Урок к навыку 3 Как научиться невербальному общению

Чтобы быть хорошим собеседником, требуется гораздо больше, чем только умение красиво говорить. Более того, очень часто то, что вы говорите, менее важно, чем то, как вы говорите. Огромное значение имеют невербальные сигналы, которые вы посылаете собеседнику: тон голоса, выражение лица, жесты, положение тела (в какой позе вы сидите или стоите, как близко вы находитесь к собеседнику), как быстро (медленно) или как громко (тихо) вы говорите, смотрите ли в глаза тому, с кем разговариваете. Чтобы удерживать внимание других, строить с ними доверительные взаимоотношения, вы должны знать и контролировать язык тела. Вы также должны быть в состоянии точно прочесть и ответить на невербальные сообщения, которые другие люди посылают вам. Эти сообщения не прерываются, когда человек прекращает говорить. Даже когда вы молчите, вы все еще общаетесь невербально.

Думайте о том, что вы транслируете, и как соотносится то, что вы передаете, с тем, что чувствуете. Если вы настаиваете, что у вас все хорошо, и в то же время сжимаете зубы и отводите взгляд, ваше тело ясно сигнализирует о противоположном, о том, что у вас вовсе не все хорошо. Ваши невербальные сообщения могут произвести впечатление интереса, доверия, взволнованности – или опасения, беспорядка, недоверия и незаинтересованности.

Как улучшить невербальную коммуникацию?

Успешная невербальная коммуникация зависит от вашей способности управлять напряжением, признавать ваши собственные эмоции и понимать сигналы, которые вы посылаете и получаете. Когда вы общаетесь:

● фокусируйтесь на своем собеседнике. Если, вместо того чтобы концентрироваться на нем, вы поглощены мыслями о том, что сказать дальше, или мечтаете, или размышляете о чем-то еще, то будьте уверены, что вы пропустите невербальные сообщения и прочие тонкости беседы;

● установите зрительный контакт. Смотрите в глаза тому, с кем говорите, лишь периодически отводя взгляд на несколько секунд, чтобы не вызвать у собеседника напряжения. Зрительный контакт может передать интерес, поддержать ход беседы, помочь понять ответ другого человека и его реакцию на ваши слова;

● обращайте внимание на невербальные реплики, которые вы посылаете и получаете, – такие как выражение лица, тон голоса, положения тела, жесты, темп беседы.

Урок к навыку 4 Как использовать юмор и игру, чтобы справляться с вызовами

Юмор, смех и игра – естественные противоядия к трудностям жизни. Они облегчают ношу и помогают видеть нечто хорошее в происходящем и лучшее – в будущем. Шутка помогает посмотреть на проблему с другой стороны, отнестись к ней проще. Хороший смех уменьшает стресс, поднимает настроение и возвращает нервную систему в состояние равновесия. Веселое, игривое общение вносит оживленность в отношения. И в целом юмор расширяет рамки эмоционального интеллекта, помогая нам:

● преодолевать препятствия и справляться с затруднениями. Включая чувство юмора, мы разрешаем себе рассматривать расстройства и разочарования в новой перспективе; смех и игра позволяют нам пережить периоды раздражения, трудные времена, задержки в важных делах, неожиданные преграды на пути к цели;

● сгладить углы. Использование юмора часто помогает нам говорить вещи, которые в противном случае было бы трудно выразить, не вызвав замешательство;

● одновременно расслабить и простимулировать самого себя. Общение с элементом игры уменьшает усталость и расслабляет тело, что позволяет нам «перезарядить батарейки»;

● проявлять творческие способности. Расслабляясь, мы освобождаемся от косного стиля мышления, позволяем своей мысли приносить неожиданные и свежие идеи, а себе – смотреть на вещи по-новому.

Развить у себя умение общаться легко, весело и живо – не так уж сложно. И главное, никогда не поздно перейти на сторону смеха, никогда не поздно увидеть самому и показать другим свою игривую, задорную, юморную сторону. Для этого нужно, во-первых, почаще практиковаться: чем больше мы шутим и смеемся, тем более легкой задачей это становится. Во-вторых, нужно найти приятные действия, которые расслабляют вас и помогают вам выражать свою игровую природу. И, наконец, хорошая практика – это игры с животными, маленькими детьми и такими людьми, которые ценят игривое подшучивание.

Наши рекомендации