Развитие сенсорных функции ощущения и восприятия

Следует подчеркнуть, что те изменения сенсорных функций, которые можно наблюдать у человека средней взрослости, непосредственно связаны с наступлением этого возраста.

ЗРЕНИЕ

Так, известно, что зрение человека практически не меняется с юношес­кого возраста и до перехода им 50-летнегорубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро (Schieber, 1985; Pollack, & Atkeson, 1978). Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем в годы своей молодости.

Исследования И. Устиновой, изучавшей чувствительность 185 команди­ров и вторых пилотов самолетов по многим параметрам, характеризующим зрение индивида (цветоощущение, ночное зрение, глубинный глазомер и т. д.), показали следующее: у пилотов в возрасте 25-54 лет наблюдается достаточная устойчивость функционального состояния коркового отдела зрительного анализатора. Из всего комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации в старших возрастах. Это частичное снижение зрения не сказывается на уровне трудоспособности пилотов (И. Устинова, 1966). Поэтому можно говорить о том, что измене-

16 Психология человека

482 ■ Часть Vli. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) I

развитие сенсорных функции ощущения и восприятия - student2.ru

развитие сенсорных функции ощущения и восприятия - student2.ru

После 50 лет большинство людей вынуждены пользоваться очками для чтения.

Рефракция — преломление светового луча. У лиц пожилого возраста происхо­дят аномальные изменения рефракции глаза, в результате чего происходит об­щее снижение чувствительности зри­тельного анализатора. Аккомодация — изменение формы хру­сталика глаза при приближении или уда­лении предмета, на который смотрит человек.

■ г

ния психофизических функций зрения у людей, достигших возраста сред­ней взрослости, никак не отражаются на функционировании их когнитив­ной сферы.

Особенности развития

Изменения психофизических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрос­лости, никак не отражаются на функционировании их когнитивной сферы.

СЛУХ

Слух в целом становится менее острым после 20-летнеговозраста, про­должая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудно­сти при восприятии звуков высокой частоты. Причем некоторые авторы полагают, что частичная потеря слуха, по-видимому, более типична для мужчин, чем для женщин, что обусловлено скорее внешними факторами, чем естественным процессом старения (например, громкий или высокочас­тотный шум на производстве). В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор.



Время реакции — временной интервал между предъявлением какого-либо сигна­ла (оптического, акустического, тактильно­го и т. д.) и началом обусловленного инст­рукцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал. Двигательные навыки — навыки выпол­нения определенных движений. Сенсомоторные навыки — специфичес­кие навыки человека, заключающиеся в адекватном двигательном ответе на воз­действие внешних раздражителей.

Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусо­вая, обонятельнаяи болевая чувствительностьчеловека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происхо­дят более плавно и не столь замет­ны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к тем­пературным изменениямпракти­чески остается высокой.

Кроме того, в среднем возрасте изменяются и другие биологичес­кие функции человека, такие, как время реакциии сенсомоторные навыки.Увеличение времени реак­ции в период взрослости происхо­дит довольно медленными темпа­ми, начиная ускоряться в годы



ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 483

старости. Двигательные навыкимогут ухудшаться, но показываемые ре­зультаты остаются на прежнем уровне, вероятно, благодаря длительной практике и опыту. Так, человек, который каждый день выполняет одну и ту же работу, с возрастом будет по-прежнему показывать в этой деятельно­сти одни и те же результаты, но осваивать новые навыки ему становится все труднее.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Вместе с тем известно, что в возрасте 41—46 летнаивысшего уровня раз­вития достигает функция внимания. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достиг­шие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активно­го обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности.

Таким образом, у людей, достигших возраста средней взрослости, отме­чается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это не отражается на их работоспособности — трудовая и творчес­кая активность человека полностью сохраняется. Влияют ли эти изменения на функционирование высших психических процессов!

Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирую­щиеся системные психические процессы, социальные по своему происхож­дению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Исследования Л. Шоемфельдта и В. Оуэнса (1966), проводимые посред­ством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, по­казали что вербально-логические функции,достигающие первого опти­мума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лети постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интел­лектуальной активности методом возрастных срезов исследования выявили картину стационарного состояния интеллекта, с 18 до 60 лет находящегося почти на одном и том же уровне. По более тонкому, лонгитюдному методу, учитывающему индивидуальные модификации и генетические связи, выявилось резкое возрастание показателей интеллектуального развития

Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования за­кономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за опре­деленный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же вы­борки обследуемых.

Метод возрастных срезов — методология проведения экспериментального исследова­ния динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании лиц, принадлежащих к различ­ным возрастным группам.

484 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

от 18 до 50 лет, после чего наблюдалось постепенное и незначительное сни­жение индексов.

Этими же авторами отмечено наличие явно выраженных прогрессивных сдвигов эволюции, а не инволюции общих характеристик интеллекта взрос­лых людей. Однако вполне возможно, что на сохранение интеллектуальных функций оказывает существенное влияние выполняемая индивидом дея­тельность. Так, у людей интеллектуального труда, достигших периода сред­ней взрослости, вследствие постоянной тренировки показатели интеллекту­ального развития практически могут не отличаться от их же показателей в юности. Более того, некоторые из умственных способностей у тех лиц с высшим образованием, которые продолжают плодотворно трудиться и вес­ти активную жизнь, в среднем возрасте даже повышаются (Schaie, 1983). Таким образом, развитие отдельных способностей человека (особенно тех, которые связаны с трудовой деятельностью и повседневной жизнью) про­должается, по-видимому, в течение всего среднего возраста (Willis, 1989).

ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА

Для того чтобы в целом оценить характер изменения когнитивной сферы людей в период средней взрослости, необходимо познакомиться с теорети­ческими и экспериментальными подходами к изучению интеллекта челове­ка. Прежде всего, что такое интеллект?

Интеллект (от лат. intellectus) в переводе на русский означает разуме­ние, понимание, постижение. Однако в настоящее время единого понима­ния данного термина не существует. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией ре­шения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, и т. д.

Другой, весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиа­же: интеллект — это то, что обеспечивает адаптацию человека.

На сегодняшний день существует два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характе­ризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных спо­собностей человека.

В последние годы достаточно широкую известность приобрела теория, в которой при рассмотрении проблем интеллектуального развития человека

Интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, харак­теризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способ­ностей человека.

Текучий интеллект — это те способности, с помощью которых человек учится чему-либо новому. К ним относятся скорость и результативность запоминания, индуктивное рассужде­ние, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений. Кристаллизованный интеллект — является результатом опыта и образования и опира-

выделяют два различных типа интеллекта.Причем считается, что эти два типа интеллекта можно относительно легко измерить обычными интеллек­туальными тестами (Horn, 1982).

Первый тип интеллекта,объединяющего в себе весьма широкую область интеллектуального функционирования, называют текучим интеллектом. Это те способности, с помощью которых человек учится чему-либо новому. К ним относятся скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами и восприятие но­вых связей и отношений. Конечно, используемый для обозначения данного типа интеллекта термин является метафорой. Скорее всего, он подразуме­вает, что базисные процессы интеллекта «вливаются» во множество иных видов интеллектуальной деятельности человека, включая восприятие, узна­вание, анализирование и решение различных задач (Horn, 1982; Neugar-ten, 1976).

Большинство авторов, рассматривающих проблему интеллекта в рамках данной теории, считают, что поступательное развитие текучего интеллекта продолжается до окончания юношеского периода жизни человека, а затем в процессе взросления происходит постепенное его снижение. Этот тип ин­теллекта, по мнению ученых, отражает биологические возможности нерв­ной системы — ее работоспособность и интегративность (Horn, 1982).

Другим типом интеллектаявляется кристаллизованный интеллект, который приходит к человеку с опытом и образованием. Приобретение дан­ной формы интеллекта связано с осведомленностью человека и теми знани­ями, которые он накопил в течение длительного времени своей жизни. В чем непосредственно выражается уровень развития данного типа интеллек­та? В первую очередь в способности человека устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоен­ные им стратегии для решения задач.

В отличие от предыдущего типа интеллекта, кристаллизованный интел­лект часто повышается в течение жизни, пока люди сохраняют способность получать и сохранять информацию (Neugarten, 1976). Когда в лонгитюд-ных исследованиях проводятся тесты когнитивных навыков, предполага­ющих использование этого типа интеллекта, испытуемые нередко показы­вают в свои 50 летрезультаты более высокие, чем те, которые они демонстрировали в 20. Это в значительной степени объясняет тот факт, что ученые-гуманитарии и естествоиспытатели, чья работа непосредственно опирается на накопленные в течение жизни знания и опыт, отличаются большей продуктивностью в 40-, 50- или даже 70-летнемвозрасте, а не в молодости.

Например

Например, в творчестве психолога многие исследователи выделяют три пика продуктивнос­ти. Первый из них, по мнению большинства, приходится на возраст 40-45 лет,а второй — 60-64 года.Третий пик наблюдается на рубеже 70-летнего возраста.

Наши рекомендации