Латеральное М средство совершенствования самой интуиции.

Интуиция, творческие способности, чувство юмора трудноуловимы, т.к. мыслительный аппарат работает высокоэффективно. Он все преобразует в некоторые стереотипы, модели.

Система моделей очень эффективный способ обработки информации. Они становятся кодом - выбирает то, что необходимо для определения закодированной модели, к которой он и обращается.

Поступающая информация выстраивается в виде стереотипов. Эта система самоорганизуется, самоукрупняется.

Интуиция и чувство юмора связаны с изменением стереотипов. Творчество связано тоже связано с подобной перестройкой - уход от ограничивающих нас стереотипов. Латеральное мышление включает в себя перестройку привычных представлений и создает условия для появления новых моделей.

Цель латерального мышления – генерация идей- все сферы Д человека. Еще одна задача ЛМ – освобождение от оков старых представлений.

ЛМ отличается от традиционного вертикального (ВМ), там человек продвигается вперед, делая шаги, каждый из которых должен быть оправдан.

При ЛМ информация используется не ради ее самой, а ради результата, который она может принести. Допустимо ошибаться, а потом придти к правильному результату. При вертикальном М – ошибка скажется на результате (математика).

При ЛМ подыскивают постороннюю информацию, при ВМ – только то, что к делу. ВМ и ЛМ дополняют друг друга ЛМ не подменяет ВМ.

При ВМ можно придти в определенному умозаключению, сделав ряд обоснованных шагов, они разумны и поэтому человек полностью уверен в правильности своего вывода. Путь сам правильный, но отправная точка зависит от выбора, зависящего от нашего восприятия, который откладывает отпечаток на используемые нами устоявшиеся понятия. ЛМ требуется для того чтобы контролировать обусловленный восприятием выбор, который находится вне досягаемости ВМ. Заставляет усомниться в любом строгом выводе.

ЛМ расширяет возможности ВМ. ВМ развивает идеи, рожденные при ЛМ.

ВМ – ИЗБИРАТЕЛЬНО, ЛМ – СОЗИДАТЕЛЬНО. Правильность важно в ВМ, плодотворность – при ЛМ. ВМ выбирает 1 путь – отбрасывает другие, ЛМ – не отбирает – стремится найти новые возможности. – 1 путь и альтернативные решения.

ВМ развивается только в заданном направлении, ЛМ само задает направление. ВМ – движение в строго обозначенном направлении , в ЛМ – движение ради движения.- положить направление. ЛМ напоминает игру, в которой, где нет цели и направления. Человек в ВМ знает, что он пытается найти, с ЛМ – знает, что о не состоянии поиска, объект которого известен.

ВМ аналитично, ЛМ побуждает к дальнейшим поискам.

ВМ последовательно, ЛМ может совершать скачки.

ВМ предполагает правильность каждого шага, ЛМ этого не требует.

ВМ прибегает к отрицанию, чтобы отсечь непредвиденные возможности, ЛМ не знает отрицаний.

ВМ сосредоточивается на чем-то одном, ЛМ – приветствует любую появившуюся возможность.

ВМ придерживается устойчивых классификаций и обозначений, ЛМ от этого свободно.

ВМ ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, ЛМ – в наименее.

ВМ – процесс с конечным результатом, ЛМ – процесс вероятностный.

Взаимно дополняют друг друга. ЛМ увеличивает эффективность ВМ, а ВМ умножает действенность ЛМ используя его идеи..

В ЛМ нет ничего загадочного – это не более чем способ переработки информации.

Де Боно в своей работе «Латеральное мышление» приводит способы развития ЛМ.

39. Интроспективный подход в изучении мышления: ассоцианизм и Вюрцбургская школа.

Первые представления об универсальных закономерностях пси­хической жизни человека связывались с принципом ассоциаций, т. е. образованием и актуализацией связей между представления» ми («идеями»).

Уче­ние об ассоциациях, подготовленное еще трудами древних филосо­фов, получает развитие и широкое распространение в XVII— XVIII веках. Основной закон ассоциаций формулировался так: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется. Вы­делялось 'четыре вида ассоциаций: 1) по сходству, 2) по контрасту, 3) по близости во времени или в пространстве, 4) по отношению (причинность, присущность).

Психология мышления в этот период еще не выделилась в ка­честве самостоятельного раздела психологической науки. Непроизвольное следование образов-представлений принималось за тип всякого умственного процесса: мышление — всегда образное мышление, процесс — всегда непроизвольная смена образов. Развитие мышления — это процесс накопления ассоциаций. Хотя всякая ассоциация может рассматриваться в двух аспектах — образования и актуализации уже образованной ассоциации, экспериментальные исследования умственной деятельности в рамках ассоциационизма касались только актуализации ассоциаций и измерения скорости последовательных словесных ассоциаций. Считалось, что мысли­тельные процессы вообще не могут подвергаться эксперименталь­ному изучению: мышление предлагалось изучать только по про­дуктам человеческой культуры. Поскольку вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциативной теории умст­венной деятельности, ее часто называют теорией репродуктивного мышления.Особую роль в мышлении играют ассоциации посходству.

Теория констелляций Мюллера генерация идей– пересечение активационных процессов S – условие, Р требование, М – решение(ответ) Синтез идей по Мюллеру

Теория констелляций предполагала, что каждое слово или предмет вызывает у человека ряд ассоциаций — безотносительно к тому, имеется ли при этом какая-либо задача или нет. Эта по­следняя могла лишь усиливать некоторые из ассоциаций, как нечто внешнее по отношению к ним.

Наши рекомендации