Уроки психологического развития в IV классе (91-120)

Урок 91

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (обобщение).

· Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполнение упражнение мозговой гимнастики«Слон» (см. урок 16).

Основная часть

Задание 1. «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»

Ход работы см. урок 90, задание 2.

Слова для предъявления:

Планета - Земля— небесное тело.

Природа - растения— живая природа.

Чехов — человек - писатель.

Мебель - стол - письменный стол.

Учебник - «Родная речь» — книга.

Многоугольник - прямоугольник — квадрат.

Трехзначное число — число - многозначное число.

Гриб — несъедобный гриб - мухомор.

Ель - хвойное дерево - дерево.

Одежда - шуба— зимняя одежда.

(Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)

Задание 2. «Форма — цвет»

Материал к заданию: набор маленьких геометрических фигур (16 штук) и набор больших геометрических фигур (16 штук) для каждой пары учеников и игровое поле (см. материалы к урокам, рис. 127).

Ученики делятся на пары. У одного ученика набор маленьких фигур, у другого - больших. Первый игрок кладет в какую-нибудь клетку игрового поля соответствующую фигуру. Второй ученик должен ответным ходом положить соответствующую фигуру той же формы или того же цвета в одну из соседних клеток. Далее первый ученик ответным ходом кладет соответствующую фигуру в одну из соседних клеток относительно любой из двух размещенных фигур и т.д. Неправильный ход, т.е. несоответствие выбранной фигуры по форме или цвету уже имеющимся на игровом поле фигурам, наказывается изъятием у игрока этой фигуры. Проигрывает тот, у кого меньше останется фигур.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 92

Задачи урока

· Развитие понятийного мышления.

· Развитие пространственных представлений.

· Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание 1. «Назови слово»

Учитель зачитывает ученикам несколько рядов из пяти слов, в каждом из которых нужно найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Суть задания - в тренировке на различение слов, очень близких по смыслу.

Примерные наборы слов (выделены неподходящие слова):




Орешник, сосна, береза, липа, клен.

Малина, клубника, яблоко, земляника, черника.

Ручка, бумага, фломастер, кисть, карандаш.

Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

Задание 2. «Разноцветный коробок»

Материал к заданию: для каждого ученика приготовить выполненный из плотной бумаги коробок прямоугольной формы, каждая грань которого оклеена бумагой разного цвета или окрашена разными красками: белой, желтой, красной, зеленой, синей, коричневой.

Задания ученикам:

· провести ладонью по поверхности предмета (учитель знакомит с названием - грань),

· провести пальцем по контуру грани (это - ребро);

· посчитать, сколько всего граней в коробке (6), сколько равных граней (3 пары),

· сколько всего ребер (12),

· сколько всего вершин (8);

· назвать цвет ближней грани и противоположной ей (дальней) и т.д.

Задание 3. «Закончи рисунок»

Материал к заданию: лист бумаги с 12 кружками (диаметром 2-3 см), расположенными в 4 ряда по 3 кружка в каждом; лист бумаги с 12 незаконченными изображениями собачки (см. материалы к урокам, рис. 128).

Ученикам дается задание дорисовать каждый кружок так, чтобы получились разные рисунки (например, лицо, солнце, мяч, цветок и др.). То же задание в отношении собачки: дорисовать каждую так, чтобы все собачки были разными вплоть до изображения фантастического животного.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 93

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (обобщение).

· Развитие опосредованной памяти. Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» (см. урок 10).

Основная часть

Задание 1. «Подбери общее понятие»

Материал к заданию: полоски бумаги с написанными на них в строчку 6 словами (10 шт.).

Первое слово написано заглавными буквами. Учитель просит внимательно прочитать слова на каждой полоске. К слову, написанному заглавными буквами, нужно подобрать из оставшихся пяти слов такое, которое бы являлось более общим понятием по отношению к первому слову.

Слова для предъявления (правильные ответы выделены):

· КОМПАС - стрелка, сторона горизонта, прибор, направление, барометр.

· РАВНИНА - холм, большое пространство, поле, трава, река.

· ЛУНА - звезда, Земля, месяц, ночь, небесное тело.

· ЯЗЫК - расположен во рту, часть тела, орган чувств, вкус, разговор.

· ПОВЕСТЬ - литературное произведение, роман, история, писатель, придуманное.

· МАТЕМАТИКА - урок, число, наука, экзамен, арифметика.

· РОЖЬ - растет на поле, еда, зерновая культура, колос, крупа.

· БЕРЕЗА - дерево, почка, белый ствол, растение, растет в лесу.

· ВЕСНА - время года, солнечная погода, зима, оттепель, тает снег.

· НОЧЬ - темнота, время суток, день, сутки, когда спят.

Задание 2. «Запомни фигуры»

Материал к заданию: набор геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 129).

Учитель объясняет ученикам, что для того, чтобы хорошо запоминать материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Например, нужно запомнить и воспроизвести в любом порядке данный ряд из 12 геометрических фигур. Чтобы это было сделать легко, фигуры надо разделить на группы. Рассмотрение этих фигур показывает, что этот ряд состоит из треугольников, кругов и квадратов, перечеркнутых по-разному: либо короткой вертикальной черточкой, либо длинной вертикальной чертой, либо короткой косой черточкой, либо длинной косой чертой.

Таким образом, эти геометрические фигуры можно разделить на 4 группы в зависимости от типа перечеркивания, в каждой группе - по 3 разных геометрических фигуры. Теперь этот ряд уже несложно запомнить и воспроизвести. Затем учитель предлагает с помощью приема классификации запомнить следующий набор из 12 слов - названий растений: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко, береза.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 94

Задачи урока

· Развитие вербального мышления.

· Развитие пространственных представлений.

· Развитие зрительной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» (см. урок 19).

Основная часть

Задание 1. «Пословицы»

Учеников просят сформулировать своими словами общий смысл пословиц.

Например, «Где тонко, там и рвется», «Делу время, потехе час» и др.

Задание 2. «Лишний кубик»

Материал к заданию: рисунки с изображением кубиков (см. материалы к урокам, рис. 130).

Ученикам показывается изображение трех кубиков, два из которых одинаковые, но по-разному ориентированы в пространстве. Учитель учит детей на основе анализа и сравнения данных изображений определять одинаковые кубики и находить неподходящий, лишний кубик (правильный ответ - 3).

Задание 3. «Запомни и нарисуй»

Материал к заданию: плакат с объектами для запоминания (см. материалы к урокам, рис. 131).

Ход работы см. урок 33, задание 1.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 95

Задачи урока

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие вербального мышления (обобщение).

· Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Совмести фигуры»

Материал к заданию: листы с изображениями совмещающихся квадратов (см. материалы к урокам, рис. 132).

Учитель показывает лист А и просит определить не совпадающие в пространстве элементы, образующиеся при наложении двух рисунков. В качестве ответа выбрать один из пронумерованных рисунков, на которых изображены только не совпадающие при наложении элементы. Затем показывается лист Б (правильные ответы: А - 2, Б - 2).

Задание 2. «Подбери общее понятие»

Ход работы см. урок 93, задание 1.

Слова для предъявления (правильные ответы выделены):

ОКУНЬ - мелкий, карась, рыба, плавает, река.

ЛОПАТА - копает, садовая лопата, черенок, грабли, инструмент.

ПОМИДОР - вкусный, овощ, красный, растет в огороде, соленый.

КУРИЦА - домашняя птица, несет яйца, петух, цыпленок, животное.

СЛОЖЕНИЕ - арифметика, математическое действие, сумма, число, вычитание.

КИЛОГРАММ - грамм, центнер, единица массы, вес, гиря.

РАЗНОСТЬ — действие, уменьшаемое, число, сумма, вычитание.

ДЕЛИТЕЛЬ - действие, делимое, счет, математика, число.

КВАДРАТ - действие, метр, математическая фигура, математика, игрушка.

УВЕЛИЧИТЬ - уменьшить, большой, действие, умножить, работа.

Задание 3. «Не путай цвета»

Ход работы см. урок 69, задание 2.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 96

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (отношения ря-допо ложности).

· Развитие умения сравнивать.

· Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание 1. «Найди рядоположное слово»

Материал к заданию: 10 наборов по 5 слов, обозначающих понятия, часть из которых принадлежит к одной и той же группе, т.е. находится в отношениях рядоположности.

Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, принадлежащие к одной и той же группе.

Слова для предъявления (выделены правильные ответы):

Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача.

Математика, число, сторона, квадрат, треугольник.

Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра.

Вес, время, грамм, минута, тонна.

Делимое, деление, множитель, делитель, сумма.

Ночь, сутки, темнота, солнце, день.

Курица, корова, животное, молоко, овца.

Сумма, действие, математика, сложение, вычитание.

Вода, река, рыба, водоем, озеро.

Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет.

Задание 2. «Одинаковое, разное»

Материал к заданию: плакат с рисунками телефонов (см. материалы к урокам, рис. 133).

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: «У каких двух телефонов верхняя часть трубки одинаковая? Чем отличаются телефоны 1 и 6, 2 и 7? У каких двух телефонов форма одинаковая, а трубки разные?» и т.п.

Задание 3. «Найди девятый»

Материал к заданию: см. предыдущее задание.

Ученики должны отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами, ту, которая подходит на свободное место рядом с телефоном 2 (правильный ответ - Б).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 97

Задачи урока

· Развитие вербального мышления.

· Развитие пространственных представлений.

· Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Подбери пословицу»

Учеников просят подобрать к пословице слева пословицу из правой части, близкую ей по смыслу, выражающую сходную главную мысль (правильный ответ выделен жирным шрифтом).

Что прошло, того не воротишь. Что написано пером, того не вырубишь топором.

Кончил дело - гуляй смело.

Что с возу упало, то пропало.

Утро вечера мудренее. Задание 2. «Найди одинаковые кубики»

Материал к заданию: плакат с изображением 8 кубиков (см. материалы к урокам, рис. 134).

Задача: найти пары одинаковых кубиков. Учитель вместе с учащимися анализирует рисунки на гранях кубиков. Внимание детей обращается на то, что изменение положения кубика в пространстве (один оборот влево, на себя, вправо) приводит к изменению положения его фронтальной, т.е. обращенной к зрителю, грани. Например, кубик 1 при повороте влево на один оборот займет положение кубика 6. И наоборот, при повороте кубика 6 вправо получим кубик 1. Затем учитель просит учеников найти остальные пары

Задание 3. «Тропинка»

Дети выстраиваются в затылок и идут «змейкой» по воображаемой тропинке. Учитель выразительно читает текст, а ученики пантомимически изображают его содержание.

«Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно идем!.. Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... Идем с трудом... Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево... Идем спокойно по тропинке... Хорошо вокруг!.. Вот и пришли! Молодцы!» Заключительная часть. Подведение итогов занятия.




Урок 98

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).

· Развитие произвольности движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Найди рядоположное слово»

Ход работы см. урок 96, задание 1.

Слова для предъявления (правильные ответы выделены):

Гора, земля,равнина, участок, география.

Прибор, температура, градус, термометр, барометр.

Ухо, лицо, человек, учение, глаз.

Точка, кавычки, предложение, слово, язык.

Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, рассказ.

Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель.

Растение, рис, хлеб, просо, поле.

Песня, птица, клест, клетка, иволга.

Песок, глина, керосин, строительство, полезные ископаемые.

Север, горизонт, восток, география, Индия.

Задание 2. «Невидящие» и «неслышащие»

Вариант 1. «Невидящие»

У всех глаза открыты, но они должны помнить, что «не видят» ни одного жеста учителя. Когда учитель проделывает разные движения без словесной команды, играющие ему не подражают. Когда же он одновременно командует (например, поднимает руки и говорит: «Руки вверх!») - все должны выполнять команду. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Вариант 2. «Неслышащие»

Учитель делает различные движения и сопровождает их словесной командой, или же отдает только приказания, или делает только движения. Играющие должны повторять каждое движение ведущего и не выполнять ни одной его словесной команды, если она не сопровождается соответствующим движением.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 99

Задачи урока

· Развитие вербального мышления.

· Развитие понятийного мышления (отношения целое - часть).

· Развитие осязательного восприятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Слон» (см. урок 16).

Основная часть

Задание 1. «Объясни значение»

Учитель просит учеников объяснить значение выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова:

Открытое окно - открытый вопрос. Операция на сердце - военная операция. Гусеница бабочки - гусеница трактора. Русский язык - язык во рту. Носить очки — набрать очки в игре. Праздничный наряд - наряд милиции. Месяц года - месяц на небе.

Задание 2. «Целое — часть»

Материал к заданию: 10 наборов по 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое -часть».

Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое - его часть.

Слова для предъявления:

· Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня.

· Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.

· Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио.

· Обувь, туфли, щетка, крем, подошва.

· Растение, сад, лепесток, мак, цветок.

· Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат.

· Книга, страница, буква, учебник, писатель.

· Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона.

· Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

· Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.

(Слова, обозначающие целый предмет, выделены жирным шрифтом, а слова, обозначающие его часть, - курсивом.)

Задание 3. «Палочка-узнавалочка»

Материал к заданию: несколько предметов достаточно сложной формы, например, небольшой чайник, вазочка, банка, коробка, кружка и др.; неочиненные карандаши длиной не менее 10 см, повязки на глаза. Все играют с завязанными глазами. Ученики держат в правой руке неочиненный карандаш за самый конец, другая рука - за спиной. Учитель ставит перед каждым учеником какой-либо предмет и свободный конец карандаша кладет на этот предмет. Можно карандашом водить по предмету, постукивать по нему, но не дотрагиваться до него ничем, кроме карандаша. Если предмет падает, поднять его может только учитель. Задача учеников - раньше других определить, что это за предмет, размеры, материал, из которого он сделан. Кто узнал предмет, поднимает карандаш вверх и рассказывает учителю все об этом предмете. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 100

Задачи урока

· Развитие зрительной памяти.

· Развитие вербально-смыслового анализа.

· Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Запомни сочетания фигур»

Материал к заданию: три табло с геометрическими фигурами (см. материалы к урокам, рис. 135).

Ход работы см. урок 66, задание 1.

Задание 2. «Подбери пословицу»

Ход работы см. урок 97, задание 1.

Примерные наборы пословиц


Наши рекомендации