Воспроизведение цифр в обратном порядке

Инструкция.Обратитесь к испытуемому: «Теперь я на­зову новые цифры, но на этот раз ты должен повторить их с конца, т.е. назвать в обратном порядке. Например, если я ска­жу: «2, 7», то как нужно повторить?». Сделайте паузу, чтобы испытуемый мог ответить. Если он отвечает правильно, Ска­жите: «Правильно». Продолжайте тестирование, начиная с первой попытки трехэлементного ряда: 5, 7, 4 (см. ниже).

Если же испытуемый с примером не справится, назовите ему правильный ответ и воспользуйтесь другим примером, говоря: «Помни, ты должен назвать цифры с конца, т.е. в об­ратном порядке». Если на этот раз ответ будет правильным, продолжайте тестирование, используя первую пробу с трехэ­лементного ряда (5, 7, 4). Если же испытуемый не справился и со вторым примером, также продолжайте тестирование, но вернитесь к основному двухэлементному ряду (2, 5). Некото­рые испытуемые, справившись с примерами (которые не ре­гистрируются, а значит и не оцениваются), ошибаются в обе­их пробах трехэлементного ряда. В таком случае дается двух­элементный ряд и на этом испытание заканчивается. Вторая попытка по каждому ряду предоставляется испытуемому толь­ко в том случае, если он не справился с первой.

Испытание прекращается, если испытуемый ошибается во второй попытке (т.е. при использовании какого-либо дубль-ряда).

Оценивание.Оценивается набольшее количество цифр, названных в обратном порядке без ошибок. Испытуемый может набрать максимум 8 баллов.

Количество Основные ряды (для первой попытки) Дубль-ряды (для второй попытки)
4 13 5 7.
1 65298
691 63258

Напомним, что общий балл по данному субтесту равняет­ся сумме баллов, полученных по его отдельным частям. Максимальная оценка — 17 баллов.

Примечание редактора. 6-м субтестом завершилась вер­бальная часть шкалы. Впереди — невербальная часть. Перед тем как приступить к ней, экзаменатор должен приготовить со­ответствующий наглядный материал, заготовки для которого содержатся во второй, альбомной части настоящего пособия.

1-й субтест Завершение картинок

Инструкция.Перед тем как показать первую карточку, обратитесь к испытуемому: «Я сейчас покажу тебе несколько картинок, на каждой из которых пропущена какая-либо часть. Нужно, чтобы ты внимательно посмотрел на каждую картин­ку и'сказал, что именно на ней пропущено. Теперь посмотри на эту картинку (предъявить карточку № 1). Какая важная часть пропущена?».

Если по карточке № 1 дан правильный ответ, продол­жайте последовательно предъявлять другие карточки, гово­ря: «А что пропущено здесь?».

Показывать каждую карточку можно не более 15 секунд. Если за это время испытуемый не смог правильно указать пропущенную часть, задание расценивается как невыполнен­ное, и экзаменатор переходит к следующей картинке.

Если испытуемый не сможет обнаружить пропуск на кар­точке № 1, скажите: «Посмотри сюда (при этом показывается место пробела)». Если испытуемый ошибается и на второй карточке, ему вновь оказывается помощь, но на этот раз более конкретная: «Видишь, ножка пропущена». Начиная с третьей карточки помощь больше не оказывается. При каждом пос­ледующем показе новой карточки повторяйте: «А на этой что пропущено?».

Иногда испытуемый указывает на отсутствующую, а не специально пропущенную деталь (например, изображена одна рука, без туловища; дверь, а стена только намечена и т.д.). В первый раз следует сказать: «Да, ты прав. Но какая наиболее важная часть пропущена?». Однако при подобных ответах в последующих картинках такое уточнение не делается и ответ оценивается в 0 баллов.

Испытание прекращается при 4 неверных ответах.

Оценивание: 1балл за каждый правильный ответ.

Большинство испытуемых пропущенную часть может толь­ко показать. Если показано правильно, то такой ответ засчи-тывается.

Экзаменатор всегда должен быть уверен, что испытуемый знает, какая именно часть пропущена. В некоторых трудных заданиях точное название пропущенной части может усколь­знуть от испытуемого и он воспользуется синонимом или па­ронимом. Так, в случае с петухом, испытуемый может назвать пропущенную часть «шип», «колючка», «острие», «вещь, кото­рой он дерется». Такой ответ ребенка оценивается как пра­вильный. С другой стороны, если испытуемый показывает правильно, но дает неправильное словесное объяснение, то такой ответ не засчитывается. Например, в случае с термомет­ром, испытуемый правильно показывает на колбочку с рту­тью, но говорит: «Цифра пропущена».

Максимальная оценка — 20 баллов.

Тестовые рисунки и правильные ответы

1. Расческа — зубец (зубцы).

2. Стол — ножка.

3. Лиса — ухо.

4. Девушка — рот.

5. Кот — усы.

6. Дверь — петля.

7. Рука — ноготь (лак на ногте).

8. Карта (игральная) — словами или жестами испытуе­мый должен указать на пропущенную в центре «пику».

9. Ножницы — соединительный болт.

10. Пиджак — петли для пуговиц.

11. Рыба — спинной плавник.

12. Винт — прорезь на головке, продольный разрез, щель.

13. Муха — усики.

14. Петух — шпора.

15. Профиль — бровь. ■

16. Термометр — ртуть в колбочке.

17. Шляпа — лента.

18. Зонтик — спицы.

19. Корова — разрез на копыте.

20. Дом — тень.

8-й субтест Установление последовательности картинок

На обратной стороне каждой карточки напечатаны номе­ра, показывающие исходную последовательность размещения карточек перед испытуемым. (Если смотреть со стороны ис­пытуемого, то номера карточек должны увеличиваться слева направо). Тут же, на обратной стороне, напечатаны буквы, да­ющие в совокупности код для определения правильной пос­ледовательности размещения картинок.

Для испытуемых моложе 8 лет либо тех, кто подозревается в умственной отсталости

Инструкция.Эта часть субтеста состоит из четырех зада­ний: «Собака», «Мать», «Поезд», «Взвешивание». Из них пер­вые три предъявляются в виде картинок, а четвертое — в виде серии последовательных картинок.

Задание Л — 4Со6ака>. Расположите карточки, состав­ляющие части задания, в ряд так, чтобы они воспринимались

испытуемым слева направо, и скажите: «Это рисунок, на ко­тором изображена собака. Он был разрезан. Сложи отдель­ные карточки так, чтобы получился рисунок». На глазах ис­пытуемого переложите карточки в правильном порядке, од­новременно комментируя то, что делаете: «Голова ее здесь, потом идет тело, а вот тут находится хвост».

Остановитесь, давая возможность испытуемому рассмот­реть картинку. После этого соберите карточки со стола и снова расположите их в исходном порядке. Одновременно обрати­тесь к испытуемому: «А теперь сложи их сам, чтобы получи­лась картинка». Начинайте отсчет времени в тот момент, ког­да последняя карточка ляжет на стол. Установите на выпол­нение этого задания временной лимит в 75 секунд.

Если испытуемый делает ошибки, скажите: «Это не совсем правильно. Посмотри еще раз, как я это делаю». Продемон­стрируйте правильное расположение карточек вторично, но без какого-либо словесного объяснения. После того как испыту­емый рассмотрит сложенный рисунок, соберите карточки со стола и снова расположите в порядке номеров. Скажите ис­пытуемому: «А теперь попробуй сложить их снова». Как уже говорилось выше, задание выполняется в пределах 75 секунд.

Оценивание:2 балла — за составление в порядке АБВ с первой попытки, 1 балл — со второй.

Задание Б — «Мйть». Обратитесь к испытуемому: «А теперь я покажу другой рисунок, который тоже разрезали, и посмотрю, сможешь ли ты его самостоятельно сложить. Ну вот, сложи это правильно». Разложите в порядке номеров карточки перед испытуемым. В отличие от предыдущего задания здесь демонстрация правильной последовательности карточек не проводится. Если испытуемый не сможет сложить карточки в правильной последовательности (КОТ или ОТК), скажите: «Нет, посмотри, это делается так». Сложите карточки правиль­но. Затем предоставьте испытуемому возможность в течение нескольких секунд рассматривать составленную картинку (но вторую попытку не предоставляйте). Независимо от того, спра­вился или не справился испытуемый с данной задачей, пере­ходите к следующему заданию — «Поезд».

Оценивание:2 балла — за составление в порядке КОТ и 1 балл — за составление в порядке ОТК. Лимит времени — 75 секунд.

Задание В — ^Поезд». Разложите карточки перед испы­туемым в порядке номеров и скажите: «А теперь сложи эти карточки вместе, чтобы получился рисунок». Задание выпол­няется в пределах 60 секунд.

Оценивание:2 балла — за составление в порядке КРОТ, 1 балл — за составление КР и ОТ, с разрывом между двумя соединениями.

Переходите к следующему заданию («Взвешивание») только в том случае, если испытуемый справился (получил 1 или 2 балла) по меньшей мере с двумя из трех пройденных заданий.

Задание Г ~ 4Взвешивание»-. Обратитесь к испытуемо­му: «Теперь ты получишь несколько более сложное задание. На этот раз нужно так сложить карточки, чтобы они нам рас­сказали об одном случае. Первой должна идти карточка, рас­сказывающая о начале события. Потом карточка, рассказы­вающая, что произошло дальше, а потом — чем все это закон­чилось». Задание выполняется в пределах 45 секунд.

Оценивание:2 балла — за последовательность АБВ.

Если испытуемый с заданием «Взвешивание» справляет­ся, пропустите демонстрацию по заданию «Поединок» и про­должайте, начиная с задания >& 1 (»Пожар»). Перед каждым дальнейшим заданием повторяйте: «Разложи карточки в пра­вильной последовательности так, чтобы получился осмыслен­ный рассказ».

Временные лимиты на выполнение каждого задания при­водятся в таблице далее.

Если испытуемый, выполнив задание «Поезд», не справился с заданием «Взвешивание», покажите ему выполнение зада­ния «Поединок» (см. ниже) и только после этого переходите к заданию № 1 («Пожар»).

Испытание прекращается, если испытуемый не справился с двумя заданиями подряд: например, с В и Г или Г и № 1, или № 4 и 5.

Для испытуемых 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости. Инструкция.Разложите в порядке номеров карточки из набора «Поединок» (он используется только для демонстра­ции и не оценивается) и скажите: «Эти картинки рассказыва­ют о человек, который принял участие в боксерском поедин­ке; этот поединок он проиграл. Сейчас карточки лежат в бес­порядке, а не так, как должны быть размещены. Проследи за мной и посмотри, как я перевожу их, чтобы получился действи­тельно рассказ в картинках». После того, как карточки будут разложены правильно, остановитесь на минуту, чтобы испыту­емый смог ознакомиться с предоставленной последовательно­стью. Затем переходите к заданиям № 1 — 7.

Последовательность предъявления карточек определяет­ся номерами, напечатанными на их тыльной стороне. Там же напечатаны и кодирующие буквы, определяющие правильную последовательность размещения картинок. На каждое зада­ние отводится определенное время. Если испытуемый справ­ляется с работой за более короткий срок, то ему выставляют­ся дополнительные, премиальные баллы.

Отсчет времени начинается с того момента, когда после­дняя карточка ляжет перед испытуемым. Временные лимиты для каждого задания приведены ниже.

Начинайте с задания № 1 («Пожар»). Перед предъявле­нием карточек обратитесь к испытуемому: «У меня есть еще карточки, из которых ты должен составить рассказ. Я буду выкладывать их перед тобой в беспорядке. А ты должен бу­дешь расположить их в правильной последовательности, что­бы получился осмысленный рассказ».

В дальнейшем каждое новое задание должно предварять­ся повторение слов: «Разложи это в правильной последова­тельности, чтобы получился осмысленный рассказ». Это об­ращение может быть сокращено, когда испытуемый хорошо поймет, что надлежит делать.

Иногда испытуемые начинают раскладывать карточки не слева направо (как принято), а справа налево или даже сверху вниз. В таких случаях нужно спросить испытуемого: «Где

начинается рассказ?». Если испытуемый правильно показы­вает начало рассказа и последовательность соблюдена, то та­кое задание засчитывается.

Оценки для заданий № 1 — 7

(включая премиальные баллы за скорость).

№ л/л Задание Ли­миты вре­мени, с Правиль­ная по-следова-тель-ность картинок Оценки {в баллах), в зависимости от скорости выполнения задания, с
4
ПОЖАР УЖАС 16-45 11-15 6-10 1-5
ВОР СТОП 16-45 11-15 &-10 1-5
ФЕРМЕР КРОТ или ОКРТ 16-45 11-15 6-10 1-5
ПИКНИК СМЕХ или СМХЕ 16-45 11-15 6-10 1-5
соня ОТДЫХ 21-60 16-20 11-15 1-10
САДОВ­НИК УДОЧКА или УОДЧКА 31-75 21-30 16-20 1-15
ДОЖДЬ МАСТЕР 31-75 21-30 16-20 1-15
МСТЕАР 2 балла, без премиальных
АСТЕМР 2 балла, без премиальных

Если испытуемый, который начинал с наблюдения за де­монстрацией «Поединка», не справился ни с заданием «По­жар»', ни с заданием «Вор», то ему задания от А до Г не засчи-тываются автоматически. Поэтому дайте ему задания А, Б, В и Г, сосчитайте «заработанные» баллы и на этом испытание прекратите. Испытание прекращается при двух неправильно выполненных (оцененных в 0 баллов) заданиях подряд.

Оценивание.Задания А, Б, В и Г оцениваются в соответ­ствии с инструкцией. По заданиям 1 — 7 оценки выставля­ются в соответствии с таблицей. За правильное выполне­ние этих заданий испытуемый получает по 4 балла и еще до 3 баллов — в качестве премии за быстроту ответов. В

таблице приведены также баллы для приемлемых вариантов ответов. Если испытуемый, который начал с наблюдения за демонстрацией «Поединка», «заработал» некоторое количество баллов по заданиям «Пожар» и «Вор», то ему начисляются также 8 баллов за задания А, Б, В и Г.

Максимально возможная оценка — 57 баллов.

9-й субтест Составление орнаментов из кубиков

Для проведения данного теста используется набор из 9 одинаковых кубиков. Кубики окрашены в два цвета — крас­ный и белый; граница между этими цветами проходит по ди­агонали, разрезающей кубики на две симметричные части. Развертка такого кубика представлена на рис.1 (вместо крас­ного цвета на рисунке использована штриховка). Реальный размер грани кубика — 25 мм (1 дюйм).

Воспроизведение цифр в обратном порядке - student2.ru

Рис.1. Развертка кубика для субтеста «Составление орнаментов из кубиков» (изгибание — за плоскость рисунка).

Для испытуемых моложе 8 лет либо тех, кто подозревается в умственной отсталости.

Инструкция. Орнамент А. Возьмите четыре кубика в руку и скажите: «Ты видишь, что у этих кубиков разные стороны раскрашены по-разному. Я сложу их вместе, и у меня полу­чится узор. Следи за моими действиями»1.

Медленно расположите четыре кубика так, как показано на карточке. Затем вручите испытуемому четыре других ку­бика и скажите: «Сделай точно так же, как я». Если испыту­емый не справляется с заданием обратитесь к нему: «Посмот­ри снова, как я это делаю». Проведите повторную демонстра­цию, используя кубики испытуемого. Затем кубики испытуе­мого перемешайте, а свои образец оставьте в неприкосновен­ности. Обратитесь к испытуемому: «Попробуй еще раз и сде­лай точно так же, как я»,

В левом углу каждой карточки обозначено время (в се­кундах), отводимое на выполнение данного орнамента. Хро­нометрирование каждой попытки начинается в тот момент, когда прозвучит последнее слово инструкции. Если при вы­полнении заданий А, В и С испытуемому предоставляется вторая попытка, то время фиксируется заново.

Задание считается невыполненным в двух случаях: если испытуемый вообще не может сложить орнамент или если он не успевает сложить орнамент за отведенное время. Если выполняя задания А, В и С, испытуемый не уложился в лимит времени, то работу следует прервать и предоставить вторую

1 Необходимо предупредить возможность того, что испытуемый будет смотреть на боковые стороны фигуры, а не на ее верх. Для этого следует построить показ так, чтобы испытуемый смотрел на кубики сверху вниз. Изложив задание, экзаменатор должен передвинуть фигуру-образец на рас­стояние примерно 18 см от края стола, где сидит испытуемый. Если испы­туемый правша, фигура-образец должна размещаться несколько левее ли­нии, перпендикулярной телу испытуемого, и правее — если он левша. Для экзаменатора важно, чтобы и испытуемый сидел параллельно краю стола. В исходной позиции при использовании 4 кубиков у 3 из них верхняя грань должна быть белой, а у одного — красно-белой. При использовании 9 ку­биков у 7 из них верхняя грань должна быть белой, у одного — красной и у одного — красно-белой.

попытку (в соответствии с правилами, касающимися каждого из этих заданий)2.

Воспроизведение цифр в обратном порядке - student2.ru

Рис.2 . Наиболее распространенные ошибки в составлении орна­ментов из кубиков.

Орнамент В. Перед продолжением работы переверните все кубики. Потом за ширмочкой (ее функцию может выпол­нить раскрытая папка) составьте орнамент В и покажите модель испытуемому. При этом скажите: «А теперь сделай так, как здесь. Сделай самостоятельно». Если испытуемый при пер­вой попытке не справляется с орнаментом В, переверните ку­бики испытуемого и скажите: «Посмотри, как это делаю я». Оставьте модель в неприкосновенности и продублируйте.ее кубиками испытуемого. После демонстрации верните его ку­бики в исходное положение и скажите: «А теперь попробуй это сделать сам».

2 Любое отступление от положения образца на плоскости или от его внут­ренней структуры считается ошибочным (рис.2). Перед тем как предоста­вить вторую попытку, скажите: «Посмотри, кубики должны лежать вот так». Переставьте кубики испытуемого, чтобы они соответствовали образцу. За­тем, вернув его кубики в исходное положение (3 кубика имеют красную верхнюю грань, а 1 — красно-белую), предложите составить узор самосто­ятельно. Если и при второй попытке испытуемый повторяет свои ошибки, он получает 0 баллов. Однако, если он скорректирует свой узор и составит заданный орнамент, ему выставляется 1 балл. Эти же правила касаются орнаментов В и С.

Оценивание:2 балла — за выполнение с первой попытки, 1 балл - за выполнение со второй попытки.

Испытание прекращается, если испытуемый не справился с заданием даже со второй попытки.

Орнамент С. Если испытуемый с первой или со второй попытки справился с орнаментом В, уберите кубики, которые служили образцом, и на их место положите карточку с зада­нием С Обратитесь к испытуемому: «На этот раз мы попы­таемся так собрать кубики, чтобы они выглядели, как на этих рисунках. Сначала посмотри, как это буду делать я». Составьте медленно орнамент и как только кончите, скажите: «Видишь, верх кубиков выглядит точно так же, как на картинке». Вер­ните кубики, которые использовались во время показа, в ис­ходное положение и скажите: «А теперь посмотри на картин­ку и сам составь этот орнамент из кубиков. Начинай».

Если испытуемый не справляется с составлением орнамен­та, верните кубики в исходное положение и скажите: «Посмот­ри, как я это делаю». Составьте орнамент снова. Затем вер­ните кубики в исходное положение и скажите: «Начинай. Посмотрим, получится ли у тебя на этот раз».

Оценивание:2 балла — за выполнение задания с первой попытки; 1 балл — со второй.

Испытание прекращается, если испытуемый не справился с заданием даже со второй попытки.

Если испытуемый справился с заданием С (с первой или со второй попытки), продолжайте тестирование, начиная с орнамента № 1 и проводите его до тех пор, пока не будет две неудачи под­ряд (см. инструкцию для орнамента № 1 — 7 ниже).

Для испытуемых 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости. Инструкция.Разложите кубики так, как это предусмот­рено правилами. Возьмите карточку, обозначенную буквой С, и скажите: «Посмотри, эти кубики имеют различную окраску сторон. Их можно сложить вместе и составить такой же ор­намент, как на этой карточке. Посмотри, как я это делаю».

1 Начиная с этого задания все образцы предъявляются только с помощью карточек.

Медленно составьте орнамент. Затем верните кубики в исход­ное положение и скажите: «А теперь сделай так же. Начи­най. Скажи мне, когда окончишь». Дайте испытуемому четы­ре кубика.

Если испытуемый с первой попытки не справится с за­данием, предоставьте ему вторую попытку, используя инст­рукцию, данную выше в отношении второй попытки по ор­наменту С.

Если испытуемый не справится с орнаментом С даже со второй попытки, вернитесь к орнаментам А и В, которые пред­лагались для испытуемых меньшего возраста. Затем, записав испытуемому столько баллов, сколько он «заработал» за ор­наменты А и В, прекратите испытание.

Оценивание:2 балла — за выполнение с первой попытки и 1 балл — со второй попытки. Если испытуемый выполняет орнамент С с первой попытки или второй попытки, перейдите к орнаменту № 1 и запишите 4 балла за орнаменты А и В.

Наши рекомендации