Последовательность отображения объектов на карте

Спонтанная последовательность отображения элементов городской среды, наблюдаемая в процессе составления испытуемыми карт Парижа, может рассказать нам, что появляется в их сознании в первую очередь, когда они думают о городе. То, что представляется наиболее значительным, возможно, и появляется первым. Имея в виду это обстоятельство, мы с самого начала просили испытуемых нумерО' вать каждый объект сразу же, как только они изобразят его. Мы специально подчеркивали, что цифры нужно ставить в процессе создания рисунков, а не добавлять их в конце работы.

Большинство испытуемых начинают свои карты Парижа, рисуя неправильный эллипс, обозначающий границы города. В отличие от многих городов в Соединенных Штатах, таких, как, например, Лос-Анджелес, который не обладает четкими очертаниями и чьи границы достаточно расплывчаты, Париж имеет вполне определенную границу, и ее форма запечатлевается в сознании обитателей города. Эта граница четко очерчена и проходит по «ПериферИк» — опоясывающей город скоростной автотрассе, являющей собой современный варинат крепостного рва и отделяющей город от густонаселенных пригородов.

Внутри городской черты на картах наших испытуемых отмечены около тысячи разных элементов, но лишь один объект обозначили первым большинство участников эксперимента — Сену. После того как обозначены границы города, этот элемент, вне всякого сомнения, рисуют первым. Это не только основная особенность географии города, но и самая яркая психологическая примета, и большое число последующих обозначений на карте испытуемые организуют вокруг нее.

Однако способ изображения русла Сены характеризуется серьезными искажениями. В действительности течение Сены напоминает волну, которая накатывает на Париж в районе набережной Берси, резко устремляясь к северу, затем более плавными разрозненными потоками огибает острова, выпрямляется в своей самой


б. Психологические карты Парижа



Часть /. Человек в большом городе

северной части у площади Согласия, затем резко поворачивается и круто изгибается на 60° у площади Альма, чтобы отступить у юго-западной оконечности города. Но в своих рисунках 91,6% испытуемых уменьшают степень кривизны реки. Некоторые испытуемые протягивают ее через город по прямой линии, но обычно они представляют Сену как изящную арку с легким, но плавным изгибом.

Поскольку русло реки изображается наподобие изящно выгнутой арки, некоторые испытуемые посчитали необходимым направить реку через Булонский лес, и поэтому для районов Отей и Пасси места уже не осталось. В результате эти районы были вовсе исключены или перемещены на Левый берег.

На рис. 6.5 действительное русло Сены сопоставлено с кривой, типичной для карт большинства испытуемых.

Чем объясняются эти систематические искажения? Не подлежит сомнению, что они отражают личный опыт испытуемых. Хотя изгиб Сены в районе площади Альма хорошо виден с высоты, его крутизна не воспринимается, если просто идешь или едешь по городу, большая протяженность в пространстве делает его менее заметным. Почти во всех трудах, посвященных проблеме ориентирования в городе, показано, что самыми запутанными и сложными для воспроизведения являются именно такие протяженные, плавно изгибающиеся русла рек (Lynch,1960).

последовательность отображения объектов на карте - student2.ru

Рис. 6.5. Восприятие изгиба русла Сены. Пунктирная линия показывает усредненный изгиб реки, как он показан на картах, нарисованных испытуемыми. Эта линия дана на фоне

реального русла реки

Вернемся теперь к общему вопросу о порядке, в котором объекты наносятся на карту. Вслед за Сеной чаще всего первыми наносятся Собор Парижской Богоматери и остров Ситэ. Эти три элемента — Сена, остров Ситэ и Нотр-Дам — составляют самую сердцевину общего представления о Париже. Лютеция родилась на острове Ситэ; собор Нотр-Дам был возведен там 800 лет назад. Порядок, в котором испытуемые наносят свои элементы на нарисованные от руки карты, отражают историческую последовательность событий.

В отличие, например, от Нью-Йорка, психологическое ядро которого постоянно передвигалось к северу (и теперь привязано к зоне между 34-й и 86-й улицами), психологический центр Парижа остается привязанным к первоистокам города. Раздаваясь вширь, он никогда не менял своего центра, не отрывался от собственных исторических корней. Замечательная стабильность «сердца Парижа» сообщает устойчивость психологической организации города.

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Всего наши испытуемые включили в свои карты 4132 объекта, в среднем по 19 на каждого испытуемого. Если бы город не оставлял в сознании обитателей отпечаток своей структуры, своих наиболее ярких достопримечательностей и узловых точек, мы едва ли обнаружили бы нечто общее в восприятии испытуемых. Но все эти карты приводят нас фактически в одни и те же места, где и расположен каждый второй из 4132 объектов. Всего таких мест мы насчитали 26.

Для того чтобы перевести частотность их появления на язык картографии, можно воспользоваться способом, принятым фирмой Рэнд Мак-Нелли. Если население города велико, атлас МакНелли дает эту информацию прописными буквами, если же это небольшой город, он обозначается мелкими литерами. На рис. 6.6 размеры названий районов, улиц и памятников показаны пропорционально количеству испытуемых, которые упомянули их, то есть пропорционально уровню их значимости для парижан.

Парижане любят говорить, что существует своего рода туристический Париж, в то время как настоящий Париж — это нечто совсем иное. Но когда мы рассматриваем карты, нарисованные нашими испытуемыми, мы видим, что туристический Париж — знаменитые памятники и достопримечательности — снова и снова возникает в качестве основных опорных точек в схемах, созданных самими парижанами. Париж целостен, и без площади Звезды, Лувра и т. д. невозможно составить сколько-нибудь четкого представления об этом городе — это будет уже не Париж.

Насмешки над «Парижем для туристов* подразумевают, что сами парижане имеют доступ к сокровищу, спрятанному гораздо глубже, и предпочитают отмежеваться от массового восприятия города. Но, конечно, и само величие Парижа, и его привлекательность для миллионов людей не в последнюю очередь связаны с тем, что будучи огромным городом, он сохраняет свою открытость и общедоступность.

В табл. 6.1 приводится ранжированный список пятидесяти основных объектов Парижа, наиболее часто отмечаемых испытуемыми, независимо от порядка их появления на картах испытуемых.



б. Психологические карты Парижа


Часть 1. Человек в большом городе


последовательность отображения объектов на карте - student2.ru

I

■  

ЗВЕНЬЯ СВЯЗЕЙ

Ни один город не состоит из изолированных элементов, парящих в урбанистическом вакууме, напротив, в некоторых городах имеется плотная сеть маршрутов, связывающих воедино разнообразные памятники и площади. Город представляется скудным или насыщенным в зависимости от того, насколько его разнообразные элементы взаимосвязаны и взаимосоотнесены. Целое становится больше своих составных частей именно благодаря существующим между ними отношениям. Чтобы обнаружить ассоциативные связи в структуре Парижа, испытуемым давалась следующая задача:

Когда мы назовем вам какой-то объект Парижа, попытайтесь представить себе, как. вы мысленно следуете в своем воображении к очередному элементу, который возникает в вашем уме, который мы хотели бы, чтобы вы записали. Например, если мьс скажем «Эйфелева башня», вы можете вызвать этот образ в вашем воображении.

Таблица 6.1 Пятьдесят объектов, наиболее часто включаемых испытуемыми в карты Парижа

Название Процент карт, Название Процент карт,

объекта на которых появляется объекта на которых появляется
данный элемент .?.__________________ данный элемент

1. Сена 84.3 26. Площадь Бастилии 22,1
2. Границы Парижа 81.5 27. Латинский квартал 20,7
3. Площадь Звезды, 61,9 28. Пантеон 20,7
  Триумфальная арка   29. Площадь Вогезов 18,4
4. Нотр-Дам 55,5 30. Лионский вокзал 18,4
5. Эйфелева башня 54,6 31. Марсово поле 17,9
6. Булонский лес 49,1 32. Мадлен 17.9
7. Лувр 45,4 33. Парк Монсо 17,0
8. Площадь Согласия 45,4 34. Парк Монсури 16,6
9. Елисейские поля 40.4 35. Вокзал Сен-Лазар 16.6
10. Люксембургский сад 38,5 36. Ботанический сад 16.1
11. Винсенский лес 38.1 37. Восточный вокзал 15.6
12. Вокзал и Монпарнасская 35.3 38. Пале Руайаль 15,2
  башня   39. Северный вокзал 14,7
13. Остров Ситэ 33.9 40. Площадь Республики 14,3
14. Тюильри 33.5 41. Вокзал Аустерлиц 13,8
15. Холм Монмартр 32.1 42. Кладбище Пер-Лашез 12.9
16. Шайо, Трокадеро 32.1 43. Итальянские ворота, 12,4
17. Остров Сен-Луи 31,7   Итальянская площадь  
18. Сен-Жермен 31.2 44. Площадь нации 12.0
19. Опера 30,7 45. Палата депутатов 11.5
20. Бульвар Сен-Мишель 30.1 46. Военная школа 11,5
21. Дом инвалидов 29.8 47. Ле Аль 10,1
22. Квартал Марэ 26.2 48. Большой, Малый дворец 9.7
23. Холмы Шомон 24,4 49. Дефанс 9.7
24. Сакре-Кер 23.4 50. Большие бульвары 9,2
25. Набережные, берега 22,5      



6. Психологические карты Парижа

Часть 1. Человек в большом городе

припомнить, что находится рядом, и сказать «Дворец Шайо» или «Йенский мост», но вы можете подумать и о Марсовом поле. Что бы ни пришло вам в голову, образуя естественную связь, — все это представляет для нас интерес.

Таким образом мы надеялись узнать, как соединяются разнообразные элементы в ментальных структурах Парижа у наших испытуемых. Двадцать объектов-стимулов, которые мы предлагали испытуемым, перечислены в табл. 6.2.

В столбце А указано количество звеньев в цепи связей, выстроенных не менее чем 10 % испытуемыми между каждым объектом-стимулом и каким-нибудь другим объектом. Например, Триумфальная арка характеризуется шестью такими звеньями, Эйфелева башня — пятью, и т. д. Разные объекты-стимулы в очень разной степени вовлекаются в контекст ментальных ассоциаций. Среди наиболее глубоко запавших в память достопримечательностей — Триумфальная арка, Опера, Собор Парижской Богоматери и Пантеон. Наиболее слабыми связями обладают холмы Шомон и кладбище Пер-Лашез.

Структура ассоциаций для двух объектов-стимулов, представленных в виде «молекул», показана на рис. 6.7.

Соединив связи отдельных молекул в точках их пересечения, можно получить карту целой сети ассоциаций, характерных для города, создав связную структуру его образов.

последовательность отображения объектов на карте - student2.ru

Рис. 6.7. а) Ассоциации, связанные с Оперой. Показаны все связи с объектом-стимулом Опера, возникшие по крайней мере у 5% испытуемых; б) ассоциации, связанные с холмами Шомон. Показаны все связи с объектом, возникшие по крайней мере у 50% испытуемых



Таблица 6.2

Доля испытуемых, которым не удалось связать объект-стимул с каким-либо другим объектом
0,5 1,8 1,8 2,3 2,3 3,7 5,1 5,5 6,9 11,0 11,5 12,4 13,3 13,8 16,1 18,4 20,2 22,5 27,0 34,0

Ментальные связи с двадцатью объектами-стимулами

Объект-стимул А

Количество объектов, с которыми связывают объект-стимул не менее 10% испытуемых

Триумфальная арка

Нотр-Дам

Площадь Согласия

Опера

Сакре-Кер

Лувр I Эйфелева башня

Вокзал Сен-Лазар

Винсенский лее

Ворота Сен-Мартен

Пантеон

Башня Сен-Жак | Площадь Нации

-Военная школа

Площадь Республики

Бел ьфорский лев

Парк на холмах Шомон Итальянская площадь Кладбище Пер-Лашез Парк Монсури

Показателем степени «вовлеченности» объекта в ассоциативный контекст является доля испытуемых, не способных найти какие бы то ни было ассоциации к объекту-стимулу. Как явствует из столбца В табл. 6.2, этот процент существенно изменяется в зависимости от объекта. Меньше одного процента испытуемых не смогли найти какие-либо ассоциации с Триумфальной аркой, тогда как 34%оказались не в состоянии подобрать никаких ассоциаций к парку Монсури. Первый объект является одной из основных вех, тогда как второй труднее соотнести с общей структурой города.

Хотя мы просили испытуемых сосредоточиться на географических особенностях города, его визуальных элементах, они часто добавляли приметы чисто социального или исторического характера, такие как «Гильотина» или «клошары», как если бы они были совершенно неотъемлемой частью смыслового поля той или иной местности.

Мы использовали эту информацию, чтобы создать дополнительную карту (рис. 6.8); где название каждого объекта показано в окружении вызванных ими вербальных ассоциаций.

Наши рекомендации