Оценивание при различных ошибках в составлении.

Глаз (№ 1) перевернут в обратном сегменте (№ 7), все остальное правильно — 5 баллов.

Детали с волосами (№ 3 и 5) опущены, все остальное пра­вильно — 4,5 балла (округляется до 5 баллов).

Деталь № 6 (нос) опущена, остальное правильно — 4 бал­ла.

Деталь № 4 (рот) и деталь М? 2 (подбородок) опущены,

все остальное правильно — 4 балла.

Две детали с волосами (hk 3 и 5) присоединены к лицу (№ 8). При этом фрагмент № 5 — непосредственно, а фраг­мент № 3 — опосредованно через фрагмент № 5 — 1 балл.

Деталь с подбородком (Me 2) присоединена к лицу (№ 8), все остальное опущено — 1/2 балла (округляется до 1 балла).

•* Автомобиль»

Инструкция.В соответствии с приведенной схемой (рис. 6) разместите детали за ширмой. Затем скажите: «Собе­ри это как можно быстрее». Название объекта не упоминается.

Хронометраж — до 180 секунд. Если в пределах лимита испытуемый безошибочно выполнит задание, зафиксируйте затраченное время.

Оценивание.За правильное выполнение — 6 баллов и более (см. таблицу).

Общее правило: вычесть 2 балла за пропуск целостного вертикального сегмента, такого как № 1 и 3,; № 7; № 4 и 5; № 6; № 2. Если в каком-либо из имеющихся двухэлемент­ных сегментов (№ 1 и"3; № 4 и 5) опущен один из элементов, то следует вычесть 1 балл. Вычесть 1 балл и за пропуск, пере­становку или переворачивание половинки какого-либо вертикаль­ного сегмента, такого как дверца (№ 4) или бампер (№ I).

Другие возможные отклонения.Если правильно соеди­нены только два элемента — 1 балл. Составной вертикаль­ный сегмент (№ 4 и 5) перепутан местом с сегментом № 6, остальное правильно — 3 балла.

Оценки выполнения теста «Составление фигур из разрозненныхДеталей»

(включая премиальные баллы)

Фигура Лимиты време­ни, с Оценки (в баллах), в зависимости от скорости . выполнения задания, с
ЧЕЛО­ВЕЧЕК 21-120 16-20 11-15 1-10 - -
ЛО­ШАДЬ - - 31-180 21-30 16-20 1-15
ЛИЦО - - 71-180 46-70 36-45 1-35
АВТО­МОБИЛЬ - - 46-180 31-45 26-30 1-25

Оценивание при различных ошибках в составлении. - student2.ru

Рис.6. Схема составления фигуры ■*Автомобиль» (Перед испыту­емым раскладываются только отдельные детали; целостная фигура приведена для экзаменатора).

11-й с.убтег.т Кодирование

Для всех испытуемых1 моложе 8 лет

(независимо от предполагаемого уровня умственного развития).

Инструкция.Дайте испытуемому соответствующий бланк (рис.7)2, карандаш и, указывая на ключ, скажите: «Посмотри, перед тобой звездочка, треугольник и другие фигуры. Видишь, у звездочки есть линия, которая идет сверху вниз; у кружоч­ка есть две поперечные линии; треугольник, как здесь показа­но, пересекает одна линия; у креста есть маленький круг в центре, а у квадрата — две прямые линии, идущие вниз.

А теперь посмотри ниже. Ты снова видишь кружочки, звез­дочки, квадраты и другие фигуры. Правда, они размещены в другом порядке, и у них нет в середине никаких черточек или кружочков.

Я хочу, чтобы ты вписал в каждую из этих фигур тот знак, который она имеет на рисунке вверху. Сделать это можно следующим образом. Вот, например, круг. Посмотри наверх и найди эту фигуру. У нее две линии. Видишь, как они распо­ложены? Вот и ты нарисуй две такие же линии внутри круга. Звездочка имеет только одну линию, которая идет сверху вниз. Значит, такую же линию надо нарисовать вот'здесь. Впиши нужные знаки и во все остальные фигуры».

Оставшиеся фигуры образца испытуемый заполняет само­стоятельно. Если он сталкивается с трудностями или очень медленно выполняет задание, выберите фигуру, которую ис­пытуемый выполнил неправильно или затрудняется выпол­нить, и объясните снова: «Ты видишь, это треугольник и через него проходит прямая линия, значит, ты должен сделать и здесь

1 Особенность работы с левшами всех возрастов. Заполняя фигуры, эти испытуемые часто закрывают левой рукой ключ для кодирования. Этого можно избежать, если соответствующую часть бланка перегнуть таким об­разом, чтобы она заняла вертикальное положение.

2 На рис. 7 данный бланк представлен в несколько уменьшенном виде. Такой же бланк, но уже в натуральную величину, содержится в альбоме стимульного материала для невербальных субтестов. Бланк этот необходи­мо растиражировать, с тем чтобы каждый испытуемый имел отдельный эк­земпляр.

Оценивание при различных ошибках в составлении. - student2.ru

Рис. 7. Образец для субтеста «Кодирование» (для испытуемых моложе 8 лет).

так же, как указано в образце. Это крестик, и, поскольку у него в середине маленький круг, ты должен нарисовать такой же круг и здесь. А теперь заполни остальные фигуры».

Начинайте отсчет времени. Если испытуемый начинает пропускать некоторые фигуры или заполняет только один тип фигур, скажите:«Не перескакивай, заполняй по порядку». Боль­ше никакой помощи не оказывайте, за исключением тех случа­ев, когда возникает необходимость напомнить испытуемому, что следует продолжать до тех пор, пока его не остановят.

Хронометраж — до 120 секунд. Если в пределах этого лимита испытуемый безошибочно выполнит^задание, зафик­сируйте затраченное им время.

Оценивание:1 балл — за каждую правильно заполнен­ную фигуру. 5 фигур образца не учитываются. Оцениваются 45 фигур.

Для тех испытуемых, которые «заработают» 45 баллов за безупречное выполнение задания, вводятся премиальные баллы за скорость (см. таблицу).

Наши рекомендации