить физические и химические свойства образцов почвы.

3. Выступить с результатами исследования на школьной научной конференции.

Объект исследования: почвы в окрестностях Памятника природы областного значения « Михайловский рям».

Предмет исследования: физические и химические свойства почвы.

В соответствии с целью и задачами определили следующие направления исследования:

- краеведческие исследования,

-географические исследования,

-исследования почвенных разрезов,

-химические исследования почв.

В процессе выполнения исследовательской работы были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ литературных источников и материалов.

2. Метод полевых наблюдений и исследований.

3. Аналитический.

Работа выполнялась по следующему плану:

1.Подготовительный период (изучение научной литературы, методик полевых работ).

2.Полевой этап: отбор образцов почв (почвенного монолита).

3.Работа в камеральных условиях (обработка результатов исследования).

Время проведения исследования:

Место проведение исследования:

Актуальность работысостоит в том, что в настоящее время не были проведены исследовательские работы по изучению почвенных разрезов данной местности.

Данные исследования могут применяться на уроках географии 6 класса (тема: «Почвы»), 8 класса (тема:«Типы почв России»), в работе «Экологической тропы» по географии, краеведению, биологии.

Основная часть

Виды и состав почвы.

Цвет, механический состав, структура, новообразования – основные характеристики почвенных горизонтов.

Почва бывает разного цвета из-за того, что в ней как бы смешиваются цвета ее главных компонентов.

Механический состав почвы – это содержание в ней песчаных и глинистых частиц разного размера.

Наконец, новообразования – это особые выделения в почвенном веществе, образующие в результате выпадения из растворов различных солей и соединений.

Почва создается в результате взаимодействия во времени и пространстве климата, живых организмов (растений, животных и особых организмов – грибов), горных пород, рельефа. Однако при этом ни в коем случае нельзя забывать о факторе времени, в которое климат, организмы, горные породы и рельеф образуют почву. [3]

При подготовке к исследованиям почв памятника я познакомилась с литературой о географии родного края, изучила публикации в научной литературе. Это позволило мне получить сведения о природно-климатических условиях места исследования, методиках исследования почв, их хозяйственном использовании.

Методика непосредственного изучения почв в поле основана почти целиком на выяснении морфологических признаков почв.

Исследование почв производится главным образом по почвенным разрезам, представляющим собой специально выкопанную яму той или иной глубины. По назначению разрезы бывают основными, полуямами, или контрольными. [2]

Основные разрезы делают в местах, наиболее типичных для изучаемой территории как в отношении рельефа, так и растительности

Разрезы обычно делают на полную глубину (1,5—2 м и глубже) с тем, чтобы можно было обнаружить и изучить также и почвообразующую породу. В тех случаях, когда близко к поверхности залегают грунтовые воды (в нашем случае), основные разрезы могут быть глубиной до 1м и даже меньше. Я сделала разрез на 40 см.

Схема«Почвенный разрез в районе исследования»

Передняя стенка разреза
Ступени
20см
40см

С точки зрения трудности или сложности проведения почвенных исследований условно территории делятся на пять категорий (Н. П. Карпинский, Н. К. Балябо, В. А. Францессон, А. И. Ляхов). [1] В нашем случае исследуемый участок я отнесла к IV категории

IV категория: 1) лесные районы, мало освоенные под земледелие, с наличием 20—45% заболоченных площадей;

Из литературы я узнала, что почвенные разрезы не следует располагать вблизи дорог, рядом с обочинами канав, в нетипичных для данной площади микропонижениях и т. д.

На небольшом исследуемом участке, представляющем собой гладкую равнину, достаточно заложить один разрез, который и будет характеризовать почву этого участка.

Исследование физических свойств почвы - student2.ru Фото 1 Закладкапочвенного разреза.

Содержание работы

1. Введение……………………………………….…………………………3

2. Основная часть………………………………………………………….6

2.1. Виды и состав почв ………………………………………………….6

2.2. Исследование физических свойств почвы ………………………….8

2.3.Исследование химических свойств почвы………………………….10

3.Заключение и выводы по результатам исследовательской работы…15

4.Список литературы………………………………………………………16

Введение

Более 100 лет назад В.В.Докучаев определил почву как самостоятельное естественно-историческое тело, “продукт совокупной деятельности” пород, климата, растительных и животных организмов, возраста и рельефа местности. Почва - поверхностный слой Земли, обладающий плодородием. Почва - одно из важнейших богатств, которыми располагает человек. Поэтому так важно для человека изучение почвы – источника нашего пищевого благосостояния. Вместе с тем, мы наблюдаем постоянное исчезновение почвы, уменьшение площади плодородных земель вследствие ветровой и водной эрозии, а также загрязнения почв человеком.

Прежде, чем приступить к основной части работы, считаю нужным подробно остановиться на описании места моего исследования:

Цель работы:Исследование свойств почвы в районе «Михайловского ряма»

Задачи работы:

1.Проанализировать литературные и научные источники, статистический материал по данной теме.

2. Определить физические и химические свойства образцов почвы.

3. Выступить с результатами исследования на школьной научной конференции.

Объект исследования: почвы в окрестностях Памятника природы областного значения « Михайловский рям».

Предмет исследования: физические и химические свойства почвы.

В соответствии с целью и задачами определили следующие направления исследования:

- краеведческие исследования,

-географические исследования,

-исследования почвенных разрезов,

-химические исследования почв.

В процессе выполнения исследовательской работы были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ литературных источников и материалов.

2. Метод полевых наблюдений и исследований.

3. Аналитический.

Работа выполнялась по следующему плану:

1.Подготовительный период (изучение научной литературы, методик полевых работ).

2.Полевой этап: отбор образцов почв (почвенного монолита).

3.Работа в камеральных условиях (обработка результатов исследования).

Время проведения исследования:

Место проведение исследования:

Актуальность работысостоит в том, что в настоящее время не были проведены исследовательские работы по изучению почвенных разрезов данной местности.

Данные исследования могут применяться на уроках географии 6 класса (тема: «Почвы»), 8 класса (тема:«Типы почв России»), в работе «Экологической тропы» по географии, краеведению, биологии.

Основная часть

Виды и состав почвы.

Цвет, механический состав, структура, новообразования – основные характеристики почвенных горизонтов.

Почва бывает разного цвета из-за того, что в ней как бы смешиваются цвета ее главных компонентов.

Механический состав почвы – это содержание в ней песчаных и глинистых частиц разного размера.

Наконец, новообразования – это особые выделения в почвенном веществе, образующие в результате выпадения из растворов различных солей и соединений.

Почва создается в результате взаимодействия во времени и пространстве климата, живых организмов (растений, животных и особых организмов – грибов), горных пород, рельефа. Однако при этом ни в коем случае нельзя забывать о факторе времени, в которое климат, организмы, горные породы и рельеф образуют почву. [3]

При подготовке к исследованиям почв памятника я познакомилась с литературой о географии родного края, изучила публикации в научной литературе. Это позволило мне получить сведения о природно-климатических условиях места исследования, методиках исследования почв, их хозяйственном использовании.

Методика непосредственного изучения почв в поле основана почти целиком на выяснении морфологических признаков почв.

Исследование почв производится главным образом по почвенным разрезам, представляющим собой специально выкопанную яму той или иной глубины. По назначению разрезы бывают основными, полуямами, или контрольными. [2]

Основные разрезы делают в местах, наиболее типичных для изучаемой территории как в отношении рельефа, так и растительности

Разрезы обычно делают на полную глубину (1,5—2 м и глубже) с тем, чтобы можно было обнаружить и изучить также и почвообразующую породу. В тех случаях, когда близко к поверхности залегают грунтовые воды (в нашем случае), основные разрезы могут быть глубиной до 1м и даже меньше. Я сделала разрез на 40 см.

Схема«Почвенный разрез в районе исследования»

Передняя стенка разреза
Ступени
20см
40см

С точки зрения трудности или сложности проведения почвенных исследований условно территории делятся на пять категорий (Н. П. Карпинский, Н. К. Балябо, В. А. Францессон, А. И. Ляхов). [1] В нашем случае исследуемый участок я отнесла к IV категории

IV категория: 1) лесные районы, мало освоенные под земледелие, с наличием 20—45% заболоченных площадей;

Из литературы я узнала, что почвенные разрезы не следует располагать вблизи дорог, рядом с обочинами канав, в нетипичных для данной площади микропонижениях и т. д.

На небольшом исследуемом участке, представляющем собой гладкую равнину, достаточно заложить один разрез, который и будет характеризовать почву этого участка.

Исследование физических свойств почвы - student2.ru Фото 1 Закладкапочвенного разреза.

Исследование физических свойств почвы

Наши рекомендации