Развитие ощущений и восприятия


Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Абсолютная чувствительность — психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира. Психофизиологические функции — функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.

Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлено раз
витием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических,
вербальных, тонических и др.). По отношению ко всем видам чувствитель
ности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает дос
таточно высокого уровня развития уже в первый год жизни ребенка. На
последующих этапах взросления у малыша развивается способность разли
чать ощущения, что прежде всего
отражается во времени реакции на
физические раздражители. Так, на
чиная с 3,5 лет и кончая студен
ческим возрастом происходит посте
пенное и неуклонное укорочение
времени реакции индивида на раз
дражитель (Бойко Е. И., 1964).
Причем время реакции ребенка на
неречевой сигнал будет меньше
времени реакции на речевой сти
мул.

180 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)


Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.

Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до6 лет продолжается развитие восприятия. Как вы уже знаете, Б. М. Теп-лов говорил о том, что признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться первые действия с предметами, а к 5—6 месяцаму ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Именно с этого возраста начинается непосредственное развитие восприятия.

По мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при переходе от раннего к дошкольному возрасту. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В настоящее время в отечественной психологии сложилось представление о развитии восприятия как о процессе развития и формирования перцептивных действий. Причем в развитии перцептивных действий индивида в возрасте от 3 до6 лет (т. е. в преддошкольном возрасте) можно выделить по крайней мере три основных этапа (Венгер Л. А., 1981).

Первый этап развития и формирования перцептивных действий.Первый этап связан с формированием у ребенка материальных, практических действий с предметами, развитие которых происходит в процессе игры-манипуляции с малознакомыми предметами. Причем ведущую функциюв контакте с предметным миром у ребенка пока выполняют руки. Именно руки через действия и переместительные движения, осуществляемые с объектом, «предоставляют» маленькому человеку информацию об основных пространственных характеристиках предмета: его форме, объеме, месте положения в перцептивном поле и др. В результате через практический опыт у ребенка не только создается представление о предметах материального мира, но и формируются операции психической деятельности, на основе которых ребенок учится и приобретает возможность адекватно воспринимать окружающий его реальный мир.

Второй этап развития и формирования перцептивных действий.На вто
ром этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процес
сы. Ребенок начинает вполне адекватно воспринимать предметы реального и
мира без непосредственного материального контакта с ними. Это происхо
дит потому, что его рецепторные аппараты сами совершают определенные
действия и движения. Например, ребенок уже в состоянии глазами «ощу
пать» предмет. Т. е. в процессе возрастного развития ребенка происходит
перенос его внешних практических действий во внутренний план. Данный
процесс, как вы знаете, Л. С. Выготским был назван интериоризацией.
Именно в интериоризации заключена суть психического развития человека.
Третий этап развития и формирования перцептивных действий.На
третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми,
свернутыми, сокращенными. Внешние (эффекторные) звенья исчезают, а
само восприятие начинает казаться пассивным процессом, не имеющим вне
шних проявлений. Но на самом деле это не так. Восприятие по-прежнему




ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 181


Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Перцептивные эталоны — общепринятые характеристики свойств предметов, позволяющие человеку оценить адекватность воспринимаемого предмета. __________________________________

остается активным процессом, только оно полностью выполняется во внутреннем плане, т. е. полностью становится элементом и задачей психической деятельности ребенка.

Наши рекомендации